Абстракционизм

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АБСТРАКЦИОНИЗМ
одно из направлений изобразительного искусства XX в. Появился как составная часть движения за обновление искусства на рубеже XIX и XX вв., позже названного АВАНГАРДИЗМОМ. Часть авангардистов стала создавать искусство абстрактных форм (геометрических фигур, линий, цветовых пятен)-А. Родоначальником его были русские художники КАНДИНСКИЙ и МАЛЕВИЧ, голландец МОНДРИАН. Расцвет А. пришелся на 40-60-е гг.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Абстракционизм
лат. abstractio – отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство, отрицающее категорию изобразительности. А. реально не воспроизводит действительность, хотя при этом прибегает к использованию традиционных средств изобразительного искусства: линии, точки, цветовые пространства. Посредством их комбинаций осуществляется достижение определенных декоративных эффектов соответствующих субъективным представлениям, настроениям и чувствам художника и выражающих его отношение к миру и философские позиции. Как направление в искусстве А. возник почти одновременно в 1910-х годах в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-х годах в Париже и Нью-Йорке.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АБСТРАКЦИОНИЗМ
(лат. Аbstractio — удаление, отвлечение) — художественное направление в искусстве XX в., представители которого изображали реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций, геометрических фигур, возбуждающих свободные ассоциации и эмоции, но не представляющие какоголибо конкретного содержания.
Абстрактное искусство родилось из авангардистских течений конца XIX в. — импрессионизма, неоимпрессионизма, постимпрессионизма. Эти направления живо-писи снизили значение самого предмета изображения и сместили акцент творчества на процесс создания произведения . В первом десятилетии XX в. некоторые евро-пейские художники стали отходить от традиционного изображения природы и сюжета и провозгласили требование новых форм их отображения. Отличительной особенностью абстракционизма является отказ от вос-произведения реально воспринимаемых образов и пред-метов, их разложение на отвлеченные линии, плоскости, геометрические фигуры, цветовые пятна, которые произвольно сочетаются в различных композициях.
Основоположником и теоретиком абстракционизма стал русский художник Василий Кандинский, который в своей теоретической работе «О духовном в искусстве» (1910) провозгласил отказ от изображения натуры в пользу духовной сущности предметов и явлений. Художник, по его мнению, должен изображать «вибрацию души», что достигается сочетанием цветовых линий, пятен или геометрических фигур. При этом цветовому колориту абстракционизм придает особое значение, поскольку он способен отрицать чувства и настроения человека (черный — смерть, белый — рождение, красный — мужество и т.д.).
Развитие абстракционизма шло по двум направлениям: 1) стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и 2) создание геометрических аб-стракций. В первом случае это привело к появлению экспрессионизма и фовизма, ставивших себе цель пол-ного освобождения цвета от предметной реальности. Во втором случае развитие абстракционизма пошло по пути создания новых вариантов художественного пространства посредством сочетания всевозможных гео-метрических форм, цветных плоскостей, прямых и ло-маных линий. Это нашло свое выражение в кубизме и супрематизме. Абстрактное искусство доминировало в европейской культуре с 20-х гг. и породило там много своих направлений: ташизм— во Франции; живопись действия — в Англии; абстрактный экспрессионизм — в США. Расцвет абстрактного искусства падает на сере-дину XX в., а к концу 60-х гг. абстракционизм полностью исчерпал себя.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АБСТРАКЦИОНИЗМ
от лат. abstractiо – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественных направлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полный отказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строится на соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объемных и плоских геометризованных форм. При помощи отвлеченных построений художники хотели выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.
Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», в котором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становится мощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картины Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник» с их текучими, «музыкальными» формами и эмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый «Черный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший). Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним из авторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл «планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».
В нач. 20 в. абстракционизм распространился во многих странах Запада. В 1912 г. в Голландии рождается неопластицизм. Создатель неопластицизма П. Мондриан вместе с Т. ван Дусбургом основал группу «Де Стейл» (1917) и журнал под тем же названием (выходил до 1922 г.). «Человеческое начало» из их искусства было пол ностью изгнано. Участники группы «Де Стейл» создавали полотна, где расчерченные сеткой линий поверхности образовывали прямоугольные ячейки, заполнявшиеся чистыми однородными цветами, что, по мнению Мондриана, выражало идею чистой пластической красоты. Он хотел создать живопись, «лишенную индивидуальности» и, в силу этого, обладающую «мировым значением».
В 1918–20 гг. в России возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший архитекторов (К. С. Мельников, А. А. Веснин и др.), скульпторов (В. Е. Татлин, Н. Габо, А. Певзнер), графиков (Эль Лисицкий, А. М. Родченко). Суть направления изложил Веснин: «Вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Важную роль в развитии конструктивизма сыграл «Баухауз» – художественное объединение, основанное в 1919 г. в Германии архитектором В. Гропиусом (П. Клее; В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.). В 1930 г. французский критик М. Сейфор создал в Париже группу «Круг и квадрат». В 1931 г. в Париже возникло объединение «Абстракция – творчество», основанное эмигрантами из России Н. Габо и А. Певзнером. Особенно радикальным направлением был ташизм (от франц. tache – пятно). Ташисты (П. Сулаж, Х. Хартунг, Ж. Матье и др.) обходились без кистей. Они выплескивали, разбрызгивали краски на холст, затем размазывая или растаптывая их. К краскам они примешивали сажу, деготь, уголь, песок, битое стекло, полагая, что цвет грязи не менее прекрасен, чем цвет неба. С началом Второй мировой войны центр абстракционизма переместился в США (Дж. Поллок, А. Горки, В. Кунинг, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). В 1960-е гг. начался новый подъем абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остается актуальным, однако уже не занимает главенствующих позиций, как в нач. 20 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Абстракционизм А. Веберна

Кабдурахманова Луиза Бахтиеровна
В статье освещается роль представителя Новой венской школы композитора и дирижера Антона Веберна в последовании музыкальному абстракционизму, новаторство его творчества.
Читать PDF
3.94 мб

Концепция абстракционизма в эстетической теории антонио Менегетти

Сергеева Ольга Борисовна
В статье анализируется концепция абстрактного художественного языка, разработанная современным итальянским эстетиком, психологоми художником Антонио Менегетти.