Ацтеки

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ацтеки
один из народов, принадлежащих к коренному населению Америки. Создали высокоразвитую цивилизацию, уничтоженную испанцами в ходе завоевания Америки.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Ацтеки
(самоназвание – астека, науа) – индейский народ в Мексике (1,2 млн. чел.). Язык – науатль, принадлежащий к большой группе ютоацтекских языков. К 12 в. ацтеки, пришедшие с севера, вторглись в долину Мехико и обосновались в ней, а в 14 в. основали поселение Теночтитлан (современный Мехико). В 1427 г. ацтеки в союзе с городами-государствами Тескоко и Тлакопаном подчинили себе население всей долины, а затем и Центральной Мексики. В 1519 – 21 г.г. ацтеки были завоеваны испанцами. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико у них господствовал родоплеменной строй. Богатая культура ацтеков основана на традициях предшествовавших жителей Мексики (См. Тольтеки, Сапотеки, Мшитеки). Наиболее развитыми были медицина и астрономия. У ацтеков имелись иероглифическое письмо, солнечный календарь, было развито искусство. Столица, выстроенная на острове среди оз. Тескоко, имела регулярный план и была прорезана каналами. Среди сохранившихся построек ацтеков – 4-гранные каменные пирамиды, строго геометрические по форме храмы. В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, есть полные жестокой и суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных. Мастерски исполнялись украшения из перьев, полихромная керамика, мозаика из камня и раковин, вазы из обсидана, ювелирные украшения. В настоящее время большинство ацтеков - сельскохозяйственные и промышленные рабочие Мексики, лишь небольшая часть сохранила старый уклад. См. Индейцы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АЦТЕКИ
самоназвание - астеки) - наиболее крупный индейский народ Мексики. Числ. прибл. 750 т. ч. (по оценке 1958). Язык А. - нахуатль, принадлежит к большой семье юто-ацтекских яз. По легендарной традиции (подтверждаемой данными археологии), A., придя с С., обосновались в долине Мехико в 12 в. и первоначально находились в зависимости от др., более сильных племен (кулуа и тепанеков). В 1325 основали поселение Теночтитлан (ныне на его месте г. Мехико) В 1427 в союзе с племенем аколхуа разбили тепанеков и подчинили себе всю долину. Постепенно захватили в этом союзе гегемонию и завоевали Центр. Мексику до Мексиканского зал. и Тихого ок. В 1519-1521 А. были завоеваны испанцами. Первоначально А. возглавлялись советом из глав 20 родов и 2 вождями. В результате социально-экономич. расслоения, и постепенного перехода к клас. обществу у А. в 15 в. формировалось раннерабовладельч. гос-во. Была развита торговля, начинался процесс выделения ремесла. До исп. завоевания А. не знали железа, но умели плавить золото, серебро, медь и бронзу. Осн. с.-х. культурами были маис, хлопок, какао, табак, томаты, домашних животных (кроме собак) не имели. У А. имелось пиктографич. письмо, было развито иск-во. В наст. время большинство А. принадлежит к с.-х. и пром. рабочим Мексики; лишь небольшая часть их (напр., тлахуика в Морелосе) сохранила старый хоз. уклад.

Лит.: Вайян Д. К., История ацтеков пер. с англ., М., 1949; Народы Америки, т. 2, M.-Л., 1959; Katz F., Die Sozial?konomischen Verh?ltnisse bei den Azteken im 15 und 16 Jahrnundert, В., 1956 (Etnogr.-arch?olog. Forschung., Ed 3, tl 2).

R. В. Кинжалов. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ацтеки
Ацтеки (Aztecs), индейский народ в Центр. Америке, в древности был известен как Мексика (отсюда и назв. страны - Мексика) или тоночеки (отсюда Теночтит-лан - столица). Подобно их предшественникамтольтекам, А. появились первоначально на С. Мексики. В нач. 13 в. они мигрировали в долину Мехико и наконец осели на о-ве на оз. Тескоко (впоследствии оно было почти осушено испанцами), т.к. получили от своих богов указание поселиться там, где увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Основав здесь город, они вступили в союз с двумя городами - Тескоко и Тлакопан - против Ацкапоцалько и, разгромив его, продолжали в течение 15 в. покорять др. города. К нач. 16 в. создали империю, протянувшуюся от одного побережья до др. и от пустынь на С. до царств майя на Юкатане.Культуру А. отличали три особенности: религия с широко распространенным ритуалом человеческих жертвоприношений богам и особенно их богу войны Уицилопочтли; чинампас - плавучие сады - искусств, островки, расположенные на озере в правильном порядке с разделяющими их каналами, предназначенные для снабжения населения с.-х. продуктами; разветвленная торг, сеть и система сбора дани. Однако мн. из данников, покоренные незадолго до прибытия испанцев, стремились избавиться от зависимости ив 1519 г. стали союзниками Кортеса. Ацтек-ский вождь Монтесума решил, что испанцы - это потомки бога Кецалькоатля, и не понял, какая угроза нависла над его страной. Он торжественно принял Кортеса, а тот взял его в плен. В 1520 г. А. подняли восстание, и Монтесума был убит. Его преемник Куа-утемок, последний ацтекский правитель, упорно сопротивлялся оккупантам, нов 1521 г. Кортес захватил Теночтитлан и покорил ацтекское царство.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

АЦТЕКИ
(aztec). Последним варварским племенем, вступившим в долину Мехико после падения цивилизации тольтеков в 12 в., была группа, которую называют А. (самоназвание — «мексика» или «теночка»). Какое-то время они жили на берегах оз. Текскоко, но в 1345 г. А. основали г. Теночтитлан на нескольких незаселенных островах. А. включились в военную и политическую борьбу в долине и повели ее столь успешно, что к 1428 г. Теночтитлан стал независимым государством в союзе с Текскоко и Тлакопаном. Этот тройной союз вскоре стал контролировать всю долину и во главе с Теночтитланом начал осуществлять вооруженную экспансию, которая еще не была закончена к моменту испанского вторжения. А. и их союзники в 1519 г. правили большей частью современной Мексики от зоны пустынь на севере до Оахаки на юге, их власть простиралась до современной границы Гватемалы. Эта огромная территория не была организована в единую империю. Подчиненные города, сохранявшие лояльность и платившие дань регулярно, были предоставлены самим себе. Никаких попыток их растворения не делалось. Война тем не менее лежала в основе ацтекского образа жизни. А. были очень воинственным народом, статус мужчины зависел главным образом от его военных успехов. Верховный бог А., Уицилопочтли, был богом войны, требовавшим крови человеческих жертв; лишь постоянные военные действия могли обеспечить достаточный приток пленных для жертвоприношений. По мере роста могущества А. они становились более цивилизованными, воспринимая достижения более древних и развитых в культурном отношении племен долины Мехико. Из скопления тростниковых хижин Теночтитлан стал большим имперским городом, настолько крупным, что он уже не мог обеспечивать себя и существовал в основном за счет дани из провинций. В город поступали как предметы роскоши, так и товары первой необходимости. Существовали школы ремесленников (часто миштекского происхождения), производившие ювелирные изделия, мозаику из бирюзы, изделия из перьев, резной камень . Великолепие Теночтитлана трудно представить, т.к. произведения архитектуры и живописи почти не сохранились после испанского вторжения в 1521 г. Сохранились копии нескольких книг (кодексы). Общеупотребительными были глиняные статуэтки, сделанные в формах . Керамика с серой росписью по оранжевому фону была украшена геометрическим орнаментом и стилизованными изображениями.

Источник: Археологический словарь. 1990

Ацтеки

По преданиям, теночки, которые вели свое происхождение от одного из племен группы науа, жили первоначально на острове (как теперь полагают, в Западной Мексике). Эту мифическую родину теночки называли Астлан; отсюда возникло наименование ацтеки, правильнее астека. Б первой четверти XII в. теночки начали свое странствие. В это время у них сохраняется первобытно-общинный строй. В 1248 г. они осели в долине Мехико в Чапультепеке и находились некоторое время в подчинении у племени кулуа. В 1325 г. теночки основали на островах озера Тешкоко поселение Теночтитлан. Около 100 лет теночки находились в зависимости от племени тепанеков, выплачивая ему дань. В начале XV в. их военная мощь возросла. Около 1428 г. под предводительством вождя Ицкоатля они одержали ряд побед над соседями — племенами Тешкоко и Тлакопана, вступили с ними в союз и образовали конфедерацию трех племен. Теночки захватили первенствующее положение в этой конфедерации. Конфедерация боролась с враждебными ей племенами, окружавшими ее со всех сторон. Ее господство несколько выходило за пределы долины Мехико.
У теночков, слившихся с жителями долины Мехико, которые говорили на том же языке, что и теночки (язык науатль), быстро стали развиваться классовые отношения. Теночки, воспринявшие культуру жителей долины Мехико, вошли в историю под названием ацтеков. Таким образом, ацтеки были не столько создателями, сколько наследниками культуры, называемой их именем. Со второй четверти XV в. начинается расцвет общества ацтеков и развитие его культуры.
Хозяйство ацтеков
Основной отраслью производства ацтеков было поливное земледелие. Они создали так называемые пловучие сады - маленькие искусственные островки; у топких берегов озера вычерпывалась жидкая земля с тиной, ее собирали кучами на плоты из камыша и сажали здесь деревья, своими корнями закреплявшие образовавшиеся таким образом островки. Таким путем бесполезные заболоченные пространства превращались в огороды, пересекаемые каналами. Кроме кукурузы, служившей основным питанием, сажали бобы, тыквы, помидоры, бататы, агаву, фиги, какао, табак, хлопок, а также кактусы, на последних разводили кошениль — насекомых, выделяющих пурпурную краску, Из сока агавы изготовляли род браги — пульке; кроме нее любимым напитком был шоколад, который варили с перцем.( Само слово «шоколад» — ацтекского происхождения.) Волокно агавы шло на бечевки и канаты, из него ткали и мешковину. Ацтеки получали каучук из Вера Крус и сок гваюлы с севера Мексики; они делали мячи для ритуальных игр.
От народов Центральной Америки через ацтеков Европа получила культуры кукурузы, какао, томатов; от ацтеков европейцы узнали о свойствах каучука.
Ацтеки разводили индюков, гусей, уток. Единственным домашним животным была собака. Собачье мясо также гало в пищу. Охота не играла сколько-нибудь значительной роли.
Орудия труда изготовлялись из дерева и камня. Особенно хорошо обрабатывались лезвия и наконечники из обсидиана; употреблялись и кремневые ножи. Главным оружием были лук и стрелы, затем дротики с метательными дощечками.
Ацтеки не знали железа. Медь, добывавшуюся в самородках, ковали, а также отливали способом расплавления восковой формы. Таким же способом отливали и золото. В искусстве отливки, ковки и чеканки золота ацтеки достигли большого мастерства. Бронза появилась в Мексике поздно и употреблялась для предметов культа и роскоши.
Ткачество и вышивка ацтеков стоят в ряду лучших достижений в этой области. Особенно прославилась ацтекская вышивка перьями. Большого мастерства достигли ацтеки в керамике со сложным геометрическим орнаментом, резьбе по камню и в мозаике из драгоценных камней, нефрита, бирюзы и т. п.
У ацтеков была развита меновая торговля. Испанский солдат Берналь Диас дель Кастильо описал главный рынок вТеночтитлане. Его поразила и громадная масса народа и огромное количество изделий и припасов. Все товары были размещены особыми рядами. На краю рынка, около ограды храмовой пирамиды, располагались продавцы золотого песка, который хранился в стержнях гусиных перьев. Стержень определенной длины служил единицей обмена. Подобную роль играли также кусочки меди и олова; для мелких сделок употребляли бобы какао.
Общественный строй ацтеков
Ацтекская столица Теночтитлан делилась на 4 района (мейкаотлъ) со старейшинами во главе. Каждый из этих районов делился на 5 кварталов — калъпулли. Кальпулли первоначально были патриархальными родами, а объединявшие их мейкаотли — фратриями. Ко времени испанского завоевания в одном жилище обитала домашняя община — сенкалли, большая патриархальная семья в несколько поколений. Земля, принадлежавшая в целом племени, была разделена на участки, каждый из которых обрабатывала домашняя община. Кроме того, при каждом селении были земли, выделенные для содержания жрецов, военачальников, и особые «военные земли», урожай с которых шел на снабжение воинов.
Земля обрабатывалась совместно, но при вступлении в брак мужчина получал надел в личное пользование. Наделы, как и вся земля общины, были неотчуждаемы.
Общество ацтеков делилось на классы свободных и рабов. Рабами были не только военнопленные, но и попавшие в рабство должники (до тех пор, пока не отработают долга), а также бедняки, продавшие себя или своих детей, и те, кто был изгнан из общин. Диас сообщает, что невольничий ряд на главном рынке был не меньше лиссабонского рынка рабов. Рабы носили ошейники, прикрепленные к гибким жердям. Источники не сообщают, в каких отраслях труда были заняты рабы; вероятнее всего, их использовали на строительстве больших сооружений, дворцов и храмов, а также в качестве ремесленников, носильщиков, прислуги, музыкантов. На покоренных землях военачальники в качестве трофеев получали в свою собственность данников, положение которых напоминало положение крепостных — тламайти (буквально — «земельные руки»). Появилась уже группа свободных ремесленников, продававших изделия своего труда. Правда, они продолжали жить в родовых кварталах и не выделялись из общих домохозяйств.
Таким образом, наряду с остатками общинных отношений и отсутствием частной собственности на землю существовали рабство и частная собственность на продукты земледелия и ремесла, а также на рабов.
Во главе каждого кальпулли стоял совет, в который входили выборные старейшины. Старейшины и вожди фратрий составляли племенной совет, или совет вождей, в который входил и главный военный вождь ацтеков, который имел два звания: «вождь храбрых» и «оратор».
Вопрос об определении общественного строя ацтеков имеет свою историю. Испанские хронисты, описывая Мексику, называли ее королевством, а захваченного в плен испанцами главу союза ацтеков Монтесуму они называли императором. Взгляд на древнюю Мексику как на феодальную монархию господствовал до середины XIX в. На основании изучения хроник и описания Берналя Диаса Морган пришел к выводу, что Монтесума был вождем племени, а не монархом, и что у ацтеков сохранялся родоплеменной строй.
Однако Морган, полемически усиливая значение сохранившихся у ацтеков элементов родовой организации, несомненно, переоценил их удельный вес. Данные новейших исследований, главным образом археологических, свидетельствуют о том, что общество ацтеков в XVI в. было классовым, что в нем существовали частная собственность и отношения господства и подчинения; возникло государство. При всем этом несомненно, что в обществе ацтеков сохранялось и много пережитков первобытно-общинного строя.
Религия ацтеков и их культура
Религия ацтеков отразила процесс перехода от родо-племенного строя к классовому обществу. В их пантеоне наряду с олицетворениями сил природы (бог дождя, бог туч, богиня кукурузы, боги цветов) выступают и олицетворения общественных сил. Уицилопочтли — бог покровитель теночков — почитался и как бог солнца и как бог войны. Наиболее сложен образ Кецалкоатля — древнего божества тольтеков. Он изображался в виде пернатой змеи. Это — образ бога-благодетеля, научившего людей земледелию и ремеслам. Согласно мифу, он удалился на восток, откуда должен вернуться.
В ритуал ацтеков входили человеческие жертвоприношения.
У ацтеков, отчасти под влиянием тольтеков, возникла письменность, которая была переходной от пиктографии к иероглифике. Реалистическими рисунками и частично символами были запечатлены исторические предания и мифы. Показательно описание странствования теночков с мифической родины в рукописи, известной под названием «Кодекса Ботурини». Роды, на которые делилось племя, обозначены рисунками домов ( в основных элементах) с родовыми гербами. Датировка обозначена изображением огнива — «год одного огнива». Но в некоторых случаях знак, изображающий предмет, имел уже фонетическое значение. От майя через тольтеков к ацтекам дошли летосчисление и календарь.
Наиболее значительными произведениями архитектуры ацтеков, сохранившимися до наших дней, являются ступенчатые пирамиды и украшенные барельефами храмы. Скульптура и в особенности живопись ацтеков служат великолепным историческим памятником, так как они воспроизводят живой быт носителей ацтекской культуры.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. 1958

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
179.54 кб

Политические модели ацтеков и майя до испанского завоевания

Сулимов Станислав Игоревич, Черниговских Игорь Васильевич
Статья посвящена сравнительному рассмотрению политических моделей ацтеков и майя.
Читать PDF
570.53 кб

Ацтекский миф о солнце в поэзии Д. Г. Лоуренса

Петросян Мария Сергеевна
В 1923 году Дэвид Герберт Лоуренс приехал в Мексику, где всерьёз увлёкся историей этой страны, уходящей корнями в историю древнего племени ацтеков. Образы и мотивы ацтекской культуры нашли своё отражение в творчестве поэта.
Читать PDF
132.78 кб

2002. 01. 052. Сандстром Э. Р. , Цай Вэньгуй. Судьба души в китайской и ацтекской цивилизациях. Срав

Чайников Ю. В.
Читать PDF
271.57 кб

Образы ацтекской мифологии в поэзии Дэвида Герберта Лоуренса

Петросян Мария Сергеевна
Статья посвящена выразительному и важному пласту творчества английского поэта Дэвида Герберта Лоуренса.

Похожие термины:

  • АЦТЕКОВ КУЛЬТУРА

    -ую, -ет, несов., кого (что). 1. Надевать на кого-н. маску или одевать в маскарадный костюм. М. детей для новогоднего бала. 2. Делать незаметным, невидимым для кого-н. То, чем сейчас вынужден руководствоват