АДАСИНСКИЙ Антон Александрович

Найдено 1 определение
АДАСИНСКИЙ Антон Александрович
актер и режиссер, создатель театра «Дерево» (Санкт-Петербург). Свои первые уроки актерского мастерства А. получил в студии, организованной в начале 1980-х гг. при клоун-мим-театре «Лицедеи». Уже в 1982 г., когда по инициативе «Лицедеев» в Ленинграде проводился «Мим-парад-82», после номеров, показанных А., стало понятно, что он не вписывается в «Асисяй ревю» — спектакль, сделавшийся своеобразным фирменным знаком этого коллектива. Вскоре А. решил не просто расстаться с Полуниным, но организовать собственное дело — театр «Дерево». Как новый театральный организм «Дерево» впервые заявило о себе 15 апреля 1988 г. — в день рождения его лидера, А. И в своих первых интервью, и своим первым спектаклем («Область красного цвета») А. декларировал уникальность принципов, ставших исходными для театра «Дерево»: 1) отказ от работы с литературным материалом; 2) игра не только в традиционном, но и в нетрадиционном театральном пространстве, в репертуаре — и версии уличных хэппенингов; 3) компактность актерской группы (не более 5–6 человек), чтобы можно было поддерживать здоровый психологический климат малой референтной группы, основанный на доверительных отношениях. Актеры «Дерева» неоднократно принимали участие в лабораторных проектах Ежи Гротовского. Спектакли «Дерева» всегда были похожи на «лоскутное одеяло». Они состояли из небольших новелл, которые каждый из актеров придумывает самостоятельно. Общей была только тема, которая бралась не извне, а, по словам А., созревала у них в душе. Из этих импровизаций на заданную тему и рождался спектакль. Общение между актерами строилось на невербальном уровне. При этом использовались весьма разнообразные средства выразительности. Здесь были элементы и пантомимы, и клоунады, и различных форм современного танца (одно время наблюдалось сильное увлечение «буто»), и акробатики, и т. п. За 15 лет существования коллектива (т. е. к 2003 г.) было создано шесть спектаклей: «Область красного цвета», «Всадник», «Фата Моргана», «Однажды», «Острова в океане», «Суицид». Все они организованы в технике клипа и шоу, однако спектакли «Дерева» не имеют ничего общего с эстрадными или мюзик-холльными представлениями. Их всегда отличала романтическая направленность, средоточие драматического напряжения гнездилось здесь в невозможности совместить желаемое и действительное. Отсюда и бесконечная фантасмагоричность спектаклей А., в которых на равных правах материализовались два мира, отражающих либо душу человеческую, расколотую надвое, либо душу мятущуюся, лишенную возможности обрести покой в мире, ее окружающем. И хотя по сюжету герой проигрывает свой поединок, театр «Дерево» всегда оставляет зрителю ощущение возможной победы. Именно так и происходило в программном спектакле «Однажды» («Once»), где престарелый оборванец влюбился в очаровательную молоденькую официантку маленького кафе, а она в свою очередь пленилась лощеным манекенообразным щеголем. Мечты каждого из любящих развиваются параллельно, лишь изредка пересекаясь, чтобы взорваться фейерверком сказочных видений или каскадом будничных обид и потасовок. Но в финале спектакля театр приводит нас вовсе не к положенному по традиции хеппи-энду, не к свадьбе героини с тем или иным претендентом на ее руку и сердце, а к изящно изложенному ощущению того, что, может быть, самым главным в жизни человека является мерцание его души, подобное мерцанию маячка, вставленного в находящуюся на портале сцены большуюкартинную раму, окаймляющую морской простор. «Дерево» не привязывалось к стационарному помещению, а его репертуар не определялся принципами «обслуживания» населения. Спектакли игрались только до тех пор, пока они были интересны самим его создателям. Почти с первых дней своего существования «Дерево» стало колесить по всему миру: сначала это были разовые выступления на международных фестивалях, затем и гастрольные поездки. К 1990 г., вскоре после перестроечных перемен, театр оказался беспризорным, хотя имел мировую известность среди всевозможных молодежных движений. «Дерево» никогда не было государственным театром. Испытывая массу материальных затруднений, актеры в конце концов оказались «вынужденными переселенцами», обретя репетиционную базу сначала в Чехии, а позже — в Германии. Однако все последующие годы на афишах «Дерева» обязательно значится — «театр Санкт-Петербурга». Между тем на гастроли в родной город «Дерево» впервые приехало спустя 10 лет после своего переселения в Европу. Случилось это не только благодаря тому, что за это время они обрели всемирную известность, но и потому, что А. был приглашен в Мариинский театр в качестве исполнителя Дроссельмейера в балете Чайковского «Щелкунчик», сценографию которого осуществлял художник М. Шемякин. Начиная с 2000 г. А. ведет активную деятельность по организации в Санкт-Петербурге Центра пластических театров, где предполагается проводить фестивали различных уровней, создать постоянно действующую школу по подготовке актеров различных пластических направлений и, разумеется, показывать спектакли театра «Дерево». (Е. М.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010