Адонис
Адонис
в греческой мифологии олицетворение умирающей и воскресающей природы, сын красавицы Мирры (Смирны), превращенной богами в дерево, источавшее благовоние. Адонис погиб на охоте, искусанный диким вепрем. В назначенный срок он вновь являлся на землю. В честь его возвращения ранней весной и осенью греки сажали цветы в горшках и называли их «садиками Адониса».
АДОНИС
в мифологии красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в цветоканемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в аду лишь треть года, треть года жить с Афродитой и остальную треть — где он сам захочет (этот миф, повидимому, относится к кажущейся смерти природы зимой и к возрождению ее весной).
Источник: Краткий словарь античности. 2001
АДОНИС
греч. Adonis, от финик. Адон - господин) - греч. назв. финикийского божества растительности и плодородия, соответствующего вавилон. Таммузу. Культ А. известен со 2-го тыс. до н. э., а с нач. 1-го тыс. распространялся по финик. колониям в Средиземноморье и затем проник в Грецию (в греч. мифологии А. - возлюбленный Афродиты). Культ А. оказал влияние на христианство (миф о страждущем боге). Лит.: Baudissin W. W.,Adonis und Esmun,Lpz.,19U.
АДОНИС
в греч. миф. божество финик.-сирийск. происхожд. с ярко выраж. растит. функциями, связан. с перио-дич. умиранием и возрожд. природы. Культ А. существ. в Финикии, Сирии, Египте, на о-вах Кипр и Лесбос. Согл. Лукиану, в Библе было святилище Афродиты, где происход. оргии в честь А., сопровожд. священ. проституцией, причем первый день был посвящен плачу, а второй — радости по воскресш. А. Адонии — праздник в честь А. — были особенно популярны в эпоху эллинизма, когда распростр. греко-вост. культы Осириса, Таммуза и др. Поздней весной и ранней осенью женщины выставл. небольшие горшочки с быстро распускающ. и так же быстро увядающей зеленью, т.н. «садики А.» — символ мимолет. жизни.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Адонис
(от финик, adon — господин), финик. — сирийск. божество плодородия и растительности с центром культа в г. Библ. В 6 в. до н. э. культ А. был занесен финик, торговцами в ионич. приморские города, где он получил особое распространение среди женщин. Являвшийся первоначально культом произрастания (праздники в честь А. — адонии — летом, садики А. с быстро увядающими цветами), культ А. в сочетании с богиней Афродитой был облечен в историко-мифологич. форму. А. превратился в возлюбленного Афродиты, убитого на охоте. Первоначальное подразделение года на два временных отрезка — зиму и лето — миф объяснял тем обстоятельством, что Персефона и Афродита поделили молодого прекрасного бога между собой. А. было разрешено шесть месяцев в году пребывать на земле, а остальное время он должен был находиться в подземном царстве.
Источник: Словарь античности. 1989
Адонис
Прекрасный юноша, сын царя Кипра от собственной дочери, возлюбленный Афродиты (Венеры). Согласно Овидию, во время охоты был растерзан диким кабаном, которого наслала ревнивая Артемида. Имя Адонис семитского происхождения и означает "господин", "владыка"; оно соответствует сиро-арамейскому Таммузу (см. Пан); культ богини-матери, связанный с плодородием и растительными функциями, и ее смертного супруга был распространен по всему Среднему Востоку. Адонис являлся растительным божеством; в посвященных ему обрядах вслед за весельем, знаменующим возрождение природы, следовало ритуальное оплакивание. Феокрит в своих "Идиллиях" описал фестиваль в Александрии. В Афинах адонии - праздник в честь Адониса - приходились на середину лета, когда повсюду выставлялись горшочки с быстро отцветающими букетами - так называемые "садики Адониса"; они остались запечатленными на помпейских фресках. С начала 16 в. миф находит воплощение под кистью Тициана, Тинторетто, Веронезе, Рени, Рубенса, Пуссена и др. Первым опубликованным произведением Шекспира была поэма "Венера и Адонис".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
АДОНИС
• Adonis,
´??????, -????, ´????, сын Фойника и Алфесибойи, дочери Агенора, или сын Кинира, царя пафского на Кипре, и Мефармы, или ассирийского царя Фейанта (?????) и дочери его Мирры (или Смирны), превращенной в мирровое дерево, прекрасный юноша, любимец Афродиты. Последняя, когда он был еще ребенком, положив его в ящик, дала на сохранение Персефоне. Персефона, также влюбившись в мальчика, не захотела его возвратить. Тогда Зевс решил, что А. будет проводить ? года в Аду, у Персефоны, и ? года в надземном мире, с Афродитой, в остальную же треть будет жить, где сам захочет. А. избрал на это последнее время общество Афродиты. Уже в юношеском возрасте убитый на охоте вепрем, он был горько оплакиваем богиней любви. Ov. met. 10, 298-739. Миф об А., первоначально сирийского происхождения, перешел, однако, и к египтянам, а через Кипр к грекам и у последних в позднейшие времена был часто разрабатываем, изменяем и распространяем. А. (т. е. господин), по азиатскому пониманию, означает жизнь природы, пробуждающейся весной и умирающей осенью. Празднество А., Адонии (?? ??????), чествовалось в большей части Передней Азии и Египта, с особенным блеском во времена Птолемеев в Александрии, а также в Греции и Риме, на Востоке во время летнего солнцестояния, на Западе во время весеннего равноденствия. Оно продолжалось 2 дня: в первый день оплакивали исчезновение ?. (??????????), во второй с восторгом и радостью праздновалось его обретение (?????????). Праздник этот совершался преимущественно женщинами, которые выставляли или выносили изображение А. и Афродиты при пении Адонисовых песен; выставлялись также сосуды со скоро прозябающими и также скоро увядающими растениями (Адонисовы сады) — символ ранней смерти А. В Александрии 1-й день Адонисова праздника был днем радости: тогда А. возвращался из подземного мира к Афродите; в следующий затем день печали А. возвращался будто бы в подземный мир: в похоронном шествии женщины несли его изображение к морю и там погружали. 15-я идиллия Феокрита относится к 1-му дню; ?????????, ???????? (Id. 1) Биона воспевает смерть А. Афродита имела по своим отношениям к А. прозвище ???????, ???????.