АДРИАН

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АДРИАН
Патриарх Московский и всея Руси в 1690—1700 гг. После его смерти Петр I объявил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского, и новый патриарх не был избран. С 1721 г. русской церковью до 1917 г. руководил Святейший синод.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Адриан
(1627-1700) – патриарх Московский и всея Руси в 1690-1700 гг. Возражал против вводимых Петром I брадобрития, курения, ношения иноземной одежды. После его смерти выборы патриарха не проводились, Церковь возглавлял местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Адриан
Адриан (Hadrian, Publius Aelius Hadrianus) (ок. 76- 138 гг.), рим. император (117-138). Род. в Испании; после смерти родителей опекуном его стал "Траян, к-рый объявил его своим наследником; был женат на племяннице Траяна. А. сделал успешную воен. карьеру. Во время своего правления часто совершал поездки по империи: в 121-126 гг. инспектировал зап. провинции, в 128-134 гг. - вост. Во время посещения Британских о-вов для защиты границ начал стр-во т.н. Адрианова вала. Жестоко подавил восстание Бар-Кохбы в Палестине, вызванное планами перестройки оккупированного римлянами Иерусалима. А. покровительствовал искусствам. Сохранились руины его виллы в Тибуре (совр. Тиволи).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

АДРИАН
Публий Элий (24.01.76 — 10.07.138) — рим. император (с 117) из династии Антонинов (усыновлен в 117 Траяном). Прошел хорошую воен. школу в рейнских и дунайских легионах. В 107 — 108 — наместник Ниж. Паннонии; с 114 — Сирии, где легионами был провозгл. в 117 императором; признан сенатом в 118. Во главе императорских канцелярий вместо вольноотпущ. он поставил всадников, ликвидир. систему сдачи на откуп гос. налогов, учредил гос. почту. При нем издан «Постоянный эдикт» о применении юридич. норм рим. общины к племенам и народам, вошедшим в состав Рим. империи, расширена система алиментаций, введены кураторы в провинциях, расширилось наделение провинциалов правами рим. гражданства и т.д. Из завоеваний Траяна сохранил Аравию и Дакию (стала рим. провинцией). На границах империи стал сооружать оборонит. валы. При А. происходило 2-е восстание в Иудее под рук. Бар-Кохбы (132 — 135). А. похоронен в Риме в мавзолее (совр. замок св. Ангела).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АДРИАН
(1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси. О жизни Андрея до пострижения в монашество достоверных сведений не сохранилось. Очевидно только, что своим благочестием и добродетелями он был известен самому патриарху Иоакиму, который в 1678 г. назначил Адриана архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Положение чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающимися, что в 1686 г. патриарх Иоаким поставил его митрополитом Kазанским и Свияжским. В последние дни жизни патриарха Иоакима митрополит Kазанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, хотя по-прежнему титуловался митрополитом Kазанским и Свияжским.
24 августа 1690 г. он был возведен на Всероссийский Патриарший престол. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I, в особенности же его сумасбродные «потехи». Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), патриарх Адриан понимал и поддерживал. 15 октября 1700 г. патриарх Адриан скончался в загородном Перервинском монастыре. Погребен в Успенском соборе Московского Kремля.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Адриан

Адриан, в миру Андрей, десятый и последний патриарх всероссийский (родился 2 октября 1627 года, умер 16 октября 1700 года). Будучи еще архимандритом чудовского монастыря, А. умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима , поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи А. возведен 24 августа 1690 года. А. был крайним приверженцем старины и противником реформ Петра Великого . Так, например, он написал резкое послание против бритья бороды. Отношения А. с царем были неприязненны, тем не менее, патриарх не мог не признать справедливости многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении. Так, в данной им 26 декабря 1697 года Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкции старостам поповским или благочинным смотрителям мы видим заботы о церковном благочинии, о снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Те же стремления обнаруживает распоряжение (1698), запрещающее устраивать новые монастыри без государева указа (№ 1629). При патриархе А. было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии - братьев Лихуды и Сильвестра Медведева . Патриархом А. написано было несколько поучений, посланий и грамот, из коих некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в палату об уложении ""Записка о святительских судах"" (напечатана в статье Калачева ""О значении кормчей в системе др. русского права"", 1849), и ""Грамота о бороде"" (напечатана Есиповым ""Раскольничьи дела"", 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. ""Критико-биографического словаря"" Венгерова , 1889). Некоторые письма А. напечатаны в издании ""Письма и бумаги Императора Петра Великого"". Биография А. - в ""Чтениях Московского Общества Истории и Древности"" (1848).

Источник: Биографический словарь. 2008

АДРИАН
1. (Hadrianus), Публий Элий (24.I.76 - 10.VII.138) - римский император (с 117) из династии Антонинов (усыновлен в117 Траяном). Прошел хорошую воен. школу в рейнских и дунайских легионах. В 107-108 - наместник Ниж. Паннонии; с 114 - Сирии, где легионами был провозглашен в 117 императором; признан сенатом в 118. Правление его отмечено дальнейшей централизацией гос. учреждений; во главе императорских канцелярий вместо вольноотпущенников были поставлены всадники, была ликвидирована система сдачи на откуп гос. налогов, учреждена гос. почта, издан "Постоянный эдикт" (Edictum Perpetuum) о применении юридич. норм рим. общины к племенам и народам, вошедшим в состав Рим. империи, расширена система алиментаций, введены кураторы в провинциях, расширилось наделение провинциалов правами рим. гражданства и т. д. Проводя свою жизнь в разъездах по провинциям, А. контролировал провинц. управление и инспектировал войска. Из завоеваний Траяна сохранил Аравию и Дакию (стала рим. провинцией). На границах империи стал сооружать оборонит. валы (Limes Romanus). При А. происходило 2-е восстание в Иудее под рук. Бар-Кохбы (132-135). А. похоронен в Риме в мавзолее (совр. замок св. Ангела).

Источн.: S. Н. А. ed. E. Hohl, v. 1-De vita Hadriani, Lpz., 1955; Cass. Dio, Historia Romana, t. 3, lib. 69, В., 1901.

Лит.: Гримм Э., Исследование по истории развития рим. императ. власти, т. 2, СПБ, 1901; Дыдынский Ф., Император Адриан, историко-юридич. исследование, Варшава, 1896; Бокщанин А. Г., Иудейские восстания II в. н. э., в кн.: Уч. зап. МГУ, 1950, в. 143; Henderson B. W., Life and principate of the emperor Hadrian a. d. 76-138, L., 1923; Weber W., Untersuchungen zur Geschichte des Kaisers Hadrianus, Lpz., 1907; Schulz O. Th., Lehen des Kaisers Hadrianus, Lpz., 1904. 2. (в миру - Андрей) (1627-1700) - патриарх всея Руси с 1690. С 1678 - архимандрит Чудова монастыря. По поручению патриарха Иоакима в 1682 ездил к царям Петру Алексеевичу и Ивану Алексеевичу с ходатайством о прощении стрельцов. С 1686 - митрополит казанский и свияжский. Активный защитник независимости церкви от царской власти. После смерти А. патриаршество было ликвидировано Петром I.

Лит.: Адриан, "ЧОИДР", 1848, год 3, No 8 (отд. 4); РБС, т. 1, СПБ., 1896.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Адриан
П. Элий (лат. Hadrianus) (24. 01. 76 — 10. 07. 138), рим. император с 11. 08. 117. Происходил из Италики (Юж. Испания), как и его родственник Траян, который был его опекуном и в 100 женил его на своей внучатой племяннице Сабине. А. принимал участие в Дакийской и Парфянской войнах Траяна, в 108 был консулом и наместником в Паннонии и Сирии. Благодаря влиянию Плотины был перед смертью Траяна усыновлен и объявлен наследником. А. отказался от завоевательной политики своего предшественника, в 117 он окончил Парфянскую войну, отказавшись от Армении и Месопотамии и ограничившись защитой и обеспечением безопасности своих границ. В Сев. Британии в 122 начал строительство вала А. с 17 кастеллами и 80 воротами на линии Сольвэй — Тайн. Верхнегерм. пограничная защитная полоса (лимес) была расширена, укреплена граница на Дунае. В продолжительных поездках А. инспектировал («путешествия императора») в 121 — 125 зап. и вост. пров., в 128 Африку и в 128 — 132 вновь вост. пров. Последнее крупное восстание иудеев под руководством Бар-Кохбы А. подавил с крайней жестокостью (132 — 135). Во внутриполитич. сфере А. уменьшил влияние сената. В 118 он велел казнить четырех сенаторов-полководцев Траяна, в 136 — некоторых других сенаторов. Власть императора была укреплена созданием чиновничьего аппарата. Прежде всего вместо вольноотпущенников к сотрудничеству были привлечены всадники, в т. ч. во вновь созданный Государственный совет (Consilium principis). Бессрочный эдикт (Edictum perpetuum) благодаря унификации завершил развитие преторского права (128). Наряду с правовой и финансовой реформами была проведена реформа войска, которая давала солдатам возможность подняться до сословия всадников. Ослабление налогов, продолжение действия алиментарных учреждений, забота о колонах, гуманизация рабского права должны были привести к консолидации государства. А. вел интенсивную строительную деятельность. В Риме был перестроен Пантеон и сооружен мавзолей императора, совр. замок св. Ангела. В его вилле возле Тибура (Тиволи), монументальном ансамбле с дворцами, библиотеками, театрами, термами и палестрой, находилась копия любимого архитектурного сооружения А. — афинского Stoa Poikile. В пров. поощрялась романизация, основывались города и колонии, в т. ч. Андрианополь. А. способствовал развитию искусства и философии, оказал влияние на архаизм. Отчетливо выраж. филэллинизм А. заметен на фоне развивающейся итало-эллинистич. государств, культуры. А. велел украсить Афины роскошными постройками, в т. ч. был закончен начатый Писистратом Олимпейон и возродилась олимпийская идея. Незадолго до смерти (в Байях) бездетный А. усыновил своего наследника Антонина Пия. Биография в «Истории Августов». Бюст А. в Пергамон-музее.

Источник: Словарь античности. 1989

Адриан

Адриан


(в миру Андрей) — 10-й и последний патриарх всероссийский (род. в 1636 г., † 15 октября 1700 г.). Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, А. умел обратить на себя внимание патриарха Иоакима, поставившего его (1686) митрополитом казанским и свияжским. В патриархи А. возведен 1690 г., 24 августа. Десятилетняя деятельность А., заключившая собою патриаршеский период, представляет большой интерес тем, что А., расположенный к старине и неохотно отзывавшийся на реформы Петра, должен был сознать справедливость и меткость многих указаний Петра на неустройства в церковном управлении и выступил с некоторыми поправками, сделавшимися началом Петровских реформ в области церкви. Так, данная им 26 декабря 1697 г. Рожественского (Владимирского) монастыря архимандриту Иосифу инструкция старостам поповским или благочинным смотрителям стремится поправить многое, что требовало поправления и не ускользнуло от взора Великого Петра. Именно здесь видим заботы о наблюдении везде церковного благочиния, снабжении всех церквей исправными печатными книгами и служебниками, всеми церковными принадлежностями и проч., о наблюдении, чтобы не было священников без письменных грамот, чтобы бродячие и черные попы у приходских священников треб не отбивали, чтобы мирские люди самовольно на себя монашеских одеяний не надевали, чтобы суд отправлялся не иначе, как при старостах, и т. д. (1-е П. С. З. № 1611). Точно так же другое его распоряжение (1698), чтобы нигде не дозволять устраивать новых монастырей без государева указа (№ 1629). Несмотря на то что А. дозволял себе иногда с резкостью возражать государю, сам явился, однако, с предложением в Палату об уложении обработать статьи "о святительском суде". При патриархе А. было два собора: один (1697) по поводу дьячка Михеева, предлагавшего новые догматы касательно крещения и других обрядов, другой по поводу (1698) дьякона Петра, утверждавшего, что папа есть истинный пастырь. В его же патриаршестве происходила известная борьба двух учений об евхаристии — братьев Лихуды (см. это сл.) и Сильвестра Медведева. Первые учили, что хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа до произнесения слов установленной евхаристии, а Медведев доказывал, что таинственное пресуществление совершается только после произнесения этих слов. Патриарх, по-видимому, разделявший учение братьев Лихуды, передал этот спор на разрешение восточным патриархам, и учение братьев Лихуды было признано правильным. Но тем не менее братья оставались удаленными в Костромском Ипатьевском монастыре, и учение их, изложенное в книге "Щит вера", оставалось ненапечатанным. Патриархом А. написано было несколько проповедей и богословских толкований, из коих некоторые были напечатаны; из них важнейшие: представленная в Палату об уложении "Записка о святительских судах" (напеч. в ст. Калачева, о значении кормчей в системе др. русского права, 1849) и "Грамота о бороде" (напеч. Есиповым, "Раскольничьи дела", 2 т., и по приводимой у него короткой редакции перепечатана в I т. "Критико-биографического словаря" Венгерова, 1889).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АДРИАН
   • Hadrianus,
         P. Aelius, родился 24 января 76 г. до Р. X. в Риме, был из знатного рода, происходившего из испанского рода Италики, приходился родственником императору Траяну и после смерти своего отца находился под его надзором. В молодости он усердно занимался науками и рано поступил на государственную службу. 15-ти лет от роду он отправился в Испанию, где и служил в войске, но вскоре Траян вызвал его к себе в Рим. После отправления им нескольких должностей Домициан под конец своего правления империей послал его в Мезию; отсюда А. привез поздравления войска Траяну по случаю усыновления его Hервою. Затем он отправился в Верхнюю Германию и отсюда, путешествуя пешком, принес в 98 г. Траяну известие о смерти Нервы. Он женился на Сабине, родственнице нового императора, и вскоре сделался необходимым для него человеком. Он сопровождал Траяна в походе против Декебала (101-106 гг.), получил наместничество в Паннонии и так отличился, в особенности в борьбе с сарматами (108 г.), что Траян решился усыновить его и назначить его своим престолонаследником. Траян умер, не оставив духовного завещания; но Плотина, его супруга, благоволившая к А., с помощью высокопоставленных лиц, также покровительствовавших ему, сумела предъявить подложное духовное завещание Траяна, в силу которого А. усыновлялся и назначался наследником престола. А. получил духовное завещание в Антиохии, тотчас отправился в Рим и в 117 г. вступил в управление государством. Тотчас после восшествия на престол он отказался от областей, завоеванных у парфян своим предшественником, т. к. от этих владений могли произойти для государства только новые войны. Dio Cass. 69, 1 слл. Eutr. 8, 6 Spart. Hadr. 1 слл. 13. 21. B 120 г. он предпринял поход против сарматов, отрешил несколько наместников от должностей и наказал участников в заговоре против его жизни. Dio Cass. 69, 8. Постройкой храма Юпитера на месте старого Соломонова храма он раздражил иудеев и возмутил их против себя. Восстание это было подавлено им, и 580.000 иудеев поплатились своею жизнью. Dio Cass. 69, 12 слл. Время своего мирного, по большей части, правления А. провел в долголетних путешествиях, отчасти пешком, по римским провинциям, от Британии до Египта, знакомясь с их положением, раздавая бедным деньги и хлеб и оставляя за собой следы большой благотворительности. Spart. Hadr. 12 слл. Он ревностно занимался управлением государства и применял строгое правосудие; относительно людей, окружавших его, он, однако, иногда был слаб, и слава его, как доброго монарха, затмевается многочисленными смертными казнями, назначенными им произвольно. Сенату он оказывал большое уважение и обо всем совещался с ним; к народу был щедр. Он основал в Италии много школ и учителям дал определенный оклад жалованья. Рим он украсил библиотеками и постройкою своей гробницы, нынешнего Ангельского замка (см. Roma, 22, Рим). Подобным образом он покровительствовал и другим городам, напр., названному по его имени и, вероятно, основанному по Адрианополю во Фракии, Тибуру (Tivoli), где он развел прекрасные сады, Афинам, где новая часть города была названа по его имени; он вновь отстроил Иерусалим и назвал его Aelia Capitolina. Aur. Vict ep. 14. Spart. Hadr. 19. За неимением собственных детей он усыновил Луция Коммода Вера, который, однако, к счастью Рима, вскоре после того скончался. Затем он назначил своим наследником Тита Аврелия, впоследствии названного Антонином Пием (см. Antoninus, Антонин), с тем условием, чтобы он усыновил Луция Вера, сына Верова, и Марка Аврелия. Capit. Ant. P. 1. A. умер в городе Баях 10 июля 138 г. ср.: Gregorovius, Kaiser Hadrian (1851). ?. ?. M?ller в книге: B?dinger Untersuchungen zur r?m. Kaisergeschichte, т. II?, стр. 33 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АДРИАН
Адриан (Публий Элий Адриан) (117 —138 гг.) родился в 76 г., по-видимому, в Риме, хотя семья его постоянно проживала в городке Италика в Бетике, куда ее предки переселились из Пицена, что на северо-востоке Италии. Он был сыном Публия Элия Адриана Афра (что означает «Африканский» —это, по-видимому, звание за успешную службу в Мавретании) и Домиции Паулины из Гадеса. Отец его отца, член сената, был женат на Ульпии, приходившейся теткой императору Траяну. После смерти отца в 85 г. Адриана препоручили заботам двух опекунов: Публия Ацилия Аттиана и самого будущего императора Траяна, для которого он стал утешением в бездетности. Избрав военную стезю, он был военным трибуном (tribunus militum) в легионах, расположенных в Нижней Паннонии, Нижней Мезии и Верхней Германии. Затем, вслед за вступлением Траяна на престол, сопровождал его в Рим, где в 100 г. женился на Вибии Сабине, дочери племянницы Траяна, Матидии Августы. Затем он служил квестором, офицером штаба, командиром легиона и претором во время Первой и Второй Дакских войн, впоследствии стал наместником Нижней Паннонии, а в 108 г. был избран консулом. Его назначили наместником Сирии в годы Парфянской войны, развернувшейся в следующем десятилетии, а в 117 г. уже было принято решение о вторичном избрании его консулом на следующий годичный срок. Траян умер в Силене 8 августа; 9 августа в Антиохии было объявлено об усыновлении им Адриана и передаче последнему прав наследования трона, о смерти же Траяна не сообщалось до 11 августа. Его вдова, Помпея Плотина, подтвердила факт усыновления, но возникли большие сомнения в том, успел ли на самом деле осуществить его умирающий император. Это нашло отражение в надписях на монетах, выпущенных сразу после описанных событий, на которых Адриану присваивался титул Цезаря, но не Августа (HADRIANO TRAIANO CAESARI). Имел место на самом деле факт усыновления или нет, армия признала Адриана императором, и сенату (хотя некоторые из его членов считали себя более достойными высших полномочий) пришлось с этим смириться. Адриан обратился к сенаторам с почтительной предупредительностью, пообещав никогда не применять по отношению к ним смертной казни и испросив их согласия на обожествление своего предшественника. Однако затем он стал действовать самостоятельно, проводя на Востоке военную политику, отличавшуюся от политики Траяна. По убеждению Адриана, недавние широко распространившиеся беспорядки в Месопотамии показали, что агрессивные намерения его предшественников превышали возможности финансовых и людских ресурсов Империи. Поэтому он решительно отказался от захватнических амбиций Траяна, вновь провозгласив эти территории провинциями Империи (то есть они оставались в подчинении у Рима), но оставив их в руках местных зависи» мых царей. Затем он уделил внимание северным пределам Империи, где одолел племена роксоланов и сарматов, относившихся к иранской фуппе народов, закрепил покорение Дакии Траяном, которую разделил на две, а позже —на три провинции. Признаки внутренней оппозиции, угрожавшей режиму Адриана, появились даже прежде, чем стали известны его планы относительно восточных регионов. Его бывший опекун Атгиан, будучи префектом претория, предпринял предупредительные меры по отношению к трем влиятельным деятелям, которые вполне могли замыслить мятеж. Один из них, Гай Кальпурний Красс, относившийся враждебно и к Траяну, встретил свою погибель, согласно официальной точке зрения, без какоголибо вмешательства или наущения со стороны Адриана. Что же касается двух других возможных заговорщиков, то император предпочел не замечать их. Однако в 118 г. появились слухи о подготовке гораздо более опасного заговора, которые вынудили Адриана, проводившего зиму в Никомедии и Вифинии, поспешить в Рим. Сенат сам взялся расследовать дело о казнях четверых бывших консулов, которые прославились при Траяне, в том числе военачальника Луция Конста (смещенного Адрианом с поста в Иудее) и богатого и обладавшего большими связями в свете Гая Авидия Нигрина, которого считали вероятным преемником Адриана. Возможно, эта группа энергично возражала против нового подхода императора к пограничным проблемам. Адриан еще раз подтвердил, что никогда и ни в коей мере не был причастен к этим смертям, и обратил гнев на Атгиана, уволив его с занимаемого поста, но возведя в консульский ранг. Сенаторы отнеслись к этому скептически и сочли, что Адриан нарушил свою клятву не применять смертной казни по отношению к кому-либо из их числа. Задолго до этого Адриан начал совершать поездки по разным уголкам государства, которые продолжал и далее, став величайшим из путешественников Империи. Между 121 и 132 гг. он провел невероятно большое количество времени в пути, изъездив провинции вдоль и поперек, узнавая о трудностях местных жителей из первых рук, добиваясь решения их проблем и удовлетворяя их нужды и просьбы. На следующий год он выпустил серии монет в честь каждого из регионов римского государства, сопровождая каждую серию отличным от других сюжетом и изображая на них соответствующих выдающихся деятелей. Монеты, посвященные его поездкам (adventus) в различные провинциальные центры, содержат сюжеты на тему религиозных жертвоприношений, а на монетах, прославляющих его роль в восстановлении регионов (restitutor) — фигура поднимающейся с колен женщины. Провинции изображены в виде женщин в мирных или боевых облачениях, причем в национальных костюмах и с соответствующими атрибутами, то есть обязательно присутствует какая-то характерная деталь: города Азии, греческие игры, египетский ибис, кривая азиатская сабля. Адриан был первым обладателем трона, рассматривавшим территории Империи не с точки зрения интересов одного лишь Рима. Империи надлежало стать живым организмом не только в центре, но и в любой ее части, не примитивным скоплением захваченных и покоренных земель, но содружеством, в котором каждый отдельный регион и каждая народность обладали бы собственной горделивой индивидуальностью. Его ревностный, непрерывный надзор за состоянием дел на местах был вызван желанием показать, что он действительно понимает стремления провинций, по отношению к которым представал как руководитель и всеобщий объединяющий символ. Сверх всего этого Адриан, как истинный знаток военного дела, старался осуществлять постоянный контроль за армиями, регулярно посещал войска, чтобы убедиться в поддержании ими максимального уровня боевых навыков и готовности. Ведь армии теперь оказались в новой ситуации. Политика ограничения завоеваний означала необходимость укрепления существующих границ, что оборачивалось значительным усилением приграничных оборонительных порядков. Вследствие этого военная система более, чем когда-либо прежде, стала строиться на армиях, постоянно находившихся вблизи рубежей государства, вдоль которых были возведены наиболее мощные сооружения. Одним из первых плодов такой политики, по причине малой протяженности британской границы, стали укрепления, и поныне сохранившиеся лучше всех фортификационных сооружений Империи, а именно —стена Адриана в Северной Британии, которая протянулась от Тайна до Соляной дороги. Она сложена отчасти из камня, отчасти из дерна, с расположенными на возвышенностях воротами и башнями и с V-образным рвом. Пятнадцать тысяч воинов вглядывались поверх этой стены в просторы непокоренной северной Каледонии. В Германии и Реции Адриан также возвел укрепления там, где не существовало таких природных преград, как, например, реки. Воздвигнутые валы, в том числе сплошной двухсотмильный участок вдоль германской границы между Рейном и Данувием, венчались деревянным частоколом, усиленным поперечными балками и возвышавшимся над крутыми обрывами рвов. Пристальное внимание Адриана к обороне границ способствовало все большей стабилизации положения, вследствие чего гражданские поселения при обнесенных крепостными стенами военных лагерях росли и процветали экономически. Более того, невоенные задачи мирного времени, решать которые римские воины сами считали своим долгом, становились более разнообразными и масштабными: солдаты занимались разведением лошадей, производством обмундирования, перевозкой и охраной зерна, разработкой каменоломен, животноводством. Расширение такой долговременной деятельности поощрялось еще и потому, что полки легионеров, находившиеся вдали от границ, играли роль резерва и, как правило, не подлежали переводу из одних мест в другие. Адриан расширил созданные Траяном полувоенные подразделения, сделав их неотъемлемой частью римской армии. Существенное различие между мобильными и стационарными силами предопределило разделение войск на полевые и пограничные, которое установилось в Империи позднее. Мобильность же поддерживалась периодическими перемещениями мелких воинских частей из одних расположений легионов в другие. При посещении войск Адриан полностью посвящал им все свое внимание, и от него не ускользали никакие аспекты и детали. Он был тверд в требовании жесткой воинской дисциплины, о необходимости соблюдения которой упоминал даже на монетах (DISCIPLINA AVGusti). Тем не менее его частые приезды в армии, проведение маневров и смотров и участие в них, его обыкновение разделять с ними быт и пищу, жить одной с ними жизнью и обычаями вызывали у солдат огромную симпатию к императору. Среди выпусков монет, посвященных римским провинциям, были уникальные серии в честь десяти главных армий, отмечавшие характерные особенности каждой из них (эти нумизматические приемы не использовались предшественниками Адриана, которые, по-видимому, опасались сепаратистских тенденций). Боевые действия в годы правления Адриана были редки. Однако одна серьезная война все-таки вспыхнула уже на исходе его жизни: восстание евреев, но не в среде еврейской диаспоры, как при предыдущем императоре, а Второе восстание в самой Иудее, сходное по масштабам с выступлением, подавленным Веспасианом и Титом. Причиной послужило создание Адрианом, космополитические взгляды которого противоречили еврейским сепаратистским устремлениям, новой римской колонии и храма в Иерусалиме, впоследствии переименованной Элием Капитолиной в честь своей семьи Элиев1. Строительство храма вызвало гневный протест евреев и привело в 132 г. к открытому мятежу, вдохновителем которого был Симеон Бар-Косиба (прозванный Бар-Кохба —»сын звезды»). Повстанцы захватили Иерусалим и стали выпускать собственные монеты. На подавление восстания потребовалось целых три года. За это время Адриан один или два раза приезжал в Иудею и —сие известно достоверно —присутствовал при взятии Иерусалима в 134 г. В следующем году оставшиеся мятежники были окружены в Бетаре, и среди прочих суровых репрессивных мер на них был наложен полный запрет на обрезание. Жестокие расправы Адриана с евреями нельзя назвать обычными для него, ибо императорская администрация действовала хоть и без особых нововведений, но умело и заботливо. После значительных расходов Траяна на ведение войн Адриан уделял особое внимание финансовым проблемам государства, добиваясь улучшения положения не столько скаредной экономией или конфискациями (он действительно сжег расписки по огромному количеству безнадежных долгов казне), сколько исключением ненужных расходов. Адриан также глубоко и плодотворно занимался законодательной деятельностью, поручив известному африканскому судье Луцию Сальвию Юлиану пересмотреть эдикты, которые в течение столетий издавали ежегодно назначаемые преторы. Издание Юлианом уточненных эдиктов помогло беднякам (humiliores), которые прежде неизменно подвергались дискриминации в судебных тяжбах против привилегированной знати (honestiores), а теперь получили подобие правовой защиты, коей раньше были лишены. Благодаря настойчивости Адриана, римское право вступи1 Впрочем, возможно, колония была создана уже после мятежа. ло в пору Золотого века —наиболее созидательного и важного периода своей истории. Система юстиции тоже переживала заметный прогресс, примером чего может служить новая практика назначения четырех выездных судей для отправления правосудия в Италии (весьма полезная мера, несмотря на протесты в связи с ослаблением полномочий сената). Более того, чтобы усовершенствовать стандарты правосудия собственного суда в Риме, Адриан придал определенный статус группе юридических экспертов, с которыми обычно консультировались правители, о&ьединив их в императорский совет, или consilium principis. Отныне совет приобрел более официальный и ответственный характер. С обыкновением всех императоров, начиная с Августа, созывать друзей для обсуждения юридических проблем в менее официальной обстановке было покончено. Сальвий Юлиан, выделявшийся среди советников Адриана, стал одним из ведущих сенаторов и был избран соконсулом в 175 г., в число советников входили также представители сословия всадников. Это не единственное ответственное поручение, которое Адриан доверил людям этого ранга, ибо он часто назначал их на руководящие должности в министерствах имперской бюрократии, в системе которой также были проведены эффективные преобразования. Его отношения с сенатом в то же время приняли неудовлетворительный оборот и становились все более натянутыми, в частности, по причине ухудшения здоровья императора —подозревали туберкулез и водянку, что сказывалось и на его нраве. Главной проблемой являлась передача трона, потому что Адриан, чьи супружеские отношения с Вибией Сабиной (умершей в 128 г.), по-видимому, были прохладными, не имел наследника. В 136 г. император усыновил и объявил преемником элегантного блистательного сенатора Луция Цейония Коммода (вскоре принявшего имя Луция Элия Цезаря), который получил пост наместника Паннонии. В том же году Адриан распорядился убить своего престарелого шурина Юлия Урса Сервиана и его внука, который, как подозревал император, готовился составить конкуренцию кандидатуре Элия. В январе, однако, Элий умер. Месяц спустя Адриан усыновил Антонина Пия и, чтобы обеспечить более долговременную преемственность, приказал самому Антонину усыновить Марка Аврелия и Луция Вера (сына Элия Цезаря), семнадцати и семи лет соответственно. Адриан скончался в Байях 10 июля 138 г. Его похоронили в мавзолее, который он возвел для этой цели в Риме (и который впоследствии стал называться замком Святого Ангела). Сенат удовлетворил просьбу Антонина об обожествлении Адриана, хотя и неохотно (см. Антонин). Адриан был очень восприимчив к основным особенностям эпохи. Он участвовал в религиозных мистериях и проявлял глубокий интерес к астрологии и магии. Адриан разделял современные вкусы и почитал традиции, неутомимо осматривал достопримечательности и занимался литературой, любил компанию языковедов и сам писал, причем его обращенные к душе короткие трогательные поэмы известны и по сию пору. Он был еще и хорошим художником; к тому же его интерес к искусству вызвал к жизни целое новое направление адриатической живописи, в котором ощущается сильное влияние греческой культуры. Именно со времен Адриана императоров стали изображать с курчавой растительностью на лице, зачастую в приукрашенном, иаеализированном виде, используя резкий контраст света и теней. Несколько сохранившихся портретов передают энергичные выразительные черты самого Адриана. Еще более примечательны изваяния —статуи и головы —его фаворита, юного Антиноя, драматичная гибель которого (он утонул в Ниле в 130 г.) всколыхнула поразительную волну религиозных чувств на востоке Империи, где его причислили к сонму богов. Классические греческие традиции изображения божества, перед которыми так благоговел Адриан, вновь восстали из прошлого, чтобы запечатлеть мечтательный взгляд и чувственные черты Антиноя, выразить скорбь по юности, которая проходит, и красоте, которая увядает. Эстетические взгляды и стремления Адриана воплотились в архитектуре времени его правления и более всего —в роскошной резиденции, которую он построил дня себя в Тибуре, что в предместьях Рима, среди оливковых рощ южных склонов. Комплекс из соединенных между собой и стоящих отдельно зданий, составлявших эту «виллу Адриана», воспроизводил города и строения, которыми Адриан восхищался во время своих путешествий, стал предвестником целой серии смелых и оригинальных форм. По инициативе пытливого ума неугомонного императора талантливые архитекторы-экспериментаторы возвели безрассудно смелые сооружения, искусно использовав неровности рельефа, доказав техническое совершенство облицованных кирпичом бетонных конструкций. В этих строениях повсюду —обилие изогнутых очертаний различной сложности, и едва ли возможно обнаружить простые прямые линии. Кульминацией революции в архитектуре эпохи Адриана стало возведение пантеона на Марсовом поле в Риме. Полностью изменив внешний вид храма, возведенного другом Августа, Агриппой, архитектор Адриана построил круглое здание. Усыпальницы подобной формы были известны с древних времен, но открытие бетона позволило теперь создавать сооружения круглой формы гораздо больших размеров, воплощая самые смелые проекты. За колоннадой просторной прямоугольной галереи находится собственно ротонда, диаметр которой равен ее высоте. Она освещается через солнцеподобное отверстие в центре просторного свода, вокруг рассыпаны рельефные звезды, стены изрезаны прямоугольными и полукруглыми выемками и нишами, придающими ощущение легкости массивной бетонной конструкции. Это впечатление усиливают пять рядов кессонов на своде, которые столь прочны, что пережили даже снятие позолоченных бронзовых плит в 663 г. Пантеон был, вероятно, первым крупным монументом с подобной внутренней отделкой: решающим фактором отныне стало само внутреннее пространство, а не прочность каменной кладки. В отличие от греческих храмов, внутри которых не проводили групповых обрядов, пантеон Адриана был создан для того, чтобы там собирались люди. В другой части столицы, возле Римского Форума, Адриан воздвиг другое эффектное святилище исключительных размеров —храм Венеры и Ромы. А на Форуме Траяна он построил огромный храм в честь обожествленного Траяна. Значительные строительные работы были произведены в Афинах, в том числе удивительное по масштабам восстановление храма Зевса Олимпийского, которое тоже стало проявлением достойных намерений Адриана, истинного римлянина и эллинофила.

Источник: Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи 31 г. до н. э.— 476 г. н. э.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.09 кб

Гробовщик Адриан (подтексты и претексты романа Николая Кононова «Фланёр»)

Дмитровская Мария Алексеевна, Дементьев Илья Олегович
Исследуется мультиязыковой анаграмматический код романа Н. Кононова «Фланёр». Предложена интерпретация эпиграфа к произведению, выявлен ряд античных реминисценций в тексте. Рассмотрены параллели между повестью А. С.
Читать PDF
283.36 кб

История несостоявшейся публикации: Адриан Македонов об Осипе Мандельштаме

Котова Элеонора Леонидовна
Статья посвящена истории несостоявшейся публикации предисловия А. В. Македонова для сборника стихов О. Э. Мандельштама в серии «Библиотека поэта». В течение нескольких лет он трудился над ним, ощущая поддержку Н. Я.
Читать PDF
84.04 кб

О культурной деятельности окружения патриарха Адриана

Сиренов Алексей Владимирович
Статья посвящена культурной деятельности окружения патриарха Адриана: казначеев Паисия Сийского и Тихона Макарьевского, ризничего Боголепа Яковлева, иеродиакона Стефана Сахарова. Автор рассматривает их вклады в монастыри.
Читать PDF
116.60 кб

Интеллектуально-исторический роман М. Юрсенар «Мемуары Адриана»: моделирование жанрово-тематического

Соболева Надежда Владимировна
Статья посвящена проблеме специфики жанра интеллектуально-исторического романа в ХХ в. на примере романа М. Юрсенар «Мемуары Адриана».
Читать PDF
3.55 мб

А. В. Адрианов. Письма к Г. Н. Потанину

Васенькин Николай Викторович
Читать PDF
331.76 кб

Болгарская составляющая в деятельности российского консульства в Адрианополе (1856-1866)

М. М. Фролова
Читать PDF
279.48 кб

Русские и югославяне на Адриатике в начале XIX в. (Из истории экспедиции адмирала Д. Н. Сенявина)

Ю. П. Аншаков
Читать PDF
139.80 кб

Жанр духовного завещания во второй половине XVII В. (завещания патриархов Иоакима и Адриана и Вороне

Панич Тамара Васильевна
В статье анализируются духовные завещания церковных иерархов второй половины XVII в.: двух последних патриархов досинодального периода Иоакима и Адриана и воронежского епископа Митрофана.
Читать PDF
295.74 кб

«Английскость» в творчестве Сью Таунсенд (на примере «Дневников Адриана Моула»)

Ремаева Ю.Г.
В данной статье рассматривается творчество английской писательницы Сью Таунсенд с точки зрения проявления в ее произведениях такой «тонкой» материи, как «английскость».
Читать PDF
3.81 мб

ЖАНРОВАЯ АТРИБУЦИЯ НОМЕРОВ В МАДРИГАЛЬНЫХ КОМЕДИЯХ АДРИАНО БАНКЬЕРИ

Панкина Елена Валериевна, Ишанкулова Елена Зоировна
В статье раскрывается проблема жанровой атрибуции номеров мадригальных комедий А.
Читать PDF
153.76 кб

Источники по археологии Южной Сибири рецензия на книгу: Адрианов А. В. Дневник археологических иссле

Митько Олег Андреевич
Сообщение посвящено публикации полевого «Дневника» А. В. Адрианова, в котором приведены результаты исследований в 1915-1916 гг. памятников археологии на территории современной Республики Тыва.
Читать PDF
75.54 кб

Творческий почерк Белозерского фольклориста священника В. В. Адрианова

Федорова Валентина Павловна
Статья представляет собой обзор фольклористической деятельности священника Шадринского уезда В. В. Адрианова. Рассматриваются особенности сбора фольклора особенно праздничного.
Читать PDF
358.99 кб

«Завещание» А. В. Адрианова от 10 декабря 1919 г. О материалах его последней экспедиции (Тува, 1915-

Беликова Ольга Борисовна, Вдовий Александр Сергеевич
Статья посвящена изучению научного наследия А.В. Адрианова (1854-1920), крупнейшего исследователя истории и культуры Северной и Центральной Азии, видного общественного деятеля и просветителя.
Читать PDF
226.94 кб

Политическая деятельность А. В. Адрианова в годы гражданской войны

Ларьков Николай Семёнович
Освещаются малоизвестные страницы биографии Александра Васильевича Адрианова сибирского ученого, общественного и политического деятеля, талантливого журналиста, редактора одного из самых влиятельных в дореволюционной Сибири издани
Читать PDF
315.73 кб

Политическая деятельность А. В. Адрианова в годы Гражданской войны

Ларьков Николай Семёнович
Освещаются малоизвестные страницы биографии Александра Васильевича Адрианова сибирского учёного, общественного и политического деятеля, талантливого журналиста, редактора одной из самых влиятельных в дореволюционной Сибири газеты

Похожие термины:

  • Адриан, игумен Пурдышевской пустыни 1591 г

    ? - ?). Член ПЛСР. Из мещан. Образование «низшее». В конце 1921 жила в Вологодской губернии и работала преподавателем молочно-хозяйственного института. Дальнейшая судьба неизвестна. М. Л.
  • Адриан, игумен Пурдышевской пустыни 1602 г

    (1929–1933) – жестокий экономический кризис мировой капиталистической системы, сопровождался спадом производства и массовой безработицей. Американский президент Рузвельт ввел программу «Нового
  • Адриан, архимандрит Борисоглебского мон. до 1712 г

    Часть территории Нью-Йорка, заселенная гл. обр. неграми.
  • Адриан, архимандрит Борисоглебского мон. с 1715 г

    ? - ?). Сионист-социалист. В июле 1926 находился в Туле. В 1926-27 в ссылке в Усть-Куломе. Дальнейшая судьба неизвестна. Жена - Ханна Гельфанд. НИПЦ "Мемориал".
  • АКИМЕНКО Адриан Захарович

    -а, м., аббрев. Пограничный столб.
  • Адриан Тяжелов

    Rechtshilfe. Legal assistance Взаимная помощь и поддержка друг друга учреждениями юстиции при выполнении их задач.
  • Адриан, архимандрит Адрианова Пошехонского мон

    особые знаки обозначения линии государственной границы на местности. П.з. могут устанавливаться на самой линии границы либо попарно в непосредственной близости от нее; кроме этого на самой линии
  • Адриан, игумен Адриановой пустыни

    особый правовой режим в приграничных районах, определяющий порядок пребывания и деятельности в них лиц, использования транспортных средств, производства работ и т.п. В РФ П.р., охватывающий режим п
  • Крюков, Адриан Ал-др

    матем. Неопределенность в оценке истинного значения измеряемой величины, которая возникает из-за того, что несколько повторных измерений тем же самым инструментом дали различающиеся результаты.
  • АДРИАН АЛАБОВСКИЙ, о. Михаил Петрович

    метаф. полит. Лидеры митинга на Поклонной горе, организованного в поддержку действующей власти в феврале 2012 г. «Болотные массы» более мотивированы – но «поклонные лидеры» более агрессивны к «враг
  • Головачев, Алексей Адриан

    метаф. полит. Члены партии «Патриоты России», Союз ветеранов Афганистана, Союз пенсионеров России, Конгресс русских общин и другие партии, вышедшие на митинг сторонников власти на Поклонной горе 4
  • Крюков Адриан Александрович

    я, ср.; на кого (что). Попытка лишить жизни. Сообщили о готовящемся покушении на кандидата в президенты Франции от Социалистической партии Франсуа Олланда (РГ. 2012.20.01).
  • Кардиналовский, Адриан Алексеев

    -ет, -ют, несов. Вести полемику, спорить с кем-н., возражать кому-н. Мы ни в коем случае с реальным оппонентом не состязались, не полемизировали, вообще его не замечали (МН. 2013.10.06).
  • Еремеев, Анат. Адриан

    расположена по течению реки Припяти с сильно заболоченными берегами (Пинские болота). Площадь-около 26 тыс. кв. км. Много лугов, а также земель, осушенных за годы сталинских пятилеток. В колхозах и со
  • Смирнов, Адриан Анатольевич

    избир. Одно из двух базовых направлений любой избирательной кампании; направление, связанное с использованием агитаторов, в т. ч. пикетчиков, прозвонщиков, групп поддержки кандидатов и др. В страна
  • АДРИАН АНДРУСОВСКИЙ, преподобный

    жарг. политтехн. Совокупность методов, процессов, набор таких действий, используемых в организационно-массовом направлении избирательной кампании, в сфере агитационно-пропагандистского воздейс
  • Адриан Ангелов

    горные породы и минералы, залегающие в земной коре и используемые в хозяйстве как топливо, сырье или строительный материал. Полезные ископаемые делятся на рудные-металлические и нерудные-неметал
  • Аничков, Адриан Фадеевич

    Police and judicial cooperation in criminal matters В пространстве свободы, безопасности и правопорядка поддержка и укрепление полицейского и судебного сотрудничества имеет своей целью обеспечение гражданам высокой с
  • Муссерт, Антон Адриан

    Polyzentrismus. Polycentrism (греч. polys – многий, большой + лат. centrum – средоточие, центр круга). Общ.: Обозначение для системы с несколькими центрами или системы, которая отдает предпочтение нескольким центрам. П
  • Адриан, игумен монастыря Св. Архангела Михаила

    (PAULING, Linus). Общественный деятель США, ученый-химик. Род. 28 февраля 1901 г. в Портленде (штат Орегон) в семье английских и немецких эмигрантов. Окончил колледж штата Орегон по специальностям химия и физи