АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АФАНАСЬЕВ Александр Николаевич
12.07.1826 - 23.10. 1871), русский фольклорист, историк, литературовед. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета, где среди его учителей были П.Г. Редкий, К.Д. Кавелин, С.П. Шевырев. Первый печатный труд - "Государственное хозяйство при Петре Великом" (1847). Ранние статьи и рецензии печатал в "Современнике", "Отечественных записках" и др. журналах и альманахах. Во 2-й пол. 1850-х - н. 1860-х опубликовал ряд работ по истории русской литературы и журналистики в ж. "Библиотечные записки" (в т. ч. о русских сатирических журналах XVIII в., о Н.И. Новикове, А.Д. Кантемире, Д.И. Фонвизине, А.С. Пушкине, К.Н. Батюшкове, М.Ю. Лермонтове, А.В. Кольцове).
Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. В их основе - теория мифологического происхождения и развития фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, - "Поэтические воззрения славян на природу" (т. 1-3, 1865-69).
В 1855-63 публикуются восемь выпусков знаменитого собрания Афанасьева - "Народные русские сказки", основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В.И. Даля. В 1859 печатает "Народные русские легенды". Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Афанасьев Александр Николаевич

Афанасьев, Александр Николаевич, исследователь народного творчества. Родился 11 июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии. Еще учась в Московском университете, А. поместил в ""Современнике"" (1847, VI - VII) - ""Государственное устройство при Петре Великом"" и в ""Отечественных Записках"" (1848, VI - VII) - ""О вотчинах и поместьях"". Позже, будучи правителем дел состоящей при Главном Архиве министерства иностранных дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, А. заинтересовался народным творчеством, которому и посвятил, главным образом, свои силы. В 1849 - 1854 годах А. поместил множество статей в ""Современнике"", ""Отечественных Записках"", ""Архиве историко-юридических сведений о России"" и ""Временнике Общества истории и древностей"", где в 1851 году напечатана его статья: ""Языческие предания об острове Буяне"", в которой впервые формулирован его взгляд на народное творчество. В 1855 году А. опубликовал ценную работу: ""Русские журналы 1769 - 1877 годов"" (""Отечественные Записки"", III - IV и отдельно М., 1859). В том же году А. выпустил первый выпуск большого труда: ""Русские народные сказки"" (всего вышло 8 выпусков, 1855 - 1863 годы). В 1858 - 1859 годах А. редактировал ""Библиографические Записки"", где напечатал множество статей историко-литературного характера. Помещал статьи в ""Современнике"", ""С.-Петербургских Ведомостях"", ""Атенее"", ""Московских Ведомостях"", ""Чтениях Общественной Истории и Древностей"", ""Архиве"" Калачева , ""Русском Вестнике"", ""Русской Речи"", ""Библиотеке для чтения"", ""Филологических записках"". В 1862 году, замешанный в политическом деле, А. был принужден оставить службу. В 1866 году появился первый том его замечательного труда: ""Поэтические воззрения славян на природу"" (2-й т. вышел в 1868 году, третий в 1869 году). Умер А. в 1871 году от чахотки. Он примыкал к школе Я. Гримма и был последователем Куно-Шварца, Макса Мюллера и Майнградта. Все односторонности этой школы сказались на трудах А. В настоящее время, после того как исследование народного творчества сильно двинулось, труды А. потеряли научное значение. Но для своего времени они были очень ценными вкладами в область, изучение которой в России тогда еще только начиналось. Собрав чрезвычайно богатый материал, А. явился одним из первых серьезных работников в этой сфере. Как собрание богатого материала, его труды до сих пор имеют немалую ценность. Академик И.В. Ягич называет А. ""первым настоящим представителем сравнительного славяноведения в России"", замечая относительно ""Поэтических воззрений славян на природу"", что этот труд, ""несмотря на односторонность, внушенную автору теорией его образцов, останется на долгое время еще богатым источником для разнообразных справок и блестящим памятником его широкого знакомства с подходящей литературой славянских трудов"". - Ср. И.В. Ягич, ""Энциклопедия славянской филологии"", вып. I. А.Г. Фомин.

Источник: Биографический словарь. 2008

АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1826—1871) Собиратель и исследователь русского фольклора, историк русской литературы, этнограф Александр Николаевич Афанасьев родился 12 июля 1826 г. в городе Богучаре Воронежской губернии. Мать его умерла очень рано, так что воспитанием занимался отец, уездный стряпчий, человек довольно начитанный для своего круга и к науке относившийся с уважением. Дед Афанасьева был членом Библейского общества, и после него в доме сохранилась большая библиотека.
Начальное образование Александр получил у двух священников, сумевших своими педагогическими приемами выработать в нем стойкое отвращение к священнослужителям на всю жизнь. Одиннадцати лет мальчик был отдан в Воронежскую гимназию, в которой проучился семь лег, с 1837 по 1844 г. Ханжество, удары по обостренному юношескому самолюбию и, главное, невежество преподавателей — ног что осталось в воспоминаниях Афанасьева о гимназии. Программа обучения опиралась главным образом на личные пристрастия и вкусы преподавателей, иногда весьма своеобразные. Афанасьев вспоминал, в частности, что один из учителей словесности считал Пушкина безбожником, другой называл «Женитьбу* Гоголя пьесой сальной и т. п.
Упорные самостоятельные занятия помогли способному юноше ^пеле окончания гимназии поступить на юридический факультет ‘ псковского университета. На первых порах он испытывал определенные трудности в учебе: сказывался недостаток фундаментального Разования (например, слабое знание иностранных языков). Но аскоре Афанасьев стал одним из лучших студентов на курсе. Наильшее влияние на него оказали профессора так называемой исто
рико-юрилической школы — К. Д. Канелин, С. М. Соловье» и Н. В. Калачев. По их мнению, в русской истории происходил тот же постепенный переход от родовых отношений к государственным, что и в Западной Европе. Поэтому они считали, во-первых, что самодержавная власть была положительным явлением в Древней Руси, так как вела к образованию сильного государства, а во-вторых, что переход к большим общественным свободам должен осуществляться эполюционно.
К. Д. Кавелин предложил Афанасьеву изучать древнерусское законодательство, а также историю хозяйства и быта. В 1847 г. в журнале «Современник» появилась статья будущего ученого «Государственное хозяйство при Петре Великом», поражавшая огромным количеством использованного в ней исторического материала.
Год спустя, как раз в то время, когда Афанасьев завершал обучение, министр просвещения С. С. Уваров проводил инспекцию в университете. В частности, посещал лекции кандидатов, то есть студентов, успешно окончивших курс и претендовавших на то, чтобы остаться работать на университетской кафедре. Афанасьев прочитал в присутствии Уварова лекцию «Краткий очерк общественной жизни русских в три последние столетия допетровского времени». Эта лекция вызвала у министра несколько замечаний. Выпускник, по его собственному выражению «не догадался сейчас же согласиться», в результате чего ему пришлось временно забыть о научной карьере и искать себе другую работу.
Некоторое время он преподавал русскую историю и словесность в пансионе Эннеса. Один из его учеников вспоминал впоследствии, что Афанасьев «был чрезвычайно робок и конфузлив и совсем не умел общаться с учениками». Известно, однако, что он поощрял самостоятельность в слушателях и в том числе предоставлял им свободу в выборе тем сочинений. Так, учившийся у Афанасьева С. П. Боткин шестнадцатилетним юношей представил работу под названием «Исследование о происхождении водки, называемой Ерофеичем».
Осенью 1849 г. Афанасьев нашел более подходящее ему место: устроился на службу в московский Главный архив министерства иностранных дел. Там он прослужил 13 лет, занимаясь подготовкой документов к печати. Ученый увлекся работой, позволявшей узнавать много нового, и руководство вскоре отметило усердие и заинтересованность сотрудника. В 1855 г. он стал начальником отдела, а затем — председателем Комиссии печатанья государственных грамот и договоров.
Службу в архиве Афанасьев совмещал с интенсивной научно-исследовательской деятельностью. Его многочисленные статьи печатались в основном в «Современнике» и «Отечественных записках». а также в журнале «Библиографические записки», где в I ^58 1859 гг. он работал редактором. Наряду с собственно историческими исследованиями молодой ученый опубликовал целый ряд статей по истории русской литературы XVIII—XIX в. и фольклору. Особенно интересовала исследователя литература Екатерининского века. Афанасьев рассматривал ее сквозь призму истории быта, нравов. общественной жизни. В этом ключе написаны его статьи второй половины 1850-х гг.: «Русские журналы 1769—1774 гг.», «Два слова о журнальной сатире прошлого столетия», «Сатирические издания 90-х годов», «Н.И. Новиков», «Фонвизин». Часть из них содержит оригинальные художественные тексты, которые, возможно, пропали бы, если бы не были опубликованы Афанасьевым. Тогда же опубликованы его статьи, характеризующие саму атмосферу Екатерининской эпохи: «Черты нравов XVI 11-го столетия» и «Из нравов XVII 1-го столетия».
Самые значительные труды Александра Николаевича Афанасьева связаны с изучением и публикацией русского фольклора. В университете он слушал лекции Ф. И. Буслаева, которого считают основателем мифологической школы в России. В идеях этой школы Афанасьева привлекала возможность при помощи изучения фольклора восстановить мировоззрение и образ жизни древних людей. Он утверждал, что «мифология — такая же наука, как наука о допотопных животных: она воссоздает целый организм по разрозненным остаткам старины». Уже в первой статье молодого ученого по фольклору — «Дедушка домовой» (1850) — получили отражение взгляды мифологической школы. В начале 1850-х гг. он опубликовал работы: «Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея, волк», «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями», «О значении рода и рожениц», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи». Так нз историка-юриста ученый постепенно превращался в этнографа-фольклориста.
С начала 1850-х гг. Афанасьев начал собирать русские сказки. '852 г. он стал членом Географического общества по отделению этнографии, и ему передали собранные обществом образцы народн°го творчества. А уже через три года началась публикация основного труда ученого — многотомного издания «Народные русские азки» (1855—1863). Это собрание имеет огромную научную ценсть’ которая не уменьшается с годами. Афанасьев издал русские
народные сказки без изменений, в том виде, в котором они быди записаны. А в немногочисленных изданиях, существовавших к тому времени, сказки, как правило, переделывались: они только сюжетом напоминали народные. Единственным сборником, содержащим оригинальные тексты, были «Русские народные сказки» Б. Броницына (1838). Но книга Броницына состояла всего из пяти сказок, а у Афанасьева их насчитывалось около 640 (почти в три раза больше, чем у братьев Гримм). При этом только десять сказок составитель записал лично. Он выступил в первую очередь как систематизатор и комментатор и лишь отчасти — как собиратель. Большое количество сказок было взято из собрания Географического общества, часть — из собрания Владимира Даля (около 150). Кроме того, публикатор впервые представил историю развития русских сказок, а также сравнительный анализ их со сказками других народов.
Сначала Афанасьев публиковал сказки, не внося в них совсем никаких изменений. Но критика, в том числе и представители мифологической школы, к мнению которых он прислушивался, сочли такую позицию неправильной. С точки зрения последних, сказка имела ценность только как источник информации об общеплеменном мифе, а местные и личные особенности казались им искажением этого мифа. Под атиянием критики Афанасьев публикует, начиная с четвертого выпуска (всего их было восемь; перед смертью ученый переработал их в четыре тома), сводные тексты тех сказок, которые были записаны в нескольких вариантах.
Важно отметить, что «Народные русские сказки» стали также первым систематическим изданием. Весь материал был разбит на разделы: животный эпос, мифологические сюжеты, сюжеты былинные и навеянные историей, суеверные рассказы о колдунах и мертвецах, сказки с бытовой и юмористической окраской. Академия наук высоко оценила заслуги ученого: он был удостоен Демидовской премии.
В I860 г. ученый издал книгу «Народные русские легенды», в которой содержались тексты народных неканонических преданий о святых. Но по настоянию духовной цензуры книгу запретили, и она оставалась под запретом вплоть до 1914 г.
С июля по октябрь I860 г. Афанасьев путешествовал по Западной Европе. Он посетил Германию, Великобританию, Францию, Швейцарию, Италию. Письма ученого из этих стран полны живых характеристик общественно-политической жизни в них.
В 1962 г. размеренное течение жизни, посвященной только научным занятиям, было нарушено. В. И. Кельсисв, эмигрант, занимаишийся революционной деятельностью, нелегально приехал в Россию, чтобы заручиться поддержкой определенных общественных с поев, в том числе и писателей, изучающих народный быт. Пришел он и к Афанасьеву. Беседа была очень короткой: ученый деятельность Кельсиева не одобрил. Вернувшись за границу, Кельсиев поспал в Россию неосторожное письмо, содержащее список тех, с кем он встречался. Письмо было перехвачено полицией, и всех перечисленных сурово наказали. У Афанасьева был произведен обыск, после чего его уволили со службы с запретом занимать государственные посты.
Александр Николаевич вынужден был распродавать свою библиотеку, которую собирал всю жизнь, и искать новую работу. Три-четыре года у него вообще не было постоянного заработка, затем он сменил несколько должностей, далеких от его интересов и отнимающих массу времени. В 1865 г. Афанасьев с большим трудом получил место помощника секретаря Московской городской думы. В 1867 г. перешел на должность секретаря съезда мировых судей, служил также в Коммерческом банке. При этом опальный ученый сумел выпустить новую книгу «Поэтические воззрения славян на природу» (1866—1869), содержащую в основном переработку статей и комментариев к сказкам. В 1871 г. он издал «Русские детские сказки», выборку из «Народных русских сказок». Кроме того, Афанасьев подготовил для публикации за границей сборник сказок с антиклерикальным и эротическим содержанием — «Русские заветные сказки» (1872).
Тяжелые обстоятельства жизни привели к тому, что у Александра Николаевича развилась скоротечная чахотка. Он умер 23 сентября 1871 г. Его смерть была мало отмечена современниками. Интересен в связи с этим отзыв И. С. Тургенева, который он высказал в письме к А. А. Фету: «Недавно А. Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с Вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения».

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

Афанасьев, Александр Николаевич

— известный исследователь русской народной поэзии и мифологии, род. 11-го июля 1826 г., в гор, Богучаре, Воронежской губ., ум. 23-го сентября 1871 г. Сын уездного стряпчего, он провел большую часть детских лет в гор. Боброве, куда семейство Афанасьевых переселилось через три года после рождения сына. В 1837 году Афанасьев поступил в первый класс Воронежской гимназии, в которой окончил курс в 1844 г. и любопытную характеристику преподавания в которой сделал в своих воспоминаниях, появившихся после его смерти в "Русском Архиве" 1872 г. В гимназии Афанасьев обнаружил литературные способности, начав писать стихи, которые, впрочем, не были его призванием. Поступив в 1844 г. на юридический факультет Московского университета, он слушал, как и все тогдашние студенты-юристы, лекции словесности и всеобщей истории вместе со студентами 1-го отделения философского факультета, и был, таким образом, учеником Шевырева и Грановского. Еще будучи студентом, Афанасьев начал сотрудничать в журналах, поместив в "Современнике" 1847 г. (№№ 6 и 7) большую статью о "Государственном хозяйстве при Петре Великом" а в "Отечественных Записках" 1848 г. (№№ 6 и 7) свою монографию "О вотчинах и поместьях". Окончив в 1848 г. курс со степенью кандидата, Афанасьев в конце следующего года поступил на службу в московский главный архив Министерства Иностранных Дел, где в 1855 г. был уже начальником отделения, а вскоре за тем и правителем дел состоящей при этом учреждении комиссии печатания государственных грамот и договоров. Служба Афанасьева в архиве продолжалась до 1862 г.; этот период времени (1849—1862 гг.) был самым плодотворным в его учено-литературной деятельности. В это время он начал печатать свои мифологические исследования, которые завершились в конце шестидесятых годов капитальным трудом "Поэтические воззрения славян на природу ; в это время он предпринял издание и исследование русских народных сказок и легенд; изучал русскую литературу ХVIII века и особенно тогдашние сатирические журналы; издавал в 1858—1859 гг. прекрасный журнал "Библиографические записки", где поместил ряд своих статей ("Адская газета", "О царе Горохе", "Литературная полемика прошлого столетия", "Сатиры Кантемира" и др.) и много ученых материалов для истории русской литературы; занимался библиографическими работами, составив два указателя — к "Отечественным Запискам" Свиньина и "Северному Архиву" (по русской географии, статистике и русскому праву); поместил преимущественно в "Современнике" и "Отечественных Записках", а также "Русском Вестнике" и "Московских Ведомостях" множество рецензий на труды по русской истории и отчасти истории литературы (Подробный перечень трудов Афанасьева помещен в "Русском Архиве" 1871 г., кн. 11, стр. 1948—1955, с примечанием, что он найден в бумагах Афанасьева, составлен самим автором и имел надпись: "Мои статьи"; кроме того, перечень работ Афанасьева имеется в его биографии, составленной проф. А. Кирпичниковым и помещенной в "Словаре" Венгерова). Свои статьи по славянской мифологии Афанасьев начал в 1850 году, в "Архиве историко-юридических сведений о России", издававшемся Калачевым; здесь были помещены: "Дедушка домовой", "О значении рода и рожениц", "Мифическая связь понятий света, зрения, огня, металла, оружия и желчи"; затем, в "Современнике" (1851 в., № 4) появилось: "Колдовство на Руси в старину"; в "Отечественных Записках" (1851 г., № 6, 1852 г., №№ 1—3) — "Религиозно-языческое значение избы славянина" и "Зооморфические божества у славян"; в альманахе "Комета" 1851 г. — "Ведун и ведьма"; во "Временнике Общества истории и древностей" (1851 г., № 9) — "Языческие предания об острове Буяне"; в "Известиях Императорской Академии наук" (1853 г.) — "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями". Исследование о сатирических журналах 1769—1774 годов, до сих пор не утратившее своего историко-литературного значения, сначала было напечатано в "Отечественных Записках" (1855 г., №№ 3, 4 и 6), а затем вышло в 1859 г. отдельным изданием. "Народные русские сказки" появлялись выпусками, в числе восьми, с 1855 по 1863 год, а затем были изданы Солдатенковым в 4-х томах. Афанасьев воспользовался материалом, находившимся в этнографическом отделении Императорского русского географического общества, присоединив к нему сказки, собранные В. И. Далем. Издание свое он снабдил ценными примечаниями, с указанием сходных сказок у других народов. Весьма ценным предисловием сопровождалось также издание "Русских народных легенд" (1860 г.), которые вскоре после своего появления, по требованию митрополита Филарета, были изъяты из продажи. Значительно слабеет, хотя и не прекращается учено-литературная деятельность Афанасьева с 1862 года, когда он, замешанный по недоразумению в каком-то политическом деле, должен был оставить службу в архиве и распродать за бесценок свою обширную библиотеку. Только после долгих стараний удалось ему занять, ради некоторого обеспечения семьи, совершенно неподходящее его призванию место секретаря сначала в московской городской думе, а затем в мировом съезде. Усиленные служебные занятия надломили здоровье Афанасьева и способствовали развитию чахотки, которая 45-ти лет свела его в могилу. В последнее десятилетие своей жизни Афанасьев написал несколько статей, заметок и рецензий (статьи: "Разбор истории литературы Галахова", "Разбор "Живописца", "M. С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", "О юридических обычаях", "О радуге", "Сказка и миф" и др. Помещались они в "С.-Петербургских Ведомостях", "Библиотеке для Чтения", "Книжном Вестнике", "Филологических Записках" и "Древн. археолог. общ.". Но главное внимание Афанасьев сосредоточил на окончании своих семнадцатилетних изысканий в области славянских древностей. Собрав все свои многочисленные статьи по славянской мифологии, переработав и дополнив их, Афанасьев выпустил в 1856 г. первый том, в 1868 г. — второй и в 1869 г. — третий том "Поэтических воззрений славян на природу". Этот труд был увенчан двумя малыми уваровскими премиями в 500 руб. (в 1867 г. — десятое и в 1870 г. — тринадцатое присуждение уваровских наград). Рецензент, проф. А. А. Котляревский, справедливо заметил, что "Поэтические воззрения" — первый систематический труд в русской литературе по сравнительной славянской мифологии, для которого Афанасьеву приходилось и подготовлять материал, и обрабатывать его при помощи новых приемов науки. Афанасьев сделал крупный шаг в науке от случайных и отрывочных исследований в области народных преданий, от неопределенных сближений их и нетвердых заключений к систематическому рассмотрению всего запаса собранных им фактов мифологического и религиозного быта славян, по сравнению этих фактов с преданиями родственных славянских племен, с целью объяснения их затерянного древнейшего смысла и значения. Несмотря на некоторые недостатки (неточность основной мысли о происхождении мифов, ее несогласие со многими частями исследования, слабость самостоятельных лингвистических разысканий, отсутствие объяснений исторического значения мифических представлений, верований и обычаев), "Поэтические воззрения" являются богатым сборником сведений о древностях народного быта, необходимым для всякого, занимающегося славянскою археологиею. Последним трудом Афанасьева были "Русские детские сказки", появившиеся в двух частях, в 1870 г.


"Русский Архив", 1871 г., № 11 и 1872 г., № 3. — "Русская Старина", 1872 г., № 5. — "С.-Петербургские Ведом.", 1871 г., №№ 276 и 298. — "Иллюстр. Газ.", 1872 г., т. 29, № 21. — "Журн. Мин. Нар. Просв.", 1871 г., № 10. — 10-е и 13-е присуждения уваровских наград. — С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. I, стр. 860—870; здесь приведены отзывы о главнейших трудах Афанасьева. — "Энциклопедич. словарь", Брокгауза-Ефрона, кн. 4, стр. 488.


{Половцов}





Афанасьев, Александр Николаевич


— исследователь народной поэзии; род. 11 июля 1826 г. в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете и в то же время слушал лекции Шевырева, Бодянского и Грановского. Окончив курс в 1848 г., А. в 1849 г. поступил на службу, вполне соответствующую его способностям и наклонностям — в Моск. главный архив мин. иностр. дел, где он в 1856 г. был сделан начальником отделения, а вскоре правителем дел состоящей при Архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров. В этой должности он состоял до 1862 г. Это было самое спокойное и самое плодотворное время его деятельности. За это время А., который еще будучи студентом начал сотрудничать в лучших тогдашних журналах ("Современнике" 1847 г. и "Отечественных Записках" 1848), поместил целый ряд (68) более или менее значительных статей в "Современнике" (1849—52 гг.), "Отечеств. Записках" (1850—60 гг.), "Архиве историко-юридических сведеаий о России", издав. Калачевым, и некоторых др. изданиях. Из этих статей могут быть приведены только важнейшие: "Дедушка домовой", первое его мифологическое исследование (в "Архиве" Калачева, ч. I); "Ведун и ведьма" (в альманахе "Комета", изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851); "Языческие предания об острове Буяне" (во "Временнике общ. ист. и древ. росс.", 1858 г., № 9 — здесь он впервые развил во всей полноте свою натур-мифологическую систему славянского мировоззрения); "Зооморфические божества у славян" ("Отеч. Записки", 1852 г., № 1—3); "Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями" (в "Известиях Акад. наук по отд. рус. языка и словесности", 1853 г.); "Русские сатирические журналы 1769—1774 г." (в "Отеч. Зап.", 1865 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 — до сих пор остается едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.). В 1850—59 гг. он издавал чрезвычайно полезный, но не нашедший достаточной поддержки, журнал: "Библиографические Записки", где поместил ряд своих статей, именно: "Сатиры Кантемира", "Н. И. Новиков", "Литературная полемика прошлого столетия", "Русская книжная торговля" и др. В 1860 г. он издал "Русские народные легенды" (Москва), вскоре изъятые из продажи. В 1862 г. в жизни А. произошел крутой переворот, вредно отозвавшийся и на его ученой деятельности, и на самом здоровье: он оказался прикосновенным, по-видимому совсем по чужой вине, к политическому делу, и хотя не потерпел никакого наказания, но принужден был покинуть обеспечивавшую его службу и отдаться тяжелым заботам о куске насущного хлеба для себя и для семьи. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в моск. думе, а затем в мировом съезде. Но и в это тяжелое время А., заваленный работой, ничего общего с наукой не имеющей, продолжал свои исследования и труды. В "Библиотеке для Чтения" (1864) г. появились его статьи: "М. С. Щепкин и его записки", "Поэтические предания о светилах небесных", в "Филологических Записках" (1865 г.) он поместил: "О радуге", "Сказка и миф", сотрудничал он в это время и в "Книжном Вестнике", изд. Ефремовым и Ростовцевым. В эти же тяжкие для него годы, при самых неблагоприятных условиях, А. закончил и издал главный труд своей жизни: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 т., Москва, 1866—69), в котором он соединил и привел в стройную систему все сказанное прежде им и все, наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Последний труд А. — на пользу русских детей, это "Русские детские сказки" (2 ч., Москва, 1870; 2 изд., Москва, 1886); 23 сентября 1871 г. А. ум. от чахотки, 45 лет от роду.


{Брокгауз}





Афанасьев, Александр Николаевич


(1826—1871) — этнограф, собиратель произведений устного народного творчества (сказок). Вместе с Ф. И. Буслаевым (см.) является начинателем изучения русской мифологии. В эпоху "романтического" увлечения народной поэзией А. пошел по следам немецких мифологов: Гримма, Куна, М. Мюллера и др., искавших в мифе остатков древнейшего (праарийского) миросозерцания. Для извлечения этих первоначальных взглядов из мифа, претерпевшего в течение веков изменения и искажения, А., вслед за названными учеными, действовал особым "методом лингвистического истолкования". При помощи т. н. "метеорологической" теории (выдвигающей на первый план истолкование первобытным сознанием грозы) А. создал целую систему русской мифологии и опубликовал ее в 1866—69: "Поэтические воззрения славян на природу" (3 тт.). С тех пор как доказана ненаучность метода, труд А. удерживает лишь значение огромного свода широко сопоставленных фактических данных. Другой его труд "Русские народные сказки" (вып. 1—8, М., 1855—63; последнее изд. под ред. А. Грузинского в 5 тт., 1914) сохраняет до сих пор значение для изучения русской сказки. Сильно вредят работе А. ненаучные приемы записи сказок. А. писал очень много по истории русской литературы 18 и 19 вв. (в частности, о сатирич. журналах 1769—77); напечатано свыше 70 его работ; значительная часть осталась в рукописях.



Лит.: Венгеров, С., Критико-биографический словарь рус. писат. и ученых, СПб, 1889—1904; Пыпин, А., История русской этнографии, 4 тт., СПб, 1890—92; Ягич, И. В., Энциклопедия славянской филологии, вып. I, СПб, 1910.





Афанасьев, Александр Николаевич


[1826—1871] — известный собиратель и исследователь устной народной поэзии, стремившийся перенести на русско-славянскую почву мифологическую теорию братьев Гримм, Куно-Шварца, Макса Мюллера и Мангардта. Особой популярности основных трудов А. (особенно о сказках) способствовало, наряду с огромной эрудицией и увлекательным изложением, исключительное славянолюбие автора. В научно-методологическом отношении они уже давно потеряли всякое значение. Но собрания А. остаются еще основным источником по русской народной сказке (пять томов русских сказок, том народных легенд, сборник порнографических сказок и т. д.).



Библиография·: Венгеров, Критика-биографический словарь, СПб., 1891; Пыпин, История русской этнографии, 4 тт., СПб., 1890—1892; Ягич И. В., Энциклопедия славянской филологии, в. I, СПб., 1910.


{Лит. энц.}





Афанасьев, Александр Николаевич


Руководитель Управления информации — пресс-службы губернатора Санкт-Петербурга; родился 3 марта 1945 г. в Ленинграде; имеет высшее образование и высшее партийное образование по специальности "журналистика"; трудовую деятельность начал в 1960 г.; проходил срочную службу в ракетных войсках (1964—1967); был на комсомольской работе (1967—1973); с 1973 г. работал в газетах "Смена" (старший литературный сотрудник, заведующий отделом, спецкор, заместитель ответственного секретаря, редактор приложения "Смена" на студенческой стройке"), "Ленинские искры" (ответственный секретарь), "Вечерний Ленинград" (спецкор), "Ленинградская правда" (спецкор), "Санкт-Петербургские ведомости" (спецкор, редактор отдела, ответственный секретарь); 1975—1976 г. — на Ленинградском телевидении (редактор, ведущий программы); 1980—1990 г. — занимался свободным литературным трудом; сотрудничал с Лениздатом на договорной основе (литературные редактирование и запись); член Санкт-Петербургского союза журналистов; первый обладатель "Гран-при" конкурса профессионального мастерства петербургских журналистов "Золотое перо" (1995); награжден орденом Дружбы, медалями "ХХ лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", "За доблестный труд; в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина"; автор документальной повести "Предел досягаемости", сценариев многосерийных телевизионных фильмов "Ржавчина" и "Глухарь"; женат, имеет сына и дочь.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008