Афанасий (имя духовных лиц в России)

Найдено 1 определение
Афанасий (имя духовных лиц в России)

Афанасий, имя духовных лиц в России: 1) А., до пострижения Андрей, митрополит всероссийский, протопоп московского Благовещенского собора. Был духовником царя Иоанна Грозного , в 1552 году сопровождал его в поход под Казань. Постригся в 1562 году, в 1564 году хиротонисан во епископа и избран на место скончавшегося митрополита Макария . А. получил от царя грамоту, в которой подтверждается, что все люди, живущие на монастырских землях, подлежат лишь патриаршему суду, исключая душегубства. В 1566 году А. по болезни добровольно оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре. - 2) А., Волховский или Вольховский (умер в 1776 году), епископ ростовский, воспитанник киевской духовной академии. Его труды: ""Слово в пособии во всяком требовании нашем, и силе молитв угодников Божиих"" (М., 1749); еще два слова, напечатанные в ""Прибавлениях к Творениям св. отцов"" за 1861 год. В рукописи остались ""Богословские уроки"" (""Systema theologiae coepta anno 1751""), составленные по идеям Феофана Прокоповича , и ""Инструкция поповскому старосте"", относящаяся к 1760 году. - 3) А., в миру Александр Васильевич Дроздов (1794 - 1876), архиепископ астраханский, магистр Московской духовной академии. Труды его: ""Слово на день Вознесения Господня"", рассуждение ""Испытывайте духов, от Бога ли они"" (оба напечатаны в ""Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии"", М., 1824) и ""Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век"" (СПб., 1837). - 4) А., в миру Алексей Иванов (1746 - 1805), архиепископ екатеринославский, воспитанник московской славяно-греко-латинской академии, в которой был ректором. Ему принадлежат ""Поучительные слова в разные торжественные дни и в другие праздники"" (М., 1787). Остались в рукописи записки его по чтению Св. Писания, в которых славянский перевод поверялся с переводом греческим и с еврейским подлинником. - 5) А., в миру Анастасий Кондоиди (умер в 1737 году), епископ суздальский, родом грек. Вместе с Феофилактом Лопатинским трудился над исправлением славянского перевода Библии. Написал ""Слово панегирическое"" в честь ордена Андрея Первозванного (СПб., 1725) и панегирик Петру I (СПб., 1714). - 6) А., в миру Алексей Артемьевич Любимов (1641 - 1702), первый архиепископ холмогорский. Сибирский раскольник - из города Тюмени, Тобольской губернии - А. в молодых еще летах постригся в Далматовом монастыре (в нынешней Пермской губернии) и скоро достиг должности настоятеля. В бытность его по монастырским делам в Москве А. был замечен и вскоре назначен на вновь открывшуюся (в 1682 году) холмогорскую архиепископию. Принял деятельное участие в состязании с раскольниками в Грановитой палате (5 июля 1682 года). А. вступил с раскольниками в письменную полемику, составив книгу ""Цвет духовный"". Главным ее предметом служит опровержение раскольничьей челобитной, поданной царевне Софии в Грановитой палате. Доказательства, приводимые в ""Цвете"" в защиту православных обрядов, и до сих пор приводятся в полемике с расколом. ""Книга о пресуществлении"" (1688) служит памятником участия А. в полемике по вопросу о времени пресуществления, волновавшему русскую церковь в конце XVII века. А. выступает здесь противником Сильвестра Медведева и его партии (приверженцев латинского учения). ""Щит веры"" (1690) представляет сборник различных доводов в пользу православного взгляда на время пресуществления. Вопрос о принадлежности ""Щита веры"" А. (первой его редакции, один из списков которой описан, например, Строевым в ""Библиологическом Словаре"", изд. 1882 года, стр. 124 - 129), можно считать решенным с времени появления в печати ""Жития и завещания патриарха Иоакима"" (издание общества любителей древней письменности, 1879 год). - ""Окружные послания"" А. содержат в себе пастырские увещания. К сочинениям, вызванным интересами государственной жизни, относятся: ""Описание трех путей из России в Швецию"" и ""Описание покушения шведов напасть на Архангельск"" (в 1701 году). А. принадлежит еще ""Шестоднев"", толкование на первую главу книги Бытия. Из сочинений А. только одно было напечатано своевременно: ""Цвет духовный"". Остальные остались в рукописи и разбросаны по разным архивам. В позднейшее время ""Книга о пресуществлении"" напечатана в приложении к книге М. Сменцовского ""Братья Лихуды"" (СПб., 1899); ""Окружное послание 1696 года"" - в ""Страннике"" 1866 года, т. IV, в приложении к статье Р. Постникова: ""А., первый архиепископ холмогорский и важеский""; подобное же послание духовенству холмогорской епархии напечатано в ""Архангельских Епархиальных Ведомостях"" 1900 года; часть сочинения ""Описание трех путей"" - в ""Архангельских Губернских Ведомостях"" 1854 года, № 6 и 8; в полном виде - в приложении к книге В. Верюжского (1908). ""Реестр из дохтурских наук"" напечатан в книге профессора В. Флоринского : ""Русские простонародные травники и лечебники"" (Казань, 1879); ""Описание покушения шведов напасть на Архангельск"" напечатано в книге: ""О высочайших пришествиях... на Двину"" (М., 1783). - Ср. В. Верюжский, ""А., архиепископ холмогорский"" (СПб., 1908). - 7) А., в миру Александр Федорович Протопопов (родился в 1783 или 1785 году, умер в 1842 году), архиепископ тобольский, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Из его сочинений напечатаны лишь четыре проповеди: две - в ""Опытах"" упражнений воспитанников второго курса с.-петербургской академии (СПб., 1817) и две в ""Христианском Чтении"" (1829 год).

Источник: Биографический словарь. 2008