(до пострижения Алексей Артемьевич) — первый архиепископ холмогорский и важеский, с именем которого тесно связана вся история церковного благоустройства холмогорской епархии, род. в Сибири, в 1641 г., ум. 5-го сент., 1702 г. В юные годы Любимов был сам раскольником, но скоро оставил заблуждения и, ища духовного просвещения, поступил в патриаршую школу, находившуюся в Москве, в Чудове монастыре. Приняв затем пострижение, с именем Афанасия, он был рукоположен в иеродиакона, потом в иеромонаха, а в 1675 году возведен в сан игумена Тобольского Успенского монастыря. Игуменство Афанасия было кратковременно. Отличные дарования и ученость, соединенные с добродетельною жизнью, обратили на себя внимание московского патриарха Иоакима, который вызвал Афанасия в Москву и определил в число крестовых монахов при патриаршем доме, поручив ему просмотр и приготовление к печати переводов отеческих писаний с греческого на славянский язык. В бытность свою в Москве Афанасий в 1682 г. присутствовал на словопрении с раскольниками и спорил о вере с Никитою Пустосвятом. Между тем, внутренние события нашего отечества, во второй половине ХVIІ века, готовили Афанасию более обширное духовное поприще. В самой Москве раскол дерзко поднял голову и стал открыто враждовать с правительством церковным и гражданским. Это-то печальное состояние тогдашней России и вызвало настоятельную необходимость в учреждениях ближайшего пастырского надзора, и в числе этих учреждений заняла видное место новая епархия холмогорская и важеская, с званием архиепископии. Чтобы управлять такою обширною епархиею, требовался деятель энергичный, ревностный и твердый в православии, и искусный борец с расколом. Выбор пал на иеромонаха Афанасия, который 18-го марта 1682 г. был рукоположен в архиепископа холмогорского и важеского. Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосвященный и словом и примером начал побуждать свою паству "подвигом добрым подвизаться о Господе", для чего составлял и рассылал по епархии пастырские послания и увещательные грамоты. Помимо забот о нравственном состоянии пасомых, вникая и в хозяйственное распоряжение церквей и церковных имений, он установил новые источники доходов, чрез особо назначенных священников, или, по нынешнему, благочинных, разделив для сего всю епархию на участки, чтобы в то же время зорко следить и за распространителями раскола. Не остались без внимания ревностного архипастыря и храмы Божии. Он устраивал новые, каменные, восстановлял из развалин древние и открывал вновь церковные приходы. Ему же обязаны постройкою Холмогорский преображенский собор и Успенский женский монастырь в том же городе. Современники оставили такую характеристику Афанасия: "Пастырь бе изящный, божественного писания до вольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда". Как святитель Митрофан воронежский, так и Афанасий холмогорский много содействовали юному царю Петру в делах государственных. постройка Новодвинской крепости, начатая в 1701 году, не обошлась без деятельного участия преосвященного, который, в силу состоявшегося царского указа, повелевавшего архиепископу, совместно с архангельским воеводою, строить крепость на Малой Двинке, немедленно пожертвовал для этого много строительного каменного материала и помогал воеводе, князю Прозоровскому, советами для принятия охранительных мер, чтобы спасти Архангельск от прихода с моря шведов, грозивших разорить его. Успех увенчал дело. Победа была явная. Царь Петр торжествовал, и пожаловал Афанасию победные трофеи: три пушки и шведский флаг, хранящийся доныне в Архангельском кафедральном соборе. Вызванный ложною тревогою касательно намерения шведов придти опять к городу, царь снова в 1702 г. в третий раз посетил Архангельск, и 29-го июня присутствовал при освящении храма в Новодвинской крепости, для которого пожертвовал всю церковную утварь и самые иконы. Афанасий управлял епархией 20½ лет, и по смерти оставил не малую библиотеку своих печатных и рукописных сочинений, из которых известны: разные грамоты, "Шестидневец", толкование на Псалтирь, "Домашний лечебник" и др.
"Арх. Губ. Вед." 1893 г., № 60. "Рук. сборн. Моск. Патр. Библ.", № 55, стр. 120. — "Холмогорско-Арханг. иерархия", в "Христ. Чт.", 1879 г., т. I, стр. 132—134. — Н. Д., "Иерархи всероссийской церкви", Москва, 1898 г., III, стр. 545. В. Зверинский, "Монастыри по штатам", СПб. 1892 г. т. II, № 776.
{Половцов}
Афанасий Любимов
(в миру Алексей Артемьевич, 1641—1702) — первый архиепископ холмогорский. Род. в Сибири; был раскольником, но скоро оставил раскол. Был игуменом тобольского Успенского монастыря. Патриарх Иоаким вызвал его в Москву и поручил ему просмотр и приготовление к печати переводов отеческих писаний с греческого языка на славянский. В 1682 г. А. был хиротонисан в архиепископа холмогорского и важеского. Еще до отъезда из Москвы А. привелось принять участие на соборе иерархов, в прениях с раскольниками; он вызвал такую ярость Никиты Пустосвята, что тот бросился было его бить. После А. осталось несколько рукописных сочинений: "Шестидневец", толкование на псалтирь, домашний лечебник и др.
См. С. Постников, "А., первый архиепископ холмогорский" (СПб., 1866).
{Брокгауз}
Афанасий Любимов
(Алексей Артемьевич) — архиепископ Холмогорский и Важеский.
Родился в 1641 году в сибирской раскольничьей семье, вырос среди старообрядцев и сам в юности был раскольником. Потом оставил заблуждение и в поисках духовного просвещения поступил в Патриаршую школу, находившуюся в Московском Чудовом монастыре.
По пострижении в монашество был рукоположен во иеромонаха.
В 1675 году возведен в сан игумена Успенского Долматовского монастыря Пермской губернии на р. Исети. Игуменство его было кратковременно. Наделенный отличными дарованиями и ученостью, соединенными с добродетельной жизнью, он обратил на себя внимание патриарха Иоакима и был вызван им в Москву в число крестовых иеромонахов при патриаршем доме для приготовления к печати переводов Священого Писания.
В Москве наряду с выполнением послушания, возложенного на него патриархом, Афанасий ревностно боролся с расколом, сильно враждовавшим в то время с церковной и гражданской властью. Как энергичный борец против раскола, Афанасий был призван к епископскому служению.
18 марта 1682 года хиротонисан во епископа Холмогорского и Важеского с возведением в сан архиепископа.
Исполненный ревности к возложенному на него делу, преосвященный Афанасий и словом и примером побуждал свою паству "подвигом добрым подвизаться о Господе".
Помимо забот о нравственном состоянии пасомых он вникал в хозяйственное состояние церквей и церковного имения. Он строил новые каменные храмы, восстанавливал из развалин древние, открывал новые церковные приходы. Им построены Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь.
Преосвященный Афанасий много содействовал юному царю Петру I в его государственных делах. В1701 году он был вызван царским указом на строительство Ново-Двинской крепости.
Советами помогал воеводе князю П. И. Прозоровскому принимать меры к охране Архангельска от нападения шведов, грозивших разорить город. В знак внимания к заслугам архиепископа Афанасия царь Петр пожаловал ему победные трофеи: три пушки и шведский флаг.
Современники так характеризовали преосвященного Афанасия: "Пастырь бе изящный, Божественного Писания довольный сказатель, громогласный, речевист по премногу, остро рассудителен, чина церковного опасно хранитель, в вере на расколы разрушитель, трудолюбив, многа здания созда".
Скончался 6 сентября 1702 года. Погребен 12 ноября в Холмогорском соборе.
По смерти архиепископа Афанасия осталось немало его печатных и рукописных сочинений.
Труды:
Шестоднев.
Описание трех путей из России в Швецию. — [СПб., 1838].
Увет духовный. — М., 1682,1753,1791.
Толкование на Псалтирь.
Домашний лечебник.
Книга о пресуществлении // Сменцовский М.
Церковно-исторические материалы. — СПб., 1899, с. 44—70.
Путь к Стекольне (рукопись).
Щит веры (рукопись).
Окружное послание 1696 г.
Чин освящения и хранения Святых Даров для причащения больных.
Разные грамоты.
Литература:
Верюжский И., священник. Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования. — СПб., 1908. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913, с. 87—99,112,113, 217, 307. Макарий (Миролюбов), епископ. Историческое описание Красногорского монастыря. — 2-е изд. — Архангельск, 1906, с. 13, 40, 96, 102—104,107.
Сибирцев И. М. Опись архива Сийского монастыря, грамоты Афанасия № 3 и № 6.
Постников С. Афанасий первый, архиепископ Холмогорский и Важеский. — СПб., 1866, с. 8—20, а также // Странник. — СПб., 1866, т. 4, с. 23.
Колчин М. Ссыльные и заключенные в острог Соловецкого монастыря XVI-XIX веков. — М., 1908, с. 57.
Поликарпов Н. И. Очерк жизни и деятельности свят. Митрофана, первого епископа Воронежского к 200-летию со дня его кончины. — Воронеж, 1904, с. 36.
Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. — Казань, 1909, с. 961—963. Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 193.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 3, с. 917,1088,1089, 1226,1359,1361. Петров Л., Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 31.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 776.
Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви: в 3 т. — М., 1898, т. 3, с. 545. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 8, 33, 35, 74. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 113, 950.
Архангельские губернские ведомости. — 1893, №60.
Рукописный сборник Московской Патриаршей библиотеки. № 55, с. 120. Краткое историческое описание монастырей Архангелогородскои епархии. — Архангельск, 1902, с. 519—524, 552, (Холмогорский Успенский монастырь).
Учреждение Архангелогородскои епархии и ее архипастыри. — Архангельск, 1889, с. 7. Историческое описание Холмогорского Успенского женского монастыря. — 2-е изд., доп. — М., 1911, с. 5—7,16, 29, прим. 31. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1902, № 32, с. 1191—1199,1380,1401—1407. Христианское чтение. — СПб., 1879, т. 1, с. 132—134.
— 1900, сентябрь, с. 412; октябрь, с. 564.
— 1902, октябрь, с. 467.
Русский паломник. — 1907, № 42, с. 668. Церковный вестник. — 1908, № 21, с. 650; № 23, с. 702.
— 1910, № 22, с. 669.
Православный собеседник. — Казань, 1897, декабрь, с. 708. — 1907, январь, с. 106; апрель. — с. 535; июль-август, с. 285—286.
Душеполезное чтение. — 1904, август, с. 450—451.
Русская старина. — 1873, январь, с. 111.
— 1878, май, с. 181.
Исторический вестник. — 1883, январь, с. 156.
Православное обозрение. — 1863, февраль, с. 268—270.
Русский архив. — 1899, кн. 3, № 10, с. 283—284. — 1910, кн. 1, № 3, с. 426.
Монастырь. — Н-Новгород, 1908, № 2, с. 48—54. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 3, с. 129. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 1087; т. 2, с. 179,181,182, 342.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 238, 272. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, доп., с. 189. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 371—372.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 59.
Афанасий Любимов
(Андрей до постр.) — архиеп. холмогорск.; р. 1641, † 1702 г.
Дополнение: Афанасий (Любимов Андрей до постр.),
р. 23 сент. 1640 г., † в ночь на 6 сент. 1702 г. Им (в бытность крестовым патриаршим иеромонахом и игумном Исетского Успенск. мон.) писан в Москве 1676 г. известный "чиновник" патриарха Иоакима.{Половцов}