Афанасий (в миру Андрей) Высоцкий (XIV – нач. XV в.) – игумен серпуховского Высоцкого монастыря, книгописец, инициатор написания книг. Сын священника Обонежской пятины Новгородской земли, ученик – в монашестве – Сергия Радонежского, причем один из наиболее любимых, в Житии Сергия А. характеризуется так: «Бе бо Афонасие в добродетелях мужь чюден, и в божественых писании зело разумень, и доброписаниа много рукы его и доныне свидетельствуть, и сего ради любим зело старцу» (ПЛДР. XIV – сер. XV в. М., 1981, с. 390). В 1374 г. А. стал первым игуменом основанного Сергием по просьбе князя Владимира Андреевича в г. Серпухове на р. Наре «на Высоком» общежительного монастыря в честь Зачатия Богородицы. В 1381 г., начиная с 8 августа, некий дьякон Вунько по благословению А. сделал список Пандектов Никона Черногорца (РИМ, Синод. собр., № 218/193). По мнению И. Иванова, вероятно, что Вунько был послан в афонский Зографский монастырь и скопировал там болгарский список, присланный туда тырновским патриархом Феодосием. В августе же 1382 г. к 210 листам, исписанным дьяконом Вунько, по всей вероятности сам А. (написать «при игумене грешном Афанасии», как это сделано здесь, мог только он сам) добавил еще восемь (л. 211–219) своего письма монашеско-учительного содержания; здесь находятся: Слово Исаака Сирина, Вопросы и ответы преподобных отец о молитве, трезвении ума, о том, «како подобает безмолъвнику седети в кельи», статьи «Како подобаеть глаголати молитву», «Како подобаеть держати ум», «Како обрести действие», «Святаго Симеона Новаго Богослова о молитве», «Поучение Василия Великого к инокам», Григория Нисского толкование молитвы «Отче наш», «Преподобного отца нашего Стефана о всенощномь бденьи, иже в неделю и в Господьскыя праздники», «От Патерика» (Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1862, т. 2, ч. 3, с. 9–10).
Вероятнее всего А. был тем игуменом Афанасием, который в 1381–1382 гг. вопросил митрополита Киприана «о некоих потребных вещех», касающихся монастырской жизни, и получил в ответ обширное послание (АИ, т. 1, № 253, с. 474–482; РИБ, т. 6, № 32, стб. 243–270).
Осенью 1382 г. (не ранее октября), когда Дмитрий Донской после нашествия Тохтамыша изгнал из Москвы Киприана, с ним вместе удалился в Киев, а затем в Константинополь, и А. В каком-то константинопольском монастыре он купил себе келью и предался подвигу созерцательного «молчания» (исихии), как сказано в летописи, «поживе в молчании съ святыми старци и тако во старости глубоце преставися, съ миром къ Господу отиде» (см. Летописец Рогожский – ПСРЛ. М., 1965, т. 15, вып. 1, стб. 108). В июне 1392 г. в константинопольском Студийском монастыре Иоанна Предтечи русский инок Сергий «по благословению и по совету» А. написал Сборник поучений и житий, включавший сочинения Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова. Исаака Сирина и др., а завершавшийся статьями «природоведческого» характера («О четырех морях», «О двенадцати ветрах» и т. п.). Сборник этот предназначался писцом Сергием для библиотеки серпуховского Высоцкого монастыря, откуда он, по всей вероятности, вместе с А. и вышел. Отослан же он на Русь был, возможно, вместе с иконами известного Высоцкого чина и грамотой с благословением, доставленными в монастырь от А. его преемнику, игумену Афанасию Младшему (ум. 12 сентября 1395 г.), иеромонахом Виктором (см.: Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин // ВВ. М.; Л., 1951, т. 4, с. 122–131). Сам этот сборник не сохранился; уцелели лишь два сделанных с него в XVI в. списка (ГБЛ, ф. 247, собр. Рогож. кладб., № 562, 1518 г., и ГБЛ, ф. 256, собр. Румянцева, № 360). В послесловии к этому сборнику монах Сергий писал, что митрополит Киприан, возвращаясь на Русь, в Москву (1390 г.), «много моляшеть» А. «дабы пошел на Русь восприяти честная», но тот «не восхоте и рече: «Келия си ми лутше онех честных»».
В 1401 г. в Константинополе же, в монастыре Богородицы Иперивлепто некиим «грешным Афанасием, малейшим в единообразных», был сделан список Церковного устава иерусалимской лавры Саввы Освященного под называнием «Око церковное»; сам этот список тоже не сохранился; к нему восходят две копии XV в.: одна – из Саввина–Сторожевского монастыря (ГБЛ, ф. 256, собр. Румянцева, № 445, 1428 г.), другая – из Троице-Сергиева (Казань, Б-ка Казанского гос. университета, № 4634, 1429 г.). Писец Афанасий писал, явно имея в виду потребности русской богослужебной практики, что, по его мнению, без этой книги «церковное исполнение в неведении, яко в тме, шатается». Самого же его, как он пишет, «рачительство желанием распали к таковей купле труда, аще и не художне сию снискахом». В том, что писец «Ока церковного» – А., заставляет сомневаться ученых место, где он писал, ибо думают, что раз Сергий в 1382 г. писал по бласловению своего старца А. в Студийском монастыре, значит и тот должен был жить и писать только там (Вздорнов Г. И. Роль славянских монастырских мастерских..., с. 177). Нет полной уверенности и в том, что А. – не Афанасий Русин, писавший книги на Афоне с начала по 30-е гг. XV в. Тоже не полностью, исключено, что на А. указывает запись в другом списке Церковного устава, пергаменном, конца XIV – начала XV в. «Си типик иеромонаха Афанаси(а). Кратовъца, Радоника попа и матере его» (см.: Строев П. Описание рукописей..., с. 257, № 71; Амфилохий, архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1876).
В 1697 г. Карион Истомин написал «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (ГБЛ, собр. Ундольского, № 288, л. 83 и сл.). По оценке В. О. Ключевского, биограф «пытался сделать ученый свод всех известий об этом ученике Сергия, подал слишком много простора своим ораторским отступлениям и при скудости источников доверял смутному преданию более, чем следовало ученому биографу»; «Так он с большей уверенностью повторяет ошибочное предание об избрании Афанасия на патриарший престол в Царьграде, о чем Симон Азарьин в предисловии к чудесам Сергия говорит еще нерешительно, с оговорками»; «Вирши, которыми оканчивается житие, с известием, что оно написано в 1697 г., подтверждают догадку, что автор его – известный слагатель вирш Карион Истомин» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 356).
Филарет без достаточных к тому оснований предполагал, что послание патриарха Антония в Псков с обличением стригольников, написано на деле А.
Лит.: Востоков. Описание, с. 516–517; Смирнов С. Преподобный Афанасий Высоцкий. М., 1874; Барсуков. Источники агиографии, стб. 66–67. Строев П. Описание рукописей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутьева-Боровского монастырей. СПб., 1891, с. 257; Арсений и Иларий. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. т. 1, с. III; Филарет. Обзор, с. 95; Тренев Д. К. Серпуховской Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902; Иванов И. Българското книжовно влияние в Русия при митрополит Киприан (1375–1406) // Изв. на Ин-та за бълг. лит. София, 1958, кн. 6, с. 27, 68–69; Вздорнов Г. И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. // ТОДРЛ. Л., 1968, т. 23, с. 176–177, 190–192.
Г. М. Прохоров