АФАНАСИЙ
Афанасий
некто Монах XVII века, перевел вновь с Греческого языка Церемониал Коронования Греческих Царей, под названием Чин и молитва на Проручество Царя. Список сего перевода находится в библиотеке Александро-Невской Академии при Чиновнике Коронования Российских Царей во время Патриархов.
АФАНАСИЙ
до принятия монашества - Андрей; ум. после 1568) - моск. митрополит в 1564-66; ученик Макария. В годы правления Избранной рады, был близок к Ивану IV и пр-ву. Был протопопом Благовещенского собора; духовник Ивана Грозного. В 1562 пострижен в монахи. В 1564 получил от Ивана IV жалованную грамоту, предоставляющую владениям митрополичьей кафедры широкие податные и суд. привилегии. После отъезда Ивана IV из Москвы в Александрову слободу в дек. 1564 и учреждения опричнины временно все управление гос-вом было в руках А. В мае 1566 якобы по болезни оставил митрополию и жил в Чудовом монастыре. А. является составителем "Степенной книги".
АФАНАСИЙ
295 — 373 н.э. в Александрии) — с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколеб. ортодоксал., антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные поле-мики соч. явл. важнейшим источ. по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произв. «Жизнеописание Великого Антония» служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распростр. идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 празднич. писем А. в сирийск. переводе. А. приписывывалось также большое кол-во фиктивных соч.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Афанасий
первый Епископ Архангелогородский из Крестовых Патриарших Иеромонахов хиротонисанный 1682 года Марта 19, а скончавшийся в Архангельске 1702 года Сентября 5. Он был из современных себе Иерархов искуснейший состязатель с раскольниками. Ибо прежде сам бывши в общении с ними, усмотрел их лжеучение и во время раскольнического бунта 1682 года сильно обличил их, а по сему предмету часто получал поручения и от Государя Петра I. В Архангельске имел он многочисленную библиотеку книг печатных и рукописных, из коих многие достались Графу Толстому. Между ними в каталоге Графской библиотеки значится в листе его Описание трех путей из Державы Царского Величества из Поморских стран в Шведскую землю и до столицы их.
Афанасий
(род. в 295, ум. в 373 в Александрии), с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколебимую ортодоксальную, антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные полемики сочинения являются важнейшим источником по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произведение «Жизнеописание Великого Антония» («Vita S. Antonii») служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распространении идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 праздничных писем А. в сирийск. переводе. А. приписывалось также большое количество фиктивных сочинений.
Источник: Словарь античности. 1989
Афанасий
до пострижения Любимов Алексей Артемьевич) (1641, Тюмень - 06.09.1702, Холмогоры) рус. церковный деятель, первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, книжник, создатель книгописной школы, сподвижник Петра I. Круг его интересов был разнообразен - астрономия, медицина, архитектура, география. Он знал латинский и греческий яз. В 1666 А. принял постриг в Далматовском Успенском мон. Большое влияние на А. оказали основатели этого мон. Далмат и Исаак. Возможно, в данный период А. поддерживал идеологию раскола, но вскоре встал на позиции официальной церкви. С конца 1666 по 1674 занимал должность крестового иеродьякона в Тобольском архиерейском доме. В 1675 назначен игуменом Далматовского мон. В 1677 по неизв. причинам находился в ссылке в Енисейском Спасском мон., получив прощение, вернулся в Далматовский мон. В 1679 отправлен с челобитной в Москву, где вскоре получил должность патриаршего крестового иеромонаха. В 1682 возведен в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. Еще будучи в Далматовском мон., А. начал свою лит. деятельность. В 1666 им было составлено компилятивное Толкование на Псалтырь (в 1700 подарил в мон. библиотеку). Существует предположение, что в этот же период А. работал над "Шестодневом" - книгой, отразившей естественнонауч. и космологические представления образованного человека Московской Руси кон. XVII в. Расцвет его творчества приходится на холмогорский период жизни. Среди лит. соч. А. есть труды богословско-полемического, поучительного и светского характера. Лит.: Панич Т.В. Афанасий // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990. Манькова И.Л.