АФАНАСИЙ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Афанасий (в миру Александр Федорович Протопопов)

Афанасий (в миру Александр Федорович Протопопов) - см. в статье Афанасий (имя духовных лиц в России) .

Источник: Биографический словарь. 2008

АФАНАСИЙ (в миру Андрей)
? - умер после 1568), митрополит Московский и всея Руси в 1564-66. Духовник Ивана IV Грозного и протопоп Благовещенского собора Московского Кремля. В период опричнины неоднократно "печаловался" за подвергшихся опале.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Афанасий
некто Монах XVII века, перевел вновь с Греческого языка Церемониал Коронования Греческих Царей, под названием Чин и молитва на Проручество Царя. Список сего перевода находится в библиотеке Александро-Невской Академии при Чиновнике Коронования Российских Царей во время Патриархов.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

АФАНАСИЙ
до принятия монашества - Андрей; ум. после 1568) - моск. митрополит в 1564-66; ученик Макария. В годы правления Избранной рады, был близок к Ивану IV и пр-ву. Был протопопом Благовещенского собора; духовник Ивана Грозного. В 1562 пострижен в монахи. В 1564 получил от Ивана IV жалованную грамоту, предоставляющую владениям митрополичьей кафедры широкие податные и суд. привилегии. После отъезда Ивана IV из Москвы в Александрову слободу в дек. 1564 и учреждения опричнины временно все управление гос-вом было в руках А. В мае 1566 якобы по болезни оставил митрополию и жил в Чудовом монастыре. А. является составителем "Степенной книги".

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АФАНАСИЙ
295 — 373 н.э. в Александрии) — с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколеб. ортодоксал., антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные поле-мики соч. явл. важнейшим источ. по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произв. «Жизнеописание Великого Антония» служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распростр. идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 празднич. писем А. в сирийск. переводе. А. приписывывалось также большое кол-во фиктивных соч.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Афанасий
первый Епископ Архангелогородский из Крестовых Патриарших Иеромонахов хиротонисанный 1682 года Марта 19, а скончавшийся в Архангельске 1702 года Сентября 5. Он был из современных себе Иерархов искуснейший состязатель с раскольниками. Ибо прежде сам бывши в общении с ними, усмотрел их лжеучение и во время раскольнического бунта 1682 года сильно обличил их, а по сему предмету часто получал поручения и от Государя Петра I. В Архангельске имел он многочисленную библиотеку книг печатных и рукописных, из коих многие достались Графу Толстому. Между ними в каталоге Графской библиотеки значится в листе его Описание трех путей из Державы Царского Величества из Поморских стран в Шведскую землю и до столицы их.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

Афанасий
(род. в 295, ум. в 373 в Александрии), с 328 самый знаменитый из александрийских епископов. За свою непоколебимую ортодоксальную, антиарианскую позицию А. пять раз изгонялся императорами. Его богословские, полные полемики сочинения являются важнейшим источником по истории церкви 4 в. Несмотря на классич. образование, А. уделял мало внимания лит. форме своих трудов. Его легендарное произведение «Жизнеописание Великого Антония» («Vita S. Antonii») служило примером для подражания последующим поколениям агиографов и сыграло большую роль в распространении идей и форм монашества (особенно в Зап. Европе). Важны, особенно для хронологии, найд. 13 праздничных писем А. в сирийск. переводе. А. приписывалось также большое количество фиктивных сочинений.

Источник: Словарь античности. 1989

Афанасий
до пострижения Любимов Алексей Артемьевич) (1641, Тюмень - 06.09.1702, Холмогоры)    рус. церковный деятель, первый архиепископ Холмогорский и Важеский, писатель, книжник, создатель книгописной школы, сподвижник Петра I. Круг его интересов был разнообразен - астрономия, медицина, архитектура, география. Он знал латинский и греческий яз. В 1666 А. принял постриг в Далматовском Успенском мон. Большое влияние на А. оказали основатели этого мон. Далмат и Исаак. Возможно, в данный период А. поддерживал идеологию раскола, но вскоре встал на позиции официальной церкви. С конца 1666 по 1674 занимал должность крестового иеродьякона в Тобольском архиерейском доме. В 1675 назначен игуменом Далматовского мон. В 1677 по неизв. причинам находился в ссылке в Енисейском Спасском мон., получив прощение, вернулся в Далматовский мон. В 1679 отправлен с челобитной в Москву, где вскоре получил должность патриаршего крестового иеромонаха. В 1682 возведен в сан архиепископа и назначен в Холмогорскую епархию. Еще будучи в Далматовском мон., А. начал свою лит. деятельность. В 1666 им было составлено компилятивное Толкование на Псалтырь (в 1700 подарил в мон. библиотеку). Существует предположение, что в этот же период А. работал над "Шестодневом" - книгой, отразившей естественнонауч. и космологические представления образованного человека Московской Руси кон. XVII в. Расцвет его творчества приходится на холмогорский период жизни. Среди лит. соч. А. есть труды богословско-полемического, поучительного и светского характера.    Лит.: Панич Т.В. Афанасий // ТОДРЛ. Т.44. Л., 1990.    Манькова И.Л.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Афанасий (имя духовных лиц в России)

Афанасий, имя духовных лиц в России: 1) А., до пострижения Андрей, митрополит всероссийский, протопоп московского Благовещенского собора. Был духовником царя Иоанна Грозного , в 1552 году сопровождал его в поход под Казань. Постригся в 1562 году, в 1564 году хиротонисан во епископа и избран на место скончавшегося митрополита Макария . А. получил от царя грамоту, в которой подтверждается, что все люди, живущие на монастырских землях, подлежат лишь патриаршему суду, исключая душегубства. В 1566 году А. по болезни добровольно оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре. - 2) А., Волховский или Вольховский (умер в 1776 году), епископ ростовский, воспитанник киевской духовной академии. Его труды: ""Слово в пособии во всяком требовании нашем, и силе молитв угодников Божиих"" (М., 1749); еще два слова, напечатанные в ""Прибавлениях к Творениям св. отцов"" за 1861 год. В рукописи остались ""Богословские уроки"" (""Systema theologiae coepta anno 1751""), составленные по идеям Феофана Прокоповича , и ""Инструкция поповскому старосте"", относящаяся к 1760 году. - 3) А., в миру Александр Васильевич Дроздов (1794 - 1876), архиепископ астраханский, магистр Московской духовной академии. Труды его: ""Слово на день Вознесения Господня"", рассуждение ""Испытывайте духов, от Бога ли они"" (оба напечатаны в ""Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии"", М., 1824) и ""Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век"" (СПб., 1837). - 4) А., в миру Алексей Иванов (1746 - 1805), архиепископ екатеринославский, воспитанник московской славяно-греко-латинской академии, в которой был ректором. Ему принадлежат ""Поучительные слова в разные торжественные дни и в другие праздники"" (М., 1787). Остались в рукописи записки его по чтению Св. Писания, в которых славянский перевод поверялся с переводом греческим и с еврейским подлинником. - 5) А., в миру Анастасий Кондоиди (умер в 1737 году), епископ суздальский, родом грек. Вместе с Феофилактом Лопатинским трудился над исправлением славянского перевода Библии. Написал ""Слово панегирическое"" в честь ордена Андрея Первозванного (СПб., 1725) и панегирик Петру I (СПб., 1714). - 6) А., в миру Алексей Артемьевич Любимов (1641 - 1702), первый архиепископ холмогорский. Сибирский раскольник - из города Тюмени, Тобольской губернии - А. в молодых еще летах постригся в Далматовом монастыре (в нынешней Пермской губернии) и скоро достиг должности настоятеля. В бытность его по монастырским делам в Москве А. был замечен и вскоре назначен на вновь открывшуюся (в 1682 году) холмогорскую архиепископию. Принял деятельное участие в состязании с раскольниками в Грановитой палате (5 июля 1682 года). А. вступил с раскольниками в письменную полемику, составив книгу ""Цвет духовный"". Главным ее предметом служит опровержение раскольничьей челобитной, поданной царевне Софии в Грановитой палате. Доказательства, приводимые в ""Цвете"" в защиту православных обрядов, и до сих пор приводятся в полемике с расколом. ""Книга о пресуществлении"" (1688) служит памятником участия А. в полемике по вопросу о времени пресуществления, волновавшему русскую церковь в конце XVII века. А. выступает здесь противником Сильвестра Медведева и его партии (приверженцев латинского учения). ""Щит веры"" (1690) представляет сборник различных доводов в пользу православного взгляда на время пресуществления. Вопрос о принадлежности ""Щита веры"" А. (первой его редакции, один из списков которой описан, например, Строевым в ""Библиологическом Словаре"", изд. 1882 года, стр. 124 - 129), можно считать решенным с времени появления в печати ""Жития и завещания патриарха Иоакима"" (издание общества любителей древней письменности, 1879 год). - ""Окружные послания"" А. содержат в себе пастырские увещания. К сочинениям, вызванным интересами государственной жизни, относятся: ""Описание трех путей из России в Швецию"" и ""Описание покушения шведов напасть на Архангельск"" (в 1701 году). А. принадлежит еще ""Шестоднев"", толкование на первую главу книги Бытия. Из сочинений А. только одно было напечатано своевременно: ""Цвет духовный"". Остальные остались в рукописи и разбросаны по разным архивам. В позднейшее время ""Книга о пресуществлении"" напечатана в приложении к книге М. Сменцовского ""Братья Лихуды"" (СПб., 1899); ""Окружное послание 1696 года"" - в ""Страннике"" 1866 года, т. IV, в приложении к статье Р. Постникова: ""А., первый архиепископ холмогорский и важеский""; подобное же послание духовенству холмогорской епархии напечатано в ""Архангельских Епархиальных Ведомостях"" 1900 года; часть сочинения ""Описание трех путей"" - в ""Архангельских Губернских Ведомостях"" 1854 года, № 6 и 8; в полном виде - в приложении к книге В. Верюжского (1908). ""Реестр из дохтурских наук"" напечатан в книге профессора В. Флоринского : ""Русские простонародные травники и лечебники"" (Казань, 1879); ""Описание покушения шведов напасть на Архангельск"" напечатано в книге: ""О высочайших пришествиях... на Двину"" (М., 1783). - Ср. В. Верюжский, ""А., архиепископ холмогорский"" (СПб., 1908). - 7) А., в миру Александр Федорович Протопопов (родился в 1783 или 1785 году, умер в 1842 году), архиепископ тобольский, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Из его сочинений напечатаны лишь четыре проповеди: две - в ""Опытах"" упражнений воспитанников второго курса с.-петербургской академии (СПб., 1817) и две в ""Христианском Чтении"" (1829 год).

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
755.61 кб

Афанасий Николаевич Турубанов (к 75-летию со дня рождения)

Макуров В. Г.
Читать PDF
272.28 кб

Ярославский серебряник Афанасий Семёнов Корытов

Созинов Валерий Анатольевич
В статье приводятся новые сведения о серебрянике Афанасии Корытове, которые сопоставляются с известными данными, и уточняется атрибуция сохранившихся изделий.
Читать PDF
223.49 кб

Афанасий Никитин

Галинская И.Л.
Читать PDF
243.45 кб

Благодетель земли северной - Архангельский купец Афанасий булычев

Читать PDF
16.75 мб

Когда умер Афанасий Нагой и мог ли он руководить «Антигодуновским заговором»?

Каштанов Сергей Михайлович, Столярова Любовь Викторовна, Белоусов Петр Владимирович
Статья посвящена идентификации лиц, упомянутых в Троицком синодике (РГБ. Ф. 304. № 41. Л. 26 об. 27), и установлению вопроса о том, мог ли Афанасий Федорович Нагой быть визитером Джерома Горсея в Ярославле в мае 1591 г.
Читать PDF
1.15 мб

Что искал в Индии Афанасий Никитин?

Бобров Александр Григорьевич
В статье рассматривается вопрос о целях поисков Афанасия Никитина на индийских рынках и о маршруте его путешествия.
Читать PDF
244.32 кб

Аполлон григорьев и Афанасий Фет: поэзия в иконографическом аспекте

Маслова Марина Ивановна
В статье представлен полемический материал, касающийся содержания двух поэтических произведений с фольклорной основой: стихотворения Аполлона Григорьева «Доброй ночи» и баллады Афанасия Фета «Лихорадка».
Читать PDF
968.21 кб

Анна Ахматова и Афанасий Фет: текстологические заметки

Козубовская Галина Петровна
В статье, обращенной к изучению цикла А. Ахматовой «Полночные стихи», предлагается гипотеза о фетовском слое в ахматовском цикле.
Читать PDF
1.64 мб

Пастырская деятельность преосвященного Афанасия, архиепископа Холмогорского

В. М. Верюжский
Читать PDF
76.07 кб

Юбилейные торжества в честь епископа Афанасия Ковровского

Мартьянова Светлана Анатольевна

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины: