Афины

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АФИНЫ
   • Ath?nae,
         см. Attica, 7, Аттика.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АФИНЫ
столица Греции и гл. город нома (обл.) Аттика и Беотия. Афины — один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи, когда были небольшим поселением. В Др. Греции А. — крупнейший экономич., политич. и культурный центр, гор.-госуд. в Аттике. С 146 до н.э. находились под властью Рима.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АФИНЫ
(athens), город в Греции. Люди жили на этом месте по крайней мере с верхнего палеолита, но по причине разрушения античным городом более ранних слоев связную информацию можно получить лишь с микенского времени (позднебронзового века). Город в это время имел меньшее значение, хотя его цитадель на акрополе была окружена стенами. Легенда о Тесее, однако, дает возможность заключить, что А. соперничали с Кноссом в 15 в. до н.э. и были достаточно сильны, чтобы оказать сопротивление дорийцам в 12 в. до н.э., не в пример Микенам. Некрополь Керамик (получивший свое название из-за того, что был перекрыт кварталом горшечников) характеризует город периода железного века (11–8 вв. до н.э.). Исторические и археологические источники рисуют картину великолепия А. в классическую эпоху.

Источник: Археологический словарь. 1990

АФИНЫ
город Минеры; Деян 17:15) — древняя столица Аттики, в Греции, расположенная при заливе Саронском, в 46-ти английских милях к в. от Коринфа, в 5 англ. милях от берега. Город славился не только в политическом отношении и своим военным могуществом, но и своим красноречием, литературою и образованностью своих жителей. Город Афины, по преданию, основан Кекропсом за 1500 лет до Р.Х. Ап. Павел посетил Афины около 52 года по Р.Х. и нашел народонаселение погруженным в идолопоклонство и праздность. Он проповедовал здесь и обличал их суеверия, за что и был привлечен к суду ареопага. В книге Деяний Апостолов Афиняне описываются людьми, любящими всего охотнее проводить время в том, чтобы говорить или слушать что либо новое (Деян 17:21). В новейших Афинах, столице Греции, народонаселение до 25 тысяч человек. Там ныне университет, прекрасная публичная библиотека, королевский дворец, два собора и много других прекрасных общественных зданий. Местность внутри древних городских стен вся покрыта остатками древности, среди которых встречаются замечательнейшие в мире, как например акрополь, ареопаг, храм, Тезея, Парфенон, развалины храма Юпитера Олимпийского и многие другие, наглядно свидетельствующие о прежнем блеске и величии древней столицы Греции. Кратко сказать, каждая улица в Афинах вызывает собою какое либо воспоминание. Павзаний говорит, что Афиняне превосходили все народы в любви и привязанности к своим богам, и что от этого весь город был загроможден храмами, алтарями и другими священными зданиями. По церковному преданию, первым епископом в Афинах был св. Дионисий Ареопагит (память его 3-го октября), обращенный в христианство проповедью ап. Павла. (см. Дионисий Ареопагит.)

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Афины
Афины (Athens), столица совр. Греции, исторически - др.-греч. город-государство. А. сложились в рез-те объединения неск. небольших деревень Аттики. Вначале в А. правили цари, власть передавалась по наследству. Затем монархию сменило правление земледельческой аристократии (эвпатридов), к-рое впервые было ограничено в 594 г. до н.э. Солоном. В 561 г. до н.э. Писистрат установил тиранию, в 546 г. она утвердилась окончательно, но в 510 г. до н.э. последнего тирана, его сына Гиппия, изгнали. Через неск. лет Кписфен прочно утвердил афинскую демократию.
В 490 г. и в 480-479 гг. до н.э. этот город-государство (полис) добился побед в греко-персидских войнах. Его правители превратили Делосский союз в Афинскую империю. В городе расцвело иск-во, и он стал культурным центром для художников и скульпторов со всего Средиземноморья. В Пелопоннесской войне А. разгромила Спарта, и к 404 г. до н.э. они потеряли империю и почти весь флот, стены города были снесены. В 4 в. до н.э. А. восстановили свою мощь и возглавили сопротивление македонскому царю Филиппу II. В городе процветали науки и иск-во, чему способствовала Академия.
А. попали под власть преемников Алексадра Великого и в 262 г. утратили независимость. Попытка возвратить независимость в 228 г. не увенчалась успехом. После того как А. оказали поддержку понтийскому царю Митридату в борьбе с Римом (120-63 гг. до н.э.,), город был осажден и взят Суллой (87-86). С тех пор значение А. ограничивалось славой университетского города, привлекавшего к себе много молодежи, особенно римской. В остальном город на протяжении долгого историч. периода пребывал в безвестности и эконом, упадке. В 1456 г. был захвачен турками, а в 1687 г. серьезно пострадал от венецианской блокады.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Афины
греч. Athenai, Athene)
   главный город Аттики в 4 км. от моря. Имел три гавани: Мунихион, Фалерон и Пирей. В пределах верхней части города находился Акрополь, а в нижней - Ареопаг, Нимфейон и Пникс. Через территорию А. протекали р. Илисс и Кефис.
   Первым царем А. традиция называет Кекропа. Объединение всех жителей Аттики приписывают Тесею, сыну царя Эгея, датируя временем ок. 1300 г. до н.э. Тогда же А. стали политическим центром Аттики. После смерти последнего царя Кодра к власти пришли эвпатриды - представители родовой аристократии. В результате длительной борьбы демоса с ними и реформ, проведенных Солоном, Писистратом и Клисфеном, в А. окончательно утвердилась рабовладельческая демократия, расцвет которой приходится на время правления стратега Перикла в 444 - 429 гг. до н.э. При Фемистокле (487 - 471 до н.э.) были сооружены Длинные стены, которые объединяли город с Пиреем (разрушены после поражения А. в Пелопоннесской войне).
   В составе А. было 6 районов: Кидафенеон, Лимнай, Мелита, Керамик, Коллит и Диомея; при римском императоре Адриане в юго-восточной части А. возник новый район - Адрианополис. Начиная с 338 г. до н.э. А. перешли под власть Македонии, а с 146 г. до н.э. вошли в состав Римского государства. Готы дважды захватывали А. - в 269 г. и 396 г. н.э.
   Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. Л., 1961; Сидорова Н.А. Афины. М., 1984; Travlos J. Bildlexikon zur Topographie des antiken Athen. Tьbingen, 1971; Weber C.W. Athen. Aufstieg und Grцsse des antiken Stadtstaates. Dьsseldorf, 1979.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АФИНЫ
главный город Аттики и величайший город Древней Греции. Древнейшая часть города сначала называлась Кекропией, так как, по преданию, была построена Кекропом, первым царем Аттики; впоследствии это место названо было Акрополем, т. е. кремлем, так как оно находилось на скале среди города. Площадь Акрополя была покрыта прекрасными храмами и статуями; из храмов самым великолепным являлся Парфенон, посвященный Афине Девственнице, по имени которой город и получил свое название. По сказанию, Афина и Посейдон поспорили о том, чьим именем будет называться город. Боги решили назвать его именем того божества, которое сделает городу более полезный подарок. Посейдон ударил о землю своим трезубцем, и тотчас же из земли выскочил конь; а по желанию Афины выросла маслина, и так как боги признали этот дар более полезным, то она и сделалась богиней города. Близ Парфенона находился другой великолепный храм — Эрехтейон, получивший название от афинского царя Эрехтея; этот храм разделялся на три отделения: собственно Эрехтейон, посвященный Эрехтею, Пандросион, посвященный Пандросе, дочери Кекропа, и, наконец, отделение, посвященное Афине. Между Парфеноном и Эрехтейоном стояла колоссальная медная статуя Афины, сделанная Фидием, шлем и копье которой видны были на далеком расстоянии. На западной стороне Акрополя Перикл построил Пропилеи с прекрасной лестницей, ведшей вниз. Это было великолепное просторное здание из мрамора с пятью проходами. Еще в 480 г. до н. э. город был сожжен Ксерксом, но вскоре был восстановлен Фемистоклом и при Перикле достиг высшей точки процветания. Афины разделялись на две части: верхний город, или Акрополь, и нижний город. Афины имели три гавани: Пирей, Фалерон и Мунихию, — которые Фемистокл окружил стеной, а Перикл соединил с городом так называемыми Длинными стенами. Афины имели огромное политическое значение в Древнем мире; они были также важным центром знания, и там жили многие гениальные люди, например, Платон и Сократ. В первые века христианства римляне посылали в Афины своих сыновей для завершения образования.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АФИНЫ
ранневизантийского периода продолжали оставаться одним из научных центров. В философской школе Платона (Новой или третьей Академии) началось обобщение идей Платона, Аристотеля и стоиков преимущественно в области этики. В ней учились Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Ливаний, Евнапий и др. у софистанеоплатоника Проэресия. О жизни школы рассказал в своих речах Имерий (315 – 586). С Афинами была связана деятельность философанеоплатоника Прокла Диадоха. В 529 г. афинская философская школа как оплот языческих традиций была закрыта императором Юстинианом. С IV – V вв. в городе появились христианские школы. Известно, что философы и богословы Афин и Фив участвовали в теологических диспутах с богословами Константинополя (VI в.). Сооружение первых христианских церквей, небольших по размерам и скромных по декоративному убранству, относится к V в. (остатки базилики на реке Илиссос и центрическая церковь в библиотеке Адриана; обе, повидимому, имели деревянные купола). В VI в. у подножия горы Имиттос, в семи километрах от центра Афин, был возведен монастырь Кесариани с церковью, перестроенной в X – XI вв. и украшенной фресками в XVI – XVII вв. Перестав быть научным центром, Афины пришли в упадок в VII – VIII в. Возрождение города в конце IX – X вв. началось с подъема ремесел, усиления строительства и улучшения техники керамического производства. В XI в. в Афинах были возведены небольшая изящная церковь Агиос Элевтериос (Малая Митрополия площадью 7,32 м и 11,38 м), центрическая церковь Апостолов из камня и кирпича на Агоре, церковь Успения в монастыре Дафни, расположенном в 10 км от центра города (см. монастырь Дафни). В 1049 г. в Афинах была сооружена изящная, с гармоничным соотношением частей церковь св. Феодора. Новизной отличались ее расширенные и укороченные боковые нефы, а также поперечный неф, включенный в прямоугольный план здания. Апсиды были полукруглыми внутри и многогранными снаружи. Предполагают, что церковь строили местные мастера. В 1453 г. вслед за Константинополем туркиосманы захватили Афины и другие византийские города в Средней Греции и на Пелопоннесе.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Афины
название дано в честь Афины Паллады-греческой богини войны, знаний, искусств, ремесел) (Деян 17.15,16,21,22; 18.1; 1Фес 3.1)-главный город древней Аттики и знаменитая столица Греции, колыбель европейской цивилизации. Первым великим царем Афин был Кекропс, египтянин, поэтому вначале Афины назывались Кекропия. Тезей (13 в. до РХ) объединил двенадцать общин Аттики и сделал Афины их столицей. Другими известными правителями Афин были орхонты Дракон (621 г. до РХ), известный своей жестокостью, и Солон (594 г. до РХ), известный своей мудростью и изданным им сводом законов. Становление Афин и Греции как мировой силы началось еще во времена падения Израиля и пленения Иуды, но после Пелопонесской войны (431-404 гг. до РХ) значительно возвысилась Спарта, а затем Македония, царь которой Александр Великий (336-323 гг. до РХ) объединил не только эти части, но покорил Греции и греческому влиянию почти весь известный тогда мир. Афины уже тогда были красивейшим городом с множеством величественных храмов, жертвенников, дворцов. Акрополь являлся военным центром Афин, а ареопаг-его верховным судилищем. Афины являются мастерской, кузницей новейшей культуры, искусства, истории, литературы, науки и философии. С этим городом связаны имена: Перикла, время правления которого (444-429 гг. до РХ) вошло в историю под названием «золотой век»; философов Сократа, Платона, Аристотеля, Анаксагора, Демосфена и др.; историка Геродота; поэтов Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Здесь зародились целые философские школы: платоников, перипатетиков, эпикурейцев и стоиков. Упоминание об Афинах всегда вызывает чувство интеллектуального долга всех образованных людей перед этим городом. Свет греческой культуры пронизал века и охватил в период ее расцвета почти весь мир. В 146 г. до РХ Афины были покорены Римом-новой мировой державой, но дух эллинизма, считающий все негреческое (то есть нецивилизованное) диким и варварским, сохранился до наших дней. Все греческие колонии стали римскими с их железным порядком, но греческий язык и влияние остались преобладающими. И вот пред этими гордыми афинянами ап. Павел произнес в ареопаге около 52 г. до РХ свою знаменитую проповедь (Деян 17.22-31), но он к ним больше никогда не вернулся (Деян 17.33). (См. Греция)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Афины
главный город Аттики в Греции, известный всему миру, как колыбель греческой образованности и искусства; расположен на берегу Саронского залива, в расстоянии полумили от берега, между реками Илиссом и Кефиссом. Город был расположен на нескольких холмах, из которых самый высокий был Акрополь (крепость). Акрополь был доступен только с запада, через Пропилеи: мраморные лестницы между храмами и художественными изваяниями вели до самой вершины холма, где с левой стороны возвышался храм Афины Паллады, а с правой Парфенон, образец греческого архитектурного искусства, из белого блестящего мрамора, развалины которого и теперь еще вызывают удивление. На этом же холме на высоком пьедестале было поставлено бронзовое изображение богини Афимы, покровительницы города; ее блестящий шлем виден был мореплавателям на расстоянии нескольких миль от города. Известно было также изображение Афины, сделаное скульптором Фидием из золота и слоновой кости и поставленное в Парфеноне. На юго-западном склоне Акрополя был построен обширный театр Дионисия, а около него Одеон; на другой стороне был Пританей, где заслуженные граждане получали бесплатный стол. Близ Акрополя в северо-западном направлении, возвышался холм Ареопаг, где суд, известный под тем же названием, собирался ночью и решал дела. Ареопаг должен был особенно наблюдать за нравственностью и религиозной жизнью граждан и препятствовать введению богослужений, запрещенных законом. Близ него находился холм Пникс, где происходили народные собрания. По соседству была площадь (agora), открытое место, окруженное роскошными строениями. Город во времена расцвета (по Факидилу) занимал пространство в 43 стадии или 2/3 кв. мили с народонаселением около 150000 чел. Когда Павел во время своего первого европейского миссионерского путешествия прибыл в Афины, то «возмутился духом при виде города сего, полного идолов» (Деян. 17:16) и, в ожидании Силы и Тимофея, за которыми он послал, стал свидетельствовать о Христе как в синагогах, так и на площади, где афиняне искали случая удовлетворить свое, известное всему миру, любопытство. Некоторые из философов привели Павла в ареопаг (Деян. 17:19) и там он, начав с упоминания о жертвеннике, который он видел в городе, с надписью «неведомому богу», сказал афинянам свою знаменитую речь о Боге, Господе неба и земли, произведшем все человечество от одной крови; о спасении и суде через Воскресшего. Город Афины с 1834 г. стал резиденцией греческих королей.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

АФИНЫ
Atnnai) - столица Греции и гл. город нома (области) Аттика и Беотия, крупный узел ж.-д. и воздушных путей, осн. пром. центр страны (текст., швейная, таб., пищ., химич., полиграфич., металлообр. отрасли пром-сти).

Большие Афины насчитывают 1,4 млн. жит. (1957). Афины - один из древнейших городов Греции. Известны со времени микенской эпохи, когда были небольшим поселением. В Др. Греции А. - крупнейший экономич., политич. и культурный центр. город-государство в Аттике (см. Афины, древние). С 146 до н. э. находились под властью Рима. С 4 в. по 1204 входили в состав Визант. империи. В 1204-1458 А. - столица Афинского герцогства. В 1458 были захвачены турками. Со времени греч. нац.-освободит. восстания 1821-29 А. становятся адм. и культурно-политич. центром Греции. С 1834 - столица. 27 апр. 1941 А. были оккупированы нем.-фаш. захватчиками. Нас. А. развернуло борьбу против оккупантов (см. Афинская всеобщая забастовка 1943). 13 окт. 1944 освобождены ЭЛАС - войсками греч. нац.-освободит. фронта. В А. находятся ун-т, Нац. высшая политехнич. школа, Академия наук, ряд музеев (нац. музей, музей Акрополя, визант музей, музей Бенаки), несколько археол. ин-тов.

Античные постройки А., сосредоточенные гл. обр. на Акрополе и в его р-не, играют важную роль в совр. облике города. На Агоре (площадь к С.-З. от Акрополя) сохранились остатки др.-греч. и др.-рим. построек (стоя Аттала, 2 в. н. э., в наст. время реконструирована, и др.). Близ Агоры - хорошо сохранившийся храм Гефеста (т. н. Тесейон, 2-я пол. 5 в. до н. э.), Башня ветров (эллинистич. время). К В. от Акрополя - памятник Лисикрата (4 в. до н. э.), арка Адриана (2 в. н. э.), остатки храма Зевса Олимпийского (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.). В 9-12 вв. в А. создан ряд небольших по размерам визант. церквей (Малая Митрополия, св. Феодора, Капникарея, Апостолов); в тот же период в окрестностях А. были построены визант. церкви Дафни, Кесариани, Астери. После тур. господства, к нач. 19 в., А. превратились в заброшенное поселение. Новый подъем города связан с превращением А. в столицу греч. гос-ва. В 19 в. определяется регулярная планировка центра, сооружаются в подражание античности крупные общественные здания (нац. музей, 1866, академия, 1859-85, ун-т, 1837, нац. библиотека, 1832); к 1896 реконструируется античный стадион нач. 4 в. до н. э. Ряд р-нов и поныне сохранил средневековый облик. Новая многоэтажная застройка охватывает гл. обр. центр. р-ны города. В пригородах (Психико, Филотеи и др.) - загородные дома, окруженные садами. Имеется метрополитен, идущий в порт А. Пирей и выходящий за пределами А. на поверхность земли.

Лит.: Грегоровиус Ф., История города Афин в ср. века, пер. с нем., СПБ, 1900. —***—***—***—

План древних Афин
афины

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Афины
столица Греции, один из ее древнейших городов. В Древней Греции Афины - город-государство (полис), игравший ведущую роль в ее истории и культуре. Афины расположены в Аттике. В 16- 13 вв. до н.э. на скалистом Акрополе существовало укрепленное поселение. Процесс объединения Аттики вокруг Афин длился несколько столетий. В середине 7 в. до н.э. аристократ Килон предпринял неудавшуюся попытку овладеть властью. В 594 г. в Афинах были проведены реформы Солона. В Афинах возник новый общественный и политический центр - Агора (к северо-западу от Акрополя). Рядом располагался район гончаров - Керамик. Акрополь оставался религиозным центром города. Здесь в начале 6 в. был сооружен древнейший из известных храмов Афины. Около 560 г. в Афинах установилась тирания Писистрата. При нем Афины распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря, укрепились на берегах Геллеспонта (ныне Дарданеллы). Город разросся, украсился новыми зданиями и статуями: на Агоре воздвигнуты храмы Аполлона и Зевса, на Акрополе - новые Пропилеи. Восстановление демократии в Афинах, получившее выражение в реформах Клисфена (509 г.), было ознаменовано строительством новых зданий на Агоре: для Совета пятисот и рядом храм Матери богов. Место народных собраний от подножия Акрополя было перенесено на холм Пникс. В начале 5 в. Афины возглавили сопротивление греческих полисов персам. В 480 г. и 479 гг. до н.э. персы разоряли город. После освобождения Афин началось новое строительство. Прежние скульптурные украшения храмов и статуи были захоронены (были обнаружены лишь в 19 в. археологами). Век Перикла (правил в 444/443- 429 гг. до н.э.) стал золотым веком. Афины возглавили морской союз греческих городов (его казна хранилась в Афинах). Был создан новый ансамбль Акрополя. Работами руководил скульптор Фидий, друг Перикла, создавший две статуи Афины (Промахос - Воительница и Парфенос - Дева). В середине 5 в. Агора стала городским торговым центром. Проигранная Афинами Пелопоннесская война, поглотившая много средств, не позволила вести интенсивное строительство. Упадок Афин довершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине 2 в. до н.э. Римская республика подчинила Грецию, в 87 г. до н.э. римский полководец Сулла взял город и разграбил его. Среди его трофеев наиболее ценными, вывезенными в Италию, были памятники искусства. Во 2 в. н.э. римский император Адриан, поклонник греческой культуры, создал новый район Афин, который назвал городом Адриана. Он завершил также строительство храма Зевса Олимпийского, начатое Писистратом. В 267 г. Афины подверглись набегам готов и герулов. После распада Римской империи Греция вошла в состав Восточной Римской империи, Византийской империи. Из Афин стали вывозить памятники в Константинополь (в том числе обе статуи Афины скульптора Фидия). В 529 г. император Юстиниан изгнал из Афин последних философов и риторов. Древние храмы превращали в христианские церкви. Так Эрехтейон стал церковью Богоматери. После 4-го Крестового похода Афины превращены в столицу Афинского герцогства (1205- 1456 гг.). Герцоги из Бургундии, затем короли Сицилии сделали своей резиденцией Акрополь. В 1456 г. Афины после захвата их турками стали турецкой крепостью. Парфенон превратили в мечеть, Эрехтейон - в гарем турецкого правителя Афин, Пропилеи - в казармы и пороховые склады. В 1656 г. взрыв на этом складе уничтожил часть здания. В 1687 г. Акрополь осадили венецианцы, воевавшие с турками. Ядро, пущенное ими, взорвало Парфенон (там турки хранили порох). В период борьбы Греции за независимость (1821- 29 гг.) Афины не раз переходили из рук в руки. В 1834 г. Афины провозглашены столицей Греции.

Источник: Исторический словарь

Афины
(греч. Athenai — г. Афины), гл. город в Аттике, окруж. горами, располож. в 5 км от моря и в 8 км от осн. порта Пирей, с которым А. в 461 — 456 были связаны Длинными стенами. Центральную часть города образовывал 156-метровый, доступный только с З. известняковый холм Акрополь, который уже в микенский период являлся укрепл. царской резиденцией. В пределах города находилось еще неск. возвышенностей, наиболее известны Ареопаг (холм Арея), Мусейон (холм муз), Пникс и холм нимф. Объединение Аттики под властью А., согласно преданию осуществл. царем Тесеем, способствовало расцвету города. Первоначально А. управляли цари, одним из первых был Кекроп. Позднее власть перешла в руки землевладельч. аристократии (эвпатридов), из представителей которой с 683 — 682 до н. э. ежегодно избирали высших должностных лиц А. — архонтов. Во 2-й пол. 7 в. до н. э. в городе разразился глубокий социальный кризис, вызванный жестокой эксплуатацией мелких крестьян крупными аристократами-землевладельцами. Ок. 632 Килон предпринял безуспешную попытку, используя эти противоречия, установить тиранию. Изданные Драконом в 620 «писанные кровью» законы ухудшили положение низших сословий. В 594 — 593 Солон с помощью реформ на непродолжительный период урегулировал внутриполитич. ситуацию. Этими реформами политич. права и обязанности распределялись в соответствии с имуществ. положением, что привело к лишению эвпатридов части их привилегий. Вновь обострившаяся борьба за власть позволила Писистрату в 561 — 560 при поддержке крестьян из горных районов установить тиранию, которая способствовала быстрому экономич., политич. и культурному росту города. В этот период значительно увеличился экспорт афинских керамич. изделий. Для безопасности мор. торговли с черноморскими колониями, поставлявшими в осн. зерно, в проливах были сооружены укрепл. пункты. При Писистрате велось большое строительство как на Акрополе, так и в нижнем городе, в А. работали мн. художники и ученые, преим. из бывших ионич. областей. Последним из афинских тиранов был Гиппий, изгнанный в 510. В последующие годы демократизации города способствовали реформы, проводимые Клисфеном; он уничтожил остатки родового строя, создав 10 территориальных округов вместо 4 родовых. Во время Персидских войн А. играли видную роль в освободительной борьбе греков; в 490 ими была одержана знаменитая победа при Марафоне. Лидер демократич. группировки Фемистокл проводил политику, направл. на укрепление мор. мощи А. В 493 он издал указ о расширении пирейского порта; под его руководством был построен (начиная с 483) сильный флот, который вместе с другими греч. флотами одержал победу над мор. силами персов в битве у о. Саламин. В 480 и 479 А. были завоеваны персами, разрушившими мн. святилища. После сражения при Платеях в 479 А. выступили в отличие от Спарты за продолжение войны вплоть до освобождения греч. малоазийских городов и основали с этой целью в 478 — 477 Афинский морской союз, где занимали главенствующее положение. С этого момента начинается продолжительная борьба А. и Спарты за гегемонию в Греции. Наивысший политич. и культурный расцвет города падает на 479 — 431, т. н. пятидесятилетие. А. превратились в центр культурной жизни Греции, а замечательные архитектурные постройки сделали А. красивейшим греч. городом. В этот период у власти находилась демократич. группировка с выдающимся лидером Периклом. В 462 демократам, предводимым Эфиальтом, удалось лишить ареопаг, в котором тон задавали аристократы, большинства политич. прав. В следующем году они изгнали из А. лидера аристократии Кимона. В 457 афиняне одержали при Энофитах победу над Фивами, поддерживаемыми спартанцами. Извечный торговый соперник А. — г. ЭгиНа был покорен в 456. В тексте заключенного в 449 — 448 т. н. Каллиевого мира А. признавались ведущим городом Греции; цель, ради которой создавался Делосский союз, была достигнута. С этого момента начинается создание афинской империи, попытки выхода из которой подавлялись силой оружия. Выплачиваемые членами союза в общую казну взносы составляли базу экономич. и градостроительного развития А. Заключ. в 445 сроком на 30 лет мир с Пелопонесским союзом положил конец распрям между двумя греч. союзами. Однако уже в кон. 30-х гг. отношения между ними вновь обострились вследствие столкновения торговых интересов Коринфа и А. Этот кризис привел в 431 к Пелопоннесской войне, в которой А. в 404 потерпели поражение. В области культуры А. сохранили ведущее положение (философия: Сократ, Платон, Аристотель; риторика: Демосфен). Установл. спартанцами в А. олигархич. режим был в 403 свергнут демократами, предводимыми Фрасибулом; т. н. Тирания тридцати пала. Возникшие между Спартой и Персией противоречия были умело использованы А. При Кононе А. вновь получили возможность создать собств. флот; разруш. в ходе Пелопоннесской войны Длинные стены были восстановлены. Ок. 378 был основан 2-й Афинский морской союз, который не смог достигнуть могущества 1-го. Уже во время межсоюзной войны 357 — 355 большинство членов вышло из состава союза. В этот период все большее влияние на греч. политику стала оказывать Македония. В А. македонского царя Филиппа II оценивали по-разному: сторонники Исократа — как выдающегося греч. политич. деятеля; другие, в первую очередь Демосфен, видели в нем узурпатора извечных греч. свобод. После битвы при Херонее в 338 А. заключили союз с Македонией. Во время похода Александра Македонского в Азию А. предприняли попытку освободиться от македонской гегемонии, однако в 322 потерпели поражение в Ламийской войне. С 317 по 307 А. находились под властью олигархич. режима во главе с Деметрием Фалерским, достровер, лицом диадоха Кассандра. В последующий период А. играли незначительную политич. роль и находились под македонским влиянием. В 88 они объединились с Митридатом VI против римлян, которые в 146 превратили Грецию в часть своей державы. В 86 до н. э. город был завоеван Суллой: мн. из произведений искусства были увезены в Рим. Развитие местных философских школ сделали А. в императорскую эпоху широко известным во всех областях Империи культурным центром. При императоре Адриане, который оказывал А. покровительство, эти школы были объединены в один центр, т. н. Атеней. В 3 в. н. э. А. приходят в упадок. В это время Греция страдала от нашествий варваров. Византийские императоры увезли из города лучшие памятники искусства для украшения Константинополя. Закрытие в 529 философских школ и преобразование храмов в церкви повлекло за собой потерю А. своего положения как центра духовной жизни. Провед. учеными разных стран раскопки дали большой и детальный материал, позволивший произвести довольно точную реконструкцию города. Акрополь носит следы еще микенской застройки (крепостная стена Пеласгикон, остатки царского дворца). Начиная с 6 в. до н. э. он застраивается как культовый центр города и место обитания городских богов. После разрушений, вызванных Персидскими войнами, возвед. на Акрополе классич. постройки, начатые Периклом, приобретают с сер. 5 в. до н. э. неповторимый блеск. Древнейший храм Афины Полиады был окончательно восстановлен в 407 в ионич. стиле. В 447 — 432 архитекторы Иктин и Калликрат возвели Парфенон, храм Афины Девы, в центральном зале которого находилась сделанная из золота и слоновой кости 12-метровая статуя богини, установл. в 438. Эта работа Фидия известна лишь по описаниям и подражаниям. Он участвовал также в украшении других зданий на Акрополе. Сохранились мн. скульптурные украшения храма (метопы, фриз, фронтон), вывез, в 1801 — 1803 английским лордом Элджином в Лондон и находящиеся в наст, время в Британском музее. Построенные в 437 — 431 Мнесиклом Пропилеи, украш. колоннами, статуями и картинной галереей, сочетают мощь дорич. и грациозность ионич. архитектурных ордеров. Первым построенным в Аттике ок. 421 до н. э. по сделанному Калликрагом проекту и выполн. в ионич. стиле зданием является изящный храм Ники, который почти полностью восстановлен. Воздвигнутый в 421 — 406 Эрехтейон, неповторимый по своей утонченности и элегантности храм, включил в себя неск. прежде самостоятельных святилищ. Кариатиды у юж. стены, так же как и пышные дверные обрамления — прекрасные образцы классич. стиля, — служили объектами поздних подражаний. По всей терр. скалистого холма были разбросаны другие храмы и многочисл. обществ, и частные культовые дары, например статуя Афины Промахос. В рим. период к ним был добавлен располож. восточнее Парфенона небольшой круглый храм Ромы и Августа. Многочисл. святилища располагались также на склонах Акрополя, особенно в юж. части, например, такие обширные архитектурные комплексы, как Одеон Герода Аттика (2 в. н. э.); построенная по указу пергамского властителя Эвмена II галерея Пестрый портик (2 в. н. э.); святилище бога врачевания Асклепия, культ которого нашел распространение в А. начиная примерно с 420 до н. э.; построенный в 4 в. до н. э. из камня и подвергшийся многочисл. перестройкам театр Диониса, а также памятник Лисикрата (335 — 334), представлявший собой круглое здание с коринфскими колоннами. Американские раскопки, провед. на Aгope, центре афинской обществ, жизни, обнаружили сохранившиеся фундаменты галерей, храмов и обществ, зданий; в ходе раскопок была восстановлена Стоа Аттала II из Пергама (2 в. до н. э.). На возвышающемся к С.-З. от Агоры холме в центре ремесл. квартала находится сохранившийся лучше других греч. храм, т. н. Тесейон. До сих пор не удалось установить место расположения Стоа Пойкиле галереи, украш. картинами и культовыми дарами. В вост. части города, рядом с рим. рынками и библиотекой Адриана, высилась т. н. Башня ветров (Хорологион; 1 в. до н. э.), восьмигранное сооружение из мрамора с огромными водяными часами. Нем. учеными были проведены раскопки афинского некрополя, первые погребения на котором относятся ко 2-му тыс. до н. э. Он располагался за пределами города в сев.-зап. направлении и назывался «керамик» по назв. квартала горшечников, возникшего позже на этом месте. При раскопках найдено мн. захоронений и надгробных памятников различных видов и времен. С кладбищем граничил район Дииилон с городскими воротами, частью укрепл. стены (длиной 6,5 км), построенной Фемистоклом. От ворот начиналась Элевсинская свящ. дорога и улица, ведущая к садам Академа. На терр. примыкавшего с В. к старым А. нового города Адриана находился Олимпейон, строительство которого началось еще при Писистраге в кон. 6 в. до н. э. и было закончено при Адриане ок. 130 н. э. Храм представлял собой диптер коринфского стиля с тремя рядами колонн вдоль переднего и заднего фасадов. На противоположном по отношению к городу берегу небольшой р. Илисс, протекавшей к Ю. от А., располагались другие др. святилища (например, Метроон), а также стадион, построенный в 4 в. до н. э. и реконструированный при Героде Аттике.
        
        рис. Древние Афины.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о храме Афины в Ассесе

Савинов Александр Александрович
Рассматриваются данные литературной традиции и материалы археологических исследований, касающихся храма Афины Ассесии.
Читать PDF
0.00 байт

Афины и персидский сатрап Оронт

Руyu Э. В.
The article is devoted to interpretation of IG. 112. 207 which reflects the Athenian relations with the Persian satrap Orontes. Different scholarly approaches as to the dating of this decree are considered in this article.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 02. 003. Строгецкий В. М. Афины и Спарта: борьба за гегемонию в Греции в v В. До Н. Э. (478-43

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 01. 003. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 003. Осборн Р. Афины и афинская демократия. Osborne R. Athens and Athenian democracy. – Ca

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Из Афин в Стагиры — из Стагир в Афины: об одном предложении из утраченного письма Аристотеля (Arist.

Верлинский А.Л.
Высказывание из утраченного письма Аристотеля, которое дважды цитирует Деметрий, автор сочинения «О стиле», отмечая его изящество, «я из Афин приехал в Стагиры из-за Великого царя, а из Стагир в Афины из-за великой бури (или велик
Читать PDF
0.00 байт

Афины - Фанар - Иерусалим: особенности взаимоотношений во второй половине XIX - начале ХХ веков

Петрунина Ольга Евгениевна
В статье прослеживается эволюция взаимоотношений между находившимися под властью Османских султанов Константинопольским и Иерусалимским патриархатами после Крымской войны.
Читать PDF
0.00 байт

Афины и Персия: первые контакты

Рунг Эдуард Валерьевич
Читать PDF
0.00 байт

Афины, Персия и Египет в период от союзнической войны до завоевания Египта Артаксерксом iii в 343 г.

Борухович Владимир Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Афины и Фивы в 379-378 годах до Н. Э

Разумов Николай Владимирович
Анализируются взаимоотношения между Афинами, Спартой и Фивами в поворотный момент их истории в 379-378 гг. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

Афины и Фивы в 379-378 годах до Н. Э

Разумов Николай Владимирович
Анализируются взаимоотношения между Афинами, Спартой и Фивами в поворотный момент их истории в 379-378 гг. до н. э.
Читать PDF
0.00 байт

ПРОЗВИЩА У ГРЕКОВ АРХАИЧЕСКОЙ И КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХ.IV. АФИНЫ: ОТ "ВЕЛИКИХ ОСТРАКИЗМОВ" ДО "ВЕЛИКИХ ДЕ

Суриков Игорь Евгеньевич
В первой части статьи анализируются и классифицируются прозвища видных афинских политиков на остраконах.
Читать PDF
0.00 байт

Изображение Фидия на щите Афины Парфенос и героизация скульптора

Мында Наталья Богдановна
Статья «Изображение Фидия на щите Афины Парфенос и героизация скульптора» дает свод сведений античных авторов о жизни и творчестве великого скульптора в сопоставлении с легендами о нем же у средневековых авторов, делает убедительн
Читать PDF
0.00 байт

2012. 04. 032. Зайцев Б. К. Афины и Афон. Очерки, письма, Афонский дневник / сост. , вступ. Ст. , по

Петрова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

«Сибирские Афины» или «Греческое» в пространстве г. Томска (на примере Томской национально-культурно

Карагеоргий Елена Михайловна
Рассматриваются условия и факторы формирования греческого общества в Томске, его особенности и формы манифестации данной этнической принадлежности в пространстве конкретного города.

Похожие термины:

  • АФИНЫ древние

    город-государство (полис) Др. Греции, игравший ведущую роль в ее истории и культуре. А. расположены в юж. части Аттики. Археологич. изучение этого р-на началось еще в 30-х гг. 19 в., однако раскопки приобр
  • Афины в правление Перикла

    Самый блестящий период во внутренней истории Афин связан с именем Перикла. Обычно сдержанный в своих оценках Фукидид пишет об этом времени: «На словах это была демократия, на доле правление одного