Афон

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АФОН
гора на северо-востоке Греции, на полуострове Ай-он-Орос, центр православного монашества. Основание первых монастырей на Афоне относится к VI веку, со второй половины VII века весь Афон был передан инокам. В настоящее время на Афоне осталось 20 монастырей, из них 17 греческих и 3 славянских, в том числе 1 русский — Афонский Пантелеймоновский монастырь.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

АФОН
гора высотой 2033 м на одном из трех выступов Халкидского п-ова в Эгейском море. Располож. в юж. части п-ова гигантские скалы служили в древности ориентиром для мореплавателей. У берегов А. в 492 до н.э. потерпел крушение флот Мардония. В 480 до н.э. по приказу Ксеркса в самом узком месте п-ва был прорыт канал, русло к-рого до сих пор хорошо различимо. В византийскую эпоху, начиная с 10 в., возле А. возникли многочисл. монастыри.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АФОН
Узкая гористая часть полуострова Халкидики в Греции. Вдается в Эгейское море на 50 км. Высота до 2 км, поэтому другое название – Афонская гора. Афон – монашеское объединение. Здесь находится 20 больших православных мужских монастырей, 12 скитов до 700 отдельных келий. На Афоне хранится свыше 10 тысяч рукописей, собрание икон и предметов декоративноприкладного искусства. В XX в. известный русский писатель Борис Зайцев провел на Афоне 17 дней и написал об этом замечательную книгу «Афон».

Источник: Основы православной культуры. 2011

Афон
гора на северовостоке Греции, на полуострове АйонОрос, считающаяся центром православного монашества и получившая в церковной литературе название Святой горы. Первые христ. монахи появились на А. в VI в. В настоящее время там 20 монастырей (17 греческих и 3 славянских). РПЦ имеет на А. Пантелеймоновский монастырь, основанный в 1080, представляющий комплекс из 25 церквей и 70 скитов. Во главе А. стоит Священный кинот, состоящий из представителей всех монастырей, обладающих самоуправлением. Образ жизни на А. строго аскетический, женщины туда не допускаются. Монастырские библиотеки А. содержат ценнейшие греческие и славянские рукописи.

Источник: Краткий православный словарь.

Афон
гора высотой 2033 м на одноим. гористом и лесистом полуострове в Эгейском м., одном из трех выступов Халкидского полуострова. Располож. в юж. части полуострова гигантские скалы служили в древности ориентиром для мореплавателей. У берегов А. в 492 до н. э. потерпел крушение флот Мардония. В 480 до н. э. по приказу Ксеркса в самом узком месте полуострова был прорыт канал, русло которого до сих пор хорошо различимо. В византийскую эпоху, начиная с 10 в., возле А. возникли многочисл. монастыри. Монашеская республика свящ. горы А. легла в сюжетную основу «Утопии» Томаса Мора. В монастырских библиотеках хранятся в наст, время более 12 тыс. др. рукописей, преим. богословского содержания.

Источник: Словарь античности. 1989

АФОН
   • Athos,

         ´????, ????, знаменитая афонская гора на македонском полуострове Халкидике, составляющая крайнюю точку косы Акты, н. Athonas или Agion Oros. По Hdt. 7, 22, на этой косе находилось 5 городов: Дион, Олофикс, Фисс, Клеоны, Акрофой или Акраф, поблизости которого находится упомянутая гора вышиной в 5 962 фута. Ксеркс во время своего похода на Грецию велел прорыть перешеек, соединяющий при Сане афонскую область с материком. Hdt. 7, 23 сл. Mel. 2, 2, 10. Diod. Sic. 11, 1.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

АФОН
Агион-Орос (Atos; Agion dros, греч. - святая гора), - вост. выступ Халкидонского п-ова в Эгейском м.; находится во владении православного монашеского объединения из 20 мужских укрепл. монастырей (греч., болг., рус. и др.). В 1946 насчитывалось 4 900 монахов (в 1914 - 15 000). В период с 1430 по 1913 А. - энклав в Турции, затем - под суверенитетом Греции; руководство принадлежит совету представителей от монастырей. Доступ женщинам на А. запрещен. Первый монастырь был осн. в 962 греком Афанасием (лавра, в наст. время - один из главных). В последующие века А. стал играть роль крупного религ. центра православной церкви. В 1069 возник рус. (Пантелеймонов) монастырь. С этого времени устанавливаются тесные связи Руси с А., к-рый служил проводником визант. и южнослав. влияний на Русь и обратно; связи с А. оказывали большое влияние на историю рус. православной церкви. В частности, религ. движения на А. находили нередко отклики в рус. монастырях (напр., движение исихастов и др.). В монастырях А. хранится более 10 тыс. греч., слав. (в т. ч. русских), араб. рукописей, значит. часть к-рых представляет собой ценные ист. источники (начиная с 9 в.). А. с его монастырями, где сохранились настенные росписи, многочисл. иконы и рукописи с миниатюрами, - своеобразный музей средневекового иск-ва.

Лит.: Мошин В., Русские на Афоне и рус.-визант. отношения в 11-12 вв., "Byzantinoslavica", 1947, т. 9, No 1, 1950, т. 11, No 1; Дмитриев-Петкович К. П., Обзор афонских древностей, СПБ, 1865; Порфирий (Успенский), История Афона, ч. 1-3, К.-СПБ, 1877-92; D?lger F., Athos, M?nchsland, M?nch., 1943; Amand de Mendieta E., Le mont Athos, (P., 1955).

Н. A. Денисова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АФОН
Всему православному миру Афон известен как земной удел Пресвятой Богородицы. По преданию, Она назвала так Афон в видении прп. Петру Афонскому (ум. 734), одному из известных иноков Афона, обещав в этом месте Свое покровительство монахам. Полуостров Афон (греч. Агион-орос – «Святая гора») – восточный выступ полуострова Халкидики (Греция). Названием обязан горе Афон (высота 2033 м), которую зовут «Святой», т.к. на ней расположены православные мужские монастыри (в настоящее время их 20). Согласно правилам, действующим на Святой горе, женщин сюда не допускают. В X в. советом игуменов (управляющих монастырями) были разработаны законы, регулирующие жизнь Афона и ставшие первым уставом Святой горы. В 963 г. прп. Афанасий Афонский основал первый крупный монастырь – Великую Лавру, хотя монашество на полуострове было развито уже к VII-IX вв. С начала XIII в. Афон терпел жестокие нападения крестоносцев, униатов (сторонников объединения Православия с католичеством) и католиков: из 300 православных монастырей осталось лишь 25, многие монахи стали мучениками за веру. С 1381 г. более пяти веков Афон находился по властью турецких султанов. В этот долгий период монахи сохраняли православную культуру (более 10 тыс. древних рукописей, книги, традицию хорового пения), берегли святыни (чтимые в православном мире иконы и др.), поддерживали местное население, укрепляя его в православной вере. Именно на Афоне впервые проявилось в XIV в. движение исихазма, давшее миру известных святых в разных православных странах. В 1749 г. на Афоне открылась духовная академия «Афониада» (ныне в столице – г. Kариес), ставшая центром просвещения для Балкан. В 1912 г., после освобождения греками Афона от турецкого владычества, Святая гора вошла в состав Греции как «монашеская республика». Ею управляет Священный Kинот – орган, состоящий из ежегодно избираемых представителей всех 20 монастырей. Со стороны светских властей на Афоне находится особый представитель Греческой республики, со стороны церковных – епископ, представляющий власть Kонстантинопольского патриарха (Афон входит в состав Kонстантинопольской Православной Церкви). В монастырях* Афона находится множество почитаемых святынь: * Монастыри перечисляются по их месту в афонской иерархии. Великая Лавра (X в.) Мощи Петра Афонского, пещера святого. Главный храм монастыря – образец «святогорского» типа архитектуры. Богатая ризница, в которой хранятся, например, одежда и венец византийского императора Никифора Фоки. Ватопед (X в.) Пояс Богородицы. Чудотворнные иконы Богоматери «Всецарица» (XVII в.), «Елеоточивая», «Закланная». Глава Иоанна Златоуста. Иверский (X в.) Чудотворная икона Богоматери Иверская. Хиландар (XII в.) (сербский) Чудотворная икона Богоматери, Частицы тернового венца, трости и савана Иисуса Христа. Мощи святых. Обитель считается духовной колыбелью сербского народа. Дионисиат (XIV в.) Часть мощей (рука) пророка Иоанна Предтечи. Чудотворная икона Богоматери «Акафистная». Kутлумуш (XI в.) Резной иконостас главного храма – одно из лучших произве дений искусства на Афоне. Пантократор Чудотворная икона Божией (XIV в.) Матери «Геронтисса» («Старица») – одна из наиболее почитаемых на Афоне. Мощи святых. Kсиропотам (X в.) Самая большая на Афоне частица Kреста Господня. Зограф (X в.) (болгарский) Нерукотворная икона святого Георгия. Место гибели 26 Зографских мучеников (православных монахов, сожженных в XIII в. униатами). Дохиар (X в.) Чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (X в.), прославившаяся в XVII в. Kаракалл (X в.) Часть мощей (глава) апостола Варфоломея. Филофей (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Сладкое лобзание» (прославилась во времена иконоборчества; по преданию, прибыла в монастырь из Kонстантинополя, двигаясь по волнам). Десница святителя Иоанна Златоуста. Симона Петра (XIII в.) Часть мощей (левая рука) святой Марии Магдалины. Святого Павла (X в.) Дары, принесенные волхвами новорожденному Иисусу. Иконостас главного храма – образец афонской школы резьбы по дереву. Ставроникита (XVI в.) Чудотворная мозаичная икона святого Николая («Устричного») (XIII-XIV вв.). Kсенофонт (X в.) Чудотворная икона Богородицы «Одигитрия», мозаичные иконы святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского (XIV в.). Григориат (XIV в.) Частица Kреста Господня, мощи святых. Эсфигмен (XI в.) Монастырь относится к греческим «старостильникам», он не поминает Kонстантинопольского патриарха и не имеет канонического общения с другими монастырями Афона. Святого Пантелеимона (русский) Состоит из двух монастырей: «старого» (X в.) и «нового» (XVIII в.). Массовое поселение русских в монастыре началось после 1497 г. Здесь находится самый большой на Афоне колокол. Богослужения ведутся на греческом и церковнославянском языках. Главная святыня – глава великомученика Пантелеимона Целителя. Kонстамонит (XI в.) Часть хламиды Иисуса Христа. Чудотворные иконы: первомученика Стефана (VIII в.) и Богоматери «Одигитрия» (XII в.).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АФОН
гора высотой 2033 м на одном из трех выступов Халкидского полуострова в Эгейском море. В античную эпоху на ее вершине находилась статуя Зевса Фракийского. Согласно некоторым православным преданиям, после распятия и воскресения Христа ангел указал Марии путь на Афон, ставший местом особого посвящения Богоматери. Ок. 880 г. на Афоне начали появляться первые монастыри (исследователи называют и более ранние даты – IV – V вв.). В 962 или 963 г. монах Афанасий (в миру Авраамий, родился ок. 925 г. в Трапезунде) основал образцовый монастырь – Великую Лавру с крестовокупольным храмом – Католиконом (между 963 и 1060), – состоявшим из трех частей. Главная часть имела расширенное подкупольное пространство, большие полукружия для хора и широкие апсиды, примыкавшие к южному и северному концам креста. Его купол на высоком барабане возвышался над всем комплексом зданий. Над нартексом, находившимся между двумя небольшими крестовокупольными приделами, располагалась монастырская библиотека. В начале XIV в. Католикон был расписан художником Мануилом Панселином. В X в. в центре Афона появился монастырь Протатон с базиликой и фресками, созданными позднее Панселином (сцена «Введение Богоматери во храм» и др.). Со временем каждый из народов, исповедовавших православие, строил на Афоне свой монастырь: греческие монастыри Ватопедиу, напоминавший афинскую церковь св. Апостолов (X в.), Филотеу (XII, возможно, Х в.), русский монастырь Пантелеймонос (еще в 1080 г. император Алексей Комнин издал указ о передаче небольшого по размерам монастыря Успения Богородицы – Ксилургу – русской церкви, в 1169 г. русским был передан опустевший монастырь Фессалоникийца – Пантелеймоновский монастырь – со всеми его владениями), грузинский Иверский монастырь, перестроенный в 1531 г., и др. Предполагают, что последний монастырь – Ставроникита – был основан в 1533 г. Самым отдаленным был сербский монастырь Хиландар (XII в.), находившийся на Афонском полуострове и окруженный массивными зубчатыми стенами с квадратными башнями, одна из которых была жилой (пирг), и глубокими входными воротами. В нем были постоялые дворы с большими сводчатыми подвалами, сложенными из камня и кирпича. Сохранилась кухня с высокими сводчатыми дымоходами. Хиландарская церковь с обилием двойных и тройных окон была восстановлена в 1303 г. Ее порталы были обрамлены профилированными полосами, пол выложен из цветного мрамора с мозаичной инкрустацией. Церковь имела внешний нартекс, построенный мастерами из Моравии. В каждом монастыре был большой двор, в центре которого находилась крестовокупольная церковь в форме триконхи (трилистника) – высокого храма с тремя апсидами, завершающими восточную часть, северный и южный концы поперечного нефа. Купол опирался на четыре свободно стоящие колонны, соединенные арками со стенами. Одноглавые, изящной формы церкви были построены из камня, но по швам проложены кирпичомплинфой. В каждой из них находился высокий резной иконостас с небольшими иконами. Монастыри были окружены стенами с единственным входом через железные ворота, которые открывались с восходом солнца и закрывались с его заходом. В каждом монастыре была трапезная, расписанная фресками, выполненными греческими мастерами. Своими трапезными славились монастыри Хиландар, Ставроникиты и Дионисия. Женщины не допускались на территорию Афона. Монахи жили в отречении от мира по уставу, созданному Василием Кесарийским. Они не призывались в армию и не облагались налогами. В период латинского завоевания Афон стал главным центром восточного православия и православной культуры. Еще в XI в. афонские монахи разработали систему различных приемов, с помощью которых можно было достичь состояния экстаза, принимаемого за «соединение» с божеством. Их медитативная практика, позволявшая отвлечься «от всего земного, телесного и скоропреходящего», легла в основу исихазма. В XI – XII вв. на Афоне был создан кодекс с текстом Канона покаяния и небольшим количеством миниатюр, заключенных в рамки рядом с текстом. В XIII в. монах Филофеева монастыря Арсений составил сокращенный «Синопсис священных канонов» из 141 глав, в каждой из которых сопоставлялись канонические положения различных соборов и канонические послания. Афонские монастыри славились также искусством художественной резьбы по дереву (клен, самшит, инжирное дерево), первые образцы которой появились в XIII в. Напрестольные кресты с металлическими оправами и подставками, украшенные розетками, растительным орнаментом, сценами Распятия, Рождества, Крещения в центральной части, образки с изображениями святых и праздничных сцен выполнялись греческими, болгарскими и сербскими мастерами. После падения Константинополя в 1453 г. Афон стал для православных христиан Новым Иерусалимом. К началу ХХ в. в нем находились 21 или 23 монастыря общежительного (киновия) и отшельнического типа, 11 скитов, 250 келий и 150 больших поселений, в которых проживало до 6000 монахов. До нашего времени дошло более 12 тысяч древних рукописей, преимущественно богословского содержания. Русские паломники, посещавшие Афон со времен Антония Печерского (983 – 3073), основателя и первого игумена КиевоПечерского монастыря, оставили многочисленные описания своих путешествий на Святую Гору. В XIX – начале XX в. Афон находился под патронажем России. В 1828 г. там стояли русские корабли, блокируя выход турецкого десанта через Босфор и Дарданеллы.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Паломнические поездки в Святую Землю и на Афон преподавателей и студентов духовных академий

Сухова Наталья Юрьевна
Статья посвящена паломническим поездкам в святые места — в Святую Землю и на Афон, которые предпринимали преподаватели и студенты православных российских духовных академий в 1870—1910-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Церковный звон в истории Святой Горы Афон на рубеже XIX-XX вв

Иванова Мария Александровна
Статья посвящена становлению традиции церковного звона в обителях Святой Горы Афон на рубеже XIX-XX в.
Читать PDF
0.00 байт

\ живая россия \ русский Афон

Фефелов Андрей
Читать PDF
0.00 байт

Афон в годы Балканских войн: проблема суверенитета

Петрунина Ольга Евгениевна
Статья посвящена исследованию состояния Афона в переходный период его истории.
Читать PDF
0.00 байт

Тысячелетняя традиция русского православного паломничества на Святую Гору Афон

Читать PDF
0.00 байт

История Святой Горы Афон на VII Покровских чтениях (г. Хельсинки)

Читать PDF
0.00 байт

Афон и Подонье в конце xix - начале XX В. : контакты в контексте возрождения Шатрищегорского пещерно

Степкин Виталий Викторович
В данной статье рассматривается взаимодействие Афона и Подонья в конце XIX начале XX в. в контексте возрождения в Воронежской губернии Шатрищегорского пещерного монастыря.
Читать PDF
401.86 кб

Святая гора Афон и ее значение для православия и славянства

Протоиерей Василий Верюжский (1874-1955)
В статье, которая была написана профессором Ленинградской духовной академии протоиереем Василием Верюжским более полувека назад, в 1952 г.
Читать PDF
0.00 байт

Русский Афон в записках русских паломников

Никитин Августин
В год празднования 1000-летия русского монашества на Афоне (1016-2016) особый интерес представляют записки русских паломников, посещавших Святую Гору.
Читать PDF
367.42 кб

Архимандрит Антонин (Капустин) и Святая гора Афон

Бутова Ритта Борисовна
В статье рассматриваются связи архимандрита Антонина (Капустина) и Святой Горы Афон.
Читать PDF
755.07 кб

Иеромонах Маркиан (Попов) путешествие в Палестину, на Афон и по России (дорожные заметки)

Клементьев Александр Константинович, Скворцова Ольга Владимировна
Впервые публикуется полностью Дневник путешествия, предпринятого валаамским иеромонахом Маркианом (Поповым) с 3 января по 5 июля 1911 г.
Читать PDF
470.78 кб

Мемуары протоиерея Н. Карашевича о паломничестве в Палестину и на Афон в 1872 году

Балдин Кирилл Евгеньевич
В статье анализируются мемуары одного из российских православных паломников, который путешествовал по Восточному Средиземноморью священника Н. Карашевича из города Староконстантинова Волынской губернии.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности формирования архитектуры и иконописи на территории полуострова Афон. Культурофилософский

Никольский Михаил Викторович
В предлагаемой статье рассматриваются особенности организации управления и образа жизни монахов-святогорцев на закрытой территории полуострова Афон в Греции, а также образ жизни и взаимодействия двадцати монастырей Афона.
Читать PDF
6.87 мб

История развития фрески (часть 3. Афон, Cербия. Древняя русь переходный период)

Лукьянова Татьяна Анатольевн, Кукс Юрий Михайлович
Цель статьи изучение письменных источников и анализ результатов петрографических и химических исследований материалов фресковой живописи различных временных периодов.
Читать PDF
0.00 байт

Болгар, Свияжск и Святой остров Афон: перекличка культур и поколений

Охотникова Т. В.
Болгар, Свияжск и святой остров Афон это сохранившаяся народная память, история, прошлое, что создавалось нашими предками и не умирает и сегодня, помогая осознавать действительность. Что общего между нами?

Похожие термины:

  • Траурнихт, Дороф. Афон

    17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников был принят разработанный при личном участии товарища Сталина Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный Совнаркомом С