Афродита

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Афродита
в греческой мифологии богиня любви и красоты. Родилась из морской пены. Во время спора, вызванного Эридой, о том, какая богиня — Гера, Афина или Афродита — самая красивая, Парис отдал яблоко Афродите, за это она помогла ему похитить Елену. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне она была на стороне Трои. Соответствует римской богине Венере.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АФРОДИТА
Aproditn) - в др.-греч. мифологии и религии богиня любви и красоты, дочь Зевса. А. по своему характеру и происхождению близка восточной Аштарт (Астарта). У римлян А. была отождествлена с Венерой. Из антич. изображений наиболее известны: рельеф трона Лудовизи (5 в. до н. э.), А. Алкамена (5 в. до н. э.), А. Книдская Праксителя (сер. 4 в. до н. э.), А. Медичи (3 в. до н. э.), А. (Венера) Милосская (3-2 вв. до н. э.), А. Таврическая (3 в. до н. э., хранится в Эрмитаже, Ленинград).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Афродита
древнегреческая богиня любви и красоты, олицетворение плодоносящей функции, покровительница брака. В Херсонесе ее почитали как морское божество и как покровительницу душ умерших. Связь Афродиты с плодородием объясняет хтонический характер почитания, какой она иногда имела. По мнению исследователей, официальный культ богини был введен в Херсонесе под влиянием Рима, поскольку римляне почитали ее как родоначальницу и покровительницу. Во II или III веке в городе существовал храм Афродиты, выстроенный в римском стиле. На его ремонт агораном Аврелий Гермократ пожертвовал 3000 денариев из расходных сумм агораномии. Почитавшаяся в этом храме богиня считалась покровительницей умерших, о чем говорят находки предметов с изображением Афродиты и ее свиты в женских захоронениях некрополя Херсонеса.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Афродита
в мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену (отсюда Афродиту называют пенорожденная). Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении нимф и харит. Она - богиня браков и даже родов. Ее любовной власти подчинены боги и люди (только Афина, Артемида и Гестия неподвластны Афродите). Ее супруг Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Ее любви домогались Посейдон и Арес. Она покровительствует героям, но это покровительство только в сфере любви (Афродита помогла Парису добиться Елены и продолжала покровительствовать ему и троянцам в период Троянской войны). Многочисленные святилища Афродиты существовали по всей Греции (самым древним считался храм Афродиты на острове Кифера; имела Афродита свой храм на Акрополе в Афинах; на Крите в городе Пафос находился храм Афродиты - Пафосской богини), также в Малой Азии и Сирии. В Риме Афродита почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея; культ Афродиты в Риме был особенно популярен при императоре Августе.

Источник: Исторический словарь

АФРОДИТА
дочь Зевса и Дионы, по преданию, происшедшая из морской пены; богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему; любила богов Ареса, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиса. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя волшебный пояс Афродиты, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний богини. Обыкновенно ее сопровождает сын Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены символы любви — мирт, роза, яблоко; символы плодородия — мак, голубь, воробей, заяц; какморской богине — дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой. Изображения Афродиты из мрамора и на полотне представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы — Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Сюда стекались путешественники со всех концов земли, чтобы увидеть статую. Плиний и другие считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, следует отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (в древности Мелос), одном из Кикладских островов, и хранящейся в Лувре в Париже.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Афродита
греч. богиня любви и красоты (рим. Венера). У Гомера А. — дочь Зевса и Дионы; согласно Гесиоду, она родилась из морской пены (отсюда прозвище А. Анадиомена, т. е. «рожденная из пены»). Супруга Гефеста, изменившая ему с Аресом; от Ареса родила сына Эрота, бога любви (рим. Амур). Смерть Адониса, возлюбленного А., принесла ей огромное горе. От Анхиса у А. был сын Эней. Во время спора, вызванного Эридой, о том, какая богиня — Гера, Афина или А. — самая красивая, Парис отдал яблоко А. в знак ее предпочтения. За это А. помогла ему похитить Елену. Во вспыхнувшей по этой причине Троянской войне А. была на стороне Трои. А. как божество была заимствована греками из ближневост. культов. В ней соединились черты семит, богини плодородия, любви и неба Астарты с обликом малоазийск. Великой матери. Проституция рабынь при культовых храмах А. в Коринфе и на Эриксе пришла, очевидно, с Востока. Наиболее значительные культовые сооружения, воздвигнутые в честь А., находятся на Кипре (отсюда прозвище богини Киприда), в Кифере (поэтому — Киферея) и на горе Эрике в Сицилии (поэтому — Эрикина). В культе А. свящ. считались мирт, горубь, воробей и заяц. Богиня часто изображалась в скульптуре и на вазовой росписи. Наиболее известны статуя А. работы Алкамена, статуя работы Праксителя (А. Книдская), Лисиппа (А. из Капуи), статуя А. из Мелоса и А. из Кирены. В послеантичном искусстве образ А. встречается во мн. художеств, произведениях, причем чаще ее называли лат. именем Венера (полотна Пуссена, Тьеполо, опера Орфа).

Источник: Словарь античности. 1989

Афродита
греч. Aphrodite)
   в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса (или Урана) и океаниды Дионы. По одной версии, А. родилась из морской пены (А. Анадиомена) и ей приписывали большую власть над морем, по другой - считалась символом земной любви, высшим идеалом женской красоты. В Риме А. соответствовала Венера - богиня любви, родоначальница и покровительница всего римского народа.
   Марченко И.Д. О культе Афродиты на Тамани // История и культура античного мира. М., 1977. С. 121-126; Рабигович Е.Г. Афродита Урания и Афродита Пандемос // Античность и Византия. М., 1975. С. 306-318; Сокольский Н.И. Культ Афродиты в Кепах // ВДИ. 1973. №4.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческая богиня красоты и любви; согласно более ранней легенде, родилась из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала пену; по поздней версии, Афродита - дочь Зевса и Дионы, жена Гефеста; от любовной связи с Аресом Афродита родила Эрота (Эроса), Деймоса, Фобоса и Гармонию, с Гермесом - Гермафродита, со смертным Анхисом - Энея, родоначальника римлян. Сочетание с Адонисом говорит в пользу представления о ней как о материнском божестве, что роднит ее с семитской Астартой. В греческой литературе Афродита главным образом символизирует любовь и сексуальное желание. В "Илиаде" она помогает Парису похитить Елену. Афродита безжалостна к тем, кто отвергает любовь (Ипполит, Нарцисс). Платон противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную", согласно раннему мифу) Афродите Пандемос ("всенародной"). Многочисленные античные скульптуры богини любви дошли до нас как в оригиналах ("А. Киренская" и "А. Милосская"), так и в копиях ("А. Книдская" и "А. Косская" Праксителя).
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АФРОДИТА
в греч. миф. богиня любви и красоты. Богиня малоазийск. происхожд. Существуют две версии происхожд. А.: согл. одной — поздней, она — дочь Зевса и Дионы; согл. другой она родилась из крови оскоплен. Кроном Урана, к-рая попала в море и образовала пену; отсюда т.н. нар. этимология ее имени «пенорожденная» и одного из ее прозвищ — Анадиомена — «появивш. на поверхности моря». А. представл. как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровожд. харит и нимф. А. прославл. как дарующая земле изобилие, вершинная (богиня гор), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т.е. земля, море и горы объяты силой А. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. По своему вост. происхожд. А. близка и даже отожд. с финикийской Астартой, вавилоно-ассир. Иштар, егип. Исидой. Подобно этим вост. богиням плодородия А. появл. в сопровожд. свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмирен. вселенным в них богиней любовным желанием. Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии, в Персии, у арабов и даже скифов. Ксенофонт и Павсаний упомин. храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на о-ве Кифера считался у эллинов самым древ. и самым священным; статуя богини была деревян. и изображала богиню вооружен. А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Многочисл. святилища А. имелись в др. обл. Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на о-вах — Крит (в г. Пафос, где находился храм, имевший общегреч. значение, и отсюда произвище А. — Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сицилия (от горы Эрикс — прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в М. Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе; этому посвящен трактат Лукиа-на «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародит. римлян через своего сына — троянца Энея, отца Юла — легендар. предка рода Юлиев, к к-рому принадл. Юлий Цезарь.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АФРОДИТА
   • ????????,

         Venus, по Гомеру (Iliad. 5, 1, 371. 428), дочь Зевса и Дионы, по Гесиоду (Hesiod. theog. 190), произошла из морской пены (?????) и вышла на сушу на острове Кипр (отсюда ????????????, ?????????, ???????????). Это богиня любви и красоты, превосходящая всех богинь изяществом и прелестью. В свите ее находятся Горы, приводящие все к пышному расцвету, Хариты, ?????, ???? и ´??????, олицетворения любовных желаний; в поясе ее заключаются все очарования, отуманивающие даже ум мудрецов (Il. 14, 215): люди и боги — все живущее подчиненно ее власти. Hom. hymn. in. Vener. Она подательница красоты и счастливой любви, потому также богиня брака. Путем брака она сплачивает народ в общину; поэтому она, напр., в Афинах почиталась как богиня ????????. Позднее, впрочем, ?. ???????? получила значение богини низшей, чувственной любви и ей противополагалась, как олицетворение чистой, возвышенной любви, богиня ?. ????????. В одном месте «Одиссеи» А. изображается супругой Гефеста, но любит Арея; поэт «Илиады» знает как супругу Гефеста только Хариту. По связи с Ареем А. впоследствии стали представлять также воинственной богиней (´?????), которой мила красота оружия; напротив, у Гомера А. является малоискусной в делах войны (Il. 5, 312-430). Идея и культ из моря возникшей богини любви пришли к грекам из Азии; А., подобно сирийской Астарте, была олицетворением производительной силы природы, которая, по древнему представлению, из влаги рождает все живущее на земле; но в Греции чужеземный отпечаток этого божества изгладился и оно сделалось национальным эллинским. Остров Кипр, где соприкасались образованность азиатская и эллинская, был главным местом служения А. В Греции из-за моря распространившееся почитание этой богини, родившейся из моря, утвердилось прежде всего на островах и побережьях, и впоследствии особенно много храмов воздвигнуто было ей у гаваней и на морских берегах; она, между прочим, давала и благополучное плавание (?????????, ?????????, ????????). От древнейших мест почитания богини и сама она имела различные прозвания: ?????, ?????, ????????, ??????, ??????, ????????, ??????? (от города Ерика в Сицилии, куда почитание Афродиты было занесено финикиянами). О детях А. и Арея см. ´????; от Анхиса она родила Энея. А. были посвящены, как символы любви, мирта, роза, яблоко; как символы плодовитости: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине — дельфин. Ваятельное искусство изображало ее в виде прелестной, находящейся в полном расцвете красоты женщины, с нежным, продолговатым лицем, полным очарования томными глазами и улыбающимся ртом. Одна из прекраснейших и знаменитейших между сохранившимися статуями — это Венера Медицейская, но выше ее по художественному достоинству знаменитая милосская статуя Венеры в Париже. Римляне отождествили греческую А. со своей богиней Венерой. Римская Venus, как кажется, была богиней садов, весны, произрастания и расцвета. Когда культ А. перенесен был в Рим и почему она была отождествлена с Венерой, нам неизвестно; но особенный почет ее культу в Риме доставили лишь Цезарь и Август, покровительствовавшие верованию, что А.-Венера через Энея была прародительницей римского народа, и особенно рода Юлиев (V. Genetrix). У римлян Venus по преимуществу считалась богиней супружеской любви; она была чествуема в римских святилищах под весьма различными наименованиями: Conciliatrix, Viriplaca, Myrtia (Murtea, богиня мирт), Murcia (от mulcere?), Cloacina (очищающая), Calva (обманывающая?) и т. д. В календы посвященного ей весеннего месяца апреля женщины совершали в честь ее особый праздник. Ov. fast 4, 1, слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
244.03 кб

Афродита земная и небесная: любовь в культуре «Серебряного века»

Шумакова М. П.
Читать PDF
243.75 кб

Афродита земная и небесная: любовь в культуре «Серебряного века»

Шумакова М.П.
Читать PDF
95.23 кб

Философия любви в творчестве А. Платонова: рассказ «Афродита»

Пушкарева Любовь Степановна
Тема любви в контексте основной проблематики творчества А. Платонова. Деталь фабула сюжет идея в рассказе «Афродита». Проблемы мироощущения писателя и поэтики его прозы.
Читать PDF
322.46 кб

Сулла на Востоке: политика и пропаганда «Любимца Афродиты»

Смыков Евгений Владимирович
Читать PDF
71.47 кб

Организация и финансирование праздников Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV вв. До Н.

Булычева Елена Владимировна
Цель статьи рассмотреть систему организации и финансирования праздников в честь богини Афродиты в Афинах и Северном Причерноморье в V-IV в. до н. э. Основным источником является эпиграфический материал.
Читать PDF
2.00 мб

Культ Афродиты в античном Херсонесе (по данным коропластики)

Шевченко А. В.
Читать PDF
363.73 кб

Церковь Афродиты Глеба Евгеньевича Боткина (1938 – 1969)

Гальцин Дмитрий Дмитриевич
Читать PDF
134.70 кб

Церковь Афродиты Глеба Евгеньевича Боткина (1938-1969)

Гальцин Дмитрий Дмитриевич
Статья рассказывает о неоязыческом учении — культе Афродиты, созданном и разработанном русским эмигрантом и писателем Г.Е. Боткиным. На основе доступных материалом освещаются проблемы духовного пути Г.Е.
Читать PDF
242.74 кб

Сквозной образ Афродиты (Венеры) в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист»

Суханова Ирина Алексеевна
Статья продолжает ряд работ, рассматривающих сквозные образы трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист», восходящие к иконическим источникам.

Похожие термины:

  • Афродита Книдская

    Militär. Military (франц. militaire – военнослужащий). Собирательное определение для организаций, для лиц (военных) и для особых социальных связей в вооруженных боевых формированиях и принадлежащих к ним госу
  • Сказание Афродитиана

    представители армии, состоящие при дипломатических представительствах своих стран за границей для наблюдения за состоянием иностранных армий и получения всякого рода военных сведений. Советски
  • АФРОДИТОПОЛЬ

    невооруженные военнослужащие, как правило, офицеры, выделяемые разными государствами в распоряжение ООН, действующие в составе международных групп. Создаются решением Совета Безопасности ООН дл