Агафошин, Петр Спиридонович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АГАФОШИН Петр Спиридонович
Русский гитарист, наш современник, родился в Спасске в 1874 г. Гитарой начал заниматься под руководством профессора Аничкова. Он начал с семиструнной гитары, затем перешел на шестиструнную. В настоящее время он считается одним из лучших русских исполнителей и преподавателей. Живет в Москве, где выступает в государственных театрах как гитарист.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998

Агафошин, Петр Спиридонович

(1874—1950) — замечательный русский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре. П. С. Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца (первоначально играл на семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на любимом инструменте самостоятельно, лишь изредка пользуясь советами преподавателей, среди которых был Валериан Русанов — редактор московского журнала "Гитарист", автор книги о прекрасном русском гитаристе-самородке М. Т. Высотском. Значительную роль в художественном развитии Агафошина сыграла его дружба с художниками В. И. Суриковым и Д. Э. Мартэном, страстными поклонниками гитары.


Участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф. И. Шаляпину.


Встреча в 1926 году с Сеговией окрылила Агафошина. Он не пропускал ни одного концерта испанского артиста, лично встречался с ним. "После отъезда Сеговии, — писал Агафошин, — я немедленно перестроился, внес необходимые коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной 1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в процессе моего изучения".


Год интенсивных занятий дал ощутимые результаты. В 1927 году Агафошин снова играл Сеговии. Это происходило в мастерской художника П. П. Кончаловского. Вспоминая об этой встрече, Кончаловский писал, что Сеговия назвал Агафошина "лучшим московским гитаристом".


П. С. Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930—1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).


П. С. Агафошину принадлежит книга "Новое о гитаре", изданная в 1928 году, написанная под свежим впечатлением от общения с искусством выдающегося А. Сеговии, и известная "Школа игры на шестиструнной гитаре", в основу которой легли семинары А. Сеговии.


Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930—1950 гг. За вклад в развитие культуры игры на шестиструнной гитаре, подготовку кадров профессиональных гитаристов, исполнителей и педагогов был награжден орденом "Знак почета" и двумя медалями.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008