застолье, завершающее заседание масонской ложи. Часто сопровождалось хоровым пением гимнов. Слово заимствовано из Нового Завета. По-гречески - братские трапезы первых христиан.
Агапа
Агапа
Источник: Словарь масонских терминов
Агапа
от греч. ????? — любовь)
I. христианская любовь;
II. братская христианская трапеза.
1) В греч. яз. имеется 4 слова для обозначения любви: ???? (чувственная любовь), ?????? (гл. обр. любовь между родителями и детьми), ????? жймЁб (дружба, любовь к друзьям) и, наконец, ????? (А.). Последнее слово практически не используется античными авторами и впервые появляется, по-видимому, в Септуагинте, где служит единственным словом?, используемым для передачи слова ahabah, означающего любовь на древнеевр. языке. Для выражения христ. любви в НЗ используется преимущественно слово А.
2) Традиция А. возникла в апост. период истории Церкви. Соединяясь с совершением таинства Евхаристии, А. представляли собой двоякое общение: с Господом и, братское, друг с другом. Каждый из участников приносил на А. пищу с собой. Постепенно А. утратили прежнее литург. значение и получили характер братской трапезы. Ввиду того что А. часто теряли характер христ. собраний и превращались в увеселительные пиршества, Лаодикийский собор (363) постановил: «Не должно в местах Господних или в церквях устраивать так называемые агапы». Трулльский собор (692) повторил это запрещение.
В наст. время обычай братских А. возрожден в отдельных общинах Католической Церкви и др. христ. конфессий; как правило, А. устраивают в дни особенно важных церк. праздников.
Лит-ра: Соколов П. Агапы, или Вечери Любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Spicq C. Agape dans le Nouveau Testament. P., 1958. 3 vol.; Joly R. Le vocabulaire chrОtien de l’amour est-il original? Bru., 1968; Penna A. Amore nella Bibbia. Brescia, 1972.
В. Никитин
I. христианская любовь;
II. братская христианская трапеза.
1) В греч. яз. имеется 4 слова для обозначения любви: ???? (чувственная любовь), ?????? (гл. обр. любовь между родителями и детьми), ????? жймЁб (дружба, любовь к друзьям) и, наконец, ????? (А.). Последнее слово практически не используется античными авторами и впервые появляется, по-видимому, в Септуагинте, где служит единственным словом?, используемым для передачи слова ahabah, означающего любовь на древнеевр. языке. Для выражения христ. любви в НЗ используется преимущественно слово А.
2) Традиция А. возникла в апост. период истории Церкви. Соединяясь с совершением таинства Евхаристии, А. представляли собой двоякое общение: с Господом и, братское, друг с другом. Каждый из участников приносил на А. пищу с собой. Постепенно А. утратили прежнее литург. значение и получили характер братской трапезы. Ввиду того что А. часто теряли характер христ. собраний и превращались в увеселительные пиршества, Лаодикийский собор (363) постановил: «Не должно в местах Господних или в церквях устраивать так называемые агапы». Трулльский собор (692) повторил это запрещение.
В наст. время обычай братских А. возрожден в отдельных общинах Католической Церкви и др. христ. конфессий; как правило, А. устраивают в дни особенно важных церк. праздников.
Лит-ра: Соколов П. Агапы, или Вечери Любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906; Spicq C. Agape dans le Nouveau Testament. P., 1958. 3 vol.; Joly R. Le vocabulaire chrОtien de l’amour est-il original? Bru., 1968; Penna A. Amore nella Bibbia. Brescia, 1972.
В. Никитин
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
АГАПА
(греч. «любовь») – «вечеря любви». Так назывался обычай древней Церкви, по которому все члены местной общины (свободные и рабы) собирались вместе на общую трапезу, в процессе которой, по-видимому, всегда совершалась Евхаристия. Впервые об агапах упоминается в послании апостола Иуды (см. Иуд. 1, 12), и в течение последующих трех или четырех столетий о них часто упоминается у отцов и учителей Церкви.
Первоначально характер агап был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собой социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу целование мира; здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них.
По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и духовные песни были заменены игрой музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Kлимента Александрийского. В других местах состоятельные христиане стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии свт. Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за возникавших на них злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения некоторых участников.
Третий Kарфагенский Собор 391 г. постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский запретили совершать агапы в храме и тем самым совершенно лишили их церковно- религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора, возвратить им прежнее значение. K началу V в. они начали постепенно исчезать.
Первоначально характер агап был строго религиозный: важнейшим моментом собрания было совершение Евхаристии. В то же время она символизировала собой социальное равенство всех членов общины и единение их во Христе. Более состоятельные заботились о пропитании для неимущих, но и бедняки вносили свою лепту или труд в общую казну. На «вечери любви» все давали друг другу целование мира; здесь читались послания от других Церквей и составлялись ответы на них.
По мере распространения христианства и увеличения общин общественные различия между членами Церкви начали давать о себе знать, и агапы изменили свой характер, сделавшись пиршествами богатых. В Александрии псалмы, песнопения и духовные песни были заменены игрой музыкантов на лире, арфе, флейте, несмотря на протесты Kлимента Александрийского. В других местах состоятельные христиане стали уклоняться от этих собраний, но оплачивали их, и агапы постепенно превращались в своего рода благотворительные учреждения. Затем они были совершенно упразднены в северной Италии свт. Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за возникавших на них злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения некоторых участников.
Третий Kарфагенский Собор 391 г. постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский запретили совершать агапы в храме и тем самым совершенно лишили их церковно- религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора, возвратить им прежнее значение. K началу V в. они начали постепенно исчезать.
Источник: Православие. Словарь-справочник.