Агарь

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агарь
Быт 16.1,3,4,8,13,15,16; 21.9,14,17; 25.12; Гал 4.24,25)-служанка египтянка в доме Аврама, которая по желанию Сары, стала его наложницей, забеременела и возгордилась. В пустыне, куда она бежала от негодования Сары, ее встретил Ангел и убедил смириться и вернуться. После рождения Исаака она должна была оставить дом Авраама совсем.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Агарь
в Библии египтянка, рабыня Сарры. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем, сама предложила, чтобы ее муж Авраам вошел к Агари, чтобы иметь от нее дитя. Во время беременности Агари между ней и Саррой начались конфликты, и Агарь убегает в пустыню, где ангел Бога Яхве велит ей вернуться, обещая, что у нее родится воинственный сын Исмаил. Это обещание сбывается. После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака старая рознь между госпожой и служанкой усиливается. Агарь с сыном вынуждена уйти в изгнание. Однако Бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает их от смерти.

Источник: Исторический словарь

Агарь
древнеевр. Hagar), в ВЗ — рабыня Сарры.
Бесплодная Сарра отдала А. своему мужу Аврааму в наложницы (Быт 16, 1–4). А. родила Аврааму сына Измаила. Впоследствии Сарра тоже родила сына, Исаака; из-за конфликта с госпожой А. была вынуждена вместе с Измаилом отправиться в изгнание в пустыню. Ангел спас А. и Измаила от смерти, и Измаил стал родоначальником двенадцати племен, населивших Аравийский п-ов. Арабы считают себя потомками Измаила, это мнение было распространено также и у ср.-век. христиан; отсюда, напр., древнерус. название мусульман — «агаряне».
В богословии ап. Павла А. выступает как символ ВЗ, «рождающего в рабство» (Гал 4, 24–25).
Лит-ра: Heitzer A. Hagar: Eine kritische und exegetische Untersuchung zu Gen 16 und 21, 1–21. Bonn, 1934.
М. Селезнев

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Агарь
Хагар. Агарь, служанка из египтянок у Авраама; по желанию Сарры, сделалась его наложницей. Она стала непокорна своей госпоже и убежала от Авраама из страха наказания. В пустыне ее нашел ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о многочисленном от него потомстве. Она призвала имя Господа, назвав Его: «Ты Бог, видящий меня». После этого она возвратилась к Аврааму и от нее родился Измаил. Приблизительно, 14 лет спустя со своим сыном должна была покинуть дом Авраама; дорогой она заблудилась и перенесла большое горе, видя своего сына умирающим от жажды, но ангел Господень утешил ее и Бог показал ей источник для утоления жажды (Быт. 16; 17:21). В Гал. 4:24 и дал. имя Агарь, которое по еврейски переводится словом чужеземец, а по арабски — скала, является символическим изображением пребывания под законом.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

АГАРЬ
бегство; Быт 16:1) — египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба или жена. Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременною от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарою. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. Она направила свой путь в Египет — свою отечественную страну, через пустыню Сур. И нашел ев Ангел Господень у источника воды в пустыне (гл. 26:7), замечает свящ. бытописатель, и повелел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей; при этом предсказал ей, что она родит сына и назовет его Измаилом; что он будет между людьми как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него (12), и несмотря на все это, он будет жить пред лицом всех братьев своих, и что потомство его будет великое. Означенное чудесное видение Ангела Агари произошло у источника воды в пустыне, на ю. от Иудеи, который по сему случаю и назван был Беер-Лахай-рои (источник живого, видящего меня). Вскоре после сего Агарь возвратилась к Авраму и родила ему сына, названного Измаилом. История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия от горы Синая. Так ап. Павел в послании к Галатам (4:25) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь по повелению Божию должна быть удалена из дома Авраамова, так и Иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990