Известный испанский гитарист, преподаватель. «Родился в Мадриде 8 апреля 1784 года. Сын доктора Томаса, нотариуса викария и доньи Марии Гарсия, был крещен в приходской церкви Сан Пусто 10 апреля тоге же года. В возрасте 8 лет стал изучать латинскую грамматику, философию и французский язык, в чем добился значительных успехов. В качестве отдыха от занятий отец порекомендовал ему научиться играть на гитаре с преподавателем доном Мигелем Гарсией, известным как отец Базилио, видным органистом и композитором монастыря ордена Систер в Мадриде, который с первых уроков заметил, как прилежен и способен его ученик. После смерти отца в 1809 году он унаследовал небольшое владение в деревне Буэнлабрада, куда и уехал на жительство с матерью во время Французского нашествия. В этой затерянной деревушке он все свое время посвящал занятиям на гитаре, и как только прошла опасность, вновь приехал ко двору с матерью, которую любил истинно сыновней любовью и не разлучался до самой ее смерти в 1824 году. У него не было большего состояния, но в следующем году он попал в Париж с единственной целью – познакомиться со своим знаменитым коллегой доном Фернандо Сором. По обоюдному впечатлению они оба остались довольны мастерством друг друга, и потом по рассказам, жили в одном доме в Париже. Сор захотел подтвердить каким–нибудь сочинением благородный порыв, сблизивший и соединивший двух таких выдающихся артистов, и сочинил большое дуэ для гитары, под названием "Два друга", которое они разучили и превосходно исполняли, несмотря на то, что их отвлекала игра друг друга. Агуадо произвел глубокое впечатление на парижскую публику. Его мягкость и любезность, а также артистические данные завоевали как аудиторию, так и таких знаменитых маэстро, как Россини, Беллини, Паганини, известнейшего исполнителя и композитора многочисленных произведений для гитары. Он также очаровал Герца и других, удостоивших его дружбой. Агуадо оставался в Париже до конца 1838 года или до первых чисел следующего года. Эта дата кажется нам ошибочной: сеньор Агуадо не смог вернуться на родину в сентябре 1838 года, и нам выпало счастье жить с ним в смежной комнате в Париже в гостинице Равар с последних чисел сентября до начала ноября включительно 1838 года. Следовательно, он должен был вернуться в Мадрид в декабре этого года или в начале 1839 года. Сейчас, объявив об этом обстоятельстве, мы думаем, что не будет лишним рассказать в похвалу знаменитому гитаристу, что приехав в Париж около пяти часов утра, мы сразу же легли спать, так как три предыдущие ночи мы даже не раздевались. Но через час после того, как мы легли, нас разбудила музыка, показавшаяся нам божественней, и мы задавали себе вопрос, какой же инструмент нас так восхитил, – настолько были мягкими и нежными его звуки и гармонии. Мы должны были позвать горничную, чтобы спросить, какой инструмент производил такое премилое впечатление и который мы не могли определить. Горничная с улыбкой сказала нам: "Это господин Агуадо играет на гитаре". Представьте себе наше удовольствие и удивление при известии, что мы случайно оказались рядом с великим артистом, которого мы, позабыв о сне, пошли обнять и поздравить с впечатлением, произведенным его инструментом через стенку. Это повторялось каждое утро, так как он упражнялся каждое утро, хотя ему и было в то время пятьдесят пять лет. Мы слушали эти упражнения как из нашей комнаты, так и в его комнате. Сеньор Агуадо был не только первым гитаристом Испании, он был очень любезным скромным и добрым человеком из знакомых нам. Он был настолько любезен, что даже приглашал нас на шоколад, который сам готовил на специальной установке Сальдони. До этого он опубликовал несколько живо обсуждавшихся сочинений, чтобы иметь возможность публиковаться у известных в то время издателей; Шотта, Митсонье и Ришо. После возвращения на родину в свою родную деревню друзья уговорили его не покидать двор, что он и сделал, посвящая свое время исключительно преподаванию и публикации сочиненных в то время произведений до своей смерти 20 декабря 1849 года от воспаления легких. Свою гитару он завещал своему любимому ученику дону Агустинну Кампо, которому посвятил несколько своих лучших произведений. Сор, как гениальный композитор высоких порывов, превосходил Агуадо. Агуадо знает технику своего инструмента как немногие, знает подходящую для него музыку и благодаря этому вводит в музыку для нее многочисленные терции, которые могли бы послужить моделью изобретательности, но как композитор он уступает в сравнений с Агуадо –техником. Озабоченность техникой одна и постоянная: как можно больше усилить звук чертами и проектами, замечательными как изобретение, но, к несчастью, им не сопутствует сильное и возвышенное искусство гениального композитора. Забота о звуке подсказала ему создать аппарат, который он назвал Треножником, чтобы избавить гитару от давления гитариста на дно гармонической коробки. Такой аппарат действительно кроме того, что удобен для исполнителя, оставляет свободными его руки, придает элегантность и приятность положению его тела, благоприятствует звучанию гитары. Но отдаленность исполнителя влияет на прямую и интимную связь между инструментом и исполнителем, как будто бы производимый эффект был борьбой между инертной материей, которая всегда покоряется мастерству и гению артиста. С библиографической точки зрения полностью упорядоченный перечень опубликованных работ Агуадо недостаточно изучен. Вот дошедший до меня перечень произведений:
1). Собрание этюдов для гитары Мадрид, Фуэнтенобро, 1820. Тетрадь из 14 и 34 страниц.
2). Три рондо брильянте, посвященные Р.Фосса. Мадрид, 1882г.
3). Школа игры на гитаре. Мадрид, Фуэнтенебро, 1825. Имеется также парижское издание Массу, перевод предыдущего. В биографических заметках, опубликованных Сориане Фуэртесом в музыкальной газете Барселоны, говорится, что Агуадо опубликовал еще одну школу в Барселоне в 1820 г.
4). Новый метод для гитары. – Париж, Рито 1827 г. Это французский перевод испанского издания "Школы игры на гитаре", опубликованный в 1825 г. В конце 1826 г. Агуадо обосновался в Париже, и этим временем датируются произведения, обозначенные количеством пьес, не вошедших ни в предыдущие, ни в последующие издания:
5). Двенадцать вальсов. – Париж, Магунсия Шотт.
6). Четыре этюда. – Париж, Мейсонье, те же.
7). Три рондо брильянте /не являются ли они теми же, что и в издании1822 года?/.
8). Восемь маленьких пьес. Париж, Мейсонье, то же.
9). Шесть маленьких пьес – то же.
10). Новое руководства игры на гитаре (третье издание): – Мадрид, – (Бенито Кампо,) 1827г.
11). Приложение ( к третьему изданию) Нового руководства. – Мадрид, – (Бенито Кампо?), 1849. Злополучный обычай убирать даты, достойный сожаления во всех современных музыкальных произведениях, публикуемых посредством грамзаписи, распространенный среди большинства музыкальных издателей, ведет к тому, что легче классифицировать старые музыкальные произведения, чем современные. В таком положении следующие сочинения Агуадо, которые я группирую наугад:
12). Коллекция анданте, вальсов и менуэтов. – Мадрид, ? (Включает 10 анданте, 15 вальсов и 6 менуэтов).
13). Собрание контрдансов, менуэтов и вальсов.
14). Менуэт в стиле фанданго.
15). Блестящие вариации,
16). Фанданго с вариациями.
17). Простые контрдансы
18). Вольное соло Сора, переработанное Агуадо для одного из учеников– А.Кампо, издатель (Посмертное сочинение).
19). Вариации, написанные Агуадо специально для одного из учеников А.Кампо (Посмертное сочинение ).
В некоторых изданиях этих произведений имеется указание:
Агуадо написал другие произведения, которые он щедро дарил ученикам и друзьям. Все ли эти произведения опубликованы? Этого мне выяснить не удалось".
Феликс Педрель написал до этих пор, взяв в качестве путеведителя Сориано Фуэртеса, с его , год 1859, т IV, стр. 112–13, к которой обращались также последующие биографы .
Хосе Парада–и–Баррета в своем "Механическом, историческом и биографическом словаре" (год 1868, стр. 10) и Бальтазар Сальдони в своем большом "Биографическом словаре" ( год 1880, т. 11, стр. 231 ), доступных нам справочниках, не сообщают никаких новых интересных данных об Агуадо,за исключением приведенного нами вклада Сальдони. Мы приводим здесь , включенный Агуадо в руководство , опубликованной в 1820 г. в Париже и написанной по–испански, который, мы считаем, имеет исторический и документальный интерес:
У нас имеется один экземпляр его сочинения, опубликованный в 1819 г. и о котором нам говорит Агуадо в этом и которое было через год распродано /издатель Шопенбергер, – Париж/; экземпляр (издания 1820 г.) с его собственноручной подписью в нижнем углу обложки, а также экземпляр 1843 г., всемирно известный, к которому были дополнения в 1849г., вскоре после смерти гитариста написанное специально для этого сочинения . Эти три сочинения имеют большое, непревзойденное в те времена дидактическое значение. Упражнения и текст первого сочинения должным образом откорректированы и расширены во втором издании, а в издании 1843 года значительно улучшены устранением не принадлежащих ему и ненужных упражнений и объяснений в тексте, другие же объяснения он конкретизирует, убирая ненужное. Но наивысшим достижением дидактики является в издании 1849 г., необходимое руководство для любого преподавателя, которое без зазрения совести или следуя советам посредственных гитаристов, некоторые издатели полностью убрали, оставив нам выхолощенное сочинение, лишенное своих самых положительных черт.
В Буэнос–Айресе была опубликована тетрадь под названием этого автора. Обращает на себя внимание, что многие этюды в издании 1820 г., а некоторые, в издании 1843 первоначально, и обоснованно, были названы Агуадо уроками. Но страницы исправлены так неуклюже, что позже их стали называть . Кроме того, в том же издании не соблюдалась исходная нумерация автора и допущены вольности: этюд 73 Агуадо будет всегда 73 и никогда 42, как нам его представляют в этом издании. В своем Агуадо намеревался преподавать по темам, т.е. одну часть посвятить легато, другую – арпеджио, аккордам и т.д. – та форма, которую мы считаем наиболее подходящей и которую мы практически осуществили в "Программе обучения", – Академия /1931/. Из опубликованного до настоящего времени Агуадо наиболее рекомендуемое, благодаря большому количеству практических упражнений, усложняющихся по мере того, как ученик овладевает техникой. Красноречивым примером, несомненно, является использование им мизинца, для которого уже в издании 1820 г. он приводит этюд, настаивая в Приложении 1849 г. на постоянном применении этого пальца, на который преподаватели не обращают внимание. Названный этюд в издании 1820 г. имеет № 12, сопровождается текстом: . В издании 1843 г. он нумеровал по №8, а,также в известных изданиях. В главе и §2 он вновь подтверждает свои принципы: "Указанные направления и твердость этих пальцев служат также при использовании безымянного пальца и даже мизинца, поскольку первые последовательно дают опору следующим пальцам>. Есть также следующая пометка: . В текстах , особенно, как мы уже указали в он настаивает на интересе к гитарной культуре ученика, владении инструментом, условиях, места, где играют, выразительности того или иного пассажа. Затем он хочет, чтобы ученик понимал то, что он исполняет, чтобы упражнения и уроки он усваивал не только слухом, но и умом; вот почему в издание 1820 г. включено ,и небольшой трактат по гармонии, написанный специально для Франсуа–де–Фосса. В издании 1843 г. Агуадо снова настаивает на этом вопросе, давая еще одну главу по гармонии /глава 1, раздел 5а/, где он сам автор и эта глава более ясная и точная и немного более гитарная, чем предыдущие. Произведения Агуадо малые и большие, могут исполняться на концертах, имеют учебное значение, т.к. не имеют самого главного: конструктивной основы. В некоторых из этих произведений – рондо, парное фанданго и в других, таких же больших, имеются музыкальные излишества, но в них гитара обладает большим богатством мотивов, чтобы исполнитель мог в полной мере продемонстрировать свои возможности. В танцах и вальсах его мало артистизма, менуэты не получили распространения из–за отсутствия методического стиха, их затмило обширное собрание менуэтов его друга Сора.
Отсутствие композиции у Агуадо заметно в его Руководстве, т.к. много упражнений и этюдов, потерпевших изменение от руки самого автора. В одном из самых своих знаменитых этюдов, № 12 современного эта догадка подтверждается, так как здесь автор, несмотря на то, что это приятное произведение, не может возродить музыкальных фраз по канонам, заученным по гармонии. В этом этюде записано 17 тактов в первой части и 22 во второй; это произведение настолько бессвязно, что его навряд ли возможно исправить, третий от конца такт не существует в издании 1820 года. Еще один пример он дает нам этюдом № 25 в ре–мажоре, состоящем из 7 тактов в первой части и 26 во второй. Если первая часть с ошибками, вторая – неприемлема. Мы не понимаем развития периода, завершающегося в 14 такте второй части всего на 9 тактов больше, чем это предписывают условия Агуадо–композитора. Этот знаменитый рыцарь гитары, великий палеограф, признанный благодаря своим заслугам в этой области постоянно жил в одиночестве и посвящал себя исключительно инструменту. До последних дней он совершенствовал свое владение гитарой. В Мадриде он заболел воспалением легких, и умер в бедности, но не в забвении, 20 декабря 1849 г.в столице королевства.
АГУАДО Гарсия Дионисио
АГУАДО Гарсия Дионисио
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998