Ахль ас–Сунна валь–Джамаа
Ахль ас–Сунна валь–Джамаа
люди сунны и согласия общины», сунниты. Самоназвание подавляющего большинства мусульман. Это название состоит из двух частей. Первая часть подразумевает следование сунне (пути) пророка Мухаммада и его сподвижников. Сунниты принимают Коран и Сунну в качестве первоисточников религии, воздерживаются от смуты и конфликтов на религиозной почве, решают различные проблемы не на основании только лишь доводов своего разума, а на основании ясных и недвусмысленных аятов Божественного откровения и хадисов и пути пророка (нассов). Вторая часть названия подразумевает признание миссии всех сподвижников пророка Мухаммада и следование их методу при решении различных проблем. Таким образом, в данном случае Сунной называется единство и объединение людей вокруг одной веры. Следование этой вере и применение ее в повседневной жизни мусульманского общества называется Джамаа. Впервые термин «Джамаа» стал известен после передачи Хасаном ибн Али власти в Халифате Муавие ибн Абу Суфьяну. Этим актом был положен конец гражданской войне и этот год вошел в историю как «год единства» (санат аль–джамаа). В период жизни пророка Мухаммада мусульманская община была единой. Это единство продолжалось вплоть до убийства халифа Османа (35/656). После этого в мусульманском обществе произошел раскол, который еще более углубился в процессе противостояния Али с Муавией. С этого же периода началось массовое принятие ислама иудеями, христианами, зороастристами. Некоторые из них пытались привнести в исламскую доктрину привычные им воззрения из своих прошлых верований. Это также способствовало расколу общества, развитию сектантства и крайностей в воззрениях. Против сектантства и крайностей выступили многие сподвижники пророка Мухаммада и табиуны (См. Табиуны), которые придерживались умеренного пути, старались восстановить и сохранить единство мусульман. Основоположниками этого пути можно считать Абдуллу ибн Омара, Ибрахима анНахаи, Хасана аль–Басри и Абу Ханифу. Большую роль в систематизации убеждений «умеренных» сыграл Хасан аль–Басри, который изложил свое видение политических проблем и сектантства, и дал им свою оценку. В политике он подверг критике методы правления правящей династии Омейяадов и выступил против их тирании. Хасан аль–Басри заявил о том, что нельзя поддерживать ту власть, повеления которой противоречат положениям Корана и Сунны. Это заявление он сделал, основываясь на хадисе пророка, который приводится в сборниках Бухари, Абу Давуда, Насаи, смысл которого сводится к запрещению подчинения повелению людей, которые призывают к греху против Аллаха. Однако он не был сторонником вооруженных выступлений против греховной власти и был сторонником терпения и пассивного сопротивления, уповая на помощь Аллаха. При этом мусульмане должны избегать самодеятельности и действовать только в соответствии с предписаниями ученыхправоведов (факихов). Именно так он комментировал аят Корана: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти (улюль амр) среди вас» (Коран 4: 59). Обладателями власти (улюль амр) и являются факихи. Относительно крайних проявлений религии и сектантства Хасан аль–Басри также занял жесткую позицию, «обособив» основоположника мутазилизма Васила ибн Ата, который пытался привнести свои взгляды по проблеме предопределения и по вопросу людей, совершивших большие грехи (кабаир). Он также отверг воззрения «крайних» шиитов и хариджитов, которые считали людей совершивших грехи вышедшими из Ислама. Для того чтобы подчеркнуть свой «умеренный» путь, подавляющее большинство мусульман, заявили о том, что намерены исповедовать ту единую и чистую веру, которая была до возникновения смуты, сектантства и гражданского противостояния в обществе. Хасан аль–Басри использовал в качестве названия этого большинства мусульман термины «Ахль аль–Сунна», «Ахль аль–Хакк», «Ахль аль–Джамаа», «Ахль аль–Хадис». Впервые же термин «Ахль аль–Сунна» ввел Мухаммад ибн Сирин (ум. в 110/728), которым стали называть представителей правоверного большинства мусульман. Применялся также термин «Ахль аль–Хакк валь–Джамаа» который был введен Абу аль–Лейсом ас–Самарканди (ум в. 373/898). Помимо этих терминов, со II века хиджры, для обозначения правоверных мусульман, употреблялись также термины «Ахль аль–Хакк ва аль–Истикама», «Ахль ас–Сунна ва анНакль», «Асхаб аль–Хадис». Еще позднее, для подавляющего большинства мусульман следовавших путем пророка Мухаммада и его сподвижников, появился обобщающий термин «Ахль аль–Сунна валь–Джамаа». Он также встречается впервые у Абу аль–Лейса ас–Самарканди в работе «ашШарх аль–Фикх аль–Акбар» (Это кмментарий на известную работу Абу Ханифы «Фикх аль–Акбар»). Таким образом, понятие «Ахль ас–Сунна» появилось в качестве обозначения правоверных мусульман, следовавших путем пророка и сподвижников. Оно являлось выражением противодействия против деятельности различных раскольничьих сект в Исламе. Приверженцы «Ахль ас–Сунны» сохранили единство мусульманского общества, не позволили членам различных сект привнести в религию нововведения (бида) и исказить изначальную чистоту исламского вероучения. Согласно традиции, разделение исламской уммы на многочисленные секты было предсказано пророком Мухаммадом в хадисах, где он говорил об одной спасенной группе, которой и будут представители «Ахль аль–Сунна валь Джамаа». В дальнейшем, в результате ожесточенной полемики с различными направлениями и сектами в Исламе (шиитами, хариджитами, мутазилитами, различными философскими школами) выработались теоретические основы убеждений суннитов и была проведена их систематизация. Все это нашло отражение в суннитских мировоззренческих школах матуридитов, ашаритов и салафитов (См. Ашаризм,Матуридизм, Салафизм). Эти три направления ортодоксальной исламской мысли имеют между собой некоторые различия, которые не носят принципиального характера и по сегодняшний день представляют доктрину правоверного суннитского Ислама. Выдающимися учеными, развившими положения ортодоксального Ислама были Абу Мансур аль–Матуриди, Абу аль–Хасан аль–Ашари, Мухаммад Газали, Таки адДин ибн Теймия. Одновременно с мировоззренческими школами развивались и правовые школы (мазхабы) суннитов (См. Ханафитский мазхаб,Маликитский мазхаб, Шафиитский мазхаб,Ханбалитский мазхаб). Большинство представителей ханафитского мазхаба является матуридитами, большинство маликитов и шафиитов–ашариты, а ханбалиты–салафиты.