Ахмад аль–Фаруки Сирхинди
Ахмад аль–Фаруки Сирхинди
971/1563–1024/1615)–выдающийся мусульманский реформатор, которого называли "обновителем веры второго тысячелетия" (муджаддид алф ас–сани). Настоящее имя Абу аль–Баракат Ахмад ибн Абд аль–Ахад ибн Зайн аль–Абидин. Его также называют имамом Раббани. Родился в индийском городе Сирхинд. Родословная Ахмада восходила к Омару ибн Хаттабу, в связи с чем, его называли Фаруки. Начальное образование Ахмад аль–Фаруки получил от своего отца. Он изучил арабский язык, выучил наизусть Коран. Затем его учителем стал известный улама Мавлана Камал адДин аль–Кашмири, к которому он уехал в город Сиялкут. Затем Ахмад обучался у Кади Бахлула аль–Бадахшани. Они обучали его мусульманскому праву и хадисам. Ахмад аль–Фаруки был способным учеником и к 17 годам он завершил свое обучение. Духовной практике тариката Накшбенди Ахмад аль–Фаруки обучался в Дели под руководством одного из самых известных шейхов–Мухаммада Баки Биллаха, который затем дал ему разрешение обучать учеников в его родном городе Сирхинде. В своей преподавательской деятельности Ахмад аль–Фаруки придавал большое внимание тафсирам Корана, хадисам и мусульманскому праву, отношение к которым у него строилось только на основании официальной исламской традиции. Затем он преподавал и в Лахоре. Ахмад аль–Фаруки (Имам Раббани) был последователем суннитского Ислама и всеми силами стремился устранить противоречия между ортодоксальной религией и суфизмом посредством очищения последнего от поздних нововведений. Он подверг решительной критике различные пантеистические учения, которые образовались в тасаввуфе на основании доктрины «единства бытия» (См. Вахдат аль–Вуджуд) и противопоставил ей концепцию «единства свидетельства» (См. Вахдат ашШухуд) Имам Раббани решительно выступал против различных искажений ортодоксальной религии, призывал к возвращению к изначальной чистоте Ислама, выступал против различных сект и движений. В связи с этим он подвергся нападкам различных религиозных группировок. Враги имама Раббани пытались очернить его в глазах индийского султана Салима Джахангирхана. Однако он встретился с ним и заслужил его уважение. Но затем, под давлением своего окружения, султан был вынужден арестовать его. Имама Раббани заточили в темницу крепости Гувалйар. Его ученики хотели подняться на его защиту, однако он запретил им выступать против султана. Будучи в тюрьме, Имам Раббани продолжал свою простетительскую деятельность и многие люди из числа заключенных и даже руководителей крепости благодаря нему ознакомились с положениями исламской религии и встали на путь веры. Спустя три года, султан пожалел о своем решении об аресте Имама Раббани и освободил его. Он с большими почестями принял его, а затем позволил ему вернуться на родину. Ахмад аль–Фаруки (Имам Раббани) был автором многих работ, в числе которых «Рисалат атТахлилия» (Аналитический трактат), «Радд арРафавид» (Отвержение шиизма), «Исбат анНубувва» (Доказательства пророчества) и др. Однако самой известной книгой является сборник писем «Мактубат».