АХМАТОВА
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
(псевдоним Анны Андреевны Горенко, р. 1895) — выдающаяся русская поэтесса. Начала печататься в 1911. Литературная продукция А. количественно невелика. За 14 лет она выпустила 5—6 тоненьких книжек с сжатыми, замкнутыми строфами, с простыми и короткими поэтическими фразами. В 1912 вышел первый сборник А. "Вечер". В 1913 — сборник "Четки", неоднократно переиздававшийся (8-е издание в 1922). Эта книга остается до сих пор самым характерным для творчества поэтессы достижением, утвердившим особый "ахматовский стиль" в рус. лирике. В 1917 вышел сборник "Белая стая" (также неск. изданий), в 1921 "Подорожник" и поэма "У самого моря". Последняя книга стихов A. "Anno Domini MCMXXI" вышла в 1922. С этого времени влияние А. заметно идет на убыль. Примкнувшая в начале своей деятельности к поэтическому движению акмеистов, А. восприняла несколько ценных черт этого направления — внимание к конкретной действительности, точность и разговорность стихотворной фразы, четкость образа. Господствующей в лирике А. является тема любви, заметно осложняемая в последних книгах ее темой смерти и проблемой современности. Социальный облик поэтессы вполне определенен: произведения А. — яркий образец поэзии эпохи гибели дворянских гнезд, впитавшей в свое творчество все лучшие художественные традиции усадебной поэзии от Пушкина и до Блока. Сюда же тяготеет и эмоционально-идеологический состав поэзии А., напр., — религиозные мотивы: иконы, молитвы, церкви, обеты, греховность и пр. обильно представлены в стихах А. Впрочем, религиозные мотивы не глубоки у поэтессы; здесь скорее эстетическая форма старинного помещичьего уклада, чем настоящая религиозность.
Лит.
: Эйхенбаум, Б., Анна Ахматова, П., 1923; Виноградов, В., О символизме Ахматовой, "Лит. Мысль", I, П., 1923; его же, О поэзии Анны Ахматовой (стилистические наброски), Л., 1925; Троцкий, Л. Д., Литература и революция, М., 1923 и след. изд.; Осинский, M. H., Побеги травы, "Правда", (июль), 1922; Лелевич, Г., Анна Ахматова, Беглые заметки, "На посту", 1923 (сент.-окт.), также в сборн. "На литературном посту", М., 1924; Гроссман, Л., Анна Ахматова, сборн. "Свиток", IV, Москва, 1926.Горенко, в замужестве Гумилева; 1889, Большой Фонтан, близ Одессы – 1966, Домодедово Московской обл., похоронена в Комарово Ленинградской обл.), русская поэтесса. Окончила гимназию в Киеве, училась на юридическом ф-те Высших женских курсов в том же городе. В 1910 г. вышла замуж за поэта Н. С. Гумилева, в 1912 г. родился сын – Л. Н. Гумилев, ставший впоследствии известным историком и этнографом. Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 г., с 1911 г. начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях. В 1911 г. вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 г. выделилась группа акмеистов. В 1912 г. вышел первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма. Одно из наиболее запоминающихся стихотворений сборника – «Сероглазый король» (1910) – баллада о запретной любви. Это довольно раннее в контексте всего творчества произведение обнаруживает авторское умение создавать емкий и лаконичный сюжет. Семь организованных парной рифмовкой двустиший заключают в себе гамму противоречивых переживаний лирической героини, драму королевы, официальной жены умершего короля («За ночь одну она стала седой»), контрастно-спокойный, но в то же время грустный рассказ мужа лирической героини. Стихотворение диалогично, реплики персонажей раздвигают художественное пространство стихотворения и одновременно придают произведению драматические черты, словно вдруг оживает и воплощается в современном мире сюжет старой пьесы.
Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика сборников «Четки» (1914), «Белая стая» (1917). Ранняя Ахматова предстает умелым мастером художественной детали портрета: И загадочных, древних ликов//На меня поглядели очи… («Смятение», 1913), пейзажа: «В луче луны летит большая птица» («Вечерние часы перед столом», 1913), интерьера: «Лиловый сумрак гасит свечи» («Умолк простивший мне грехи», 1911). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными («Я научилась просто, мудро жить», 1912; «Здесь все то же, то же, что и прежде», 1912). А некоторые строки звучат несколько театрально: «Не пастушка, не королевна//И уже не монашенка я» («Ты письмо мое, милый, не комкай», 1912). Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.
Творчество поэтессы с ярким дарованием быстро завоевало популярность у читателей, появились и многочисленные подражатели, которых Н. Гумилев метко назвал «подахматовками». Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. 20 в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать ее во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса все глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нем сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику ее образов, классическую точность стиха. «Стихи первых ахматовских книг («Вечер», «Четки») отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы» (В. А. Зайцев).
В 1921 г. вышел сборник «Подорожник», в 1922 г. – «Anno Domini». В 1920-е гг. в творчестве Ахматовой сильны библейские мотивы («Рахиль» (1921), «Лотова жена» (1922–24), «Мелхола» (1922–61), а также мистическое поклонение музе («Муза», 1924):
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
В эпиграмме из цикла «Тайны ремесла» (1936–60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему ее творчеству: «Я научила женщин говорить».
В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: ее попросила описать ужасы сталинских репрессий женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осужденного сына. Ахматовские строки метко характеризуют сталинскую эпоху:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
В эпилоге поэмы автор говорит о желании назвать поименно всех безвинных жертв репрессий, она просит поставить ей памятник около тюрьмы, где ей пришлось отстоять триста часов, а памятником погибшим в сталинских застенках стала сама поэма.
В 1943 г. во время эвакуации в Ташкент публикуется сборник «Избранное». В ахматовской лирике военных лет наблюдается усиление патриотических мотивов. Поэтесса ощущала в себе гражданскую гордость за то, что в самых тяжелых испытаниях была вместе со своей отчизной, со своим народом. В это время официальная критика обвиняет поэтессу в том, что она воспевает лишь отжившую дворянскую культуру с каменными статуями и липовыми аллеями и далека от современной жизни. Подвергнутая критике в 1946 г., Ахматова была надолго отлучена от литературы, возвращение ее стихов началось лишь в сер. 1950-х гг. В 1960-е гг. вышли сборники «Стихотворения (1909–1950)» и «Бег времени». Ее творчество к этому моменту получает мировое признание, официальное же непризнание литературного таланта на родине носило политический характер. По тем же мотивам был расстрелян бывший муж Ахматовой Н. Гумилев, осужден ее сын Л. Гумилев.
Большая часть жизни Ахматовой прошла в Ленинграде, и этому городу она посвятила множество стихов: «Летний сад» (1959), «Городу Пушкина» (1957), «Царскосельская ода» (1961) и др. В лирике поэтессы много поминальных произведений («Памяти М. А. Булгакова» (1940), «Памяти М. М. Зощенко» (1958).
Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчеркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались все новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для ее понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за ее судьбу, за трагические страницы истории.
В последние годы жизни (1956–66) Ахматова постоянно вела дневниковые записи, делала наброски автобиографии, именно благодаря этим записным книжкам уцелела большая часть произведений позднего периода творчества Ахматовой. В записях встречаются и рассуждения об основах литературного мастерства. Среди источников, питающих поэтическое вдохновение, Ахматова особо выделяет музыку, природу, а также саму литературу (творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и др. русские классиков).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006