АЯКС, ЭАНТ
в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны.
1. Самый сильный и отважный воин после Ахилла. Он отбил труп Ахилла у троянцев, но был побежден в споре с Одиссеем за военные доспехи и пронзил себя мечом. Этот сюжет лег в основу трагедии Софокла «Аякс».
2. А. Малый, сын локридского царя Оилея, привел 40 кораблей против Трои.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
1. Греческий герой, внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла, царь Саламина, приведший к Трое двенадцать кораблей. В "Илиаде" предстает как бесстрашный, могучий воин, хотя не очень сообразительный; он защищает убитого Ахилла, но доспехи героя присуждают не ему, а Одиссею; оскорбленный Аякс замышляет перебить ночью ахейских вождей, но богиня Афина насылает на него безумие, и тот обрушивает свой меч на стадо быков. Когда разум Аякса проясняется, то от позора он закалывает себя. Этой истории посвящена трагедия Софокла "Аякс", фрагмент "Метаморфоз" Овидия, позже - скульптура Кановы, картина Пуссена, опера Скарлатти.
2. "Малый Аякс", сын Оилея, царь Локриды; привел под стены Трои сорок воинов. Согласно Аполлодору, во время взятия Трои Аякс отторгнул от алтаря богини Афины искавшую там убежище дочь Приама, вещую Кассандру, и совершил над ней насилие. За это, на обратном пути в Грецию, Афина, метнув молнию, разбила корабль Аякса, который в конечном счете погиб. Жители Локриды искупали святотатство своего царя тем, что ежегодно (вплоть до 1 в.) отсылали двух дев в храм Афины в Илион (восстановленная Троя). Сюжет об Аяксе и Кассандре использовал Рубенс.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
•Αιας,
Aiax, 1) Э.-локриец, сын Оилея, царя локридского (Όϊλη̃ος, Όϊλιάδης, Όϊλείδης), по прозванию Малый, на 40 кораблях привел локрийцев под Трою, где оказался одним из самых храбрых, хотя и был мал ростом; никто так искусно не мог бросить копья и, исключая Ахилла, никто так быстро не бегал, как Э. (Il. 2, 527. 14, 520). Особенно отличился он вместе с Эантом Теламоновым, с которым и вообще часто сопоставляется, в битве за тело Патрокла (Il. 17). На пути домой он вследствие гнева Афины потерпел крушение у Гирейских скал, у южной оконечности Евбеи. Посейдон спасает его и выносит на скалу; но самонадеянный герой осмелился произнести дерзкую похвальбу, что он спасся против воли богов. Тогда разгневанный Посейдон раздробляет своим трезубцем скалу, и богохульник погибает в волнах. Od. 4, 499. Гнев Афины позднейшие поэты объясняют тем, что при взятии Трои Э. ворвался в храм Афины и насильно оттащил от идола богини Кассандру, которая там, обхватив идола руками, искала спасенья. Но затем Агамемнон отнял у Э. Кассандру. Опунтские локрийцы почитали Э. как героя и всегда оставляли для него, как помощника в битве, место в боевом ряду; 2) Э.-саламинец, сын Теламона (Τελαμώνιος, Τελαμωνιάδης), царя саламинского, сводный брат Тевкра, по прозванию Великий. Он прибыл под Трою с 12 кораблями (Il. 2, 557) и после Ахилла был здесь самым сильным и храбрым бойцом, достойным противником Гектора. Il. 3, 225. 7, 206. 14, 204. 15, 415. Когда Ахилл, разгневавшись на греков, перестал принимать участие в битвах, Э. по преимуществу был для греков оплотом (πύργος Άχαιω̃ν) и однажды, когда они бежали, один прикрыл их отступление (Il. 11, 545). При защите тела Патрокла Э. - главный герой (Il. 17). Когда Фетида повелела совершить игры в честь павшего сына своего Ахилла, она определила отдать оружие своего сына самому храброму в войске, тому, который больше всегда содействовал спасению из рук врагов тела и оружия Ахилла. Э. и Одиссей явились соревнователями на эту награду. Ее отдали Одиссею; это было причиной смерти Э., и даже в Аиде он все еще гневается на Одиссея (Od. 11, 541). По позднейшему сказанию, Агамемнон по совету Афины присудил отдать оружие Одиссею; Э., оскорбленный этим предпочтением, помешался, ночью напал на стада греков и избил животных, воображая в своем безумии, что это его ненавистные противники. Придя наконец в сознание, он пронзил себя мечом. Find Nem. 7. Soph. A. Ov. Met. 13. 1 слл. У Ройтейского мыса находилась гробница Э. (Αίάντειον). На Саламине ему, как национальному герою, были поставлены храм и статуя, и существовал праздник Αίάντια; и афиняне чествовали героя и назвали по его имени филу Эантиду. Текмесса, дочь фригийского царя Тевфранта, которую Э. захватил как добычу во время одного из своих набегов, была его любимой рабыней (Ноr. od. 2, 4, 5) и родила ему Еврисака.