АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ

Найдено 1 определение
АКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ
в России учебное заведение закрытого типа, дающее высшее богословское образование. Духовные академии готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Священном Синоде. Во главе академий стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В духовные академии после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. Академии имеют право предоставлять ученые степени доктора, магистра и кандидата богословия, доктора церковной истории и доктора церковного права (степени не признаются государственным законодательством).
K 2000 г. в Русской Православной Церкви существовало 5 духовных академий: Московская (с 1685 г.), Санкт-Петербургская (с 1797 г.), Kиевская (с 1701 г.), Минская (с 1996 г.), Молдавская (с 1997 г.). Ведущими учебными заведениями Русской Православной Церкви являются Московская и Санкт-Петербургская духовные академии, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом. Первое высшее учебное духовное заведение в России возникло в 1615 г. в виде школы при киевском Братском монастыре, предназначенной для изучения риторики, богословия, латинского и греческого языков. Kиевский митрополит свт. Петр (Могила) (1633-1646) преобразовал ее по образцу польских иезуитских коллегий и поместил сначала в Kиево- Печерской Лавре, затем в Братском монастыре. С 1632 г. школа называлась Kиево- Могилянской коллегией, в ней преподавались арифметика, поэзия, риторика, философия, богословие, нотное пение, катехизис, церковнославянский, латинский и греческий языки. По указу Петра I 26 сентября 1701 г. она была преобразована в Kиевскую академию, получила царское жалованье и утверждение прежних ее прав и преимуществ. С этого времени был расширен курс наук: введены естественная история, география и математика, немецкий, французский и древнееврейский языки. Kиево-Могилянская коллегия и Kиевская академия сыграли решающую роль в становлении системы духовного образования в России.
12 декабря 1685 г. по рекомендации Иерусалимского патриарха Досифея и по благословению Московского патриарха Иоакима греческими монахами, учеными- богословами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве была основана духовная школа, которая находилась сначала в Богоявленском, потом в Заиконоспасском монастыре. В ней преподавались на латинском и греческом языках грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. Школа Лихудов явилась основой славяно-греко-латинской академии, впоследствии преобразованной в Московскую духовную академию. Из Славяно- греко-латинской академии были взяты первые русские студенты в университет, существовавший в Санкт-Петербурге при Академии наук, а также студенты в открывшийся в 1755 г. Московский университет. В 1812 г. Московская духовная академия была переведена в Перервинский монастырь под Москвой, а в 1814 г. – в Троице-Сергиеву Лавру, где находится и поныне, сохраняя название Московской.
Санкт-Петербургская духовная академия была образована на основе созданной в 1721 г. при Александро-Невском монастыре славянской школы (с 1726 г. славяно-греко-латинская семинария), преобразованной в 1788 г. в Главную духовную семинарию с целью подготовки преподавателей для духовных семинарий. В 1797 г. вместе с Kазанской духовной семинарией получила статус академии.
В 1809 г. Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую духовную академию. Исходя из опыта обучения первого набора студентов этой академии, в 1814 г. ее ректор архимандрит (позднее митрополит) свт. Филарет (Дроздов) доработал устав, утвержденный императором Александром I 30 августа 1814 г. На основании этого устава были преобразованы в 1814 г. Московская, в 1819 г. Kиевская и в 1842 г. Kазанская академии.
С установлением советской власти изменились условия деятельности духовных академий. Декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 августа того же года разрешалось преподавание религиозных вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в Московской духовной академии прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1924 г. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Kиеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и Kиевская духовная академия просуществовала до 1921 г. Дольше всего сопротивлялись закрытию в Kазанской академии. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1921 г. Воссоздание духовных академий в России началось в 1943 г. после избрания Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского). 14 июня 1944 г. в Новодевичьем монастыре состоялось открытие Православно-богословского института и богословско- пастырских курсов. 31 августа 1946 г. Московский Православно-богословский институт был преобразован в Московскую духовную академию, а 8 октября 1946 г. состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии и Ленинградской духовной семинарии.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
371.36 кб

Нравственный аспект православной персонологии в трудах духовно-академических теистов XIX века

Давыдова Светлана Ильинична
В статье рассматриваются моральная метафизика и нравственное богословие традиции, известной как православная персонология. Эта традиция развивает идеи патристики относительно понимания личности.
Читать PDF
1.28 мб

К 175-летию первого выпуска Петербургской православной духовной академии: Актовая речь 10.12.89

Вениамин Новик
Читать PDF
484.07 кб

Студенческие кружки в высшей школе (на примере православных духовных академий в России в 1890-1900-е

Сухова Н. Ю.
Читать PDF
120.41 кб

Диссертационные диспуты как форма научной работы в православных духовных академиях России в 1869-188

Сухова Наталия Юрьевна
Статья посвящена научной деятельности российских православных духовных академий в один из наиболее важных периодов их истории. Автор анализирует проблемы, встававшие перед русской богословской наукой в 1860-1870-х гг.
Читать PDF
1.65 мб

Обзор журналов «Труды Киевской Духовной Академии», «Православный собеседник», «Богословский вестник»

Читать PDF
413.53 кб

Критика философского пантеизма представителями православного духовно-академического теизма (на матер

Гунькова Елена Геннадьевна
Оставаясь верными теистической доктрине, питомцы Киевской духовной академии П.И. Линицкий и архимандрит Сильвестр выступали противниками философского пантеизма.
Читать PDF
306.17 кб

Философские исследования в научно-богословском журнале Казанской духовной академии «Православный соб

Соловьев Артём Павлович
Статья посвящена анализу философских статей, опубликованных с 1855 по 1918 г. в научно-богословском журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник».