Академия
Академия
название научных и учебных учреждений; происходит от наименования местности близ Афин, где возникла академия Платона (387г. до н. э.) в роще героя Академа.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АКАДЕМИЯ
место близ Афин, окруженное высокими деревьями и украшенное статуями, где учил Платон, а впоследствии его ученики, которые получили название академиков или академических философов.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Академия
Академия (Academy), школа, основанная в АфинахПлатоном в 380 г. до н.э., вероятно, для того, чтобы готовить граждан для службы городу-государству. Стала знаменитым филос. центром; в числе ее учеников были Аристотель, Эпикур и 3енон из Китиона. История А. мало известна, однако она просуществовала до 529 г., когда была закрыта Юстинианом.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Академия
первоначально название Академия носила философская школа, организованная Платоном в 388 г. до н.э. в Афинах. Ее члены платили ежемесячные членские взносы. Учебные занятия и диспуты проходили по строгому расписанию. На протяжении почти тысячелетней истории академия претерпела значительные изменения. С распространением христианства в академии началось интенсивное изучение произведений Аристотеля, Платона и других мыслителей. В 529 г. н.э. академия была закрыта византийским императором Юстинианом, боровшимся с языческой идеологией. После этого академия как определенный тип научного и учебного заведения не была известна в Западной Европе в течение 900 лет. Продолжателем ее считается платоновская академия во Флоренции (Италия), основанная в 1459 г.
Источник: Исторический словарь
Академия
греч.) - философская школа, созданная Платоном близ Афин. Позднее это название получили высшие научные учреждения и учебные заведения. Первым высшим общеобразовательным российским учебным заведением в Московском государстве стала Славяно-греко-латинская академия (1687), открытая под названием Эллино-греческая академия. Академия готовила образованных людей для церкви и государственной службы, ей поручалась цензура духовных книг, суд над отступниками от православия. Первыми руководителями учебного заведения и ее преподавателями были приглашенные из Константинополя братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Здесь учился М.В. Ломоносов. С открытием в 1755 г. Московского университета значение академии уменьшилось. В 1814 г. она была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру.
АКАДЕМИЯ
• Academ?a,
?????????, ????????, на северо-западе от Афин — первоначально участок, посвященный герою Академу (см. Academus, Академ); впоследствии Гиппарх обнес это пространство стенами и дал ему назначение гимназии; оно осенялось прекрасными оливковыми и платановыми деревьями, посаженными Кимоном. Paus. 1, 29, 3 слл. Plut. Cim. 13. Horat. ер. 2, 2, 45. Тут, кроме мест для прогулок и занятий гимнастикою, находился алтарь Муз со статуями работы Спевсиппа, алтари Зевса-Катайбата, Эрота, Геракла, Прометея, святилище Афины и т. п. Здесь учил Платон, а после него его ученики, которые поэтому получили название академиков. Вблизи А., но за ее оградой, находилась гробница Платона и старая башня, в которой жил некогда мизантроп Тимон. Paus. 1, 30, 3. Даже неприятели щадили А., пока Сулла при осаде города не велел срубить деревья для сооружения военных машин (Plut. Sull. 12), но нанесенные повреждения были потом исправлены. По аттической А. названо было поместье Цицерона близ Путеол (Plin. n. h. 31, 2, 3); в своем тускуланском поместье он также имел «академию», вероятно — какой-нибудь портик. Cic. ad Att. 1, 4. 9. 11. Cic. tusс. 2, 2.
?????????, ????????, на северо-западе от Афин — первоначально участок, посвященный герою Академу (см. Academus, Академ); впоследствии Гиппарх обнес это пространство стенами и дал ему назначение гимназии; оно осенялось прекрасными оливковыми и платановыми деревьями, посаженными Кимоном. Paus. 1, 29, 3 слл. Plut. Cim. 13. Horat. ер. 2, 2, 45. Тут, кроме мест для прогулок и занятий гимнастикою, находился алтарь Муз со статуями работы Спевсиппа, алтари Зевса-Катайбата, Эрота, Геракла, Прометея, святилище Афины и т. п. Здесь учил Платон, а после него его ученики, которые поэтому получили название академиков. Вблизи А., но за ее оградой, находилась гробница Платона и старая башня, в которой жил некогда мизантроп Тимон. Paus. 1, 30, 3. Даже неприятели щадили А., пока Сулла при осаде города не велел срубить деревья для сооружения военных машин (Plut. Sull. 12), но нанесенные повреждения были потом исправлены. По аттической А. названо было поместье Цицерона близ Путеол (Plin. n. h. 31, 2, 3); в своем тускуланском поместье он также имел «академию», вероятно — какой-нибудь портик. Cic. ad Att. 1, 4. 9. 11. Cic. tusс. 2, 2.
АКАДЕМИЯ
первонач. назв. «А.» носила первая в своем роде строго организов. философская школа Платона (от назв. местности в Афинах, где располаг. гимнасий, в помещении к-рого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). А. была основана Платоном в 388 до н.э. по образцу пифагорейск. братства и имела правовой статус культов. союза. Члены А. платили ежемесяч. членск. взносы. Руководство А. (схолархат) и распоряж. ее состоянием Платон завещал племяннику Спевсиппу. В дальнейшем схоларх определ. выборным путем. Учителя и ученики проживали совместно в пригород. домах. Учеб. занятия и диспуты проходили по строго определ. расписанию учения Платона. А. на протяжении почти тысячелет. истории претерпела многочисл. изменения. Древ. (или первая) А. (388 — 270) придерж. преим. поздней философии своего основателя и сочетала его идеи с пифагорейск. элементами. Интенсив. занятия математикой велись одноврем. с культивир. веры в чудеса и пророчества, что положило нач. постеп. сближению идей Платона с религией и привело к упадку диалектики. В период Средней (или второй) А. (270 — 150 до н.э.) произошел отход от философии Платона. Новая (или третья) А. (150 до н.э. — 529 н.э.) началась с выработки и сбора всей скептич. аргументации в защиту принципа непознаваем. действительности и подвергала учение всех крупных философов скептич. критике. С первыми шагами христианства в Новой А. началось интенсив. изуч. оригин. произв. Аристотеля и Платона, к-рое привело в 5 в. к выработке системы неоплатонизма. В 529 А. была закрыта Юстинианом.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Академия
первоначально назв. «А.» носила первая в своем роде строго организованная философская школа Платона (от назв. местности в Афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). А. была основана Платоном в 388 до н. э. по образцу пифагорейского братства и имела правовой статус культового союза. Члены А. платили ежемесячные членские взносы. Руководство А. (схолархат) и распоряжение ее состоянием Платон завещал племяннику Спевсиппу. В дальнейшем схоларх определялся выборным путем. Учителя и ученики проживали совместно в пригородных домах. Учебные занятия и диспуты проходили по строго определ. расписанию. Созданная первоначально для распространения учения Платона, А. на протяжении почти тысячелетней истории претерпела многочисл. изменения. Древняя (или первая) А. (388 — 270 до н. э.) придерживалась преим. поздней философии своего основателя и сочетала его идеи с пифагорейскими элементами. В частности, ставила число на место идеи и провозглашала различие между единством и множеством как первопричину мира. Интенсивные занятия математикой велись одновременно с культивированием веры в чудеса и пророчества, что положило нач. постеп. сближению идей Платона с религией и привело к упадку диалектики. В период Средней (или второй) А. (270 — 150 до н. э.) произошел отход от философии Платона. Основываясь на аргументации Пиррона и в некоторой степени софистов, А. встала на позиции оспаривания принципа познаваемости действительности. Раз нет критерия достоверности, то всякое суждение о действительности недостоверно. Для объяснения челостровеч, поведения, по мнению Средней А., вполне достаточен принцип случайности. Новая (или третья) А. (150 до н. э. — 529 н. э.) началась с выработки и сбора всей скептич. аргументации в защиту принципа непознаваемости действительности и подвергла учение всех крупных философов скептич. критике. Ее борьба против стоич. теологии и понятия о боге привела в какой-то мере к возникновению атеистич. идей. В дальнейшем А. отошла от позиций скептицизма и приступила к эклектич. обобщению идей Аристотеля, Платона и стоиков, в первую очередь в области этики. С первыми шагами христианства в Новой А. началось интенсивное изучение оригинальных произведений Аристотеля и Платона, которое привело в 5 в. под воздействием неоплатонич. теософич. умозаключений к выработке системы неоплатонизма. В 529 А. была закрыта Юстинианом. Продолжателем дела А. считала себя платоновская А. во Флоренции, основанная в 1459 и на деятельность которой большое влияние оказывала философия эпохи Возрождения. А. называются с тех пор объеднения ученых и определ. научные или учебные заведения.
Источник: Словарь античности. 1989
Академия
греч. Akademeia, Akademia) - местность недалеко от Афин, посвященная Академу. Сын тирана Писистрата Гиппарх оградил его стеной и соорудил гимнасий. Тут находились оливковая и платановая рощи, алтари Муз, Зевса, Эрота, Геракла и Прометея. В А. обучал Платон, а после него его ученики, которые получили название академиков.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
афинская филос. школа, основанная в 387 до н. э. Платоном в роще местного героя Академа. В отличие от пифагорейских союзов, А. не носила религ. характера, будучи открытой для неформального объединения учеников вокруг учителя. Наряду с типом бесед, к-рый сложился у Сократа, в А. велись диспуты и читались доклады. Среди изуч. дисциплин (этика, поэтика, филос. теология, натурфилософия) особое место занимала математика. Аристотель читал в А. курсы логики и риторики. Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая до Антиоха из Аскалона, 78 до н. э.); позднее различали Древнюю, Среднюю (во гл. с Аркесилаем) и Новую А. (во гл. с Карнеадом); в период эллинизма существовали и др. разделения истории А. Древ. А. (Спевсипп, преемник Платона, Ксенократ, Полемон, Кратет Афинский) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию его «Тимея». Абсолютизация техники диалект, споров (в процессе к-рых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение ее в мировоззр. принцип, наряду с возрастающим противостоянием стоицизму, привели к возникновению т. н. акад. скептицизма, определившего позицию Ср. А. (Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад Киренский абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Нов. А. (Карнеад, сын Полемарха; Кратет Тарсийский, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (ПО - 88?), к-рого иногда называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от всеобщего скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древ. А. В 86 при осаде Афин Суллой было разрушено помещение А., вырублен академ. сад и погибла б-ка А. Однако в 78 Антиох продолжал еще учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус А. до 176 н. э., когда Марк Аврелий учредил в Афинах 4 филос. кафедры, неясен. С к. II в. до IV в. А. занята в осн. ритор.-лит. упражнениями и преподаванием общеобразов. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвлиховского толка, развиваемый затем в V - нач. VI в. при Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана филос. школы в Афинах были закрыты.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
афинская филос. школа, основанная в 387 до н. э. Платоном в роще местного героя Академа. В отличие от пифагорейских союзов, А. не носила религ. характера, будучи открытой для неформального объединения учеников вокруг учителя. Наряду с типом бесед, к-рый сложился у Сократа, в А. велись диспуты и читались доклады. Среди изуч. дисциплин (этика, поэтика, филос. теология, натурфилософия) особое место занимала математика. Аристотель читал в А. курсы логики и риторики. Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая до Антиоха из Аскалона, 78 до н. э.); позднее различали Древнюю, Среднюю (во гл. с Аркесилаем) и Новую А. (во гл. с Карнеадом); в период эллинизма существовали и др. разделения истории А. Древ. А. (Спевсипп, преемник Платона, Ксенократ, Полемон, Кратет Афинский) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию его «Тимея». Абсолютизация техники диалект, споров (в процессе к-рых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение ее в мировоззр. принцип, наряду с возрастающим противостоянием стоицизму, привели к возникновению т. н. акад. скептицизма, определившего позицию Ср. А. (Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад Киренский абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Нов. А. (Карнеад, сын Полемарха; Кратет Тарсийский, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (ПО - 88?), к-рого иногда называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от всеобщего скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древ. А. В 86 при осаде Афин Суллой было разрушено помещение А., вырублен академ. сад и погибла б-ка А. Однако в 78 Антиох продолжал еще учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус А. до 176 н. э., когда Марк Аврелий учредил в Афинах 4 филос. кафедры, неясен. С к. II в. до IV в. А. занята в осн. ритор.-лит. упражнениями и преподаванием общеобразов. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвлиховского толка, развиваемый затем в V - нач. VI в. при Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана филос. школы в Афинах были закрыты.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)