фр. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие классические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз.
Академизм
Академизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АКАДЕМИЗМ
(фр.academisme — соответствующий школе) — художественное направление в европейском искусстве, сложившееся в 16 в., ориентированное на нормы и каноны классического искусства. Отличительной чертой академизма было стремление сохранять и развивать традиции, идеалы, образцы и формы искусства прошлых эпох.
Основоположниками академизма принято считать братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Каррачи — основателей Болонской академии, выработавших в XVI в. строгий кодекс художественного поведения, ре-гламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и соответствующие им художественные фор-мы и композиционные решения. На протяжении XVII–XVIII вв. академизм культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. К XIX в. академизм ис-черпал свои потенциальные возможности и утратил свое влияние под напором реалистических направлений и новых форм искусства. Кратковременное обновление академизма произошло в 20 в. в связи с утвер-ждением в ряде стран эстетики неоклассицизма.
Основоположниками академизма принято считать братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Каррачи — основателей Болонской академии, выработавших в XVI в. строгий кодекс художественного поведения, ре-гламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и соответствующие им художественные фор-мы и композиционные решения. На протяжении XVII–XVIII вв. академизм культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. К XIX в. академизм ис-черпал свои потенциальные возможности и утратил свое влияние под напором реалистических направлений и новых форм искусства. Кратковременное обновление академизма произошло в 20 в. в связи с утвер-ждением в ряде стран эстетики неоклассицизма.
АКАДЕМИЗМ
франц. academisme), направление в изобразительном искусстве, возникшее под эгидой художественных академий 16–19 вв. и основанное на следовании внешним формам и приемам искусства античности и эпохи Возрождения. Отобранные в наследии прошлого традиции, признанные классическими, были переработаны в систему правил, по которым предписывалось создавать картины и скульптуры. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приемов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. В результате главным творческим методом становится эклектика: академические произведения прямо «цитировали» отдельные фигуры или целые группы, предметы или куски пейзажа из знаменитых, часто разновременных, творений великих мастеров прошлого.
Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19 в. (А. Канова в Италии, Д. Энгр во Франции; в России в первой пол. 19 в. Ф. А. Бруни, П. В. Басин, А. Т. Марков; во второй пол. 19 в. П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлеченные, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далеким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). Создавались подчеркнуто идеализированные образы, чему способствовали условность и театральность композиции, жестов и поз. Главное внимание уделялось рисунку; цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Академизм утверждал себя в борьбе с зарождавшимся романтизмом, а позднее – с реализмом; однако, когда эти направления набирали силу, стремился вобрать в себя некоторые их внешние формы. Поздний академизм второй пол. 19 в. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством.
Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19 в. (А. Канова в Италии, Д. Энгр во Франции; в России в первой пол. 19 в. Ф. А. Бруни, П. В. Басин, А. Т. Марков; во второй пол. 19 в. П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлеченные, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далеким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). Создавались подчеркнуто идеализированные образы, чему способствовали условность и театральность композиции, жестов и поз. Главное внимание уделялось рисунку; цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Академизм утверждал себя в борьбе с зарождавшимся романтизмом, а позднее – с реализмом; однако, когда эти направления набирали силу, стремился вобрать в себя некоторые их внешние формы. Поздний академизм второй пол. 19 в. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007