Академизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Академизм
фр. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализировавшие классические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АКАДЕМИЗМ
(фр.academisme — соответствующий школе) — художественное направление в европейском искусстве, сложившееся в 16 в., ориентированное на нормы и каноны классического искусства. Отличительной чертой академизма было стремление сохранять и развивать традиции, идеалы, образцы и формы искусства прошлых эпох.
Основоположниками академизма принято считать братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Каррачи — основателей Болонской академии, выработавших в XVI в. строгий кодекс художественного поведения, ре-гламентацию, определяющую достойные изображения сюжеты и соответствующие им художественные фор-мы и композиционные решения. На протяжении XVII–XVIII вв. академизм культивировал историко-героические, аллегорические и мифологические сюжеты, условные идеализированные образы, отвлеченно-абстрактные нормы красоты. К XIX в. академизм ис-черпал свои потенциальные возможности и утратил свое влияние под напором реалистических направлений и новых форм искусства. Кратковременное обновление академизма произошло в 20 в. в связи с утвер-ждением в ряде стран эстетики неоклассицизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АКАДЕМИЗМ
франц. academisme), направление в изобразительном искусстве, возникшее под эгидой художественных академий 16–19 вв. и основанное на следовании внешним формам и приемам искусства античности и эпохи Возрождения. Отобранные в наследии прошлого традиции, признанные классическими, были переработаны в систему правил, по которым предписывалось создавать картины и скульптуры. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приемов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. В результате главным творческим методом становится эклектика: академические произведения прямо «цитировали» отдельные фигуры или целые группы, предметы или куски пейзажа из знаменитых, часто разновременных, творений великих мастеров прошлого.
Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19 в. (А. Канова в Италии, Д. Энгр во Франции; в России в первой пол. 19 в. Ф. А. Бруни, П. В. Басин, А. Т. Марков; во второй пол. 19 в. П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлеченные, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далеким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). Создавались подчеркнуто идеализированные образы, чему способствовали условность и театральность композиции, жестов и поз. Главное внимание уделялось рисунку; цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Академизм утверждал себя в борьбе с зарождавшимся романтизмом, а позднее – с реализмом; однако, когда эти направления набирали силу, стремился вобрать в себя некоторые их внешние формы. Поздний академизм второй пол. 19 в. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
312.62 кб

Академизм как наука: границы занятия в рамках возможностей

Фомин Д. А.
В работе рассмотрены исторические особенности становления и развития Академии наук СССР и показано их влияние на современное состояние Российской академии наук.
Читать PDF
18.23 мб

Жизнелюбивый академизм. Татьяна Павловна хлынина (9 января 1967 - 10 июня 2015)

Урушадзе Амиран Тариелович
Текст посвящен памяти доктора исторических наук Татьяны Павловны Хлыниной, безвременно скончавшейся 10 июня 2015 года. Т.П. Хлынина выдающийся отечественный историк, известный специалист в области советской истории 1920-1940-х гг.
Читать PDF
152.08 кб

Кузеванов Л. И. Методология истории: академизм и постмодернизм. М. : НЭИ «Российская историография»,

Филатов Т.В., Ипполитов Г.М.
Читать PDF
255.23 кб

Объединение балетных жанров начала ХХ века: академизм и новации (постановка проблемы)

Кудрявцева Татьяна Андреевна
Данная статья посвящена постановке одного из самых важных вопросов современного искусства, а именно проблеме синкретизма балетных жанров, а также балетной техники, привнесенной в балет другими видами искусств This article is going
Читать PDF
882.92 кб

Академизм культурологии — свидетельство ее зрелости

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматривается проблема становления основных принципов научного академизма в культурологии, его параметры, сложившиеся к настоящему времени, научные познавательные перспективы культурологии, а также необходимость размеже
Читать PDF
88.31 кб

Лауреаты и/или академики: академизм как фактор формирования «нобелевского формата» в литературе

Полушкин Александр Сергеевич
Статья посвящена вопросу о влиянии характера Шведской академии как социального института на формат Нобелевской премии по литературе.
Читать PDF
389.62 кб

К вопросу об академизме, академизации и академическом искусстве

Варламов Дмитрий Иванович
В статье сделана одна из первых попыток анализа феномена академизма и его проявлений в музыкальном искусстве: выделены закономерности академизации, сущностные особенности фольклора и академического искусства, предлагается формулир
Читать PDF
550.52 кб

Очередной шаг на пути к академизации социологии спорта. СПААИЙ Р. (2014). СПОРТ И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬН

Олег Кильдюшов
Читать PDF
480.32 кб

Академизация музыкального искусства и образования в контексте глобализации современного общества

Варламов Дмитрий Иванович
Проблема академизации искусства и образования как и глобализация, совсем недавно привлекла внимание ученых и стала предметом исследования.
Читать PDF
3.85 мб

Академизация народного искусства и образования исполнителей на русских народных инструментах

Варламов Дмитрий Иванович
Во второй половине ХХ в. русское народно-инструментальное исполнительство интенсивно развивалось, чему в значительной степени способствовало становление разветвленной системы образования.
Читать PDF
129.08 кб

Академизация русских народных инструментов: синтез или самостоятельность, единство или размежевание,

Бычков Владимир Васильевич
В статье на основе подробного анализа истории баяно-аккордеонного искусства и традиционного представления об академизации обосновываются ключевые позиции видовой принадлежности баяна и аккордеона.
Читать PDF
232.62 кб

2014.03.003. КОНДИ Н., КУПСАН Е. ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ АКАДЕМИЗМА В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

А. А. Ревякина

Найдено книг по теме — 1