АКАФИСТ БОГОРОДИЦЕ

Найдено 1 определение
«АКАФИСТ БОГОРОДИЦЕ»
самое известное произведение греческой гимнографии, приписываемое разным авторам: Роману Сладкопевцу, патриарху Герману, патриарху Сергию, Касии и Георгию Писиде. Предполагают, что первый кондак «Взбранной воеводе победительная» был написан в 626 г. после нашествия аваров, персов и славян. Даты сложения остальных частей акафиста неизвестны, но, по мнению многих исследователей, они могли быть созданы после III Вселенского собора (431 г.) вплоть до завоевания арабами империи Сасанидов (651 г.). Темами кондаков и икосов в «Акафисте Богородице» являются Благовещение, встреча Марии и Елизаветы, рождество Христово, поклонение волхвов, Христос и ученики, сретение Господне, божья благодать (кондак 12 «Благодать дати восхотев»). Переживания действующих лиц находят выражение в обрамляющих вводных частях и в кратких кондаках. Виртуозность стиля достигается обилием обращений и эпитетов, ассонансов, рифмоидов, метрических и синтаксических параллелизмов, попарной рифмовкой хайретизмов (греч. «хайре» – «радуйся»: «Радуйся, ангелов многословное удивление! Радуйся, демонов многослезное уязвление!» и др.). В «Акафисте Богородице» впервые появилась рифма, получившая широкое распространение в европейской поэзии зрелого средневековья (XI – XII вв.). Сохранилось 6 кодексов «Акафиста Богородице», один из которых находился в церкви Богородицы Хрисопигии в Галате, предместье Константинополя, и был преподнесен в дар русскому царю Алексею Михайловичу (1645 – 5676, хранится в Государственном историческом музее). Каждый из 24 гимнов рукописи проиллюстрирован отдельной миниатюрой, заключенной в рамку. Пергамен сплошь покрыт красками и золотом. Миниатюры украшают также кондаки и икосы. Очертания букв образуются изгибами вытянутых туловищ птиц и зверей (так называемый звериный стиль).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012