АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в V-VI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы , Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста — прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
В Русской Православной Церкви, в будние дни Четвертой недели Великого поста, читаются паримии из Пророка Исайи, подобранные таким образом, что в ветхозаветных событиях проходит описание осады Царьграда (Константинополя). В субботу на Пятой неделе поется хвалебно-благодарственный гимн "Акафист Пресвятой Богородице" в ознаменование чудесного спасения древней христианской столицы от неверных (672 и 717).
Акафист значит "неседальная молитва", т.е. при чтении Акафиста не разрешается сидеть. Пение Акафиста совершалось сперва только в Константинополе, а в X в. было внесено св. Феодором Студитом в Русский монастырский Устав. В 1070 i и. Феодосий, отец русского монашества, ввел службу Акафиста в Киево-Печерской лавре.
На греческом языке Акафист написан в форме стиха и заглавные буквы каждой строчки (кроме первого кондака) образуют 24 буквы алфавита от альфы до омеги. В славянском переводе Акафист льется в размере белого стиха. Акафист - одно из самых замечательных произведений церковной поэзии. Краткие и пространные кондаки и икосы (13 кондаков и 12 икосов) мелодично чередуются чтением священника с пением хора и в ритме торжественно сложных слов создают поэтические образы Богоматери, вдохновившие иконописцев к написанию многих икон.
Владычица величается нивой, трапезой, раем, лучом умного солнца, кадилом молитвы, неувядаемым цветом, утробой Божественного Воплощения, камнем, напоившим пустыню, огненным столбом, процветшим жезлом, нерушимой стеной, манной небесной и многими другими образами.
Хотя моление Акафиста относится к спасению византийской, а не русской столицы, заступничество Богоматери от бед слилось с русской молитвой и русской историей и перенеслось на заступничество от бедствий Древней Руси. Так, например, в икосе поется: "Радуйся, царство нерушимое стено", и в алтарном своде Киевской Святой Софии вырастает исполинский образ Богоматери "Нерушимой Стены" (1037). Богоматерь стоит во весь рост на золотом фоне с воздетыми руками. Она облачена в пурпур, Ее обувь красная, царская, за поясом у Нее "малый плат" (сударий), который первоначально был орарем дьяконис и со временем стал шейным платом - убрусом. Он украшен вышивкой и драгоценными камнями.
Богоматерь "Нерушимая Стена" молится о защите Киева, Новгорода и всея Руси от неверных. В народном эпосе, в былине "О Василии и Батые", говорится, как по городской стене гуляет красна девица, в руках держит книгу - Евангелие и не столько читает, сколько плачет. "Это плачет Богородица, оплот города, стена Мать городовая", предвидя осаду Киева татарами. В древних новгородских песнях "слезно плакала Богородица, предвещая бедствие".
Богоматерь "Нерушимая Стена" изображена также на печатях киевских митрополитов, как на печати XIII в. митр. Кирилла.
В кондаках и икосах Акафиста воспеваются новозаветные события, связанные с Тайной Воплощения Спасителя: Благовещение, Встреча с Елизаветой, Рождество Христово, Поклонение Волхвов, Бегство в Египет. Хотя, насколько известно, первые рукописи Акафиста появились на Руси в XI-XII вв., сюжеты иллюстраций Акафиста разрабатываются как стенные росписи лишь в XIV в. В Ферапонтовом монастыре кондаки и икосы составляют беспрерывную красочную ленту стенной живописи и примыкают к изображениям Вселенских Соборов, на которых были провозглашены догматы, связанные с Воплощением, воспеваемые в Акафисте.
Самая поэтичная часть, от седьмого до последнего икоса, состоит из восхвалений и величаний Богоматери. Прославление идет от лиц различных групп: ангелов, пастухов, волхвов, египтян. Слова выражены в соответствующих образах: ангелы поют "Радуйся, Невесто Неневестная", пастухи восклицают "Радуйся, Агнца и Пастыря Мати", волхвы - "Радуйся, Мать Звезды незаходимой", египтяне - "Радуйся, море, потопившее Фараона".
В XVI-XVII вв. образы, созданные величаниями, переносятся на иконы. В московской церкви Грузинской Богоматери икона Благовещения Симона Ушакова обрамлена двенадцатью дробницами с миниатюрными изображениями Акафиста. Первый кондак "Взбранной Воеводе" заключает в себе общую мысль Акафиста, т.е. "победные и благодарственные моления" избавленного от бедствия города. Изображена битва при осаде Константинополя. Для топографии города Ушаков, видимо, черпал сведения из рассказов паломников и летописи. Он помещает Влахернский храм, в котором хранился чудотворный образ Богоматери и Ее мафорий, у моря. Город куполами напоминает Москву. Народ в осажденном городе молится перед иконой Влахернской Богоматери, ожидая от Нее спасения. Воины отражают приступ неприятеля с городской стены, конница выступает из городских ворот и вступает в рукопашный бой с неприятельской конницей. Обезглавленные трупы падают под ударами мечей, кони давят упавших всадников, но, несмотря на храбрый отпор, битва решается в пользу неприятеля. Положение меняется лишь от чудесного заступничества Богоматери. В левом углу иконы движется к морю крестный ход с иконой Владычицы. Патр. Сергий погружает мафорий Богоматери в воду. Чудо совершается - налетает буря, вражеские корабли идут ко дну, только мачты и головы неприятеля мелькают среди бушующих волн. Странно видеть на молельной иконе картину боя и жестокости человеческого убийства. Но Св. Писание говорит о войнах даже на небесах: "и произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона" (Апок. 12: 7) - и бои воспеваются как должная победа добра над злом в Псалмах Давида (17: 38-46).
Н. Ш.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000