АКАФИСТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКАФИСТ
особые церковные службы, состоящие из хвалебных песнопений и молитв в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Исполняется стоя, с участием всех молящихся.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Акафист
(греч. неседальный) – хвалебное песнопение, состоящее из 25 отдельных песнопений, исполняемое стоя и посвященное прославлению Иисуса Христа, Богородицы, какоголибо праздника или святого, память которого в этот день совершается. Первый А., называемый Великим, был посвящен Богородице и составлен в VII в. по случаю избавления Константинополя от осады персов и аваров в 626.

Источник: Краткий православный словарь.

АКАФИСТ
греч. — пение несидальное) — особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов) сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери (см.). Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике — стоя на коленях).
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

АKАФИСТ
(греч. «неседальная песнь») – особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых и состоящее из основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом «аллилуия». Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Kонстантинополя от нашествия персов. Автором этого акафиста считают или монофилитского патриарха Сергия (610-638), или Георгия Писидийского, летописца при императоре Ираклии, или же патриарха Фотия, воспевшего эту песнь якобы в связи с нашествием россов.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АКАФИСТ
(греч. Аkathistes — сажусь) — церковное хвалебное песнопение, исполняемое стоя всеми присут-ствующими. Этот «неседальный» гимн берет свое начало от Великого Акафиста, хвалебного песнопения в честь Богородицы. Как и все виды церковного пения, возник в Византии, его автором предположительно является св. Роман Сладкопевец. Задача акафиста — воплощение идей православия, их озвучивание в музыке. Звучащее Слово дополнялось созерцанием икон, синтезируясь в едином церковном искусстве, которое дол-жно было, воздействуя на чувства человека, переносить его в возвышенный мир, переключать его с проблем сиюминут-ных на вечное. Важнейшим положением византийской, а затем и древнерусской эстетики, стала богоданность церковной музыки. Само же пение называлось ангелогласным, говорилось, что в нем в молитве сливаются голоса ангельские и человеческие. Оно не было искусством в привычном смысле слова, художественным произведением, так как создавалось не для услаждения слуха лю-дей, а для возглашения истины.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АКАФИСТ
греч. – «исполняемый стоя», гимн) – византийское молитвеннохвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы или святого. Оно состоит из вступления, в котором призывается к их прославлению, 12 малых строф – кондаков – и 12 больших строф – икосов, – объединенных своеобразной метрической структурой и сквозным рефреном. Каждая из строф начинается одной из 24 букв греческого алфавита от альфы до омеги. В кондаке раскрывается одно из положений церковного учения о тайнах Божиих. Икос продолжает развитие темы кондака, затем следуют обращения, сопровождаемые словом «радуйся!» («Аллилуйя!»). 25я строфа (кондак) заканчивается молитвенным обращением к святому и троекратным «Аллилуйя». Среди возможных авторов акафиста называют Романа Мелода (V – VI вв.), константинопольского патриарха Сергия (610 – 038), начальника канцелярии константинопольского патриарха Георгия Писиду. В VIII – X вв. на смену акафисту пришел канон, акафист же сохранился в качестве келейной молитвы. Российское духовенство познакомилось с акафистом лишь в XII в., а с XVIII в. ввело его в богослужение.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Акафист
(в переводе с греческого означает «неседальное пение») – одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.
Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Источник: Православная энциклопедия.

Акафист
греч. ?????????) — хвалебное песнопение Вост. Церкви в честь Иисуса Христа, Богородицы или к.-л. святого; во время исполнения А. не позволяется сидеть (в этом отношении противоположность А. — седален, или кафизма). А. состоит из вступительной строфы, или кукулия, и 24 следующих за ней песен: 12 более кратких (кондаков) и 12 более продолжительных (икосов); первый икос звучит сразу после кукулия, и в дальнейшем оба вида песнопений чередуются друг с другом. Заключительную часть каждого икоса составляют т.н. похвалы, или хайретизмы (от ????? — «радуйся!») — приветственные обращения, последнее из которых — припев, воспроизводящий заключительный стих кукулия; все кондаки имеют припев Аллилуйя.
Наиболее известным А. древней Церкви является А. Пресвятой Богородице, созданный в V — нач. VI в. Его автором предположительно является Роман Сладкопевец. Гимн состоит из двух частей: исторической (в ней отражены события истории спасения, связанные с Воплощением) и богословской (содержит исповедание догматов веры). Этот А. на протяжении веков исполнялся христианами как Вост., так и Зап. Церквей. В 1981 А. Пресвятой Богородице был торжественно исполнен в ознаменование 1500-й годовщины Эфесского собора в базилике Санта Мария Маджоре. По решению Папы Иоанна Павла II от 31 мая 1991 с исполнением А. Пресвятой Богородице связано получение полной индульгенции. Первый перевод на лат. язык (ок. 800) оказал заметное влияние на ср.-век. гимнографию. В наст. время известны многочисл. переводы А. на совр. языки.
Другие А. (Иисусу Сладчайшему, Страстям Христовым, Николаю Чудотворцу и т.п.), вошедшие в церк. обиход, во многом были созданы по образцу А. Пресвятой Богородице. Их исполнение в Вост. Церквях не предусмотрено богослужебным уставом, однако по желанию они могут быть включены в молебны, а иногда в вечерню или утреню; А. часто используют также в домашних молитвах.
Лит-ра: Киприан (Керн), архим. Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997; Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Сергиев Посад, 1998; Акафист Пресвятой Богородице / Пер. с греч. яз. А. Десницкого. М., 1999; Meester P. de. L’inno acatisto. R., 1905; Wellesz E. The Akathistos Hymn. Kopenhagen, 1957; Idem. A History of Byzantine Music and Hymnography. Ox., 1961.
М. Насонова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
907.49 кб

Акафист Муссолини

Кейдан В. И.
Рассмотрен сюжет из истории русского зарубежья: на основе материалов итальянских спецслужб эпохи фашизма из Центрального архива Италии показана судьба советской беженки Н.С. Дефендовой.
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
681.94 кб

Акафист в православной культурной традиции

Самсонова Ирина Васильевна, Красильникова Мария Юрьевна
Авторы статьи рассматривают историю зарождения и распространения русской традиции изображения Акафиста Богоматери на примере Богородичной иконографии XV XVII веков, выделяя византийскую иконографию, как основу для становления и ра
Читать PDF
1.40 мб

Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии на славянском и русском языках

С. Псарев
Читать PDF
153.57 кб

Папайаннис г. Акафист: неизвестные аспекты весьма известного текста. Текстологические и метрические

Асмус Михаил Валентинович
Читать PDF
146.13 кб

«Акафист преподобному нифонту», составленный «По обещанию» (к вопросу об акафистографии в России)

Полетаева Елена Альбертовна
The article is devoted to the genre of akathist in Russia in 19 century, namely to the “Akathist to St. Nephon”, known only in a single manuscript (RGB. F. 304. II. № 268).
Читать PDF
200.50 кб

Акафисты в современной богослужебной практике

Гордеев Д. В.
Читать PDF
278.27 кб

Иконографическая традиция изображения Акафиста Богоматери в русской культуре на пороге Нового времен

Самсонова Ирина Васильевна
Целью статьи является выявление особенностей развития акафистной темы в иконографии Богородицы на пороге Нового времени.
Читать PDF
283.78 кб

Отражение Акафиста Богоматери во фресках Дионисия

Самсонова Ирина Васильевна
Целью статьи является выявление особенностей развития акафистной темы в монументальной живописи Дионисия на примере фресок Ферапонтова монастыря.
Читать PDF
6.77 мб

Акафистные напевы в традиции храмов и монастырей Центральной России

Соколова Александра Владимировна
Статья посвящена рассмотрению акафистного пения в современной богослужебной практике Русской Церкви.
Читать PDF
269.20 кб

Визуальные образы детства в русской православной культуре: на примере акафистных икон Божьей матери

Самсонова Ирина Васильевна, Зайцева Ирина Александровна
Цель статьи раскрыть сущность православной концепции детства, которая нашла отражение в акафистной иконографической традиции в России.
Читать PDF
105.66 кб

Советы Феофана Затворника по составлению акафистов

Каширина В.В.
Отношение к созданию новых акафистов всегда отличалось некоторой сдержанностью. Святитель Филарет Московский, митрополит Антоний (Храповицкий) и другие церковные иерархи не были сторонниками составления новых акафистов.
Читать PDF
0.00 байт

О вышедшем переиздании (110 лет спустя) монографии А.В. Попова «Православные русские акафисты»: особ

Ф. Б. Людоговский

Похожие термины:

  • АКАФИСТ БОГОРОДИЦЕ

    самое известное произведение греческой гимнографии, приписываемое разным авторам: Роману Сладкопевцу, патриарху Герману, патриарху Сергию, Касии и Георгию Писиде. Предполагают, что первый кондак
  • АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

    хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя
  • АКАФИСТНАЯ ХИЛЕНДАРСКАЯ

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Хилендарском монастыре на Афоне. В 1837 от неосторожности экклезиарха загорелся в главном соборе монастыря иконостас, где стояла сия св. икона.
  • АКАФИСТНАЯ ЗОГРАФСКАЯ

    Предвозвестительница"), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Помощница в борьбе с католицизмом. Римские папы всячески старались подчинить своей власти православный Восток, и некоторые из греч