начала свое развитие с ХХIV в. до н.э., когда в годы правления Саргона Древ-него (ок. 2316–2261 гг. до н.э.) возвысился небольшой городок Аккад, население которого говорило на одном из семитских языков. Распространив свою власть на Верхнюю Месопотамию, Саргон порвал с раннединастическими традициями и возвысил аккадских богов: бо-га Солнца Шамаша, богиню плодородия Иштар, бога луны Сина и др. Отличительной особенностью аккад-ской мифологии являются представления о первозданной водной стихии, как первопричине жизни, воплощением которой был мировой океан Апсу, и о последовавших поколениях богов. В художественной культуре Аккада разрабатывался образ сильной индиви-дуальности, обожествленного царя, вопло-щенного в портретной голове из меди и на победной стеле Нарам-Сина. По предположению исследователей, голова, выполненная из меди, могла быть изображением Саргона Древнего, отличавшегося суровой и властной силой. Основу геометрической композиции стелы (ок. ХХ
III в. до н.э.) составляет восхождение царских воинов на кру-тую гору с возвышающимся над всеми воинами Нарам-Сином. Его фигура, данная крупным планом, выражает торжество победы над поверженным врагом. В период владычества города Аккада в зодчестве Месопотамии окончательно утвердились свод и арка.
Древнейшими литературными памятниками на ак-кадском языке были деловые документы. Со II тыс. до н.э. шумерский язык, распространенный по всему Двуречью, уступил место аккадскому языку, на котором был написан эпос о Гильгамеше. В отличие от шумерских сказаний это — целостное произведение, воплотившее единый авторский замысел. В аккадской эпической поэме дикий человек Энкиду, созданный богиней для того, чтобы укротить Гильгамеша, является не его рабом, как это было в шумерских сказаниях, а его верным другом и соратником. Оба персонажа показаны в развитии: дикарь, познавший любовь и дружбу, превращается в героя; буйный и своенравный правитель познает, что такое смерть и страдание. Аккадская лирическая поэзия разви-ла многие жанры шумерской литературы. Аккадское сти-хосложение было основано на музыкальном такте, с лю-бым количеством безударных слогов, но не более четырех, с логическим ударением, падавшим на второй слог от конца слова. Наиболее распространенными жанрами были гимны, посвященные аккадским и шумерским богам, заклинания и псалмы. В заклинаниях помимо тек-стов прямого назначения встречаются повествования о сотворении мира, колыбельные и любовные песни. Тек-сты псалмов относились к покаянной литературе и явля-лись частью религиозной практики. При царе Хаммура-пи (1792–1750 гг. до н.э.) Вавилон объединил все области Шумера и Аккада, став прямым наследником шумеро-аккадской культуры.