Иван Сергеевич (1823, с. Куроедово Белебеевского у. Оренбургской губ. – 1886, Москва), русский поэт, публицист, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, И. Аксаков – один из наиболее значительных выразителей идей славянофильства в рус. литературе и общественной жизни сер. 19 в. В то же время он не разделял откровенно утопических моментов славянофильской доктрины, которые были присущи взглядам его брата К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. В 1843–51 гг. занимал различные должности в государственных учреждениях, совмещая карьеру чиновника с литературной деятельностью. Начиная с 1860 г. И. Аксаков редактировал ряд ведущих славянофильских изданий – газеты «День» (1861–65), «Москва» (1867–68), «Москвич» (1867–68) и др., в которых опубликована большая часть статей, содержащих его основные политические и исторические идеи. Философские и политические взгляды Аксакова нашли отражение в его лирике 1840–50-х гг. В неоконченной поэме «Бродяга» (1846–50) предвосхищается сюжетная и образная система поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И. Аксакову принадлежит одно из первых серьезных исследований жизни и творчества Ф. И. Тютчева (1874), на дочери которого он был женат. В последние годы жизни И. Аксаков выступал активным пропагандистом панславизма – идеи объединения всех славянских народов под началом России. Независимая общественная позиция И. Аксакова на протяжении всей литературной деятельности неоднократно становилась причиной цензурных и полицейских преследований со стороны правительства.
АКСАКОВ
АКСАКОВ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
АКСАКОВ
Константин Сергеевич (1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. – 1860, остров Закинф, Греция), русский публицист, критик, поэт, переводчик, филолог. Сын С. Т. Аксакова. Один из главных идеологов славянофильства. В годы учебы в Московском ун-те стал участником философско-литературного кружка Н. В. Станкевича. В это же время начал литературную деятельность в качестве поэта, переводчика и автора романтических повестей (в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель»). Этот период его творчества ознаменован увлечением немецкой идеалистической философией, особенно работами Гегеля. В конце 1830-х гг. в результате общения с Ю. Ф. Самариным и А. С. Хомяковым происходит формирования славянофильских идей К. Аксакова. Вместе со своими единомышленниками он видит залог особого исторического пути России в сохранении общинного уклада. В 1842 г. в статье «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» дает своеобразную трактовку творчества Гоголя, видя в нем в первую очередь объективное, «эпическое» воспроизведение российской действительности, сродни былинному эпосу и поэмам Гомера. Эту точку зрения активно оспорил в ряде статей В. Г. Белинский. В 1840–50-е гг. выступает как критик и публицист во всех славянофильских изданиях. С 1857 г. – негласный редактор газеты «Молва». К. Аксакову принадлежат также историко-филологические и лингвистические труды: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), «Опыт русской грамматики» (1860) и др. Высокую оценку современников получили стихотворные переводы Аксакова из И. В. Гете, Ф. Шиллера, А. Мицкевича.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
АКСАКОВ
Сергей Тимофеевич (1791, Уфа – 1859, Москва), русский писатель, чл.-к. Петербургской АН (1856). Родился в старинной небогатой дворянской семье. Не закончив Казанского ун-та (учился в 1805–07), в 1808 г. переехал в Санкт-Петербург, где служил в комиссии по составлению законов, с 1811 г. – в Москве, где был цензором, в 1833 г. – инспектором Константиновского землемерного училища, после его преобразования – первым директором Константиновского межевого института (1835–38). С 1843 г. жил по преимуществу в подмосковном имении Абрамцево, где его навещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, актер М. С. Щепкин и другие видные деятели литературы и искусства. Написал «Историю моего знакомства с Гоголем» (опубл. в 1890). Во второй пол. 1820-х – нач. 1830-х гг. занимался театральной критикой, выступая против эпигонов классицизма, призывая к «простоте» и «натуральности» исполнения. В очерке «Буран» (1834), книгах «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) проявил себя тонким наблюдателем и знающим натуралистом. Автобиографическая дилогия «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) поэтически тепло и в то же время объективно воссоздает широкую панораму помещичьего быта конца 18 в. Простой, колоритный и гибкий язык Аксакова, его талант пейзажиста и певца русской природы обогатили отечественную словесность. В личной жизни отличался широтой, терпимостью, хлебосольством. В его доме находили свободную возможность обмена мнениями и «славянофилы», и «западники». В трудную минуту помог В. Г. Белинскому, устроив его учителем в возглавляемый им Межевой институт.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
АКСАКОВ
1. Иван Сергеевич (26.IX.1823 - 27.1.1886) - рус. публицист, славянофил. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. "младших" славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Петерб. уч-ще правоведения (1838-42). В 40-х гг. служил чиновником в Москве, Калуге, Астрахани, Бессарабии, Ярославле. С 1851 - в отставке. По поручению Рус. географич. об-ва изучал торговлю на Украине и написал "Исследование о торговле на украинских ярмарках" (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858-78 играл руководящую роль в Моск. славянском к-те. В годы рус.-тур. войны 1877-78 организовал кампанию в поддержку юж. славян и получил огромную популярность. За речь А. в славянском к-те во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский к-т закрыт. В 70-80-е гг. А. связан с банками, был председателем совета Моск. об-ва взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: "Московский сборник" (40-50-е гг.), журн. "Русская беседа", газеты "Парус", "День": (1861-65), "Москва" (1867-68), "Русь" (1880-86). А. был монархистом, отстаивал православие, стремился к решению слав, вопроса в великодержавно-шовинистич. плане; фактически проповедовал подчинение зарубежных славян царской России. В вопросах внутр. жизни России стремился противопоставить артельно-общинное "народное производство" развитию капитализма. В 50-60-х гг. выступал за бурж.-либеральные реформы, резко критиковал правительств. бюрократизм; позднее, особенно в 80-х гг., занимал консервативные позиции. Писал стихи, в к-рых пропагандировал славянофильские идеи. Соч.: Соч., т. 1-7, М., 1886-87; Сб. стихотворение, М., 1886. Лит.: Сб. ст., напечатанных в разных периодич. изд. по случаю кончины И. С. Аксакова, М., 1886; Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; Никитин С. A., Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Венгеров С. A., Критико-биогр. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889; Языков Д. Д., Литературная деятельность И. С. Аксакова, "ИВ", 1886, т. 24. С. С. Дмитриев. Москва. 2. Константин Сергеевич (29.III.1817 - 7.XII.1860) - рус. литератор и историк, славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Моск. ун-т (1835). Входил в кружок Н. В. Станкевича и был гегельянцем. Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 40-50-х гг. одним из наиболее видных славянофилов. Свои общественно-ист. взгляды выражал в ист. работах - "Об основных началах рус. истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматич. произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою ист. концепцию, опиравшуюся на романтич.-идеалистич. идеи славянофильства, А. противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению А., принципиально отлична от истории др. стран Европы. Противопо- ставление двух гл. движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль А.: в Зап. Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституц. строй; в России же народ и гос-во мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, гос-во начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись А. с общиной - основой всего обществ. строя Руси. Требования изучения внутр. жизни народа, его быта, культуры имели положит. значение, но понимание народа у А. не выходило за пределы консервативно-романтич. философии славянофилов. Публицистич. выступления А. (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публика - народ", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно "Свободное слово", 1853) содержали требования отмены крепостного права и нек-рых либерально-бурж. преобразований. А. выступал также как лит. критик. Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1861-80 (т. 1 - Соч. ист., 2 изд., М., 1889); Соч., т. 1, под ред. Е. А. Ляцкого, (П.), 1915 (самое полн. собр. стихотворений А.). Лит.: Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; его же, Рус. общественность и семисотлетие Москвы, в сб.: ИЗ, кн. 36, 1951; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Венгеров С. A., Передовой боец славянофильства Константин Аксаков, СПБ, 1912; Костомаров Н. И., О значении критических трудов Константина Аксакова по рус. истории, СПБ, 1861. С. С. Дмитриев. Москва.