Аксаковы

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АКСАКОВ
Иван Сергеевич (1823, с. Куроедово Белебеевского у. Оренбургской губ. – 1886, Москва), русский поэт, публицист, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова, И. Аксаков – один из наиболее значительных выразителей идей славянофильства в рус. литературе и общественной жизни сер. 19 в. В то же время он не разделял откровенно утопических моментов славянофильской доктрины, которые были присущи взглядам его брата К. С. Аксакова и А. С. Хомякова. В 1843–51 гг. занимал различные должности в государственных учреждениях, совмещая карьеру чиновника с литературной деятельностью. Начиная с 1860 г. И. Аксаков редактировал ряд ведущих славянофильских изданий – газеты «День» (1861–65), «Москва» (1867–68), «Москвич» (1867–68) и др., в которых опубликована большая часть статей, содержащих его основные политические и исторические идеи. Философские и политические взгляды Аксакова нашли отражение в его лирике 1840–50-х гг. В неоконченной поэме «Бродяга» (1846–50) предвосхищается сюжетная и образная система поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И. Аксакову принадлежит одно из первых серьезных исследований жизни и творчества Ф. И. Тютчева (1874), на дочери которого он был женат. В последние годы жизни И. Аксаков выступал активным пропагандистом панславизма – идеи объединения всех славянских народов под началом России. Независимая общественная позиция И. Аксакова на протяжении всей литературной деятельности неоднократно становилась причиной цензурных и полицейских преследований со стороны правительства.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

АКСАКОВ
Константин Сергеевич (1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского у. Оренбургской губ. – 1860, остров Закинф, Греция), русский публицист, критик, поэт, переводчик, филолог. Сын С. Т. Аксакова. Один из главных идеологов славянофильства. В годы учебы в Московском ун-те стал участником философско-литературного кружка Н. В. Станкевича. В это же время начал литературную деятельность в качестве поэта, переводчика и автора романтических повестей (в журналах «Телескоп», «Московский наблюдатель»). Этот период его творчества ознаменован увлечением немецкой идеалистической философией, особенно работами Гегеля. В конце 1830-х гг. в результате общения с Ю. Ф. Самариным и А. С. Хомяковым происходит формирования славянофильских идей К. Аксакова. Вместе со своими единомышленниками он видит залог особого исторического пути России в сохранении общинного уклада. В 1842 г. в статье «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» дает своеобразную трактовку творчества Гоголя, видя в нем в первую очередь объективное, «эпическое» воспроизведение российской действительности, сродни былинному эпосу и поэмам Гомера. Эту точку зрения активно оспорил в ряде статей В. Г. Белинский. В 1840–50-е гг. выступает как критик и публицист во всех славянофильских изданиях. С 1857 г. – негласный редактор газеты «Молва». К. Аксакову принадлежат также историко-филологические и лингвистические труды: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), «Опыт русской грамматики» (1860) и др. Высокую оценку современников получили стихотворные переводы Аксакова из И. В. Гете, Ф. Шиллера, А. Мицкевича.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

АКСАКОВ
Сергей Тимофеевич (1791, Уфа – 1859, Москва), русский писатель, чл.-к. Петербургской АН (1856). Родился в старинной небогатой дворянской семье. Не закончив Казанского ун-та (учился в 1805–07), в 1808 г. переехал в Санкт-Петербург, где служил в комиссии по составлению законов, с 1811 г. – в Москве, где был цензором, в 1833 г. – инспектором Константиновского землемерного училища, после его преобразования – первым директором Константиновского межевого института (1835–38). С 1843 г. жил по преимуществу в подмосковном имении Абрамцево, где его навещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, актер М. С. Щепкин и другие видные деятели литературы и искусства. Написал «Историю моего знакомства с Гоголем» (опубл. в 1890). Во второй пол. 1820-х – нач. 1830-х гг. занимался театральной критикой, выступая против эпигонов классицизма, призывая к «простоте» и «натуральности» исполнения. В очерке «Буран» (1834), книгах «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) проявил себя тонким наблюдателем и знающим натуралистом. Автобиографическая дилогия «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) поэтически тепло и в то же время объективно воссоздает широкую панораму помещичьего быта конца 18 в. Простой, колоритный и гибкий язык Аксакова, его талант пейзажиста и певца русской природы обогатили отечественную словесность. В личной жизни отличался широтой, терпимостью, хлебосольством. В его доме находили свободную возможность обмена мнениями и «славянофилы», и «западники». В трудную минуту помог В. Г. Белинскому, устроив его учителем в возглавляемый им Межевой институт.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Аксаковы

Аксаковы - в старину Оксаковы - происходят, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (во св. крещении Симона) Африкановича или Офриковича, - племянника короля Норвежского Гакона (или Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 году с 3 тысячами дружины и соорудившего в Киево-Печерской лавре, на свои средства, церковь Успения Божией матери, где он и погребен. Сын его, Юрий Симонович, был боярином при в. к. Всеволоде Ярославиче . У правнука Юрия Симоновича, Протасья Федоровича, был сын Вениамин. У Вениамина - Василий (прозвище Взолмень), московский тысяцкий. У Василия - сыновья: Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрия Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого - 4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван, прозв. Оксак, от которого ""и повелися"" Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы. Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками, были в московских дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских Государей. В XVIII столетии один из Оксаковых, Николай Иванович, (родился в 1730 году, умер в 1802 году), служил при Екатерине II генерал-майором, губернатором в Смоленске и Ярославле. При Императоре Павле был генерал-лейтенантом; 28 октября 1800 года пожалован в действительные тайные советники, но, желая сохранить военный мундир, с лишком полвека им носимый, по собственной просьбе, переименован в генерал-лейтенанты и назначен членом военной коллегии. Сын его, Михаил Николаевич был при Императоре Александре I , генерал-лейтенантом, членом военной коллегии и сенатором. В нынешнем столетии род Аксаковых дал видных русских литераторов, получивших широкую известность. - Александр Николаевич , сын Николая Тимофеевича и племянник автора ""Семейной хроники"" родился 27 мая 1832 года в с. Репьевке Пензенской губернии. По окончании курса Александровского лицея в 1852 году А. Н. поступил на службу по Министерству внутренних дел и в 52-м был послан с экспедицией Мельникова-Печерского в Нижегородскую губернию для исследования раскола. В 1858 году по приглашению нижегородского губернатора А.Н. Муравьева (бывшего декабриста), поступил в палату государственных имуществ советником хозяйственного отделения; в 60-м вышел в отставку, чтобы устроить свои имения согласно положению о крестьянах. С 1868 - 78-й служил в государственной канцелярии и оставил службу в чине действительного статского советника. Еще в лицее А. Н. обстоятельно познакомился с учением Сведенборга, а в 63-м напечатал в Лейпциге перевод с латинского ""О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Э. Сведенборг"". В Лейпциге же в 64-м было напечатано ""Евангелие по Сведенборгу"" и в 70-м ""Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании"". Со второй половины 60-х годов Акс. увлекается медиумизмом и спиритизмом и в сочинениях американского спиритуалиста Девиса находит выражение своего нового настроения. Свои переводы с английского и немецкого языков, а также и статьи по животному магнетизму и спиритизму он печатал в Лейпциге и, что было можно, в Петербурге. С целью пропагандировать спиритизм в Германии, Аксаков издал несколько переводов Девиса на немецком языке; а с 1874-го и по сие время издает в Лейпциге ежемесячный журнал ""Psychische Studien"", посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни. Кроме статей о сведенборгианизме и медиумизме, А. Н. писал и по общим вопросам, в ""Дне"" Ив. С. Аксакова - о Талмуде, в ""Русском Вестнике"" - ""О народном пьянстве"", брошюру ""Содержание питейных заведений"" и др. В 1881 году принимал участие в совещаниях ""Сведущих людей"". Его личный взгляд на спиритизм высказан им в предисловии к изданию ""Спиритизм и Наука"" (С.-Петербург, 1872 год).

Источник: Биографический словарь. 2008

АКСАКОВ
1. Иван Сергеевич (26.IX.1823 - 27.1.1886) - рус. публицист, славянофил. Вместе с братом К. С. Аксаковым и Ю. Ф. Самариным представлял т. н. "младших" славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Петерб. уч-ще правоведения (1838-42). В 40-х гг. служил чиновником в Москве, Калуге, Астрахани, Бессарабии, Ярославле. С 1851 - в отставке. По поручению Рус. географич. об-ва изучал торговлю на Украине и написал "Исследование о торговле на украинских ярмарках" (1858). Служил (1855) добровольцем в ополчении во время Крымской войны. В 1858-78 играл руководящую роль в Моск. славянском к-те. В годы рус.-тур. войны 1877-78 организовал кампанию в поддержку юж. славян и получил огромную популярность. За речь А. в славянском к-те во время Берлинского конгресса 1878, содержавшую резкую критику царской дипломатии, был выслан из Москвы, а славянский к-т закрыт. В 70-80-е гг. А. связан с банками, был председателем совета Моск. об-ва взаимного кредита. Редактировал славянофильские издания: "Московский сборник" (40-50-е гг.), журн. "Русская беседа", газеты "Парус", "День": (1861-65), "Москва" (1867-68), "Русь" (1880-86).

А. был монархистом, отстаивал православие, стремился к решению слав, вопроса в великодержавно-шовинистич. плане; фактически проповедовал подчинение зарубежных славян царской России. В вопросах внутр. жизни России стремился противопоставить артельно-общинное "народное производство" развитию капитализма. В 50-60-х гг. выступал за бурж.-либеральные реформы, резко критиковал правительств. бюрократизм; позднее, особенно в 80-х гг., занимал консервативные позиции. Писал стихи, в к-рых пропагандировал славянофильские идеи.

Соч.: Соч., т. 1-7, М., 1886-87; Сб. стихотворение, М., 1886.

Лит.: Сб. ст., напечатанных в разных периодич. изд. по случаю кончины И. С. Аксакова, М., 1886; Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; Никитин С. A., Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Венгеров С. A., Критико-биогр. словарь рус. писателей и ученых, т. 1, СПБ, 1889; Языков Д. Д., Литературная деятельность И. С. Аксакова, "ИВ", 1886, т. 24.

С. С. Дмитриев. Москва. 2. Константин Сергеевич (29.III.1817 - 7.XII.1860) - рус. литератор и историк, славянофил. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Моск. ун-т (1835). Входил в кружок Н. В. Станкевича и был гегельянцем. Ок. 1840 вместе с Ю. Ф. Самариным примкнул к кружку А. С. Хомякова и стал в 40-50-х гг. одним из наиболее видных славянофилов. Свои общественно-ист. взгляды выражал в ист. работах - "Об основных началах рус. истории" (1861), "Родовое или общественное явление был изгой?" (1850), "О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности" (1852), "Семисотлетие Москвы" (1846), "Несколько слов о русской истории, возбужденных историею г. Соловьева. По поводу I тома" (1851),"Замечания на статью г. Соловьева "Шлецер и анти-историческое направление?" (1857), а также в стихотворениях ("Возврат", "Петру", "Москва", "Безмолвна Русь" и др.) и в драматич. произведениях (особенно "Освобождение Москвы в 1612 году"). Свою ист. концепцию, опиравшуюся на романтич.-идеалистич. идеи славянофильства, А. противопоставлял взглядам С. М. Соловьева, К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. История России, по мнению А., принципиально отлична от истории др. стран Европы. Противопо- ставление двух гл. движущих сил истории - народа (земли) и государства (власти) - ведущая мысль А.: в Зап. Европе эти две силы незаконно смешались, народ стремился к власти и в борьбе возник конституц. строй; в России же народ и гос-во мирно сосуществовали ("сила власти - царю, сила мнения - народу") вплоть до реформ Петра I, когда дворянство, интеллигенция оторвались от народа, гос-во начало теснить "землю". Народ, земля отождествлялись А. с общиной - основой всего обществ. строя Руси. Требования изучения внутр. жизни народа, его быта, культуры имели положит. значение, но понимание народа у А. не выходило за пределы консервативно-романтич. философии славянофилов. Публицистич. выступления А. (записка "О внутреннем состоянии России", 1855, опубл. 1881; "Опыт синонимов. Публика - народ", 1857, и др.; мн. стихотворения, особенно "Свободное слово", 1853) содержали требования отмены крепостного права и нек-рых либерально-бурж. преобразований. А. выступал также как лит. критик.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1861-80 (т. 1 - Соч. ист., 2 изд., М., 1889); Соч., т. 1, под ред. Е. А. Ляцкого, (П.), 1915 (самое полн. собр. стихотворений А.).

Лит.: Дмитриев С., Славянофилы и славянофильство. Из истории рус. общественной мысли сер. XIX в., "Историк-марксист", 1941, No 1; его же, Рус. общественность и семисотлетие Москвы, в сб.: ИЗ, кн. 36, 1951; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Венгеров С. A., Передовой боец славянофильства Константин Аксаков, СПБ, 1912; Костомаров Н. И., О значении критических трудов Константина Аксакова по рус. истории, СПБ, 1861.

С. С. Дмитриев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Аксаковы

(в старину Оксаковы) — происходят, судя по родословным книгам, от знатного варяга Шимона (во св. крещении Симона) Африкановича или Офриковича — племянника короля норвежского Гакона (или Якуна) Слепого, прибывшего в Киев в 1027 г. с 3 тыс. дружины и соорудившего в Киево-Печерской лавре на свои средства церковь Успения Божией матери, где он и погребен. Сын его, Юрий Симонович, был боярином при великом князе Всеволоде Ярославиче. У правнука Юрия Симоновича, Протасья Федоровича, был сын Вениамин. У Вениамина — Василий (прозв. Взолмень), московский тысяцкий. У Василия — сыновья: Юрий (Грунка), Феодор (Воронец) и другие. У Юрья Васильевича был сын Андрей-Феодор (Колома), у которого — 4 сына: Вениамин, Феодор (Пьяница), Александр (Телец) и Даниил (Соловец). У Вениамина Андреевича или Феодоровича было 2 сына: Феодор и Алексей (Великий) Вениаминовичи. У первого, Феодора, был сын Иван, прозванный Оксак, от которого "и повелися" Оксаковы (в старину), а ныне Аксаковы. Члены этой фамилии в допетровское время служили воеводами, стряпчими, стольниками, были в московских дворянах и были жалованы за свою службу поместьями от московских государей. В XVIII столетии один из Оксаковых, Николай Иванович (род. в 1730 г., † в 1802 г.), служил при Екатерине II генерал-майором, губернатором в Смоленске и Ярославле. При императоре Павле был генерал-лейтенантом; 28 октября 1800 г. пожалован в действительные тайные советники, но, желая сохранить военный мундир, с лишком полвека им носимый, по собственной просьбе переименован в генерал-лейтенанты и назначен членом Военной коллегии. Сын его, Михаил Николаевич, был при императоре Александре I генерал-лейтенантом, членом Военной коллегии и сенатором. В нынешнем столетии род Аксаковых дал видных русских литераторов, получивших широкую известность.



Александр Николаевич, сын Николая Тимофеевича и племянник автора "Семейной хроники", род. 27 мая 1832 г. в селе Репьевке Пензенской губернии. По окончании курса Александровского лицея в 1852 г. А. Н. поступил на службу по Министерству внутренних дел и в 1852-м был послан с экспедициею Мельникова-Печерского в Нижегородскую губернию для исследования раскола. В 1858 по приглашению нижегородского губернатора А. Н. Муравьева (бывшего декабриста) поступил в палату государственных имуществ советником хозяйственного отделения; в 1860-м вышел в отставку, чтобы устроить свои имения согласно положению о крестьянах. С 1868 по 1878-й служил в государственной канцелярии и оставил службу в чине дейстительного статского советника. Еще в лицее А. Н. обстоятельно познакомился с учением Сведенборга, а в 1863-м напечатал в Лейпциге перевод с латинского "О небесах, о мире и об аде, как то видел и слышал Э. Сведенборг". В Лейпциге же в 64-м было напечатано "Евангелие по Сведенборгу" и в 1870-м "Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о Св. Писании". Со второй половины 1860-х гг. А. увлекается медиумизмом и спиритизмом и в сочинениях американского спирита Девиса находит выражение своего нового настроения. Свои переводы с английского и немецкого языков, а также и статьи по животному магнетизму и спиритизму он печатал в Лейпциге и, что было можно, в Петербурге. С целью пропагандировать спиритизм в Германии Аксаков издал несколько переводов Девиса на немецком языке; а с 1874-го и по сие время издает в Лейпциге ежемесячный журнал "Psychische Studien", посвященный исследованию малоизвестных явлений психической жизни. Кроме статей о сведенборгианизме и медиумизме, А. Н. писал и по общим вопросам, в "Дне" Ив. С. Аксакова — о Талмуде, в "Русском Вестнике" — "О народном пьянстве", брошюру "Содержание питейных заведений" и др. В 1881 принимал участие в совещаниях "Сведущих людей". Его личный взгляд на спиритизм высказан им в предисловии к изданию "Спиритизм и наука" (СПб., 1872 г.).



Сергей Тимофеевич А., род. в Уфе 20 сентября 1791 года. Его мать — дочь важного оренбургского чиновника Зубова. В "Семейной хронике" и "Детских годах Багрова-внука", где под Багровыми надобно разуметь Аксаковых, обстоятельно описано все относящееся до первых лет жизни Сергея А. На четвертом году жизни он знал уже грамоту и в раннем детстве перечитал все, что только было возможно достать, а на десятом — был отвезен в Казанскую гимназию; но по слабости здоровья его должны были взять домой, и только с 1801 С. Т. стал окончательно гимназистом. В Казани А. жил, между прочим, пансионером у своего учителя Г. И. Карташевского, впоследствии женившегося на сестре его Наталье Тимофеевне, профессора Казанского университета, директора департамента иностранных исповеданий, попечителя Белорусского округа, умершего сенатором в 1840 г. Учился в гимназии С. Т. хорошо, а по четырнадцатому году, с открытием в 1804 г. Казанского университета, стал его студентом, "произведенный" при протекции Карташевского и как один из лучших учеников старших классов гимназии. Однако, слушая университетские лекции, он в то же время продолжал свои занятия и в гимназии. Писать С. Т. начал очень рано, чуть ли не с 15-ти лет; но все прославившее имя первого из Аксаковых — "Семейная хроника", "Записки ружейного охотника" и др. — написано гораздо позднее, начиная лишь с 40-х годов. До этого С. Т. увлекался театром и декламацией. В 1808-м он приехал в Петербург, где знакомыми и друзьями его стали театралы-любители и писатели, а также и артисты. Через сослуживца своего Казначеева (С. Т. был переводчиком в Комиссии составления законов) он познакомился с Шишковым, в доме которого и стал устраивать литературные вечера и спектакли, увлекая всех своей декламацией. Эта же способность между 1814—15 гг. сблизила его и со стариком Державиным. 1812 г. А. оставил службу и, побывав в деревне, вернулся в Москву, где сблизился с литераторами Шатровым, Николаевым, Кокошкиным и др. и начал перевод трагедии "Филоктет", предназначенной для бенефиса Шушерина — знаменитости того времени. Женившись, С. Т. уехал в деревню, где и провел около десяти лет (1816—26); он приезжал лишь в 1820 г. печатать перевод 10 сатиры Букля, сделавший его членом "Общества любителей российской словесности". В 1826-м все семейство А. переехало в Москву, и с 1827-го С. Т. при содействии Шишкова, тогда министра народного просвещения, стал цензором вновь учрежденного отделения Московского цензурного комитета, в должности которого оставался 6 лет. Все это время жил он в кружке прежних друзей своих, в который вошли еще Загоскин, драматург кн. Шаховской, водевилист Писарев и др. Этот кружок враждовал с кружком Полевого и его "Московским телеграфом". В середине 1830-х г. А. познакомился с Гоголем, и знакомство это дало совершенно иное направление литературной деятельности бывшего декламатора и цензора. В 1834 г. он написал (без обозначения, однако, своего имени) для альманаха Максимовича, друга Гоголя, "Денницы", небольшой очерк "Бурак", заслуживший всеобщее одобрение. "Записки об ужении рыбы" появились в 1847 г., "Записки ружейного охотника" в 1852-м и "Рассказы и воспоминания" — в 1855-м. В 1856-м вышла прославившая А. "Семейная хроника", а за нею и продолжение ее, "Детские годы Багрова-внука". С 1834 г. С. Т. служил инспектором Межевого училища, а с преобразованием оного в Константиновский межевой институт — его директором В 1839-м, утомленный, с расстроенным здоровьем, А. окончательно вышел в отставку и зажил частным человеком, пиша или диктуя свои несравненные произведения. "Собирание бабочек", "Зимнее утро", "Наташа" и др. написаны уже в последний год жизни С. Т. и напечатаны в "Русской беседе" за 1859 г. Еще в 1856 г. болезнь А. приняла опасный характер и вплоть до смерти не оставляла его, причиняя жестокие страдания, с которыми он терпеливо боролся, не останавливая своих занятий. † 30 апреля 1859 г.



Константин Сергеевич А., глава русских славянофилов, старший сын С. Т. и жены его Ольги Семеновны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь, род. 29 марта 1817 г. в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губернии, в котором и провел первые десять лет своей жизни. 1832 г. пятнадцатилетний А. был уже студентом Московского университета на словесном факультете. Его профессорами были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырев, тогда еще молодой энтузиаст, только что вернувшийся из-за границы; а кружок товарищей состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассек, Белинского. В середине 1830-х гг. прямо или косвенно к ним примкнули Громовский, Боткин, Тургенев, Катков. Но уже с конца 30-х годов кружок этот распался — умер глава его Станкевич, а Белинский круто повернул к требованиям активного противодействия тяжести общественных условий и переехал в Петербург. А. же, с детства преданный русскому быту, остался верен ему и примкнул к иному, не похожему по внешности на первый, скромный, кружку славянофилов — Хомякова, Киреевских, Самарина. 1838 г. К. С. отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине К. С. в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиной; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от нее. К. С. всю жизнь остался холостым. В 1841-м А. защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация эта была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. К. С. много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского "Московского сборника", предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II-й же, со статьею А. о "Богатырях князя Владимира", был уничтожен совсем, а ее автору, как и другим участникам "Сборника" — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и драма К. С. "Освобожденная Москва". В 1857 году К. С. редактировал газету "Молва". Литературная деятельность К. С. обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы "Освобожденная Москва", "Князь Луповицкий", "Олег под Константинополем"). Полное собрание сочинений, изданное в Москве Ив. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III-й посвящен "Опыту русской грамматики". Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенес потери: легочная чахотка покончила с ним на острове Занте греческого Архипелага 7 декабря 1860 г. Наиболее обстоятельная монография о К. Аксакове принадлежит С. А. Венгерову ("Критико-биографический словарь", т. I).



Иван Сергеевич А., младший сын С. Т., родился 26 сентября 1823 г. в селе Надежине (Куроедово тож) Белебеевского уезда Уфимской губернии. В 1842 г. И. С. окончил курс Училища правоведения и не без колебаний поступил на службу в существовавший еще тогда в Москве сенат. Канцелярская служба, однако, не могла удовлетворить его, и он, пренебрегая связями отца, сулившими молодому юристу блестящую карьеру, скоро перебрался в провинцию, сначала участником сенаторской ревизии князя П. П. Гагарина, а потом в качестве члена Калужской уголовной палаты. Но и судейство свое И. С. скоро оставил; он жаждал деятельности более живой и практически полезной, чего при условиях той жизни прямо невозможно было найти на поприще провинциального судейства. В 1848 г. он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и тотчас же выхлопотал себе командировку в Бессарабию по делам раскольничьим, а потом в Ярославль для ревизии городского управления, введения единоверия и изучения секты "бегунов". К поручениям Аксаков относился серьезно, и донесения его начальству отличались столько же правдивостью, сколько и изяществом изложения. В 1852 г. И. С. вышел в отставку и посвятил себя журналистике — с этих пор начинается его публицистическая деятельность, принесшая в конце столько славы, а рядом с нею, вплоть до самой смерти, и борьбы, как с литературными врагами, так и с условиями цензуры. II-й том его "Московского сборника", этого первого шага его редакторства, уничтоженный и причинивший столько неприятностей (см. К. С. Аксаков), кроме всего, принес И. С. и запрещение когда бы то ни было быть издателем или редактором журнала. В это печальное для него время Географическое общество предложило ему командировку на юг, в Малороссию. Результатом поездки явилось "Исследование о торговле на украинских ярмарках", изданное на средства Общества, доставившее исследователю большую Константиновскую медаль и половинную Демидовскую премию от Академии наук. 1855 и 1856 гг. И. С. пробыл в Бессарабии, командуя отрядом московского ополчения. Это командование кончилось полемикой с графом Строгановым, командиром ополчения, и "Аксаковским влиянием" на ополченцев, которое граф наблюдал при роспуске дружины. Аксаков был, между прочим, казначеем дружины, и представленный им командиру отчет его явился обвинительным актом всех других, — командующий не решился подписать его. В марте 1856 г. И. С. участвовал в комиссии, снаряженной князем Васильчиковым для расследования интендантских дел Затлера и К°, а в декабре окончательно вернулся в Москву. В 1857 г. Аксаков негласно редактировал "Русскую беседу", в 1859 г. же выхлопотал право на издание еженедельной газеты "Парус", прекращенной на втором же №. Заменивший "Парус" "Пароход", разрешением которого Чижову, одному из близких к Аксакову, хотели прекратить всеобщее недоумение, при поставленных условиях не мог удовлетворить И. С., и он вернулся к "Русской беседе". Смерть отца, болезнь и смерть брата надолго остановили деятельность Аксакова, и лишь с середины 1861 г. вернулся он к литературе. С конца этого года начал выходить "День", имевший сначала огромный успех; но уже с июля 1862 г. под газетой стал подписываться Юр. Самарин. "День" просуществовал до конца 1865 г. С начала 1857 г. и по октябрь 1868 г. выходила Аксаковская "Москва". "Москву" заменил "Москвич" того же И. С., но под другим подписом. В конце 1860-х г. Аксаков женился на фрейлине А. Ф. Тютчевой и с закрытием газеты посвятил себя делам Московского славянского комитета, а также (с 1874 г.) взял место председателя совета Московского общества взаимного кредита. Годы сербской войны, добровольцев и, наконец, нашей войны с Турцией доставили Аксакову ораторскую славу и всемирную известность, увенчавшуюся кандидатурой его на болгарский престол, выдвинутой некоторыми болгарскими избирательными комитетами. За речь, произнесенную в Славянском комитете во время Бердянского конгресса, порицавшую наших дипломатов, Аксаков был выслан из Москвы и провел несколько месяцев в селе Варварине Юрьевского уезда Владимирской губернии. С ноября 1880 г. начала выходить "Русь". Весной 1885 г., утомленный душевно и физически, И. С. приостановил свое издание и провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился — у него была болезнь сердца, от которой он и умер 27 января 1886 г. Известие о смерти И. С. облетело весь мир и везде произвело глубокое впечатление. Сочинение И. С. изданы его женой в 7 томах. Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.


{Брокгауз}





Аксаковы (дополнение к статье)


(Александр Николаевич) — последователь спиритического учения; умер в 1903 г.


{Брокгауз}





Аксаковы


1. Сергей Тимофеевич [1791—1859] — известный писатель. Детство свое провел в привольных условиях патриархального барского житья в Оренбургской и Уфимской губ. В 30-х годах был в Москве сначала цензором — и очень взыскательным, — а потом инспектором и директором Межевого училища. Выйдя в отставку, продолжал жить в Москве, где его радушный и хлебосольный дом был притягательным центром для московской интеллигенции. Писать и печататься начал рано, но почти вся его литературная деятельность вплоть до конца 40-х гг. была совершенно ничтожной по своему значению. Человек с консервативным складом натуры, А. еще в юности, когда разгорелся спор между сторонниками карамзинской лит-ой реформы и поклонниками Шишкова, стал на сторону литературных староверов и писал в духе изжившего себя классицизма. Переводил сатиры Буало и комедии Мольера, печатал в журналах неуклюжие стихотворения и незначительные театральные и литературные статейки. Все это целиком связано с лит-ыми вкусами XVIII в. и стоит совершенно вне того литого оживления, которое было вызвано тогда в русской литературе теоретическими спорами о романтизме и попытками творчества в романтическом роде. Ранняя литературная продукция А. не стоит ни в какой связи с его последующей лит-ой работой. Только в небольшом произведении описательного характера "Буран" [1834] А. показал свою способность к реалистическому письму. Лишь в конце 40-х гг. начали выходить одно за другим те произведения А., на которых основано его большое литературное имя. Это были описания различного рода охот: "Записки об уженьи рыбы" [1847], "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" [1852] и "Рассказы и воспоминания охотника" [1855]. Из них наиболее важна вторая книга. Первоначально А. имел в виду охотников, которым он давал разные практические советы, но затем книги его заинтересовали гораздо более широкие круги читателей. По типу своему охотничьи произведения А. не являются чем-нибудь совершенно новым, а примыкают к определенной лит-ой традиции, завершая длинный ряд переводных и оригинальных сочинений о звероловстве и рыболовстве, идущий еще от XVII в. (напр. "Книга для охотников" В. Левшина, "Егерская охота" Венцеславского, "Егерские записки" Патфайндера). Но книги А. несравненно выше всего предшествовавшего в этом роде по своему художественному значению, по необыкновенной наблюдательности автора в области явлений живой и мертвой природы. Ободренный большим успехом своих первых опытов в новом роде, А. перешел к изображению помещичьего быта. В 1852 вышла его "Семейная хроника", в 1858 — "Детские годы Багрова-внука", продолжением которых являются "Воспоминания о Казанской гимназии" и "Лит-ые и театральные воспоминания". На первом месте среди всего написанного Аксаковым следует поставить "Семейную хронику", в которой наиболее ярко выразились особенности его дарования. Он


рассказывает здесь о жизни двух поколений своих предков, помещиков восточной окраины. Те факты, которые А. неоднократно слыхал в семейных рассказах и великолепно запомнил на всю жизнь благодаря своей исключительной памяти, он дополнил и расцветил своим воображением. Получилось своеобразное произведение, стоящее на грани между мемуарами и романом; ближе всего по типу "Семейная хроника" подходит к "Былому и думам" Герцена. Рассказ А. о быте помещиков XVIII в. является очень ценным историческим памятником, ценным не только по рассказываемым фактам, но й по самому их восприятию рассказчиком. А. — носитель цельного, органически законченного классового миросозерцания. На мир он смотрит глазами обеспеченного помещика крепостной эпохи. У него нельзя найти никаких сомнений в законности того общественного строя, который ему самому доставлял привольные условия существования: А. совершенно чужда какая бы то ни была форма "дворянского покаяния". О помещиках и крестьянах А. повествует так же эпически спокойно, как и о птицах, рыбах и зверях. Сам лично человек добрый, неповинный ни в каких жестокостях, А. однако совершенно невозмутимо рассказывает о безобразиях и насилиях патриархального усадебного быта, с которым он так неразделимо сросся. О своих Багровых и Куралесовых, деспотах и самодурах, он не забывает добавить, что они были хорошими хозяевами и что крестьяне долго сохраняли благодарную память о них. Однако при всем благодушии восприятия старого быта, А. не замалчивает и не утаивает его темных сторон, так что напр. Добролюбову его книги дали богатый арсенал оружия против крепостнического строя в его целом. Того нового, что несли с собою развивающиеся капиталистические отношения, А. органически не принимал и все свои симпатии отдавал осужденным историей общественным отношениям. Продолжением "Семейной хроники" являются "Детские годы Багрова-внука" — интересное детальное свидетельство о том, как развивалась психика ребенка в условиях цельного патриархально-крепостнического строя. В полной гармонии с содержанием книг А. находится его стиль — этот бесхитростный, спокойный и ясный повествовательный стиль, так подходящий к ровному и неторопливому течению помещичьей жизни при докапиталистических отношениях. В литературе многократно давалось объяснение, что удивительный переход литературного старовера А. к художественному реализму его последних произведений произошел под прямым личным и лит-ым влиянием Гоголя, с которым А. был очень близок. Объяснение это неприемлемо, если не удовлетвориться совершенно общим понятием "реализм". Лит-ый стиль А. не имеет ничего общего с лит-ой манерой Гоголя, очень многое взявшего из романтической вычурности и изощренности. Дело тут в том, что новая литературная атмосфера, в которой оказался А., благодаря связям своего сына Константина, помогла ему сбросить сковывавшие его до тех пор требования и навыки обветшавшей лит-ой школы и проявить на склоне лет те способности писателя-реалиста, которые были ему присущи, но до тех пор подавлялись. Особо заслуживает быть отмеченным яз. А., о котором один его современник выразился, что сочинения А. как будто написаны человеком, никогда не читавшим книг. Действительно, яз. этого поклонника Шишкова почти совершенно свободен от архаизмов и устарел гораздо меньше, чем яз. писателей, выступавших позже А.


2. Константин Сергеевич


[1817—1860] — сын С. Т. Аксакова. Один из основоположников славянофильства.


Выступал между прочим и как автор критических статей (важнейшая из них "Обозрения современной литературы" в "Русской беседе", 1857, I). А. бичевал в своих критических статьях интеллигенцию — за оторванность от народа и литературу — за подражательность. Он совершенно отвергал "чистую поэзию" и предъявлял к литературе утилитарные требования, отыскивая в поэтических произведениях прежде всего их общественную тенденцию. В этом отношении он сходится с несколько позднейшей публицистической критикой разночинцев-шестидесятников. Собственные художественные произведения А., стихотворения и драматические вещи ("Освобождение Москвы в 1612", "Князь Луповицкий" и др.), холодно-дидактичны и лишены поэтической выразительности.


3. Иван Сергеевич [1823—1886] — сын С. Т. Аксакова. Известный публицист, лидер славянофильства 60—70-х гг., славянофильский поэт. Стихотворения писал от половины 40-х гг. до начала 60-х., когда замолчал, и только уже в конце 70-х гг. на очень короткое время вернулся к поэтической деятельности. Все стихотворения А. без исключения относятся к гражданской поэзии. Он сам так определил себя: "...Из хора всех доступных муз я с музой доброй, строгой, гневной вступил в воинственный союз". С сильной примесью риторики он излагал в стихах идеи славянофильского учения и свои гражданские переживания. Не лишена интереса неоконченная поэма А. из крестьянской жизни "Бродяга" [1852]; некоторые части поэмы написаны тем своеобразным размером, который позже применил Некрасов в "Кому на Руси жить хорошо".



Библиография: I. А. И. С., Сборник стихотворений, М., 1886; Полн. собр. сочин., 7 тт., изд. II., СПб. — М., 1886—1903; А. К. С., Сочинения, т. I, П., 1915 (Ред. Е. Ляцкого); А. С. Т., Собр. сочин., под ред. А. Горнфельда, 6 тт., СПб., 1909; Собр. сочин., 6 т., М., 1911.


II. Венгеpов С., Передовой боец славянофильства в его книге "Очерки по истории русской литературы", СПб., 1907 или в "Сочинениях", т. I, СПб., 1912); Анненков П. С., А. и его "Семейная хроника". "Воспоминания и критические очерки", т. II, СПб., 1877; Протопопов М., Ст. в кн. "Литературно-критические характеристики", СПб., 1898; Mилюков П., С. Т. А., "Из истории русской интеллигенции", СПб., 1920; Шенpок В., С. Т. А. и его семья, вкурн. МИП, №№ 10—12, 1904; Шенpок В., А., Там же, №№ 8—10, 1905; Айхенвальд Ю., Силуэты русских писателей, вып. I, М., 1906; Горнфельд А., С. А., "Русское богатство", № 4, 1909 (или в его книге "О русских писателях", СПб., 1912); Миллер О., Русские писатели после Гоголя, т. III, СПб., 1909; Добролюбов Н., Жизнь помещика в старые годы, сочин., т. I, СПб., 1911; Покровский В., С. А., "Сборник ист.-литературных статей", М., 1911; Покровский К., Записки об уженьи рыбы и записки ружейного охотника, М., 1911; Словарь литературных типов А., ред. H. Hоскова, СПб., 1914; Венгоров С. А., Критико-биографический словарь, т. I, СПб., 1915.


М. Клевенский


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
230.14 кб

«Истина - живая сила»: братья Аксаковы и Кохановская (Н. С. Соханская) в 1860 г

Фетисенко Ольга Леонидовна
В статье рассматривается забытый эпизод из последнего года жизни К. С. Аксакова: эпистолярный диалог с Н. С. Соханской (Кохановской), состоящий из 8 писем (по 4 с каждой стороны). Письма Аксакова к ней не переиздавались с 1897 г.
Читать PDF
436.21 кб

И. С. Аксаков о «Повреждении нравов» русского дворянства

Степченко В. А.
Анализируются взгляды видного публициста середины XIX в. И.С. Аксакова о состоянии русского дворянства. Рассматривается видение Аксаковым пороков русского дворянства, приведших, по его мнению, к разложению дворянства как сословия.
Читать PDF
337.01 кб

"Последний из "отцов”": о биографии публициста-славянофила И. С. Аксаков

Мотин С.В.
Читать PDF
445.25 кб

«Польский вопрос» в политико-правовых воззрениях И. С. Аксакова

Сосенков Ф.С.
Читать PDF
131.05 кб

И. С. Аксаков о святителе Филарете (новые материалы из фондов рукописного отдела ИРЛИ РАН)

Дмитриев Андрей Петрович
В публикации представлены два источника авторства И. С. Аксакова: неизданная статья для газеты «День» и письмо Ю. Ф. Самарину.
Читать PDF
145.27 кб

«Крепкий стоятель за русские начала»: И. С. Аксаков в оценке петербургских славянофилов

Малинов Алексей Валерьевич, Пешперова Изольда Юрьевна
В статье рассматривается история отношений петербургских славянофилов, профессоров Петербургского университета Ореста Федоровича Миллера (1833-1889) и Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829-1897) с Иваном Сергеевичем Аксак
Читать PDF
214.47 кб

Константин Аксаков в поле зрения и круге чтения Константина Леонтьева

Фетисенко Ольга Леонидовна
Несмотря на идейные расхождения со славянофилами, К. Н. Леонтьев не терял к ним интереса и был знаком с рядом их трудов. В статье рассмотрены примеры его обращения к наследию К. С. Аксакова.
Читать PDF
790.31 кб

Памяти И. С. Аксакова и к выходу первого тома его нового собрания сочинений

Мотин С.В.

Похожие термины:

  • Аксаковы братья

    Иван Сергеевич (1823-1886 гг.) - русский публицист и общественный деятель, один из идеологов славянофильства. Редактор журналов "День", "Москва", "Русская беседа", "Русь" и др. В 1840-1850 гг. выступал за отмену к
  • Аксаков Александр Николаевич

    (25.7.1832, дер. Репьевка Городищ. у. Пенз. губ. – 4.1.1903, СПб.), публицист, переводчик, издатель. Племянник С. Т. Аксакова. Автор работ, посвященных спиритизму и медиумизму, переводил произв. англ., нем. и фран
  • Аксаков, Семен Александрович

    дворецкий Грозного. {Половцов}
  • Аксаков, Анатолий Геннадьевич

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., член группы "Народный депутат", заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпри
  • Аксаков, Степан Дм

    воевода в Лаюсе, 1564. {Половцов}
  • Аксаков, Федор Дмитриевич

    воевода в Красном, 1570 г. {Половцов}
  • Аксаков, Федор Михайлович

    воев. во Владимире, 1652—53. {Половцов}
  • Аксаков, Петр Дмитриевич

    — умер в 1780-х годах в чине полковника, назначен 6 ноября 1840 года из обер-кригскомиссаров вице-губернатором в Уфу, но не поладил с губернатором и другими властями и, вызванный по доносу в столицу, хот
  • Аксаков, Валерий Евгеньевич

    Председатель Московской областной Думы третьего созыва; родился 4 ноября 1952 г. в с. Кривандино Шатурского района Московской области; окончил Московский филиал заочного юридического факультета пр
  • АКСАКОВ Иван Сергеевич

    (1823—1886) — российский общественный деятель, публицист, поэт, один из идеологов славянофильства. В 1858—1878 гг. — один из руководителей Славянского комитета. Выступал за отмену крепостного права, теле
  • Аксаков, Леонтий Иванович

    — в 1580—81 гг. воевода в Вороначе Псковской области; в 1584—85 гг. — в Брянске; в 1590—91 гг. — в Ямах-Городе; с 1593 года второй воевода в Пскове, а в 1594—97 гг. первый воевода в Нижнем Новгороде; умер около 1600 г
  • Аксаков, Николай Иванович

    горный инженер, д. с. с.; † 1887 г. 26 ноября. {Половцов}
  • Аксаков, Юрий Иванович

    воев. в Великих Луках 1564; 1583—6 наместн. в Рыльске. {Половцов}
  • Аксаков, Констант. Сергеевич

    писат., р. 1807 † 1860 г. {Половцов}
  • АКСАКОВ Константин Сергеевич

    (1817—1860) — российский общественный деятель, публицист, историк, философ, поэт, один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права и проведение в России либеральных преобразов
  • Аксаков, Михаил Никол

    наход. в Военной коллегии, генерал-майор, Высоч. пр. 8 янв. 1799 г. произведен в генерал-лейтенанты; † 1818 году 8 июня, сенатором. {Половцов}
  • Аксаков, Михаил Николаевич

    — род. в 1757 г., умер 8 июня 1818 г. Сын Н. И., при Павле I генерал-майор, приказом 8 января 1799 г. произведен в генерал-лейтенанты с назначением на место отца ярославским губернатором. При Александре I пожало
  • Аксаков, Н. П

    1848 - 1909) - богослов, историк и исследователь церковного права. Писал в патриотических и духовных журналах по церковным вопросам; выступил с критикой известной книги шлиссельбуржца Н. Морозова "Откр
  • Аксаков Николай Петрович

    Аксаков, Николай Петрович (1848 - 1909), богослов-историк и канонист. Слушал лекции в университетах Германии, Швейцарии и Франции; защитил в Гиссене написанную им на немецком языке диссертацию ""Идея Бож
  • Аксаков, Сергей Сергеевич

    род. 6 янв. 1892 в Самаре, ум. 4 сент. 1968 в Минске. Композитор. Правнук писателя С. А. Аксакова. В 1902—1911 занимался в Москве у К. Н. Игумнова (ф-п.), А. Т. Гречанинова (композиция) и Ю. Д. Энгеля (история музыки). П