(по мужу — Гирш, псевдоним — Ортодокс; 1868 — 05.02.1946) — философ, литературовед. В пятнадцатилетнем возрасте ушла из семьи, примкнула к полтавскому революц. кружку. Привлеченная к жандармскому дознанию, скрывалась в 1886 в Харькове, где работала в народнической организации. Революц. работу продолжала в Мелитополе, Петербурге, Вильне. В 1887 эмигрировала в Швейцарию. Окончила филос. ф-т Бернского ун-та в 1900. В 1902 защитила дисс. о развитии мировоззрения Л.Н.Толстого ("Tolstois Weltanschauung und ihre Entwicklung". 1902). Находилась в эмиграции во Франции и Швейцарии до 1906. С 1892 член группы "Союза русских социал-демократов за границей", а также группы "Освобождение труда". Последовательница идей Г.В.Плеханова (по словам философа Э.Л.Радлова, глава рус. марксизма — Плеханов, а его оруженосец — Аксельрод). В 1917 — член меньшевистского ЦК, затем член ЦК плехановской группы "Единство". После 1917 занималась науч. и пед. работой. С 1917 по 1920 читала лекции в Тамбовском гос. ун-те и Нар. ун-те, в 1920 — в 1-м МГУ, в 1921—1923 руководила семинаром по филос. в Ин-те Красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч. филос. Основные направления филос. иссл.: история филос., этика, соц. филос., онтология. Филос. позиция А. связана с критическим анализом идеализма — неокантианства и эмпириокритицизма. Показывая концепт. единство филос. Канта с неокантианцами и махистами (в т.ч. рус.), она определяла это единство как субъективный идеализм. Критиковала Беркли, Фихте, Маха, Авенариуса, Шопенгауэра за тезис о тождестве бытия и мышления. Кантовская категория "трансцендентной реальности" ведет, по А., к пропасти "метафизического раскола мирозданья", порождает идеалистический скептицизм, служащий "методол. компасом" в достижении "счастливых берегов догматического идеализма". Отдавая должное оригинальности гносеологии Канта, отмечала, что его филос. в целом является идеологией либеральной буржуазии. Возникновение неокантианства А. считала реакцией на науч. социализм в Европе. Негативно оценивая мировоззрение эмпириокритиков, А. не соглашалась с идеями В.И.Ленина относительно теории познания как теории отражения и диалектич. метода, представленными в его кн. "Материализм и эмпириокритицизм". Формулируя собственное понимание гносеологии, А. трактует ощущения как основу познания и "символы" вещей, индифферентных объективному миру, а "вторичные качества" — как субъективные. Отрицание существования "сверхчувственного мира", "наивысшей реальности и наивысшего блага" приводит А. к отождествлению мировоззренч. платформ идеализма и религии. Диалектич. метод считала системой "формальных" категорий, стоящих вне частных наук и неадекватных ист. познанию. А. известна как активная участница филос. дискуссий 20-х гг.: она была одним из лидеров т.н. "механистов" (т. е. защищавших линию методол. редукционизма) и выступала против "деборинского" ("формалистического") истолкования философии. Критиковала концепцию классовой морали с позиции вечных принципов нравственности.
Соч.
: Опыт критики критицизма // Новое обозрение. 1900. № 12; Новейшие русские идеалисты. Одесса, 1905; Философские очерки. 1906 (2-е изд. — М. —Пг., 1923); Мещанский мистицизм: Критика эмпириокритицизма // Современный мир. 1908. № 11—12; Два течения: Неокантианство и эмпириокритицизм как основы буржуазного либерализма и мещанского революционизма // На рубеже. СПб., 1909; Субъективный материализм: Критика Авенариуса // Там же. 1910. № 2, 4; Философы и общественность: Простые законы права и нравственности // Дело. 1916. № 1; Э.Мах как философ // Там же. № 2; Курс лекций по историческому материализму // Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17); Против идеализма. Критика некоторых идеалистических течений современной мысли. М. —Пг., 1922; Курс лекций по историческому материализму // Красная новь. 1922. Кн.1(11), 3(13), 6(16), 7(17); Л.Н.Толстой. М., 1922 (2-е изд. —1928); Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда. Иваново-Вознесенск, 1923; К.Маркс как философ. Харьков, 1924; Философско-историческая теория Риккерта // Красная новь. 1924. Кн.5(22), 6(23); Этюды и воспоминания. Л., 1925; В защиту диалектического материализма. Против схоластики. М.—Л., 1928; Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса. М.—Л., 1934;Л.Н.Толстой — мировоззрение и творчество // Литературная учеба. 1935. № 9.
Е.В.Зорина
, Т.В.Кулакова