АКТЕР
АКТЕР
примерно в кон. 6 в. до н.э. к хору, участвующ. в муз.-поэтич. представл., Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третье-го — Софокл; он же создал и непреложный для антич. драматич. поэзии эстетич. закон, согл. к-рому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней не было) одноврем. участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назыв. протагонистом, второй — дейтерагонистом, третий — тритагонистом. Поэт сам выбирал А. для своих произв., или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплач. госуд. В эпоху эллинизма А. нередко объед. с др. артистами, напр., с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н.э. существ. труппы А., патрон к-рых, как правило вольноотпущ., приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получ. от госуд. В то время, как в Греции А. были свобод. гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущ. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в кач-ве А. в к.-н. представл., кроме любит. ателланы, означало для свобод. гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающ. А. пользов. огром. популярностью и наживали значит. состояния. Гардероб антич. А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавш. в древ. комедии и сатировской драме. Женские роли исполн. мужчинами (женщины участв. только в мимич. представл.). Средствами художеств. выразительности А. были речь, пение и жесты.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Актер
Примерно в кон. 6 в. до н. э. к хору, участвующему в музыкально-поэтич. представлениях, Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Ею роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третьего — Софокл; он же создал и непреложный для античной драмагич. поэзии эстетич. закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ией ни было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назывался протагонистом, второй дейтерагонистом, третий тритагонистом. Поэт или сам выбирал А. для своих произведений, или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплачивало государство. В эпоху эллинизма А. нередко объединялись с другими артистами, например с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н. э. существовали труппы А., патрон которых (dominus gregis), как правило вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получали от государства. В то время, как в Греции А. были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в качестве А. в к.-н. представлении, кроме любительской ателланы, означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающиеся А. пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния. Гардероб античных А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавшегося в др. комедии и сатировской драме. Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимич. представлениях). Средствами художеств, выразительности А. были речь, пение и жесты.
рис. Позднеримская статуэтка, изображающая трагического актера (слоновая кость).
рис. Позднеримская статуэтка, изображающая трагического актера (слоновая кость).
Источник: Словарь античности. 1989