АКТЕР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

АКТЕР
примерно в кон. 6 в. до н.э. к хору, участвующ. в муз.-поэтич. представл., Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Его роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третье-го — Софокл; он же создал и непреложный для антич. драматич. поэзии эстетич. закон, согл. к-рому в одной пьесе (сколько бы ролей в ней не было) одноврем. участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назыв. протагонистом, второй — дейтерагонистом, третий — тритагонистом. Поэт сам выбирал А. для своих произв., или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплач. госуд. В эпоху эллинизма А. нередко объед. с др. артистами, напр., с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н.э. существ. труппы А., патрон к-рых, как правило вольноотпущ., приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получ. от госуд. В то время, как в Греции А. были свобод. гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущ. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в кач-ве А. в к.-н. представл., кроме любит. ателланы, означало для свобод. гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающ. А. пользов. огром. популярностью и наживали значит. состояния. Гардероб антич. А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавш. в древ. комедии и сатировской драме. Женские роли исполн. мужчинами (женщины участв. только в мимич. представл.). Средствами художеств. выразительности А. были речь, пение и жесты.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Актер
Примерно в кон. 6 в. до н. э. к хору, участвующему в музыкально-поэтич. представлениях, Феспид для ведения диалога добавил партнера. Так возникла функция А. Ею роль, как правило, брал на себя сам поэт. Второго А. ввел Эсхил, третьего — Софокл; он же создал и непреложный для античной драмагич. поэзии эстетич. закон, согласно которому в одной пьесе (сколько бы ролей в ией ни было) одновременно участвовать в разговоре могло не более трех лиц. Первый А. представления назывался протагонистом, второй дейтерагонистом, третий тритагонистом. Поэт или сам выбирал А. для своих произведений, или поручал найти таковых спец. служащим. Жалованье А. выплачивало государство. В эпоху эллинизма А. нередко объединялись с другими артистами, например с танцовщиками. В Риме с 3 в. до н. э. существовали труппы А., патрон которых (dominus gregis), как правило вольноотпущенник, приобретал пьесы у поэтов и разучивал их с А. Гонорар А. получали от государства. В то время, как в Греции А. были свободными гражданами, в Риме их набирали из рабов и вольноотпущенников. Поэтому сословие А. презиралось: выступить в качестве А. в к.-н. представлении, кроме любительской ателланы, означало для свободного гражданина уронить свою честь. Тем не менее отдельные выдающиеся А. пользовались огромной популярностью и наживали значительные состояния. Гардероб античных А. состоял из костюмов, масок с париками, котурнов, а также кожаного фаллоса, использовавшегося в др. комедии и сатировской драме. Женские роли исполнялись мужчинами (женщины участвовали только в мимич. представлениях). Средствами художеств, выразительности А. были речь, пение и жесты.
        
        рис. Позднеримская статуэтка, изображающая трагического актера (слоновая кость).

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Актер, сцена, власть

Косик Виктор Иванович
В статье освещается тема национализма в искусстве стран бывшей Югославии, прежде всего Сербии и Хорватии.
Читать PDF
0.00 байт

Актер как человек на сцене: антропологический подход

Коптев Лев Николаевич
Актёр рассматривается как человек на сцене. Антропологический подход позволяет взглянуть на актёра-человека с позиции высших ценностей и духовных переживаний.
Читать PDF
95.83 кб

Провинциальный актер-маргинал: норма или патология?

Дидковская Наталья Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Ректроспективный анализ подходов к определению понятия «Кукла-актер»

Задоров Иван Александрович
В статье дается ретроспективный анализ определения понятия «кукла-актер» в трудах отечественных исследователей. Из всех подвергнутых анализу определений наиболее подходящим и правильным нужно считать определение данное В.А.
Читать PDF
677.80 кб

Философия культурного текста: «человек на игровом экране» – герой или актёр

Шатова Елена Николаевна
Автор на основе семиотики кино Ю. М.
Читать PDF
0.00 байт

Актер и театральная кукла: оживление неживого материала

Романовский Е.Я.
Читать PDF
0.00 байт

Актер как объект мифотворчества зрителей: к постановке проблемы

Рыбакова Дарья Анатольевна
Читать PDF
90.25 кб

Актёр как носитель, интерпретатор и транслятор народной культуры

Шаева Лариса Александровна
Читать PDF
137.99 кб

Алексей Иванов: певец-актер в телестудии

М. М. Кизин
В статье раскрываются образы героев оперных спектаклей выдающихся композиторов, созданных в телевизионной версии, Алексеем Петровичем Ивановым, народным артистом СССР. Через описания актерского решения А.
Читать PDF
0.00 байт

Актер с большой буквы. Омские истоки

Бродский Илья Ефимович, Шпынов Станислав Николаевич
Показано начало творческого пути уроженца Омской области актера Михаила Александровича Ульянова. Его театральная судьба определилась под влиянием студий Театра имени Е.Б.
Читать PDF
0.00 байт

АКТЕР В РЕЖИССЕРСКОЙ СИСТЕМЕ МЕЙЕРХОЛЬДА И ЭСТЕТИКА КОНСТРУКТИВИСТСКОГО СПЕКТАКЛЯ

Тучинская Александра
В статье прослеживается генезис идеи преображенного искусством мира в творческих исканиях гениального театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Читать PDF
0.00 байт

ЧЕХОВ - ИДЕАЛЬНЫЙ ВАХТАНГОВСКИЙ АКТЕР

Титов Юрий Федорович
Автор статьи исходит из классического определения Евгения Вахтангова как «режиссера-философа» и характеризует Михаила Чехова как «актера-философа», идеального воплотителя вахтанговских замыслов.
Читать PDF
97.40 кб

Профессия "актер": о способахсаморегуляции эмоциональных состояний

Кузнецова А. С., Шипарева О. В.
Читать PDF
0.00 байт

РЕЖИССЕР, АКТЕР И СЛОВО В ОПЕРЕ

Бармак Александр Александрович
Статья посвящена проблеме существования актера в оперном спектакле. А также вопросам репетиционного периода работы над оперным спектаклем, который, по мнению автора, необходимо поменять коренным образом.
Читать PDF
82.34 кб

Петербург. Театр. Актер. Суеверия

Буров Николай Витальевич
В статье раскрывается тема театральных обрядов и суеверий, дается краткий обзор истории российского театра, рассказывается о возникнувших в нем в прошлом и существующих и поныне приметах.

Похожие термины: