Acta martyrum) — документы, в которых приводятся решения римских судебных властей об осуждении на смерть христиан. Следует отличать А.м. от Страстей (Passiones), т.е. рассказов о последних днях мучеников, и от Житий (Legendae), где легендарные элементы переплетаются с ист. реальностью. В А.м. содержатся сообщения о допросах мучеников судьями. После того как христианство стало офиц. религией Римской империи, был открыт доступ в гос. архивы для ознакомления с А.м.
Заседания суда, как правило, происходили публично; при этом записывались показания свидетелей. Некоторые процессы состояли только из одного заседания, другие — из двух и более. Обвиняемому предоставлялось некоторое время для отречения от христ. веры. Если обвиняемый все же называл себя христианином, представитель власти произносил приговор, который переписывался секретарем, публично читался обвиняемому и немедленно приводился в исполнение. Если обвиняемый не был жителем столицы, готовились протокол и досье, чтобы передать их наместнику провинции. Наместник мог вести дело закрыто, в своем кабинете (in secretario), или на публичном заседании (pro tribunali). Расследование могло включать пытку (quaesitio per tormenta).
В богослужении А.м. выполняли функцию литург. чтения; они начинались с даты согласно рим. месяцу и году по правлению консулов. Христ. версия текста добавляет заглавие или предисловие, в которых обвиняемый именуется мучеником или блаженным мучеником. В тексте, представляющем собой сокращение судебного первоисточника, подчеркивается христ. характер ответов обвиняемого, изложение дополняется рассказом об исполнении приговора. В заключение приводится текст, прославляющий мученика. Латинские А.м., как правило, точно воспроизводят судебные акты и сохранились в редакции IV в. греч. А.м., кроме актов Юстина и частично Аполлония, обнаруживают развитие в сторону литературно обработанных Страстей (Passiones).
Лит-ра: Lazzati G. Gli sviluppi della letteratura sui martiri nei primi quattro secoli. Tn., 1955; Delehaye PM; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Ox., 1972; Lanata G. Gli atti dei martiri come do*****enti processuali. Mi., 1973; Allegro C. Atti dei martiri. R., 1974. 2 vol.; Saxer V. Atti dei martiri dei primi tre secoli. Padova, 1989; Ruiz Bueno D. Actas de los mЗrtires. Ma., 1987; Wlosok A. MКrtyrerakten und Passionen // Handbuch der lateinischen Literatur der Antike. MЯ., 1997, Bd. 4, S. 419–432.
Л. Мирри
Акты мучеников
Акты мучеников
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
Акты мучеников
лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными судебными протоколами тех процессов, которые велись римскими властями против христиан. К такого рода протоколам (дошедшим, естественно, в позднейших списках) относятся акты процесса против Киприана, епископа карфагенского, и его казни 14 сентября 258 г.; эти протоколы были составлены канцелярией проконсула Африки. Фрагменты такого рода протоколов могут сохраняться и в позднейших переработках житий мучеников (таковы, например, акты скиллийских мучеников и акты сенатора Аполлония). Другой тип мученических актов - это записи очевидцев-христиан, стремившихся сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника; такие акты носят наименование мученичества (от гр. (marturia, лат. passio). Древнейшим памятником этого рода является Мученичество св. Поликарпа Смирнского (ум. 156 г.), сделавшееся образцом для всей древнехристианской литературы мученичеств. К этому же типу относятся Мученичество св. Иустина Философа (ум. ок. 165 г.). Мученичество свв. Перпетуи и Фелицитаты (ум. 202 г.), Послание общин Виенны и Лиона братиям в Азии и Фригии с описанием преследования галльских мучеников (170-е годы), уже упоминавшееся повествование о сенаторе Аполлонии, пострадавшем между 180 и 185 гг., в котором используются протоколы его процесса. Мученичество св. великомученика Прокопия, пострадавшего при Диоклетиане в 303 г., акты персидских мучеников, пострадавших во время гонений IV-V вв.
Собирание актов мучеников начинается еще в период гонений. Согласно древнему, хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских общин. После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего "Собрание древних мученичеств" (Sunagwgh twn arcaiwn marturiwn Евсевия Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и "История палестинских мучеников", сохранившаяся в сирийском переводе; оба этих памятника составили основу "Церковной истории" Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории христианства. В многочисленных последующих переработках этот материал вошел затем в минеи, месяцесловы и синаксари (см.); на этой почве развились различные типы агиографических повествований с определенными структурными схемами, отбором деталей и содержательными клише.
Процесс собирания и переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные представления соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались рассказами о чудесах и видениях, которые, естественно, не могли быть частью подлинных судебных протоколов. В такого рода литературных обработках часто прослеживается фольклорный материал, представляющий интерес для социально-культурной истории. Ряд актов содержит настолько явные элементы вымысла, что побуждает сомневаться в самом существовании соответствующих святых; таковы, например, мученичества св. Екатерины Александрийской или св. Георгия Победоносца. Испытывая влияние литературного процесса как такового, литература актов святых может включать в себя переработки чисто литературных источников (примером может служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о Будде, или житие Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части литература актов святых представляет интерес не столько для церковной истории, сколько для агиографии, т.е. изучения литературных приемов, структурных схем и общих мест житийной литературы.
Уже в древнейших актах мучеников может быть прослежена их связь с евангельскими повествованиями о Страстях Христовых. Поскольку мученики выступают как идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу над смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто молитва перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят прямые соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии мучеников). Это взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит основой для появления апокрифических повествований, в которых новозаветные события излагаются по образцам актов. К такого рода апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже Иустином Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического Никодимова Евангелия; в этих актах сделана попытка реконструировать процесс Христа. Сходный характер имеют апокрифические акты (мученичества) отдельных апостолов (акты апостола Павла, акты апостола Петра, акты апостола Андрея), также получившие распространение с древнейших времен (не позднее III в.).
Собирание актов мучеников начинается еще в период гонений. Согласно древнему, хотя и недостоверному преданию св. Климент поставил в Риме семерых нотариев, которые должны были собирать мученические акты, идущие от разных христианских общин. После прекращения гонений собирание свидетельств о мучениках приобретает постоянный и целенаправленный характер. Появляются собрания таких актов. Сюда относится прежде всего "Собрание древних мученичеств" (Sunagwgh twn arcaiwn marturiwn Евсевия Кесарийского (ум. 339 г.), которое до нас не дошло, и "История палестинских мучеников", сохранившаяся в сирийском переводе; оба этих памятника составили основу "Церковной истории" Евсевия, одного из важнейших источников для ранней истории христианства. В многочисленных последующих переработках этот материал вошел затем в минеи, месяцесловы и синаксари (см.); на этой почве развились различные типы агиографических повествований с определенными структурными схемами, отбором деталей и содержательными клише.
Процесс собирания и переработки актов святых создал основу и для появления многочисленных вымышленных или полувымышленных актов, отражавших религиозно-культурные представления соответствующих эпох. Подлинные древние акты украшались рассказами о чудесах и видениях, которые, естественно, не могли быть частью подлинных судебных протоколов. В такого рода литературных обработках часто прослеживается фольклорный материал, представляющий интерес для социально-культурной истории. Ряд актов содержит настолько явные элементы вымысла, что побуждает сомневаться в самом существовании соответствующих святых; таковы, например, мученичества св. Екатерины Александрийской или св. Георгия Победоносца. Испытывая влияние литературного процесса как такового, литература актов святых может включать в себя переработки чисто литературных источников (примером может служить Повесть о Варлааме и Иоасафе, основанная на легендах о Будде, или житие Альбана, перерабатывающее миф об Эдипе). В этой части литература актов святых представляет интерес не столько для церковной истории, сколько для агиографии, т.е. изучения литературных приемов, структурных схем и общих мест житийной литературы.
Уже в древнейших актах мучеников может быть прослежена их связь с евангельскими повествованиями о Страстях Христовых. Поскольку мученики выступают как идущие вслед за Христом, повторяющие Его страдания и Его победу над смертью, отдельные части мученических актов (в особенности часто молитва перед кончиной, видения Христа и Царствия Небесного) находят прямые соответствия в Св. Писании (это же относится и к иконографии мучеников). Это взаимодействие Св. Писания и актов мучеников служит основой для появления апокрифических повествований, в которых новозаветные события излагаются по образцам актов. К такого рода апокрифам относятся прежде всего Акты Пилата, упоминаемые уже Иустином Философом (ум. 165 г.) и дошедшие до нас в составе апокрифического Никодимова Евангелия; в этих актах сделана попытка реконструировать процесс Христа. Сходный характер имеют апокрифические акты (мученичества) отдельных апостолов (акты апостола Павла, акты апостола Петра, акты апостола Андрея), также получившие распространение с древнейших времен (не позднее III в.).
Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994