фр. aquarelle от лат. aqua - вода) – краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Чистая А. (без примеси белил) стала широко применяться в начале XV в. Ее основные качества – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже шелка, слоновой кости), чистота цвета.
Акварель
Акварель
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АКВАРЕЛЬ
(лат. Аqua — вода) — водяная прозрачная краска с растительным клеем в качестве связу-ющего вещества, а также живопись такими красками. Акварель отличают чрезвычайно тонкая растирка пиг-мента и большой процент клеящих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Главное отличительное свойство акварели — прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник сознательно использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, лег-кости и воздушности изображения. Акварель позволяет сочетать чистоту цвета, богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом. Известно несколько приемов акварельной техники: акварель с рисунком карандашом или пером; работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка его теней; живопись акварелью по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.
Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая акварель стала применяться на рубеже XV–XVI вв. для раскраски рисунков, гравюр, чертежей. В технике акварели работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Сезанн, А. А. Иванов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа и др.
Живопись водяными красками была известна в древности и в средние века, но чистая акварель стала применяться на рубеже XV–XVI вв. для раскраски рисунков, гравюр, чертежей. В технике акварели работали Э. Делакруа, О. Домье, П. Сезанн, А. А. Иванов, В. И. Суриков, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа и др.
АКВАРЕЛЬ
от лат. aqua – вода), особая техника, занимающая промежуточное положение между живописью и графикой. Художник-акварелист работает водорастворимыми красками по бумаге или картону. Связующим веществом в акварельных красках является гуммиарабик. Акварельные краски легко смешиваются с водой, растекаются по поверхности бумаги, требуют большой осторожности в работе. Белый фон бумаги в акварельной технике изображает свет и пространство, что является особенностью графических техник. Водорастворимыми красками работали художники Древнего Египта и Китая, средневековые миниатюристы и художники эпохи Возрождения (Ж. Фуке во Франции, А. Дюрер в Германии). Акварель долгое время использовали как вспомогательную технику для подкрашивания гравюр и рисунков. С 16 в. она становится популярной в самых разных странах. Блестящими акварелистами были французские художники 18 в. О. Фрагонар и Г. де Сент-Обен. В 18–19 вв. акварель переживает небывалый расцвет в Англии, становится ее своеобразной «национальной техникой» (Д. Констебл, У. Тернер).
Английские акварелисты не применяли белила, краски накладывались прозрачным слоем, сквозь который просвечивала бумага. В местах самых сильных бликов бумага оставалась нетронутой в своей белизне. Главное изобретение английской классической акварели – увлажнение бумаги. Краски растекаются по поверхности сырой бумаги, образуя эффектные расплывчатые пятна, чудесно передающие туманные дали, облака. Эту особенность акварели У. Тернер впервые использовал как художественный прием. Русские художники первой пол. 19 в. (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. Ф. Соколов и др.) работали акварелью более сухо и строго.
Сначала художник осторожно накладывал первый слой краски, обозначая основные цветовые и тоновые отношения. Следующий слой можно было наложить лишь тогда, когда высохнет предыдущий. В классической русской акварели в одном пятне никогда не смешивались разные цвета. Художники второй пол. 19 в. (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель), напротив, подчеркивали в своих работах текучесть и светоносность акварельных красок. Мастера «Мира искусства» и В. А. Серов часто пользовались смешанной техникой, соединяя акварель с гуашью и темперой.
Английские акварелисты не применяли белила, краски накладывались прозрачным слоем, сквозь который просвечивала бумага. В местах самых сильных бликов бумага оставалась нетронутой в своей белизне. Главное изобретение английской классической акварели – увлажнение бумаги. Краски растекаются по поверхности сырой бумаги, образуя эффектные расплывчатые пятна, чудесно передающие туманные дали, облака. Эту особенность акварели У. Тернер впервые использовал как художественный прием. Русские художники первой пол. 19 в. (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. Ф. Соколов и др.) работали акварелью более сухо и строго.
Сначала художник осторожно накладывал первый слой краски, обозначая основные цветовые и тоновые отношения. Следующий слой можно было наложить лишь тогда, когда высохнет предыдущий. В классической русской акварели в одном пятне никогда не смешивались разные цвета. Художники второй пол. 19 в. (И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель), напротив, подчеркивали в своих работах текучесть и светоносность акварельных красок. Мастера «Мира искусства» и В. А. Серов часто пользовались смешанной техникой, соединяя акварель с гуашью и темперой.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007