Альбер Камю

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАМЮ АЛЬБЕР
(1913-1960), французский писатель. Родился в Алжире. Участвовал в ДВИЖЕНИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ во Франции. Внес дух ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА в литературу с его ощущением абсурдности человеческого существования. Получил широкое признание после публикации в 1942 г. романа «Посторонний». Свои философские взгляды изложил в эссе «Миф о Сизифе». Другие романы-«Чума», «Взбунтовавшийся человек», пьеса «Калигула». Одно время был близок с САРТРОМ, но потом разошелся с ним из-за поддержки Сартром сталинизма в начале 50-х гг. Получил Нобелевскую премию по литературе в 1957 г. Погиб в автомобильной катастрофе.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Альбер Камю
1913–1960) Французский писатель, драматург, один из основателей «атеистического» экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во французском Алжире. Основными вехами жизни писателя можно считать учебу в Алжирском лицее, потом в Алжирском университете, знакомство с Жаном Гренье, философом и эссеистом, — с его сборником эссе «Острова» Камю связывал свое «второе рождение» В студенческие годы Камю вступает в коммунистическую партию, а дипломную работу пишет по теме «Христианская метафизика и неоплатонизм». В 1937 году Камю выходит из компартии. Знакомство с экзистенциалистскими мыслителями — Кьеркегор, Шестов, Хайдеггер, Ясперс — во многом определяет круг философских исканий Камю. В конце 1930-х годов появляются его первые сборники прозы «Изнанка и лицо» и «Брачный пир». Пишет роман «Счастливая смерть», начинает работу над знаменитым философским эссе «Миф о Сизифе». Надо сказать, что Камю очень увлекался Достоевским. Даже в одном из театров играл роль Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы». Писатель работал журналистом, много ездил по Европе. Начало Второй мировой войны писатель встретил в Париже. Из-за плохого здоровья — туберкулез — его не взяли в армию. Он продолжал работать в различных газетах, давал частные уроки. Вступил в ряды Сопротивления, став членом подпольной группы «Комба». В годы войны написал роман «Чума», несколько пьес, опубликовал повести «Посторонний» и «Миф о Сизифе». В 1943 году поступил на работу в знаменитое издательство «Галлимар». Во время Парижского восстания в августе 1944 года руководил газетой «Комба». После войны создал самое значительное свое философское произведение — «Бунтующий человек» и свой последний роман «Падение» (1956). В 1957 году Камю присудили Нобелевскую премию — «за важность литературных произведений, ставящих перед людьми с проницательной серьезностью проблемы наших дней». Погиб писатель 4 января 1960 года в автомобильной катастрофе. Погиб вместе с Мишелем Галлимаром, сыном известного издателя. В дорожной сумке была найдена черновая рукопись романа «Первый человек», который после подготовки к публикации дочерью Камю Катрин вышел в 1994 году. О жизни Камю написано много книг. Было время, когда он, Сартр и Сент-Экзюпери были во Франции да и во всей Европе культовыми фигурами. Оливье Тодд издал биографию Камю почти в тысячу страниц. Биографы выделяют в жизни Камю его внутреннее одиночество. Одиночество при том, что он был «счастливый любовник, футболист, актер-любитель, очень общительный и непринужденный человек». Но он, выходец из алжирской бедноты, всю жизнь болезненно ощущал свою отчужденность от других людей (героя повести «Чужой» он, несомненно, наделил многими своими психологическими чертами, как и «судью на покаянии» из повести «Падение»). Знаком отверженности стал для него и туберкулез, которым он заболел еще в юности. Эта болезнь, видимо, обостряла мысль писателя. Как и его социальное одиночество — одиночество бедняка, взлетевшего на вершину славы, алжирского француза (в метрополии таких звали «черноногими»). Короткий миг единения с народом в период Сопротивления сменился после войны тягостным отчуждением в 1950-е годы, когда Камю пытался посредничать в гражданской войне, разгоревшейся в его родном Алжире… Писатель страдал депрессиями, периодически терял способность писать, хотел не раз навсегда покинуть Европу, помышлял о самоубийстве. Биографы отмечают, что он был великим донжуаном (в «Мифе о Сизифе» писатель описывает донжуанство как один из жизненных проектов «абсурдного человека»), но странным образом, его близкие подруги и жены не были «француженками из Франции» — в основном это алжирки, а еще актриса-испанка, англичанка, жена писателя Артура Кестлера, американская студентка, художница-датчанка, обе его жены страдали психическими расстройствами. Биографы приводят немало примеров рассеянности писателя, что говорит о его сосредоточенности на внутренних проблемах. Когда его вторая жена Франсин Фор родила ему близнецов, мальчика и девочку, он чуть не забыл их в роддоме: посадил в машину молодую мать, погрузил ее чемодан и сказал: «Поехали!» В конце жизни на вопрос о своем мировоззрении: «Вы — левый интеллигент?» — он отвечал: «Я не уверен, что я — интеллигент. А что до остального, то я за левых, вопреки себе и вопреки им самим… Я верю в справедливость, но я буду защищать сначала свою мать, а потом уже справедливость». У Камю много парадоксов. Один из них заключается в том, что последовательно отстаивая в публицистике конкретность морали против дурной отвлеченности политики, он в своем творчестве культивировал как раз отвлеченно-символические сюжеты («Калигула», «Чума», «Праведники», «Осадное положение»). Первое крупное произведение Камю — «Миф о Сизифе», о Сизифе, навечно осужденном богами вкатывать на вершину горы обломок утеса, откуда тот опять скатывается. Этот миф — символ человеческой жизни. Что делаем мы на земле, если не безнадежную работу? Осознать бессмысленность человеческой суеты — значит обнаружить абсурдность человеческого удела. Где же выход? Самоубийство? Надежда пережить себя благодаря своим творениям? К чему писателю писать, если все равно все кончается смертью? Ради славы? Она сомнительна, да и если она переживет автора, он все равно об этом не узнает. А ведь когда-нибудь исчезнет и Земля… Нет, все абсурдно. Известный французский писатель, критик и мемуарист Андре Моруа пишет о «Мифе о Сизифе»: «Что же предлагает нам Камю? Дитя солнца, он не приемлет отчаяния. Будущего не существует? Пусть так, насладимся настоящим. Стать спортсменом или поэтом или тем и другим одновременно. Идеал человека абсурда — упоение сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания — залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что он — смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено между людьми». Книга эта появилась на свет в 1942 году. Кругом война. Мир, конечно, выглядит абсурдным в высшей степени. И тут Камю: «Да, мир — абсурден, да — от богов ничего не приходится ждать. И однако, нужно, глядя в лицо неумолимой судьбе, осознать ее, презреть и в той мере, в какой это в наших человеческих силах, изменить ее». Голос молодого писателя был услышан. Андре Моруа считает, что Камю «с первых шагов проник в самое сердце современного мира». «Посторонний» — это жизненная реализация «Мифа о Сизифе». «Чума» играет по отношению к существованию коллектива ту же роль, что «Посторонний» по отношению к существованию индивида. Подобно тому как Мерсо открывает для себя красоту жизни благодаря шоку, пробуждающему в нем протест, целый город — Оран — пробуждается к сознанию, когда оказывается в изоляции, во власти чумного мора. Камю в своих произведениях превыше всего ставит чувство меры. «Наша разодранная Европа нуждается не в нетерпимости, но в работе и взаимопонимании». «Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том, чтобы отдать все настоящему». Здесь, сегодня, немедленно — вот где надлежит трудиться. Это будет тяжко. С несправедливостью никогда не покончить, но человек всегда станет бунтовать против всех. Это дьявол говорит нам — будьте как боги. Чтобы стать человеком сегодня, нужно отказаться быть богом. Именно эти мысли отмечает в творчестве Камю Моруа: «Камю не повторяет слов Вольтера: „Нужно возделывать свой сад“. Он, скорее, предлагает, по-моему, помогать униженным возделывать их сад». Что касается искусства, то Камю разделял мнение Ницше, что «искусство необходимо для того, чтобы не умереть от истины». И уже от себя добавлял: «Искусство — это в каком-то смысле бунт против незавершенности и бренности мира: оно состоит в том, чтобы преображать реальность, одновременно сохраняя ее, ибо в ней источник его эмоционального напряжения… Искусство не есть полное неприятие или полное приятие сущего. Оно складывается из бунта и согласия одновременно…» Некоторые считают, что Камю больше философ, мыслитель, чем писатель. Сам он говорил: «Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы». Геннадий Иванов

Источник: 100 великих писателей. 2004

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
246.07 кб

Полвека без Альбера Камю

И.Г.
Читать PDF
204.43 кб

Журналистский путь Альбера Камю

Вахидова Рухшона Абдушукуровна
Статья посвящена журналистской деятельности Альбера Камю, французского писателя и эссеиста, который являлся также выдающимся журналистом и чей пример неустанной борьбы за правду и человеческое достоинство представляет сегодня особ
Читать PDF
110.41 кб

Некоторые мысли о философии Альбера Камю

Горохов Павел Александрович
В статье рассматриваются актуальные аспекты экзистенциализма Альбера Камю как особой формы социально-философской антропологии.
Читать PDF
323.33 кб

Альбер Камю об экзистенциалах человеческого бытия

Бурханов Александр Рафаэлевич
В статье анализируются экзистенциалы человеческого бытия в философской концепции выдающегося представителя французского экзистенциализма Альбера Камю.
Читать PDF
79.08 кб

Тяжба об иррациональном: Лев шестов и Альбер Камю

Хохлов Антон Михайлович
Темой данной статьи является сравнительное рассмотрение двух возможных подходов к проблеме иррационального как они представлены в творчестве двух философов-экзистенциалистов – Льва Шестова и Альбера Камю.
Читать PDF
794.37 кб

Философия и роман в творчестве Альбера Камю: эссе «Миф о Сизифе» (1942)

Пефтиев Владимир Ильич
Альбер Камю (1913-1960) яркая фигура в галерее мыслителей Франции 30-50-х гг. XX в. Наследие А. Камю многолико и поливалентно (романы, повести, эссе, очерки, записные книжки). Исследователи творчества А.
Читать PDF
484.13 кб

Человек бунтующий: экзистенциальная концепция бунта у Леонида Андреева и Альбера Камю

Демидова Серафима Александровна
Статья посвящена актуальной для современных социально-гуманитарных наук проблематике бунта.
Читать PDF
1.67 мб

Рецепции Паскаля в литературном и философском творчестве Льва Толстого и Альбера Камю

Сазеева И.Б., Грошева Т.Н.
Статья посвящена анализу рецепций Паскаля в русской и французской литературе XIX XX веков на примере творчества Льва Толстого и Альбера Камю.
Читать PDF
441.70 кб

Человек перед «Лицом» абсурда: проблема экзистенциального выбора в философии альбера Камю

Демидова С.А.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме экзистенциального выбора в литературно-философском творчестве А. Камю.
Читать PDF
86.49 кб

Бунт по правилам: теория политического действия Альбера Камю между теодицеей и нигилизмом

Хохлов Антон Михайлович
В статье предпринимается попытка рассмотреть теорию политического действия французского литератора и философа Альбера Камю в контексте его взглядов на религию и мораль.
Читать PDF
417.82 кб

Философская природа морали в драмах Леонида Андреева и Альбера Камю (экзистенциальный аспект)

Богатырева Н.Д.
В статье рассматривается вопрос о философской природе морали в творчестве Леонида Андреева и французских экзистенциалистов. Анализируется метафизическая сущность нравственности в драме Л.