Александр Алексеевич Ханжонков

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ханжонков Александр Алексеевич
(1877-1945) – выдающийся российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ХАНЖОНКОВ Александр Алексеевич
(1877—1945) — российский кинодеятель, организатор и руководитель первой в России кинофирмы, выпускавшей с 1907 г. отечественные документальные (о праздновании 300-летия Дома Романовых и др.) и игровые фильмы, часть которых снималась по мотивам произведений русских писателей.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Ханжонков, Александр Алексеевич

Род. 1877, ум. 1945. Кинопредприниматель, деятель кино, сценарист. В 1907—08 организовал первое в России кинопредприятие. Создатель московского "Акционерного общества А. Ханжонков", также новейшего киноателье. Один из постановщиков первого русского полнометражного фильма "Оборона Севастополя" (1911). Принимал участие в создании сценариев кинофильмов "Ямщик, не гони лошадей", "Ирина Кирсанова". После Октябрьского переворота — консультант Госкино.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Александр Алексеевич Ханжонков
1877–1945)   Хорунжий Донского казачьего войска. Один из первых кинодеятелей России. Предприниматель   Человек, который в 1911 году снял первый русский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» — о событиях Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов, был родом из донских степей. Он родился в Области Войска Донского, закончил Новочеркасское казачье училище, из которого был выпущен в 1896 году в чине подхорунжего. Начинать офицерскую службу ему довелось в Донском казачьем полку, который квартировал в Москве. Прослужил он семь лет, и в итоге разочаровался в карьере военного человека. Зато его до конца жизни очаровал только зарождающийся тогда кинематограф, с которым он случайно познакомился, будучи в Ростове-на-Дону. Хорунжий подал в отставку и решил заняться киноделом. Позднее А. А. Ханжонков писал в воспоминаниях о начале предпринимательской деятельности: «В то время я был офицером Войска Донского в чине хорунжего. Денег у меня не было. Единственная надежда была на реверс…» Реверсом называлась материальная помощь, которая выдавалась офицерам, которые вступали в брак ранее 28 лет. На эти деньги в сумме пять тысяч рублей Ханжонков в 1906 году съездил во Францию, закупил там копии немых игровых кинофильмов и продал их в России. Финансовая операция прошла для него успешно. Став предпринимателем, отставной казачий офицер сперва занимался продажей кинолент и аппаратуры, как агент ряда иностранных фирм. Но его тянуло к большим делам на пользу Отечества, и в 1907 году он начал собственное производство русских фильмов. При этом он обнаружил большие способности вести собственное дело. Александр Алексеевич, создавая отечественные ленты игрового кино, обратился к исторической теме. В его московском киноателье, начиная с 1907 года, был создан целый ряд художественных фильмов немого кино. Среди них наибольшую известность имели: «Песнь про купца Калашникова», снятый по поэме М. Ю. Лермонтова, «Выбор царской невесты», «Русская свадьба в XVI столетии», «Мертвые души» (по Н. В. Гоголю), «Ванька-ключник», «Коробейники» и многие другие… Уже первая художественная кинолента о купце Калашникове была тепло встречена зрителями. Литературные критики назвали этот кинофильм первой русской исторической картиной. Ханжонков получил большую личную популярность в обществе. Все же наибольший творческий успех был связан с «Обороной Севастополя». Авторами сценария и режиссерами фильма были А. А. Ханжонков и В. М. Гончаров (операторы — Л. Форестье и А. Рылло). Главными героями фильма стали доблестные защитники героического Севастополя — города русской воинской славы — адмиралы Нахимов и Корнилов. Примечательно, что кинофильм завершался документальными съемками еще оставшихся в живых участников Севастопольской эпопеи. В 1911 году Ханжонков создал научный отдел, который дал новое направление в деятельности отечественного кинематографа. С помощью московских ученых он начал выпуск научно-популярных, хроникально-документальных и этнографических фильмов. Тематика научной кинопродукции была самой разнообразной. Достаточно привести названия ряда таких кинолент, как «Распространение электромагнитных волн прибором Герца», «Электрический телеграф», «Динамо-машина: принцип ее работы и устройства», «Пьянство и его последствия». Ханжонков в ряде случаев выступал и как известный меценат. Так, он выступил организатором морского путешествия от Одессы до Чукотки через три океана — Атлантический, Индийский и Тихий. Примечательно, что первые российские объемные мультипликационные фильмы были также созданы на кинофабрике А. А. Ханжонкова. Созданные здесь киноленты «Прекрасная Люкинда» и «Стрекоза и муравей» имели громкий успех не только в отечественных кинотеатрах, но и в Старом и Новом Свете. Исторические фильмы, созданные на ханжонковской кинофабрике, особенно в годы Первой мировой войны, имели широкое патриотическое звучание. Достаточно назвать только некоторые из них: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «1812 год», «Царь Иван Васильевич Грозный». Все они имели большой успех, в том числе и у военного зрителя. В преддверии революции 1917 года предприниматель продолжал обращаться при создании новых художественных кинолент к творениям великих отечественных писателей. Так на свет появились фильмы «Дворянское гнездо», «Наталья Ростова» и «Пиковая дама». Одной из отличительных способностей Александра Алексеевича являлось умение создавать творческие коллективы из особо талантливых деятелей кинематографа. С ним успешно сотрудничали такие знаменитые режиссеры своего времени, как Я. А. Протазанов, П. И. Чердынин и В. Р. Гардин, звезда дореволюционного кино В. В. Холодная. Созданное отставным казачьим офицером акционерное общество «Ханжонков и К°» за время своего существования с 1908 по 1920 год (когда оно было национализировано) создало около четырехсот (!) кинофильмов. Александр Алексеевич за свои труды кинопредпринимателя дважды награждался императором Николаем II. Благодаря таким подвижникам, как А. А. Ханжонков, Россия в начале XX столетия, без всякого преувеличения, стала мировой кинодержавой. Выпуск отечественных фильмов резко увеличивался с каждым годом. Если, скажем, в 1908 году на экран их вышло всего восемь, то в 1912 году было уже 72, а в предреволюционном 1916 году — 498! …В 1917–1920 годах Ханжонков, находясь в Крыму, пытался организовать «Ялтинский Голливуд». Но старая Россия безвозвратно уходила в историю. Три года семья кинопредпринимателя находилась в белой эмиграции, на Родину Ханжонковы вернулись в 1923 году. Александр Алексеевич стал работать в советской кинематографии. Позже стал заниматься литературной работой, проживая по состоянию здоровья в Ялте… После себя А. А. Ханжонков оставил воспоминания, изданные в 1937 году. Они назывались «Первые годы русской кинопромышленности». В Москве по сей день стоит памятник известному отечественному кинодеятелю. Это так называемый «Дом Ханжонкова», находящийся на площади Маяковского, которая раньше называлась Триумфальной. Теперь в нем находится киновидеоцентр национальных кинематографий «Москва». Дом был построен в 1913 году как крупнейший в России трехъярусный кинотеатр «Триумфальный» на 800 мест.      

Источник: 100 великих казаков. 2007