— расколоучитель XVIII в., родился в 1674 или 1675 г., казнен 21 марта 1720 г., родом из нерехтских посадских людей, служил дьяконом в тамошнем Тенском Владимирском монастыре. Мучимый разными сомнениями, на которые окружающие не могли дать ему разъяснения, страстно желая узнать истину, он бросил место, распродал в 1703 г. свое имущество и ушел к раскольникам в Чернораменские леса Нижегородской губернии, жил во многих скитах на послушании у старцев, в 1709 г. пострижен в монахи, а в следующем году был уже настоятелем скита. Споры, возникшие в это время между раскольниками о мире и каждении, в которых дьякон Александр принимал живое участие, были поводом к образованию согласия "дьяконовцев", или "новокадильников". В 1716—1719 г. Александр выступил с "ответами" против известного Питирима, преследовавшего раскол в пределах Нижегородской губ., и защищал в них воззрения своих единомышленников. Под влиянием угроз, убоявшись ссылки и пыток, он отрекся в 1719 г. письменно от своих взглядов, но затем, мучимый угрызениями совести за свое отступничество, ушел в Петербург и подал государю донесение, изложив в нем все действия Питирима и свои собственные убеждения; 12 февр. 1720 г. подвергся допросу, посажен в Петропавловскую крепость и казнен в Нижнем Новгороде 21 марта 1720 г. отсечением головы; тело его сожжено на костре. Оставленные им сочинения, "Духовное завещание" и так называемые "новокадильнические" сочинения, сохранились в рукописях, но напечатаны не были.
{Брокгауз}