российский император (с 1881), сын имп. Александра II; род. 26.02.1845, С.-Петербург, ум. 20.10.1894, Ливадия (Крым).
Взойдя на престол после убийства имп. Александра II, А. осуществил стабилизацию гос. строя в России. Основой полит. взглядов А. была апология неограниченного самодержавия в качестве одного из неотъемлемых устоев рус. быта (манифест О незыблемости самодержавия от 29.04.1881) и борьба с революционными тенденциями в об-ве при помощи широких административно-репрессивных мер. Руководящим принципом политики А. стала возрожденная николаевская триада «православие, самодержавие, народность». Эта политико-рел. модель осуществлялась в царствование А. с еще б?льшей последовательностью, чем во времена Николая I, во всех областях социально-полит. жизни России, в т.ч. и в рел. сфере. Главным идеологом и проводником охранительной нац. политики царствования А. стал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев. Под влиянием Победоносцева умеренная веротерпимость, формально провозглашенная законом от 3.05.1883, сменилась политикой систематических преследований рус. сектантов — духоборов, штундистов, толстовцев и др. Политика адм. русификации в значительной мере затронула зап. губернии России и Королевство Польское; особо жесткие меры применялись к греко-католикам. Новым ограничениям при поступлении на гос. службу было подвергнуто польское население Королевства Польского. С 1882 особые ограничения были наложены на границы расселения евр. населения в империи, а в 1887 введена процентная норма для приема евреев в высшие и средние учебные заведения.
Правительство А. продолжало патриархальную опеку по отношению к крестьянскому сословию, сохраняя общинное землевладение в деревне и волостной крестьянский суд. В 1884 все нар. школы низшего типа были переданы в ведомство Святейшего Синода и стали церковно-приходскими. В эпоху А. происходило бурное развитие частного капитала и предпринимательства. Пр-во оказывало поддержку деловой активности, создавало условия для привлечения иностр. капитала, подготовило налоговую и денежную реформы. В то же время полит. стабилизация, проводившаяся А., привела к частичному ограничению реформ 1860–70-х: в 1881 было принято Положение о мерах охраны государственной безопасности и общественного спокойствия, которое установило расширенные полномочия полицейских органов и внесудебные наказания; также были упразднены выборные мировые судьи, установлен сословный принцип выборов в органы местного самоуправления — земства (1889), отменена автономия университетских советов, усилены адм. ограничения печати (1882–84).
Отношения со Св. Престолом в царствование А. во многом изменились к лучшему. На коронации А. присутствовал личный представитель Папы Льва XIII архиеп. Винченцо Ваннутелли (1836–1930). Однако переговоры Ваннутелли с Победоносцевым так и не привели к учреждению папского представительства в С.-Петербурге. Вместе с тем, несмотря на сопротивление со стороны Победоносцева, А. продолжил переговоры с дип. представителями Св. Престола, начатые его отцом. В результате подписанных 24.12.1882 соглашений Лев XIII смог назначить 12 епископов на вакантные кафедры в польских епархиях.
Восстановлению добрых отношений со Св. Престолом способствовала также миссия А.П. Извольского (с 1888 — особого представителя России в Риме, в 1894–97 — министра-резидента императорского двора при Римской курии). Однако из-за возражений Победоносцева папский дип. представитель так и не был аккредитован в С.-Петербурге. В то же время полит. курс Льва XIII открыл новые возможности для сближения Св. Престола с Россией. Знаками улучшения отношений между Россией и Св. Престолом стал визит к Льву XIII вел. князей Владимира, Сергея и Павла в 1888, а также поздравление, которое А. направил 28.01.1888 в Рим по случаю 50-летнего юбилея священнического служения Льва XIII. В своих посланиях к А. Лев XIII неоднократно подчеркивал необходимость полит. и рел. сближения рос. императорской власти со Св. Престолом для противодействия нарастающим анархическим и нигилистическим течениям в мире.
Лит-ра: Император Александр III: Сборник материалов. СПб., 1895; Арсеньев К.К. Свобода совести и веротерпимость. СПб., 1904; Зайончковский П. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970; Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993; Boudou A. Le Saint-SiПge et la Russie. P., 1925, vol. 2; Simon G. Konstantin PetroviЛ Pobedonoscev und die Kirchenpolitik des Heiligen Sinod 1880–1905. GЪ., 1969; Olszamowska-Skowrofska S. Les accords de Vienne et de Rome entre le Saint-SiПge et la Russie, 1880–1882. R., 1977.
А. Савинов, А. Юдин