(1913–1963)
военный моряк-подводник
Александр Иванович Маринеско отличался самоотверженной храбростью, владел немалыми знаниями и чрезвычайным боевым опытом, но человеческая слабость временами очень мешала ему. Он был способен подняться к вершинам самопожертвования и, вместе с тем, не устоять перед мелкими житейскими соблазнами.
Александр Маринеско родился 13 февраля 1913 г. в Одессе. И этот морской южный город наложил свой отпечаток на характер мальчика, привив нему чрезвычайную живость, отвагу и любовь к морю. Еще в детстве он прекрасно плавал, нырял, рыбачил в штормовую погоду.
Отец Александра — Йон Маринеску — румын по национальности. Служил на румынском королевском флоте, но из-за конфликта с офицером, боярским сыном, попал под трибунал. Друзья помогли ему избежать неминуемой смерти (матроса, который поднял руку на офицера, ждала смертная казнь), и Йон вплавь через Дунай перебрался в Бесарабию. Оказавшись потом в Одессе, он даже фамилию изменил на молдавский манер — Маринеско. Со временем он женился на украинской девушке. От отца мальчик унаследовал смелость и прямолинейность, а самое главное — стремление к романтике с немалой примесью риска, способность мгновенно решать даже самые сложные проблемы. Естественно, что по окончании общеобразовательной школы в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в школу юнг, со временем — в Одесское морское училище. В 1933 г… получив диплом штурмана дальнего плавания, идет на пароход «Красный Октябрь». Так и остался бы Александр гражданским моряком, если бы не один случай: команда корабля, на котором он служил вторым помощником капитана, принимала участие в спасении моряков торпедного катера, которым вот-вот должен был затонуть. Наблюдая за четкими действиями офицеров, мужеством и отвагой моряков-торпедников, решил однозначно: «Буду военным моряком!».
В скором времени был объявлен спецнабор штурманов в подводный флот…
А в 1937 г. А. Маринеско закончил высшие курсы командирского состава подводников и в звании старшего лейтенанта берет под командование военную подлодку-малютку «М-96». Еще во время обучения весь высший командный состав округа немало удивлялся его изобретательности и инициативности, его храбрости. Он имел многочисленные благодарности и поощрения, в частности награждение денежным фондом личного состава возглавляемой им лодки, а лично «старлея» — золотыми часами от имени наркома ВМФ. В 1940 г. на Балтийском флоте его подводная лодка по всем нормативам всегда занимала первые места. В довоенной командирской аттестации была запись: «Должности командира подводной лодки отвечает. Достоин назначения на лодку типа „С“. После кампании (то есть учений. — Ред.) 1941 г. может командовать дивизионом лодок типа „М“ XII серии». Но судьба сложилась иначе — началась война. И командование решает подводную лодку отличного военного подводника переправить… по железной дороге на Каспийское море!
«Стратегические» планы командования прервались затяжной блокадой Ленинграда: «М-96» осталась на Балтике, и А. Маринеско с головой погрузился в подготовку лодки к боевым действиям. Энергичный, нетерпеливый моряк настаивал на участии в боевых действиях. Но выход в море был запланирован лишь на июнь 1942 г., потом перенесли на август…
Наконец получен долгожданный приказ — «…на поиск и уничтожение кораблей противника». И в первом же боевом походе 14 августа 1942 г. подводники потопили немецкий транспорт «Хелене» водоизмещением 7000 тонн. Этот подвиг достоин искреннего удивления: и преследование вражескими катерами, когда лодку-малютку бросало взрывами в морских глубинах, и 20 линий подводных минных заграждений, через которые, трижды скрежеща корпусом о смертоносный барьер, прошла потрепанная в поединке субмарина, и ошибочное нападение своих, когда трагического результата удалось избежать, опять же, благодаря решительным действиям командира: внезапно возникнув лодкой между в который раз атакующими советскими катерами, ему удалось остановить азартных «охотников»…
За этот поход А. Маринеско 13 ноября 1942 г. был отмечен первой наградой во время войны — орденом Ленина. Ему присваивают звание капитана 3-го ранга и направляют… в Самарканд для повышения квалификации, куда была эвакуирована Военно-морская академия. А. Маринеско опять был лишен возможности воевать. Он тяжело переживал полтора года бездеятельности (обучение не было таким уж необходимым), в особенности угнетало то, что его «М-96» («завороженная» при его командовании) погибла.
И лишь в октябре 1944-го, через полгода после назначения на новую подводную лодку «С-13», Александр Иванович снова вышел в море.
… Поединок с «Зигфридом», мощным немецким транспортником, был продолжительным и изнурительным. Его командир оказался опытным моряком: уклонившись от четырех торпед из «С-13», пошел на таран подводной лодки. А. Маринеско скомандовал немедленно всплыть и огнем своих пушки и пулемета субмарина сумела пустить фашистский корабль на дно. За этот поединок А. Маринеско был награжден орденом Боевого Красного Знамени.
Возвратившись на базу в финский порт Турку, А. Маринеско с группой товарищей-офицеров зашел в местный ресторан. В тот вечер, хорошо выпив, Маринеско остался ночевать у хозяйки ресторана, белокурой шведки Элизабет…
На базе он появился только на третий день. Это был скандал: на время боевых действий военным категорически запрещалось иметь любые отношения с женщинами из иностранных государств. Были наказания, вызовы в НКВД и другие органы «контроля». У высшего командования даже была мысль отстранить А. Маринеско от командования субмариной, несмотря на два боевых ордена. Но все же решили: пускай воюет! Подводника взял «на поруки» командир дивизиона капитан 1-го ранга А. Орел. 13 января 1945 г. «штрафники» вышли в море, чтобы осуществить подвиг, названный в анналах мировой истории «атакой века». Логически, лодка из этого вояжа не должна была возвратиться, ведь приказ «смыть кровью» истолковывался в те времена прежде всего как «погибнуть геройской смертью», а не как «выполнить задание».
Драматические события разыгрались в районе Данцигской бухты. Ночью 30 января бушевал шторм: даже на глубине 20 метров субмарину качало со стороны в сторону. Уже 15 дней экипаж находился в море в поисках врага. Через очень плохую видимость в перископ субмарина всплывает на поверхность. На пятнадцатиградусном морозе корпус лодки, вахтенные на мостике и командир мгновенно покрываются льдом. Тем не менее ждут немецкий конвой. Наконец зафиксирован шум двухвинтового корабля в сопровождении катеров, их скорость значительно выше от возможной на «С-13»… Дизеля работают на пределе, дымят: чтобы не «стреляли» предохранительные клапаны, между пружин забивают проволоку и вставляют отвертки. Постепенно, на параллельном курсе, лодка настигает загадочного великана. В 23 часа с минутами субмарина дает залп в четыре торпеды, которые попали в носовую, среднюю части и в машинное отделение. Транспорт медленно зарывается носом в штормовые волны. Но в торпедном отсеке «С-13» застряла четвертая ракета, а это сотни килограммов взрывчатки! Еле втащив ее в корпус, подводная лодка погружается и направляется в район гибели транспорта. Там, по расчетом А. Маринеско, никому не придет в голову их искать.
Был потоплен немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 480 тонн — длиной 208 м, шириной 23 м. На его борту было свыше семи тысяч солдат и офицеров, из которых 3700 — специально выученные подводники для укомплектования семидесяти субмарин. Залп А. Маринеско нанес непоправимые потери военно-морским силам фашистов. А потопление «Вильгельма Густлова», учитывая характеристики плавсредства и количество людей, можно приравнять к… пяти «Титаникам».
Немецкий лайнер «Вильгельм Густлов».
Со временем субмарина под командованием А. Маринеско отправила на дно еще несколько мощных кораблей, в частности, военного «Генерала Штойбена» водоизмещением 14 660 тонн, на борту которого было 3600 вышколенных солдат и офицеров вермахта. Германия — три дня в трауре, А. Гитлер объявил А. Маринеско личным врагом. В то же время У. Черчилль (за срыв блокады Великой Британии) сооружает подводнику памятник (прижизненно!) в музее военно-морского флота в Портсмуте.
Веселый характер, честность, правдивость, принципиальность и независимость, а также много других добродетелей героя, к сожалению, стали помехой истинному признанию его заслуг. Вместо звезды Героя (положенной награды за такие подвиги), ему вручили только очередной орден Боевого Красного Знамени.
После множества драматических, почти трагических ситуаций, в которых побывала «С-13», она (кстати, таких субмарин в советском флоте было 13) возвратилась на базу из последнего боевого рейда 13 мая 1945 г. Успех подводной лодки зависел не только от смелости и решительности командира, от умелого маневрирования, но и от точного и своевременного выполнения своих обязанностей всем экипажем. Всегда спокойный, уверенный, А. Маринеско был довольно настойчив в достижении своих целей. Командуя субмариной, никогда не повышал голос на подчиненных. Однако, был весьма самолюбивым, обидчивым, чем иногда себе же и вредил.
Мирная жизнь героя не сложилось. Его понижают в звании и назначают командиром… тральщика. В отчаянии А. Маринеско подает в отставку и идет в торговый флот — вторым помощником капитана. Как-то в немецком порту работник, просматривая документы, в крайнем удивлении спросил: «Как, знаменитый Маринеско — и лишь второй помощник?!»
Из-за ухудшения зрения Александр Иванович вынужден был покинуть флот навсегда (1949), и пошел работать завхозом. Не привыкнув к некоторым «законам» гражданской жизни, стал жертвой махинаций, из-за чего был осужден на три года лишения свободы, из которых отбыл полтора. Затем устроился на ленинградский завод «Мезон», где и работал последнее время.
Но народ помнил подвиги выдающегося героя. Реагируя на неудовольствие общественности, министр обороны СССР восстанавливает его в звании капитана 3-го ранга.
25 ноября 1963 г. после тяжелой и продолжительной болезни Александр Маринеско умер. Похоронили его в Ленинграде (теперь — Санкт-Петербург), на его могиле заводчане на собственные средства поставили памятник.
Прошло еще немало времени, пока А. Маринеско (хотя и посмертно) получил заслуженное признание: 5 мая 1990 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награда вручена его дочери — Леоноре. В Одессе и Санкт-Петербурге его именем названы улицы, а 17 июня 1992 г. имя А. Маринеско присвоено кораблю. Таким образом герой смог возвратиться на родину — в Одессу.