— дьякон Владимирского девичьего монастыря в Нерехте, один из расколоучителей XVIII века, основатель секты "дьяконовцев" или "новокадильников"; род. в 1674 или в 1675 г., казнен в Нижнем Новгороде 21-го марта 1720 г. Происходя из посадских нерехтских людей, он до 27 лет служил дьяконом. Читая однажды потребник иноческий и найдя в нем "проклятие ересем от яковит приходящим" ("иже не крестит двемя персты, якоже и Христос, да будет проклят"), дьякон Александр "получил сомнение в вере христианской". Сомнения эти еще более усилились, когда в большом часослове он встретил сугубую аллилуию. Обратившись за разъяснением к монастырскому священнику, дьякон Александр получил только совет не читать старопечатных книг, чем не мог удовлетвориться и рассказал о своих сомнениях старице Елисавете, тайной раскольнице, временно проживавшей во Владимирском монастыре. Она посоветовала ему идти в "нижегородские пустыни", где "истинная вера обретается в сокровенном месте". Продав все имущество, Александр вместе с женой тайно убежали в 1703 г. из Нерехты. Встретившись в Ярославле с раскольником, старцем Ионой, Александр отправился вместе с ним в его скит в чернораменские леса Балахнинского уезда Нижегородской губ. Жена Александра постриглась в одном из керженских женских скитов. Прожив у Ионы около года и научившись "разумению в вере", Адександр жил затем во многих других скитах, на послушании у разных старцев; в 1709 г. он был пострижен старцем Лаврентием в монахи и через год сделался, после его смерти, настоятелем скита. Постигнув "истинную веру", Александр восстал против раскольников поповцев, живших на Ветке, за употребление незаконного миро, сваренного одним из ветковских настоятелей, Феодосием, и за неправильное троекратное каждение, между тем как следует кадить крестообразно. Часть раскольников приняла сторону Александра и образовала новую секту "дьяконовцев" или "новокадильников". Во время этих споров о миро и каждении, среди нижегородских раскольников миссионерствовал игумен Переяславль-Залесского (владимирской епархии) Никольского монастыря Питирим, с 1718 года архимандрит Кержебельбажского Успенского монастыря. Он послал 1-го января 1716 г. дьяконовцам 130 вопросов, на которые требовал ответов с пояснением причин — "коих ради вин отодрались они от единства церквей". Обещавшись отвечать, дьяконовцы, в свою очередь, послали 16-го августа 1716 года Питириму 240 вопросов, в которых старались показать нововведения, странности, противоречия в церковных книгах и в образе действий православной церкви. Питирим неоднократно напоминал дьяконовцам — готовы ли у них ответы, но раскольники всячески уклонялись от подачи их, пока наконец не вынуждены были к тому силой: Питирим задержал у себя диакона Александра и старцев Исифа и Герасима, пришедших к нему с просьбой не отвечать на присланные вопросы, и не отпустил до тех пор, пока старец Варсонофий не дал Питириму расписки "ответы поставить". Раскольники сдержали обещание, и 15-го мая 1719 г. представили Питириму, тогда уже епископу нижегородскому, свои ответы, писаные частью Андреем Денисовым, а частью самим Александром и его последователями. Диаконовские вопросы и ответы имеют весьма важное значение в истории раскола, и для раскольников до сих пор служат источником доказательств при защите своих заблуждений. 29-го сентября Питирим приехал в село Пафнутово Дрюковской волости Балахнинского уезда и приказал раскольникам собраться для спора. Раньше этого Питирим прислал тайно, через старца Варсонофия, черновое доношение, которое следовало переписать, подписать и всенародно подать Питириму. В этом доношении дьяконовцы отрекалиеь от своих ответов ("оные наши ответы полагаем ни во что, яко бы и не писаны"). После долгих колебаний дьяконовцы, из боязни ссылки и пыток, подписали доношение. 1-го октября состоялось собеседование Питирима с дьяконовцами, причем было всенародно прочитано и доношение их. Совесть мучила Александра, что он "неправедно" приложил руку к "неправому доношению". В декабре он отправился в Петербург и подал Петру Великому новое доношение, в котором описал все действия Питирима и отрекался, "убояся суда Божия и вечных мук", от подписи под вынужденным отказом от своих взглядов. Питирим в то время был в Петербурге вместе с Варсонофием, который в тайной канцелярии сообщил, что Александр подал свое новое доношение без совета скита. 12-го февраля Александр был допрошен в кабинете Государя, а 16-го февраля препровожден от кабинет-ceкретаря Макарова к члену тайной канцелярии Ушакову и посажен в Петропавловскую крепость. 22-го февраля Ушаков получил собственноручно написанное приказание Петра Великого: "Дьякона пытать, к кому он сюда приехал и приставал и кого здесь знает своего мнения потаенных, а по важных пытках послать с добрым офицером и с солдаты от гвардии в Нижний и там казнить за его воровство, что мимо выборного старца воровски учинил". Никаких сообщников Александр при допросе не открыл и был отправлен в Нижний Новгород, где ему отрубили голову, а тело сожгли на костре. Сочинения Александра встречаются в рукописях многих библиотек. Так, ему принадлежат: "Духовное завещание" и некоторые "новокадильнические" сочинения.
Есипов, "Раскольничьи дела XVIII столетия, т. I, стр. 622—641. Александр Б., "Описание некоторых раскольничьих сочинений", т. 2, стр. 132 и сл. Макарий, "История русского раскола", стр. 299—301. Ивановский, "Руководство по истории и обличению раскола". "Полное Собр. Зак.", т. 6, ст. 3522, указ 13-го февраля 1720 г. (здесь подробно изложено о наказании Александра за клятвопреступление). Строев, "Описание рукописей Царского", №№ 279, 280 и 750. "Энцикл. Словарь, сост. русск. учен. и литерат.", т. III. Венгеров, "Критико-Биогр. Словарь", т. II, стр. 363—366.
{Половцов}