Александра Невского благоверного князя на Миусской площади собор

Найдено 1 определение
Александра Невского благоверного князя на Миусской площади собор
(уничтожен).
Храм-памятник во имя благоверного князя Александра Невского был задуман в память исторического события — отмены крепостного права 19 февраля 1861 г. императором Александром II, в честь его святого покровителя. Правительствующий Синод 30 мая 1861 г. издал указ о постройке храма, в котором, кроме прочего, говорилось, что органы власти обязывались «изыскать для будущего храма место, на котором бы он преимущественно был виден народу как памятник, и с тем вместе, если можно, соответствовал наилучшей потребности». На основании указа при Чудовом монастыре создали Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма Александра Невского. К 1894 г. сборы составили сто тысяч рублей серебром, что было меньше пятой части необходимой суммы. После длительных обсуждений будущего месторасположения храма (предлагались места на площади Старых Триумфальных ворот или у Ильинских ворот) московское городское управление в 1895 г. безвозмездно предоставило землю — три тысячи квадратных сажен в южной части Миусской площади.
Место, на котором к концу XIX века начали создавать Миусскую площадь, хотя и было внутри Камер-Коллежского вала, но только начиналось застраиваться, а до этого здесь были обширные дровяные склады и рынок, где торговали лесом. В конце XIX века площадь постепенно стала приобретать значение культурного и общественного центра северо-западной части города. В это время сложилась сеть улиц, связавших ее с Тверской-Ямской и Новослободской улицами.
Первые участки Миусской площади в виде прямоугольных кварталов были отданы для сооружения храма Александра Невского и Промышленного училища (в настоящее время Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева). Первоначальный проект собора был составлен архитектором А.А. Латковым, но так как в основу плана был принят круг, церковные власти его отвергли как не канонический. В 1890 г. известным архитектором Александром Никаноровичем Померанцевым, профессором Императорской Академии художеств, был предложен проект собора, который он разработал, используя рисунок художника В.М. Васнецова. В 1900 г. А.Н. Померанцев представил второй проект храма Александра Невского, менее дорогой в исполнении. Этот вариант и был принят.
По проекту собор Александра Невского должен был стать вторым по размерам после храма Христа Спасителя, высотой около сорока пяти метров и квадратный в плане. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Оно должно было быть единым и грандиозным. Огромный, сложной конструкции свод опирался только на стены и не имел внутренних опор. Вдоль южной и северной стен внутри шли галереи с аркадами, над которыми располагались хоры по образцу древних византийских храмов, в частности Святой Софии в Константинополе. Архитектурный стиль, в котором проектировался собор, был древнерусским, но в нем были элементы византийской и даже средневековой итальянской архитектуры. Число куполов предполагалось самое большое из всех русских храмов — двадцать один. В центре помещался главный купол с самым высоким и широким барабаном. Вокруг него на стороны света — четыре купола поменьше. По диагонали здания еще четыре, чуть меньше предыдущих. Всего девять больших куполов. По краям здания, между закамарами располагалось тринадцать небольших маковок на тонких шеях. Предполагалось строить собор из современных материалов: бетона и цемента в сочетании с кирпичом, а облицовывать камнем. Новые материалы давали возможности создать столь сложную конструкцию завершения храма, построить его быстро и дешево, и получить при этом грандиозный и эффектный собор.
К сожалению, собранных денег было недостаточно, поэтому строительство откладывалось.
Митрополит Московский Владимир (Богоявленский) освятил место закладки собора только в 1904 г. Строительство началось 22 сентября 1913 г. Такое промедление оказалось роковым, так как начало войны в 1914 г. замедлило темпы возведения собора. К 1915 г. основной объем храма без куполов и детальной отделки был закончен. Архитектор А.Н. Померанцев считал возведение собора, посвященного его святому покровителю, делом всей своей жизни, стремился ускорить работы, даже передал свои сбережения на строительство.
К октябрю 1917 г. огромный храм выглядел почти законченным, за исключением нескольких глав и внутренней отделки. Через год после начала строительства в подклете был устроен придел апостола Архипа, память которого совершается 19 февраля. Год спустя этот придел, по всей вероятности, был заменен новым, более обширным. 16 ноября 1915 г. освятили придел святителя Тихона Воронежского. Он был устроен по инициативе бывшего председателя строительного комитета епископа Верейского Модеста. Придел размещался под южным отделением главного алтаря, вмещал до четырехсот богомольцев. Храм святителя Тихона Воронежского должен был иметь отдельный причт, в нем предполагалось ежедневно служить литургии и панихиды по православным воинам, на поле брани убиенным, а также по почившим жертвователям. Вход в него был устроен отдельный с улицы. Указом Синода от 30 апреля 1916 г. был открыт самостоятельный приход при строящемся Александро-Невском храме на Миусской площади, со штатным причтом из священника и псаломщика и отнесением содержания его на местные средства. Тогда же в храме был оформлен и освящен северный придел во имя святителя Николая. Он был сделан временным с одноярусным деревянным иконостасом и иконами на холстах в рамах, прикрепленными на неоштукатуренные стены. В алтаре помещалось изображение Божиего Ока, а под ним — Богоматерь Покровительница, копия с работы В.М. Васнецова в киевском соборе Святого Владимира.
После Октябрьской революции строительство было прервано. Тогда же упразднили Комитет для принятия и хранения приношений на созидание храма, работавший с 1861 г. В книге «Красное колесо» А. И. Солженицын написал, что москвичи предлагали использовать «грандиозный недостроенный собор на Миусской площади, внутри без единой колонны» для заседаний Учредительного собрания, в надежде, что оно соберется в Москве, а не в Петербурге. В 1920-е гг. службы в соборе прекратились, и его стали использовать как склад. В частности, в нем хранилась после сноса здания панорамы на Чистых прудах свернутая в рулоны Бородинская панорама художника Ф.А. Рубо. В 1930-е гг. обсуждались разные проекты достройки здания: для Дома Радио (проект архитекторов А.Н. Душкина и А.Г. Мордвинова, 1934 г.), проведения экспериментов по разработке акустических систем для Дворца Советов, так как бесстолпное внутреннее пространство было в три раза больше, чем объем зала Большого театра. Пока шло обсуждение, как приспособить храм, в нем разместили склад, в который свезли чугунные детали Триумфальной арки после ее сноса в 1934 г. Детали (колесница Победы, воины, рельефы и прочие работы скульптора И.П. Витали) потом перевезли в Музей Всесоюзной академии архитектуры, расположенный в Донском монастыре. В 1950-е гг. стены храма, частично уже разрушавшиеся от времени, были взорваны. На месте собора с использованием частично его стен и кирпича в 1960 г. был поставлен Дом пионеров Фрунзенского района по проекту архитекторов Ю. Шевердяева и К.Д. Пехояна.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.