Александров, Александр Васильевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич
(13.4.1883–8.7.1947), композитор и дирижер, ген.?м. (11.7.1943), нар. артист СССР (14.3.1937), д?р искусствоведения (1940), 2?кратный лауреат Сталинской премии (1942, 1946). Сын крестьянина. Окончил Моск. консерваторию (1918). С 1891 пел в хоре Казанского собора (Петербург). В 1913–16 создал в Твери муз. школу. С 1918 преподавал хоровое пение в Моск. консерватории, с 1922 проф., с 1925 зав. хоровой кафедрой, в 1929–36 зам. декана воен. – дирижерского ф?та. В 1928 организовал из членов самодеятельности Ансамбль песни и пляски РККА. Ансамбль сразу стал широко известен, прежде всего благодаря музыкальным композициям, прославлявшим героев войны (в т. ч. о 1?й Конной армии, Дальневост. армии, обороне Царицына, о Щорсе и т. д.). Обработал «народную» песню «По долинам и по взгорьям». Большую известность получили его произведения «Кантата о Сталине», «Песня о Сталине», «Песня о военном комиссаре», «Гимн партии большевиков». В 1941 написал музыку песни «Священная война», к?рая стала символом борьбы СССР против фашизма. С 1943 в числе др. композиторов работал над музыкой для Гимна СССР. Был утвержден вариант А. После смерти А. его ансамбль в 1946 возглавил его сын Борис (1905–1994).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич
(1883—1946), русский советский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР (1937), доктор искусствоведения (1940), генерал-майор (1943), профессор (1922). Член КПСС с 1939. В Сов. Армии с 1928. Организатор и художественный руководитель дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Сов. Армии (ныне им. А. В. Александрова). Создатель цикла военно-патриотических песен — «Священная война» (1941), «Святое ленинское знамя» и др. Автор музыки Гимна Сов. Союза (1943). Государственная премия СССР (1942, 1946). АЛЕКСАНДРОВ Анатолий Петрович (р. 1903), советский ученый, общественный деятель, руководитель исследований и разработок по атомной науке и технике в СССР, трижды Герой Социалистического Труда (1954, 1960, 1973), академик АН СССР (1953). Член КПСС с 1962. Окончил Киевский университет (1930). В 1946—55 директор Института физических проблем АН СССР, с 1960 —Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, президент АН СССР (1975—86). Один из основателей советской атомной энергетики. Внес крупный вклад в развитие физики полимеров, разработал метод защиты кораблей от магнитных мин, применявшийся в Вел. Отеч. войне. Член ЦК КПСС с 1966. Депутат Верховного Совета СССР 5, 6 и 9—11-го созывов. Государственная премия СССР (1942, 1949, 1951, 1953), Ленинская премия (1959).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич
(1(13).4.1883, с. Плахино Рязанской губернии, – 8.7.1946, Берлин), русский советский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР (1937), генерал‑майор (1943), доктор искусствоведения (1940). Член КПСС с 1939.
В 1900‑02 учился в Петербургской консерватории у А. К. Лядова и А. К. Глазунова, в 1909 – в Московской консерватории по классу композиции С.Н. Василенко и классу пения У.А. Мазетти. С 1918 преподаватель, с 1922 профессор Московской консерватории, с 1925 заведующий хоровой кафедрой, в 1929‑36 заместитель декана военно‑дирижерского факультета. Организатор (1928) и руководитель Краснознаменного Ансамбля песни и пляски Советской Армии (ныне им. A.B. Александрова), завоевавшего популярность в СССР и за рубежом. По примеру этого коллектива было создано много ансамблей песни и танца. Большинство произведений А. (песни, музыкальные монтажи) связано с его работой в ансамбле и посвящено советской военно‑патриотической теме, истории Красной Армии («Эшелонная», «Бейте с неба самолеты» и др.). Песни А. отличаются распевностью, эпической широтой, характерным для гимна звучанием и продолжают традиции русской музыкальной классики (здравицы‑славления, идущие от оперы Глинки «Иван Сусанин»). Создал песню «Священная война» (на слова В.И. Лебедева‑Кумача, 1941), ставшую музыкальным символом Великой Отечественной войны 1941‑45. Автор музыки Гимна Советского Союза (1943). Государственная премия СССР за создание выдающихся советских массовых песен (1942) и за концертную исполнительскую деятельность (1946). Награжден орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
Лит.: Поляновский Г., А. В. Александров, М. – Л., 1959; Шилов А., А. В. Александров, М., 1955.

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич
(1883–1946), советский композитор, педагог и дирижер.
Народный артист СССР (1937). Доктор искусствоведения (1940). Генерал‑майор (1943). В 1928 создал Ансамбль песни и пляски Красной Армии. Одна из лучших его песен «Священная война» (слова В.И. Лебедева‑Кумача). Лауреат Сталинской премии: 1942 – за ряд популярных песен, 1946 – за концертно‑исполнительскую деятельность. А.В. Александров автор музыки Государственного Гимна Советского Союза (1943).
Вспоминая 30‑е годы, когда коллектив ансамбля состоял из 25–30 исполнителей, А.В. Александров писал, что встал вопрос, «как строить свой репертуар, как искать наиболее яркий и совершенный стиль исполнения. Много раз мы ставили перед собой эти вопросы и не находили ясного ответа.
И вот, – это было в 1933 г., – ансамбль выступал на торжественном вечере в Центральном Доме Красной Армии. В зале присутствовали руководители партии и правительства.
– С вами хочет поговорить товарищ Сталин, – сказали мне после заключительного номера нашей программы.
Иосиф Виссарионович тепло поблагодарил ансамбль за выступление и стал говорить о самом главном, самом жизненно необходимом для нашего коллектива.
– Вам нужно пополнить свой репертуар народными песнями, – сказал он. – Как вы думаете? Я откровенно рассказал товарищу Сталину о наших сомнениях. Мы представляли себе, что если наш ансамбль военный, то он должен исполнять военные песни. Это ограничивает нашу работу, а расширить ее рамки побаиваемся.
– Не бойтесь, – ободряюще сказал товарищ Сталин. – Используйте народную песню как можно шире. Включите в свой репертуар и лучшие классические произведения. У вас есть все возможности для этого.
Товарищ Сталин обратил также внимание на малый состав ансамбля и указал, что его надо значительно расширить. Радостные, окрыленные покинули мы в этот вечер здание ЦДКА. Перед ансамблем красноармейской песни и пляски открылся новый путь, все стало ясным, все сомнения были разрешены.
…За последние годы нам неоднократно приходилось выступать на приемах в Кремле, на торжественных вечерах в Большом театре. Однажды мы исполняли в Кремле песню «Волжская бурлацкая»:
Истоптав зеленый бархат,
Вдоль по берегу реки
Тащат парусную барку
Юноши и старики.
И покуда бороздами
Режет плечи бечева,
Волга‑мать не перестанет
Пенной злобой бушевать.
Нет, не барки с парусами, –
С кандалами на ногах
Жизнь свою же тащат сами
И не вытащат никак…
После исполнения меня подозвал к себе Иосиф Виссарионович.
– Замечательная песня, – сказал он. – Но чего‑то в ней не хватает.
– Чего именно, Иосиф Виссарионович?
Он взглянул, спрятав улыбку:
– Вы композитор. Подумайте.
Вернувшись после концерта домой, я сел за рояль и несколько раз проиграл песню, вдумываясь в текст и проверяя характер исполнения. Да, вот в чем дело! Товарищ Сталин был совершенно прав. Есть ошибка в тематической последовательности текста. Второй куплет песни надо перенести в конец. Как же мы сами не заметили? Ведь это сразу дает песне новый, высокий разлет, позволяет вести непрерывное нарастание к финалу!
Были сделаны поправки в тексте и в исполнении – и «Волжская бурлацкая» зазвучала с такой силой, которую мы и сами в ней не подозревали.
На одном из концертов товарищ Сталин услышал в исполнении ансамбля популярную песню «Розпрягайте, хлопцi, конi». Мы исполняли ее в маршевом темпе.
– Мне кажется, ее нужно петь медленнее, – сказал Иосиф Виссарионович.
И, очевидно, заметив вопрос в глазах собеседника, добавил просто и убедительно:
– Это же степная, широкая песня.
В репертуаре ансамбля есть ряд произведений, которые навсегда связаны в нашей памяти с оценкой и указаниями товарища Сталина. К XVIII съезду партии мы приготовили «Песню о партии» на слова Лебедева‑Кумача. Ансамбль исполнял ее на концерте в Кремле.
– Когда закончите программу, спойте эту песню еще раз, – попросил товарищ Сталин. – Только попробуйте дать ее более торжественно, как гимн. И «Песня о партии», исполненная вторично, – уже не в первоначальном темпе походного марша, – прозвучала как откровение для самого композитора, написавшего эту песню.
– Назовите ее «Гимн партии большевиков», – сказал товарищ Сталин.
Участникам ансамбля хорошо запомнился мягкий, но внушительный урок художественного вкуса и стиля исполнения, полученный ими на одном из концертов, где присутствовали руководители партии и правительства. Исполнялась русская пляска. Один из наших солистов‑плясунов пытался превзойти самого себя в замысловатых пируэтах‑прыжках.
Этот номер всегда вызывал одобрение у публики. Но сейчас мы смотрели со сцены вниз с чувством разочарования: по‑видимому, это выступление не понравилось товарищу Сталину.
После окончания программы к нам подошел товарищ Ворошилов.
– Климент Ефремович, – спросил я его, – почему товарищу Сталину и вам не понравилась русская пляска?
Он ответил коротко, со своей обычной прямотой:
– Бывают комики и бывают чудаки. Ваш плясун, исполняющий комическую пляску, ведет себя на сцене не как комик, а как чудак. И потом – где вы видели, чтобы народная пляска превращалась в акробатический танец?
Не меньше, чем безошибочный художественный вкус, поражала нас удивительная память Иосифа Виссарионовича, его глубокое знание народного песенного творчества. Он не один раз подсказывал ансамблю выбор репертуара, напоминал о какой‑нибудь яркой песне, которую мы забыли или не исполняли очень давно.
В августе 1943 во время концерта Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР в честь первого салюта И.В. Сталин попросил повторить исполнение «Гимна партии большевиков», но только помедленнее и на пол‑тона ниже. И после исполнения И.В. Сталин сказал:
– Вот теперь это Гимн Советского Союза».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич
(13 IV 1883, с. Плахино, ныне Рязанской обл. - 8 VII 1946, Берлин). А. В. Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Александров писал произведения и других жанров, но их было немного: 2 оперы, Симфония, Симфоническая поэма (все в рукописи), Соната для скрипки и фортепиано. Его любимым жанром была песня. Песня, - утверждал композитор, - начало начал музыкального творчества. Песня продолжает быть самой любимой, массовой, наиболее доступной формой музыкального искусства. Подтверждением этой мысли являются 81 оригинальная песня и свыше 70 обработок русских народных и революционных песен.
Александров от природы был наделен красивым голосом и редкой музыкальностью. Уже девятилетним мальчиком он поет в одном из петербургских хоров, а спустя некоторое время поступает в Придворную певческую капеллу. Там под руководством выдающегося хорового дирижера А. Архангельского юноша постигает тонкости вокального искусства и регентское дело. Но Александрова увлекала не только хоровая музыка. Он постоянно посещал симфонические и камерные концерты, оперные спектакли.
С 1900 г. Александров - студент Петербургской консерватории по классу композиции А. Глазунова и А. Лядова. Однако вскоре он вынужден был покинуть Петербург и надолго прервать учебу: сырой петербургский климат, напряженные занятия, материальные трудности подорвали здоровье юноши. Лишь в 1909 г. Александров поступил теперь уже в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям - по композиции (класс проф. С. Василенко) и вокалу (класс У. Мазетти). В качестве дипломной работы по сочинению он представил одноактную оперу Русалка по А. Пушкину и был удостоен за нее Большой серебряной медали.
В 1918 г. Александров был приглашен в Московскую консерваторию в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин, а 4 года спустя ему присвоили звание профессора. Важным событием в жизни и деятельности Александрова отмечен 1928 г.: он становится одним из организаторов и художественным руководителем первого в стране Ансамбля красноармейской песни и пляски. Ныне - это снискавший всемирную славу дважды Краснознаменный академический ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова. Тогда ансамбль насчитывал всего 12 человек: 8 певцов, баянист, чтец и 2 танцора. Уже первое выступление 12 октября 1928 г. в Центральном доме Красной Армии под управлением Александрова встретило восторженный прием у слушателей. В качестве премьеры ансамбль подготовил литературно-музыкальный монтаж «22-я Краснодарская дивизия в песнях». Основной задачей ансамбля было обслуживание частей Красной Армии, но он выступал также и перед рабочими, колхозниками, советской интеллигенцией. Большое внимание Александоов уделял репертуару ансамбля. Он много ездил по стране, собирая и записывая армейские песни, а затем стал сочинять и сам. Его первой песней на патриотическую тему была «Вспомним-ка, товарищи» (ст. С. Алымова). За ней последовали другие - «Бейте с неба, самолеты, Забайкальская, Краснофлотская-Амурская, Песня Пятой дивизии» (все на ст. С. Алымова), «Песня о партизанах» (ст. С. Михалкова). Особенно широкую популярность завоевала «Эшелонная» (стихи О. Колычева).
В 1937 г. правительство приняло решение о поездке ансамбля в Париж, на Всемирную выставку. 9 сентября 1937 г. Краснознаменный ансамбль в военной форме стоял на эстраде концертного зала Плейель, до отказа наполненного слушателями. Под аплодисменты публики на эстраду вышел Александров, и в зал полились звуки «Марсельезы». Все встали. Когда отзвучал этот волнующий гимн Французской революции, раздался гром аплодисментов. После исполнения «Интернационала» аплодисменты были еще более продолжительными. На следующий день в парижских газетах появились восторженные отзывы об ансамбле и его руководителе. Известный французский композитор и музыкальный критик Ж. Орик писал: С чем сравнить такой хор?.. Как не быть захваченным гибкостью и тонкостью нюансов, чистотой звука и в то же время сыгранностью, которая превращает этих певцов в единый инструмент и при том какой. Этот ансамбль уже покорил Париж... Страна, имеющая таких артистов, может гордиться. С удвоенной энергией работал Александров в годы Великой Отечественной войны. Он сочинил немало ярких патриотических песен, таких, как Святое ленинское знамя, 25 лет Красной Армии, Поэма об Украине (все на ст. О. Колычева). Из них, - писал Александр Васильевич, - "Священная война" вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятья гитлеризму. Эта, песня-набат, песня-присяга и ныне, как и в суровые военные годы, глубоко волнует советских людей.
В 1939 г. Александров написал «Гимн партии большевиков» (ст. В. Лебедева-Кумача). Когда был объявлен, конкурс на создание нового Гимна Советского Союза, он представил музыку «Гимна партии большевиков» с текстом С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. В ночь под 1944 год все радиостанции страны впервые передали в исполнении Краснознаменного ансамбля новый Гимн Советского Союза.
Выполняя огромную работу по обслуживанию частей Советской Армии, как в годы войны, так и в мирное время, Александров также проявлял заботу об эстетическом воспитании советских людей. Он был убежден, что Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски может и должен служить примером для создания ансамблей при рабочих клубах. При этом Александров не только давал советы по созданию хоровых и танцевальных коллективов, но и оказывал им практическую помощь. До конца своих дней Александров работал с присущей ему огромной творческой энергией - он умер в Берлине, во время гастролей ансамбля. В одном из последних писем, как бы подводя итог своей жизни, Александр Васильевич писал: ...Сколько пережито и какой пройден путь от того времени, когда я был мальчиком в лаптях, до настоящего момента... Много было хорошего и плохого. А жизнь была сплошной борьбой, полная труда, забот... Но я не сетую ни на что. Я благодарю судьбу за то, что моя жизнь, мой труд принесли какие-то плоды дорогой Отчизне и народу. В этом большое счастье... /М. Комиссарская/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Александров, Александр Васильевич

род. 1 (13) апр. 1883 в с. Плахино Рязанской губ., ум. 8 июля 1946 в Берлине во время гастролей. Композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. СССР (1937). Доктор искусствоведения (1946). Генерал-майор (1943). В 1900—1902 учился в Петерб. конс. у А. К. Лядова и А. К. Глазунова, окончил Моск. конс. по кл. композиции С. Н. Василенко (1913) и пения у А. Мазетти (1916). С 1918 преподаватель, с 1922 проф. по теоретич. предметам, с 1925 зав. хоровой кафедрой Моск. конс. В 1919—1930 вел классы хорового пения, композиции, сольфеджио и полифонии в Моск. обл. муз. техникуме. В 1928 организовал и возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне им. А. В. Александрова), с которым в дальнейшем связана творческая деятельность композитора. Автор музыки Гос. гимна Сов. Союза (1943). Гос. премии СССР (1942, 1946).


Соч.: оперы — Русалка (по А. С. Пушкину, 1913), Смерть Ивана Грозного (по А. К. Толстому, неоконч., 1913); для солистов, хора и орк. — Поэма об Украине (сл. О. Колычева, 1943); для орк. — симфония (1912), симф. поэма Смерть и жизнь (1911); для скр. и ф-п. — соната (1913, 2 ред. 1924); для хора — Песни 2-й Приамурской дивизии (сл. С.Алымова, 1929), Частушки о частушке (сл. А. Иркутова, 1931), Песня о Ворошилове (Эшелонная), Песня о Донбассе (Шахтерская), Волжская бурлацкая (сл. О. Кочева, 1933), Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933), Героическая летная, Гибель "Челюскина", Забайкальская, Бейте с неба, самолеты (сл. С. Алымова, 1934), На Каспийском сером море (Песня о Кирове), Забайкальские частушки (сл. С. Алымова, 1935), Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936), Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938), Гимн партии большевиков (сл. В. Лебедева-Кумача, 1930-е гг.), Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941), За великую землю советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941), Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941), Песня Красногвардейской дивизии (сл. А. Мейера, 1941), Песня о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942), Святое Ленинское знамя (сл. О. Колычева, 1942), Славься, Советская наша страна, Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943), Песня краснофлотцев (сл. Н. Лабковского, 1943), Наша гвардия (сл. А. Арго, 1944), Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944), Песня победы (сл. А. Шилова, 1945); песенные композиции (монтажи) — 22-я Краснодарская дивизия (1928), Первая Конная (1929), Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (1929), Красный флот в песнях (1929), Песнь о Магнитогорске (1930), 7-я Краснознаменная дивизия (1931), Перекоп (1932), Пути побед (1933), Песнь о Царицыне (1933); обр. нар. песен — По долинам и по взгорьям (Дальневосточная партизанская), Красноармейские песни гражданской войны и др.





Александров, Александр Васильевич


(род. 13.IV.1883 в с. Плахино Захарьевского уезда Рязанской губ., ум. 8.VII.1946 в Берлине) — сов. композитор, хоровой дирижер, педагог. С 9 лет пел в хоре Казанского собора в Петербурге, обучался в придворной Певческой капелле. В 1900—02 студент Петербургской консерватории (ученик А. Лядова, А. Глазунова). С 1902 по 1906 хоровой педагог и регент соборного хора в Бологом, с 1906 по 1909 в Твери. В 1909—13 занимался в Московской консерватории у С. Василенко (композиция) и У. Мазетти (пение). По окончании консерватории вернулся в Тверь, где преподавал хоровое пение, был директором и педагогом основанного им (1916) муз. училища. После Октябрьской революции переехал в Москву. С 1918 преподаватель (с 1922 проф.) теории музыки в Моск. консерватории, с 1925 по 1929 декан и зав. хоровой кафедрой педагогич. факультета, в 1929—36 зам. декана военно-дирижерского фак-та. В 1919—30 преподаватель композиции и хорового пения в муз. техникуме им. Скрябина, одновременно — хормейстер Камерного театра (1922—28), консультант Муз. театра им. Немировича-Данченко и дирижер Московской академической хор. капеллы (1928—30). В 1928 возглавил созданный им Ансамбль песни и пляски Сов. Армии (ныне носящий его имя), которым руководил до конца жизни (умер во время гастролей ансамбля в Берлине). Параллельно все годы не прекращал творческой деятельности, работая преимущ. в жанре песенно-хоровой музыки. Многосторонние заслуги А. получили высокую оценку. Ему присвоено почетное звание нар. арт. СССР (1937), воинское звание генерал-майора Сов. Армии, а также ученая степень доктора искусствоведения (1940). Он был награжден орденами Ленина (1943), Трудового Красного Знамени (1939), Красной Звезды (1935), удостоен Гос. премий СССР (1942, 1946). А. вошел в историю сов. музыки, наряду с И. Дунаевским и В. Захаровым, как один из классиков сов. массовой песни. Чертами творческого своеобразия отмечены его гимнические песни, сочетающие элементы рус. оперно-хоровой классики, крестьянской протяжной песни и революц. песен. К высшим достижениям песенного творчества А. принадлежат музыка Государственного гимна Советского Союза (вариант созданного в 1939 Гимна партии большевиков) и "Священная война" — "музыкальная эмблема Великой Отечественной войны".


Соч.: музыка Государственного гимна СССР (1943); опера "Русалка" (соч. 1913); кантата "Поэма об Украине" для сол., хора и орк. (1943); Симфония (1912), поэма "Смерть и жизнь" (1911); Соната для скр. и фп. (1913, нов. ред. 1924); песенные композиции: "22-я Краснодарская дивизия" (1928), "Первая Конная" (1929), "Песнь о Магнитострое" (1930), "Перекоп" (1932) и др.; песни (для хора), в т. ч. "Песня 2-й Приамурской дивизии" (1929), "Эшелонная", "Волжская бурлацкая", "Голубая ноченька" (1933), "Забайкальская", "Бейте с неба, самолеты" (1934), "Песня о военном комиссаре" (1938), "Гимн партии большевиков" (1939), "Песня о Ленине", "Священная война" (1941), "Святое Ленинское знамя" (1942), "Цвети, Советская страна" (1943), "Песня победы" (1945) и др.; обр. песен гражд. войны: "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Дальневосточная партизанская" ("По долинам и по взгорьям") и др.; обр. нар. песен, в т. ч. "Дуня-тонкопряха", "Снеги белые, пушистые", "Ноченька", "Распрягайте, хлопцы, коней", "Сусидка" и др.






Александров, Александр Васильевич


Род. 1883, ум. 1946. Композитор и хоровой дирижер. В 1928 создал Ансамбль песни и пляски Советской Армии, был его художественным руководителем. Автор песни "Священная война" (1941), музыки к государственному гимну СССР. Народный артист СССР (1937). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1946). Генерал-майор (1943).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Александров, Александр Васильевич

род. 1 (13) апр. 1883 в с. Плахино Рязанской губ., ум. 8 июля 1946 в Берлине во время гастролей. Композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. СССР (1937). Доктор искусствоведения (1946). Генерал-майор (1943). В 1900—1902 учился в Петерб. конс. у А. К. Лядова и А. К. Глазунова, окончил Моск. конс. по кл. композиции С. Н. Василенко (1913) и пения у А. Мазетти (1916). С 1918 преподаватель, с 1922 проф. по теоретич. предметам, с 1925 зав. хоровой кафедрой Моск. конс. В 1919—1930 вел классы хорового пения, композиции, сольфеджио и полифонии в Моск. обл. муз. техникуме. В 1928 организовал и возглавил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии (ныне им. А. В. Александрова), с которым в дальнейшем связана творческая деятельность композитора. Автор музыки Гос. гимна Сов. Союза (1943). Гос. премии СССР (1942, 1946).


Соч.: оперы — Русалка (по А. С. Пушкину, 1913), Смерть Ивана Грозного (по А. К. Толстому, неоконч., 1913); для солистов, хора и орк. — Поэма об Украине (сл. О. Колычева, 1943); для орк. — симфония (1912), симф. поэма Смерть и жизнь (1911); для скр. и ф-п. — соната (1913, 2 ред. 1924); для хора — Песни 2-й Приамурской дивизии (сл. С.Алымова, 1929), Частушки о частушке (сл. А. Иркутова, 1931), Песня о Ворошилове (Эшелонная), Песня о Донбассе (Шахтерская), Волжская бурлацкая (сл. О. Кочева, 1933), Голубая ноченька (сл. С. Алымова, 1933), Героическая летная, Гибель "Челюскина", Забайкальская, Бейте с неба, самолеты (сл. С. Алымова, 1934), На Каспийском сером море (Песня о Кирове), Забайкальские частушки (сл. С. Алымова, 1935), Жить стало лучше (сл. В. Лебедева-Кумача, 1936), Песня о Климе Ворошилове (сл. О. Колычева и А. Шилова, 1938), Гимн партии большевиков (сл. В. Лебедева-Кумача, 1930-е гг.), Священная война (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941), За великую землю советскую (сл. В. Лебедева-Кумача, 1941), Марш артиллеристов (сл. A. Шилова и И. Шувалова, 1941), Песня Красногвардейской дивизии (сл. А. Мейера, 1941), Песня о Советском Союзе (сл. М. Голодного, 1942), Святое Ленинское знамя (сл. О. Колычева, 1942), Славься, Советская наша страна, Цвети, Советская страна (сл. B. Лебедева-Кумача, 1943), Песня краснофлотцев (сл. Н. Лабковского, 1943), Наша гвардия (сл. А. Арго, 1944), Плясовая походная (сл. Д. Седых, 1944), Песня победы (сл. А. Шилова, 1945); песенные композиции (монтажи) — 22-я Краснодарская дивизия (1928), Первая Конная (1929), Особая Краснознаменная Дальневосточная армия (1929), Красный флот в песнях (1929), Песнь о Магнитогорске (1930), 7-я Краснознаменная дивизия (1931), Перекоп (1932), Пути побед (1933), Песнь о Царицыне (1933); обр. нар. песен — По долинам и по взгорьям (Дальневосточная партизанская), Красноармейские песни гражданской войны и др.





Александров, Александр Васильевич


(род. 13.IV.1883 в с. Плахино Захарьевского уезда Рязанской губ., ум. 8.VII.1946 в Берлине) — сов. композитор, хоровой дирижер, педагог. С 9 лет пел в хоре Казанского собора в Петербурге, обучался в придворной Певческой капелле. В 1900—02 студент Петербургской консерватории (ученик А. Лядова, А. Глазунова). С 1902 по 1906 хоровой педагог и регент соборного хора в Бологом, с 1906 по 1909 в Твери. В 1909—13 занимался в Московской консерватории у С. Василенко (композиция) и У. Мазетти (пение). По окончании консерватории вернулся в Тверь, где преподавал хоровое пение, был директором и педагогом основанного им (1916) муз. училища. После Октябрьской революции переехал в Москву. С 1918 преподаватель (с 1922 проф.) теории музыки в Моск. консерватории, с 1925 по 1929 декан и зав. хоровой кафедрой педагогич. факультета, в 1929—36 зам. декана военно-дирижерского фак-та. В 1919—30 преподаватель композиции и хорового пения в муз. техникуме им. Скрябина, одновременно — хормейстер Камерного театра (1922—28), консультант Муз. театра им. Немировича-Данченко и дирижер Московской академической хор. капеллы (1928—30). В 1928 возглавил созданный им Ансамбль песни и пляски Сов. Армии (ныне носящий его имя), которым руководил до конца жизни (умер во время гастролей ансамбля в Берлине). Параллельно все годы не прекращал творческой деятельности, работая преимущ. в жанре песенно-хоровой музыки. Многосторонние заслуги А. получили высокую оценку. Ему присвоено почетное звание нар. арт. СССР (1937), воинское звание генерал-майора Сов. Армии, а также ученая степень доктора искусствоведения (1940). Он был награжден орденами Ленина (1943), Трудового Красного Знамени (1939), Красной Звезды (1935), удостоен Гос. премий СССР (1942, 1946). А. вошел в историю сов. музыки, наряду с И. Дунаевским и В. Захаровым, как один из классиков сов. массовой песни. Чертами творческого своеобразия отмечены его гимнические песни, сочетающие элементы рус. оперно-хоровой классики, крестьянской протяжной песни и революц. песен. К высшим достижениям песенного творчества А. принадлежат музыка Государственного гимна Советского Союза (вариант созданного в 1939 Гимна партии большевиков) и "Священная война" — "музыкальная эмблема Великой Отечественной войны".


Соч.: музыка Государственного гимна СССР (1943); опера "Русалка" (соч. 1913); кантата "Поэма об Украине" для сол., хора и орк. (1943); Симфония (1912), поэма "Смерть и жизнь" (1911); Соната для скр. и фп. (1913, нов. ред. 1924); песенные композиции: "22-я Краснодарская дивизия" (1928), "Первая Конная" (1929), "Песнь о Магнитострое" (1930), "Перекоп" (1932) и др.; песни (для хора), в т. ч. "Песня 2-й Приамурской дивизии" (1929), "Эшелонная", "Волжская бурлацкая", "Голубая ноченька" (1933), "Забайкальская", "Бейте с неба, самолеты" (1934), "Песня о военном комиссаре" (1938), "Гимн партии большевиков" (1939), "Песня о Ленине", "Священная война" (1941), "Святое Ленинское знамя" (1942), "Цвети, Советская страна" (1943), "Песня победы" (1945) и др.; обр. песен гражд. войны: "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Дальневосточная партизанская" ("По долинам и по взгорьям") и др.; обр. нар. песен, в т. ч. "Дуня-тонкопряха", "Снеги белые, пушистые", "Ноченька", "Распрягайте, хлопцы, коней", "Сусидка" и др.






Александров, Александр Васильевич


Род. 1883, ум. 1946. Композитор и хоровой дирижер. В 1928 создал Ансамбль песни и пляски Советской Армии, был его художественным руководителем. Автор песни "Священная война" (1941), музыки к государственному гимну СССР. Народный артист СССР (1937). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1942, 1946). Генерал-майор (1943).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008