АЛЕКСАНДРОВА Нина Георгиевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Александрова, Нина Георгиевна

(род. 1886) — теоретик и практическая деятельница в области ритмического воспитания. Окончила Институт музыки и ритма Жака Далькроза. Состояла ректором (1919—24) Гос. института ритмического воспитания и председателем Ассоциации Ритмистов при Гос. академии худож. наук; преподает в Моск. консерватории. Печатные труды: "Ритм, как орудие воспитания" (1920), "О ритмическом воспитании" (1921), "Опыт записи ритма рабочих движений на заводе Электросила № 5" (1922) и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АЛЕКСАНДРОВА Нина Георгиевна
1885–1964) — русская «ритмистка», последовательница и ученица Э. Жака-Далькроза, пропагандировавшая в России его ритмическую гимнастику. Окончила Институт музыки и ритма в Хеллерау под руководством ЖакаДалькроза. Была одной из его любимых учениц. Вернувшись в Россию в середине 1910-х гг., стала работать в Москве преподавателем ритмики в Доме Поленова и детских музыкальных школах сестер Гнесиных, Л. Конюса, М. Галактионовой. В 1914 г. А. открыла частные «курсы музыки и ритмики по системе Жака-Далькроза» для взрослых. В 1918 г. возглавила организованный в Москве по указу Наркомпроса Институт ритмического воспитания, где систему Жака-Далькроза осваивали в ее полном объеме: ритмика, пластика, сольфеджио, музыкальная импровизация. Первыми педагогами института стали ученицы А., выпускницы курсов Н.И. Егина, Е.И. Конорова, Е.В. Чаянова. Институт под ее руководством стремился творчески разрабатывать систему Жака-Далькроза, применяя ее и к запросам времени (в частности, тема ритма в производственных процессах, ритм как средство воспитания, ритмическая организация народных праздников и торжеств с разработкой массовых плясок и др.). Наряду с другими сотрудниками Института ритма А. много ставила для пролеткультовских коллективов и сборных массовых выступлений: «трудовые этюды» (которые она начала создавать еще до Института ритма, работая со школьниками),сюжетные ритмические пантомимы («Вождь» на сборную музыку и др.), крупные ритмические композиции (на финал одной из симфоний Гайдна) и др. В то же время А. не забывала и о «классике» и воспроизводила для массовых концертов-показов далькрозовские постановки, в частности осуществленную им в Хеллерау ритмопластическую интерпретацию по опере Глюка «Орфей в аду». В 1922 г. вышла ее статья «Система Далькроза» (в журнале «Зрелища»). В 1924 г., в результате реорганизации и закрытия в приказном порядке большинства частных школ и пластических студий, был закрыт и Институт ритма. Пристанищем для части коллективов стала Хореологическая лаборатория ГАХН, созданная еще в 1923 г. и носившая экспериментальный характер, изучающая искусство движения во всей его многоаспектности. Группа А. вошла в ХЛ как Ассоциация ритмистов, занимающаяся здесь, в частности, опытами графической фиксации движения (где, например, каждое движение вписывалось в треугольник). Вынужденная оправдывать свое право на существование в рамках ХЛ, А. стала обосновывать далькрозовское направление как «естественную здоровую физкультуру». В конце 1920-х была закрыта Академия художественных наук, а следовательно, и Хореологическая лаборатория. А. продолжала работу в качестве постановщика парадов, создавая для них массовую гимнастическую хореографию. Ее Московская ассоциация ритмистов сконцентрировалась на создании новых массовых, коллективных танцев взамен устаревшим, как они декларировали, народным и бальным танцам. В 1931 г. А. в соавторстве с Н. Бурцевой издала методический сборник «Массовые агитпляски» (с танцами «Колхозная», «Швейная», «Ликбезная» и т. п.), где движения далькрозовской ритмической гимнастики камуфлировались под простейшие элементы русской народной хореографии (шаг, переменный шаг, хлопки, притопы и пр.). (А. Ч.) Лит.: Беликова А.Н., Пуртова Т.В. Бальный танец в системе художественной самодеятельности. Народное творчество России на рубеже веков. М., 2001; Сокольская А.Л. Пластика и танец в самодеятельном творчестве: Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1917–1932; Московское действо. М., 2005; Человек пластический. М., 2000.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010