Алексеев Иван

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Алексеев, Иван (иконописец)

царский иконописец в Москве 1661 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Алексеев, Иван (раскольник)

раскольнический учитель, противник запрещения браков в XVIII в.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Алексеев Иван

Алексеев, Иван, раскольник Федосеевского согласия (1709 - 76), родом из Великороссии, переселился в Стародубье, занимался иконописанием, был человек весьма начитанный; оставил сочинения против православной церкви и поповщины; особенно замечательна ""История о бегствующем священстве"", в которой он полемизирует против приема беглых попов и сообщает подробные сведения о появлении раскола и об его основателях в южной и юго-западной России. Принадлежа к секте федосеевцев, он разошелся с нею в вопросе о судьбе детей, которые, по учению этой секты о всеобщем безбрачии, считались или незаконными, или сиротами, и выработал собственное оригинальное учение, изложенное в обширном сочинении ""О тайне брака"". Федосеевцы отнеслись к его учению крайне враждебно и объявили его, на соборе 1752 года, ересью; но около Алексеева образовался кружок единомышленников, составивший в 1757 году общество ""новоженов"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Алексеев, Иван

— один из видных раскольничьих писателей XVIII столетия, основатель среди беспоповцев-федосеевцев секты "новоженов", государственный крестьянин, род. в 1709 г., в Великороссии, ум. в 1776 г., в Стародубье, куда переселился еще в молодости. Выучившись грамоте, "крюковому сладимому пению", "чистописанию уставом" и "изографству святых икон", Алексеев вскоре выдвинулся из среды малограмотных стародубских слобожан-раскольников, принадлежавших, по большей части, к поповщинской секте. Природный критический ум Алексеева, его начитанность, "рачительство о правости догмат церковных", из-за которого он "род и отечество оставил и тех ради претерпевал многие недостатки", позволяли раскольникам надеяться, что Алексеев много сделает на пользу "древляго благочестия". Однако, надежды их не оправдались: хотя Алексеев и писал против православия (разговор "О истинной церкви доказательство, кую и врата адова одолети не могут", "Рассуждение о староверческой церкви и старообрядцах", "Книга Питин, о двуперстном сложении и триперстии Никона патриарха", и др.), но главнейшие свои труды посвятил обличению поповцев и беспоповцев. Будучи федосеевцем, Алексеев, изучив слабые стороны поповцев, написал в разное время (последнее относится к 1762 г.) несколько дельных сочинений, в которых опровергал "глупые и суеверные доводы поповщинские о их бегствующем и беззаконном иерействе". Важнейшее из этих сочинений относится к 1755 году и называется "История о бегствующем священстве". В историческом отношении это сочинение важно потому, что сообщает сведения об основателях раскола на юге и юго-западе России — иеромонахе Иове, игумене Досифее, попах Козме и Стефане, иереях Иоасафе и Феодосии; об основании при попе Феодосии толка поповщины и церкви на Ветке; о первых беглых попах и искании архиереев и пр.; важно оно еще и потому, что знакомить с состоянием современной Алексееву раскольничьей литературы, так как в нем упоминается о целом ряде раскольничьих сочинений ("История об отцех и страдальцех Соловецких", "Ответы диаконовы", "История стрелецкая", "Доношение староверов ясскому митрополиту Антонию" и пр.).


Родившись и выросши среди федосеевцев, Алексеев при своем уме не мог не обратить внимания на их "гнусное бракоборство" (по собственному его выражению), на отсутствие у них семейной жизни, на всеобщее сиротство федосеевских детей. Конечно, федосеевцы не допускали и мысли, чтобы "славный творец разных сочинений в защиту Христовой церкви" (т. е. федосеевского толка) решился когда-нибудь выступить против своих единомышленников. Действительно, прежде, чем начать свою проповедь о необходимости брачной жизни, Алексеев решил узнать об этом мнения других лиц. С этою целью он еще в 1728 году посетил разные раскольнические убежища в России и за пределами ее и беседовал с разными уважаемыми в расколе лицами. Так, сначала Алексеев отправился в тогдашний главный притон беспоповщины — Поморье и здесь, в числе 24 вопросов о разных "церковных" делах, предложил Андрею Денисову вопрос "о новых браках, кой по познании тако сопрягошася, как с ними поступати". Денисов ответил: "таковых у нас обще под целомудренное житие и соединение братства церковного приимати положено". Более сочувственное отношение к своей мысли о необходимости брака Алексеев встретил среди федосеевских наставников в Москве, а также в "подольской стране окрест Бара", в "Польше — Кутах при Венгерской земли", и других местах. Убедившись, что многими из беспоповцев уже сознается крайность в учении о всеобщем безбрачии, Алексеев смело и решительно ополчился против беспоповщинского девства. Учение Алексеева, изложенное в его обширном сочинении "О тайне брака", написанном в 1762 году, заключалось в следующем. Он признавал брак тайной, но не в смысле таинства, как это понимает православная церковь, а в смысле таинственного значения супружеской любви, как образа любви Христа к церкви. Основанием браку служит благословение, преподанное Богом Адаму и Еве, и для заключения его требуется только взаимная любовь брачующихся, согласие их на вступление в брак, выраженное словами пред свидетелями, и согласие родителей. Хотя церковное венчание необходимо, но оно не дает брачующимся особенной благодати и не имеет прямого отношения к существу брака: оно только общенародный христианский обычай, для отличия законного сожития от незаконного. При неимении священства можно венчаться и в церкви еретической (т. е. православной); повенчавшихся можно, по мнению Алексеева, не разводить в федосеевской общине. Учение Алексеева особенное сочувствие нашло среди поморов и молодых федосеевцев, старые же федосеевцы отнеслись к нему крайне враждебно и на сборище в Польше, в 1752 г., постановили не иметь с "новоженами" никакого общения не только в пище и питии, но даже в молитве, таинствах крещения и покаяния. Напрасно увещевал их Алексеев: федосеевцы чуждались "новоженов", как отступников от веры, и в 1757 г., когда около Алексеева сгруппировалось весьма значительное число последователей, они и его отлучили от своего общества. Алексеев ответил им "Словом обличительным на собор новоявленных раздорников", в котором доказывал неосновательность причин своего отлучения и называл собор "богопротивным, душепагубным, раздорноческим". Но невежественные феодосеевские наставники упрямо стояли на своем. Только к концу жизни Алексеева федосеевцы несколько смягчили свои суровые отношения к "новоженам". Написанное в 1762 году сочинение "О тайне браке" отчасти было также вызовом федосеевцам в ответ на их отлучение основателя новой секты; в этом труде Алексеев не только излагает свое учение, но и обличает темные стороны жизни федосеевского общества, грубое невежество федосеевских наставников, их жадность к деньгам, невнимание к своим обязанностям, даже их еретичество, происходившее от совершенного незнания основных начал веры и нравственности христианской. После труда "О тайне браке" Алексеевым было написано еще несколько сочинений, перечисленных в "Историческом словаре староверческой церкви" Павла Любопытного. Назвав все 28 принадлежащих Алексееву сочинений, Павел Любопытный говорит, что, кроме этих, были еще сочинения в прозе и стихах, но утрачены.


Александр Б., "Описание некоторых раскольничьих сочинений", т. I, стр. 262—291. — Нильский, "Семейная жизнь в русском расколе", стр. 105—199. — Макарий, "История русского раскола", стр. 277—278. — Ивановский, "Критический разбор учения старообрядцев", стр. 355—360. — "Руководство по истории и обличению раскола", ч. І, стр. 99—100. — "Словарь" Павла Любопытного помещен в "Чтениях общ. ист. и древ. рос.", т. І, за 1863 г. — Журнал "Истина", 1875 г., кн. 39 и 43. — "Летописи рус. литер. и др.", изд. Тихонравова, т. IV (здесь помещена "История о бегствующем священстве"). Описания рукописей библиотеки Хлудова и черниговской духовной семинарии. — "Труды киевской духовной академии" 1876 г., кн. І, стр. 116. — Словари: Энциклопед., сост. русскими учен. и литер., т. III, и Критико-биографич. Венгерова, т. I, стр. 386—390.


С. Тр.


{Половцов}





Алексеев, Иван


— раскольник Федосеевского согласия, родился в 1709 г. в Великороссии, молодым человеком переселился в Стародубье, занимался иконописанием, был человек весьма начитанный, обладавший тонким, критическим умом; оставил целый ряд сочинений против православной церкви и поповщины, из коих особенно замечательно "История о бегствующем священстве", в котором он полемизирует против приема беглых попов и сообщает довольно подробные сведения о появлении раскола и об его основателях в южной и юго-западной России. Принадлежа к секте федосеевцев, он разошелся с нею в вопросе о судьбе детей, которые, по учению этой секты о всеобщем безбрачии, считались или незаконными, или сиротами, и выработал свое собственное оригинальное учение, изложенное в обширном сочинении "О тайне брака"; федосеевцы отнеслись к его учению крайне враждебно и объявили его на соборе 1752 г. ересью, но около Алексеева образовался кружок единомышленников, составивший в 1757 г. общество "новоженов". Алексеев умер в 1776 г.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Людмила Алексеевна иванова

Ревуненкова Елена Владимировна
В публикации к предстоящему 70-летию Л.А.
Читать PDF

Мотив танца в прозе Ивана Алексеевича Бунина

Попова Юлия Сергеевна, Сулемина Оксана Владимировна
Статья посвящена одному из аспектов художественного творчества И. А. Бунина мотиву танца. Его интерпретация рассматривается на материале рассказов «Босоножка», «Господин из Сан-Франциско», «Учитель».
Читать PDF

Сочинение беспоповца Ивана Алексеева против поповцев

П. С. Смирнов
Читать PDF

Сочинение беспоповца Ивана Алексеева против поповцев

П. С. Смирнов
Читать PDF

Образ учителя в одноименном рассказе Ивана Алексеевича бунина

Попова Ю.С.
Статья посвящена проблеме интерпретации образа главного героя в рассказе И.А. Бунина «Учитель».
Читать PDF

Жизненный путь профессора Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Алексеевича карабинова (1878-1

Тарасов Иоанн
Статья посвящена описанию жизненного пути выдающегося литургиста начала XX в., профессора Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургики, магистра богословия Ивана Алексеевича Карабинова.
Читать PDF

Урал как остров сокровищ. Стратегии массовой литературы в романах С. Алексеева, А. Иванова, О. Славн

Быкова М. А.
В статье рассматривается мотив поиска сокровищ как часть повествовательного нарратива в романах современных прозаиков об Урале (А. Иванова, О. Славниковой, С. Алексеева).
Читать PDF

Альберт Иванович Алешин (30 августа 1937 г. 24 июля 2014) Николай Алексеевич Грякалов (15 сентября 1

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Иван Алексеевич

    Благодаря стрелецкому бунту, Иван Алексеевич, хилый и слабоумный, был признан царем вместе с единогласным избранным Петром Алексеевичем, но царевич Иван не принимал никакого участия в делах госуд
  • ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ

    (27.08.1666—29.01.1696) русский царь в 1682—1696 гг. Сын Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Был отстранен от реальной власти Софьей Алексеев
  • Иванов, Бор. Алексеев

    инж.-техн., ад.-проф. в СПб. 1913 г. {Венгеров}
  • Иванов, Иос. Алексеев

    провинц. журналист, ред. журн. "Соврем. Техник", р. 1872 в Ковне. {Венгеров}
  • Макеев, Иван Алексеев

    авт. курсов биолог. и мед. химии, р. 1800, лабор. Моск. ун. врач. {Венгеров}
  • Максин, Иван Алексеев

    акт. моск. театра, р. 1791, † 1828 г., 14 марта. {Половцов}
  • БУНИН Иван Алексеевич

    (1870–1953), русский писатель. Почетный член Петербургской академии наук (1909). В мае 1918 Бунин с женой уехал из Москвы в Одессу, которую то захватывали белые, то освобождали красные. Поэтому в феврале 1920 э
  • СОМОВ Иван Алексеевич

    (1912–1982), новатор производства, лауреат Сталинской премии (1950), Герой Соц. Труда (1971). Работал вальцовщиком на Кузнецком металлургич. комбинате. С 1943 чл. ВК(б). В 1943 установил мировой рекорд работы на пр
  • ГУСЕВ Иван Алексеевич

    (29.10.1918, с. Куракино Серд. у. Саратовской губ., ныне Серд. р-на Пенз. обл. – 22.1.1945, дер. Пташковице, Польша), Герой Сов. Союза (1945), ст. сержант, ком. противотанк. орудия. Проявил мужество при отражении внеза
  • Дедюлин, Иван Алексеев

    ветерин. врач, р. 1848. {Венгеров}
  • АЛЕКСЕЕВ Иван Иванович

    (25.12.1895–1.2.1985), воен. деятель, комбриг (16.8.1938), ген.?м. (4.6.1940). Сын служащего. В 1914 призван в армию. Окончил Владимирское воен. уч?ще (1915). Участник 1?й мир. войны; подпоручик. В 1919 поступил в РККА. Окончил кур
  • Иванов, Павел Алексеев

    врач, † 1882. {Венгеров}
  • Базин, Иван Алексеевич

    — генерал от инфантерии, родился в 1800 г., умер 25-го февраля 1887 г. Окончив образование в частном учебном заведении, в службу вступил в 1817 г. подпрапорщиком в Муромский пехотный полк; два года спустя, п
  • Дюков, Иван Алексеевич

    протоиерей, законоучитель Пажеского корпуса; род. 1768 г.; † 1813 г. (кн. 6 ревиз. духов. г. СПб., в Арх. СПб. дух. ком.). {Половцов}