АЛЕКСИЙ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Алексий
Митрополит всея Руси с 1354 г. В малолетство великого князя московского Дмитрия Ивановича возглавлял московское правительство. Поддерживал Дмитрия в борьбе с Тверью. Умер в 1378 г. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Алексий (в миру Руфин Иванович Ржаницын)

Алексий (в миру Руфин Иванович Ржаницын, 1813 - 77), богослов и проповедник, магистр Московской духовной академии, с 1847 по 1853 год - ее ректор, был епископом дмитровским, тульским, таврическим, архиепископом рязанским и тверским. Труды его напечатаны в ""Прибавлениях к Творениям св. отцов"" (1847 - 1853).

Источник: Биографический словарь. 2008

АЛЕКСИЙ (в миру Елевферий Бяконт)
ок. 1293-1378), митрополит Московский с 1354, фактический правитель Московского великого княжества при малолетнем князе Дмитрии Ивановиче (будущий Дмитрии Донской), строитель белокаменного московского Кремля. Выступил против притязаний литовских князей, стремившихся создать митрополию в Киеве. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Алексий (игумен Сурской обители)

Алексий - игумен Сурской обители; жил в конце XVI века. Написал житие своего учителя, преподобного Геннадия Костромского , канон ему же и ""Сказание к пастырю дома боголепного Преображения и препод. аввы Геннадия"" (напечатано проф. Ключевским в приложении к ""Житиям Святых""). По отзыву Ключевского, ""сказание"" ""отличается свежестью биографических черт и простотою изложения: автор владеет книжным языком, но мало заботится о риторике"".

Источник: Биографический словарь. 2008

АЛЕКСЕЙ (АЛЕКСИЙ)
(90-е гг. XIII в. - 1378) - до принятия монашества Елевфсей Федорович Бяконт, сын черниговского боярина, переселившегося в Москву. Его крестным отцом был Иван Калита. С 1354 г. — московский митрополит. При малолетнем Дмитрии Ивановиче фактически управлял Московским княжеством. Проводил объединительную политику, проявив себя искусным дипломатом в отношениях с Золотой Ордой, Великим княжеством Литовским и русскими княжествами. Русской церковью признан святым и чудотворцем. Похоронен в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Алексий (Александр Федорович Лавров-Платонов)

Алексий (Александр Федорович Лавров-Платонов), духовный писатель (1829 - 90). Был профессором церковного законоведения в московском духовной академии; принял монашество в 1878 году и сделан епископом можайским, затем дмитровским, первым викарием московской епархии, с 1885 года епископ литовский и виленский. Ему принадлежит несколько статей о реформе церковного суда (напечатанных в ""Прибавлениях к творениям св. отцов"" за 1871 - 72 и отдельно в 1873 г.) и несколько сочинений богословского содержания. - Ср. статью Влад. Соловьева в ""Словаре"" Венгерова.

Источник: Биографический словарь. 2008

Алексий (в миру Алексей Васильевич Молчанов)

Алексий (в миру Алексей Васильевич Молчанов), родился в 1853 году; духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, ректором которой был с 1900 по 1905 год; ныне - епископ таврический и симферопольский. Главные труды: ""Св. Киприан Карфагенский и его учение о церкви"" (Казань, 1888, магистерская диссертация); ""Значение христианского храма в деле воспитания и образования юношества"" (Казань, 1891); ""Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви"" (Казань, 1893); ""Жизнь без Бога"" (Казань, 1901); ""Дети дьявола и их проповедь свободы"" (Казань, 1905); ""Христианский пастырь у вифлеемских яслей"" (Казань, 1905); ""Церковь и общество"" (Симферополь, 1905); ""Отчего душа болит"" (Симферополь, 1905); ""Значение доброй нравственности в жизни человека"" (Симферополь, 1903).

Источник: Биографический словарь. 2008

АЛЕКСЕЙ
греч. ´Alexios, по церк. - Алексий) (р. приблизительно между 1293-98 - ум. 1378) - рус. митрополит с 1354. Сын черниговского боярина Ф. Бяконта, перешедшего в кон. 13 в. на службу к моск. князю; А. был тесно связан с моск. вел. князьями и активно помогал им в борьбе за объединение рус. земель. Во время княжения Ивана Ивановича Красного и малолетства кн. Дмитрия Ивановича Донского был фактически главой пр-ва, поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижегородскими князьями; выступал за сохранение единства рус. митрополии, против притязаний литов. князей, стремившихся создать митрополию в Киеве. Был сторонником соглашения с Золотой Ордой для предотвращения новых вторжений на Русь. В 1448-49 был канонизирован.

Лит.: Голубинский Е., История рус. церкви, т. 2, 1-я пол. тома, (М., 1900), с. 171-225.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын)

Алексий (в миру Анемподист Яковлевич Дородницын, родился в 1859 году), духовный писатель, магистр Московской духовной академии; был противоштундистским миссионером в г. Херсоне, екатеринославским епархиальным миссионером, ректором литовской духовной семинарии, епископом сумским, викарием харьковской епархии; с 1905 года епископ чистопольский, викарий казанской епархии и ректор Казанской духовной академии. Главные труды А.: ""Церковно-законодательная деятельность Карла Великого, 768 - 814"" (М., 1889, магистерская диссертация); ""Шалопутская община"" (М., 1891); ""Опыт противоштундистского катехизиса"" (Екатеринослав, 1899); ""Южнорусский необаптизм, известный под именем штунды"" (Ставрополь, 1903); ""Византийские церковные мистики XIV века"" (Казань, 1906); ""Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия"" (Казань, 1909).

Источник: Биографический словарь. 2008

Алексий

Алексий, святой, митрополит киевский и всея Руси, сын черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве в конце XIII или самом начале XIV века, получил при крещении имя Элевферия-Симеона. С раннего детства выказывал стремление к иноческой жизни; 20-ти лет был пострижен в московском Богоявленском монастыре; в 1345 году рукоположен в епископы владимирские; в 1348 году, по смерти митрополита Феогноста , отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты и получил этот сан, несмотря на то, что в него был уже посвящен другой - Роман. Между ними возгорелась борьба, из которой победителем вышел А., благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера. В соединении с умом и обширным образованием, эти качества помогли ему приобрести большое влияние не только в делах церковных, но и на события политические, и поставить архипастырскую власть на небывалую раньше в России высоту. А. неоднократно являлся примирителем в распрях князей (Дмитрия Донского с Михаилом Тверским и др.). Строгостью своей жизни он приобрел всеобщее уважение, перешедшее в глубокое благоговение, когда по смерти А., последовавшей 12 февраля 1378 года, были обретены его мощи 20 мая 1431 года. Мощи А. почивают в Чудовом монастыре, в Москве. С тех пор А. стал одним из наиболее чтимых угодников русских. - Грамоты, поучения, послания и переводы митрополита А. напечатаны в ""Прибавлениях к Творениям святых отцов"" (1849), ""Душеполезном Чтении"" (1861); жития св. А. составлены Питиримом и Пахомием и внесены в Макарьев. Четьи-Минеи. - См. Голубинский , ""История русской церкви"" (1900 - 04), и Горский , ""Св. А."" (1848).

Источник: Биографический словарь. 2008

АЛЕKСИЙ
(1292/1304-1378) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Будущему святителю было 12 лет, когда Господь открыл ему его высокое предназначение. Однажды он раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».
В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат прп. Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.
В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита Алексий стал его преемником в 1354 г. Несмотря на смуты, которые раздирали в то время Русь, свт. Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного прп. Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 г. хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу, его супругу. По молитве святого окропленная святой водой супруга хана исцелилась.
Kогда скончался князь Иоанн, святитель взял под свою опеку его малолетнего сына (будущего Дмитрия Донского). Много пришлось святому владыке потрудиться, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 г. монастырь Нерукотворенного Образа Спаса на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря), Чудов – в Московском Kремле, восстановлены и две древние обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и Kонстантино-Еленинская во Владимире.
В 1361 г. также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская). Свт. Алексий достиг глубокой старости, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 г. и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом. Память его совершается 12 (25) февраля, 20 мая (2 июня).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ Алексей Васильевич)
, архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (5.10.1853–20.05.1914), видный церковный и общественный деятель, духовный писатель, участник право-монархического движения. Родился в многодетной семье в с. Люковское Сарапульского у. Вятской губ. Окончил Глазовское ДУ и Вятскую ДС (1876). Не имея средств для продолжения образования, после семинарии стал учителем, затем псаломщиком. В 1885 рукоположен во священника. Закончил Казанскую ДА (1887) со степенью магистра богословия, в 1888 назначен законоучителем училищ и гимназий Казани. В 1897 овдовел, 4 сент. 1899 принял постриг, 7 сент. 1899 назначен ректором Казанской ДС с возведением в сан архимандрита, а 20 июля 1900 — стал ректором Казанской ДА. 9 сент. 1900 хиротонисан во еп. Чистопольского, 1-го вик. Казанской епархии. В разгар революции, в марте 1905, получил назначение на самостоятельную кафедру, стал еп. Таврическим и Симферопольским. Здесь владыке пришлось отстаивать свои монархические убеждения.
Он много способствовал умиротворению на земле Тавриды. В своих проповедях поучал, что дарованные Государем свободы не должны повлечь свободу от совести. Твердая и активная позиция епископа бесила руководителей революционных беспорядков. Дважды на него совершались покушения: один раз злоумышленники стреляли в окно спальни, другой раз пытались поджечь дом, где владыка остановился на ночлег во время объезда епархии. Еп. Алексий активно поддерживал деятельность право-монархических организаций, сам выступал с докладами в Русском Собрании: 23 марта 1908 на тему «Жизнь вне Бога», 2 мая 1908 на тему «Чудо Воскресения Христова». Его авторитет среди монархистов был достаточно высоким. Об этом свидетельствует такой факт — 3-й Всероссийский съезд Русских Людей в Киеве 1–7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской) направил приветственные телеграммы всего лишь пяти архиереям: митр. Владимиру (Богоявленскому), архиеп. Антонию (Храповицкому), еп. Гермогену (Долганову), Никону (Рождественскому) и еп. Алексию. В ответной телеграмме владыка писал: «Только Русский Народ, верный Богу и Царю, может сказать русской революции свое мощное слово — “умолкни, перестань”. Верю я: настанет желанная тишина. Бог тебе в помощь, Православный Русский Народ». В нояб. 1910 он был назначен еп. Псковским и Порховским. Однако 1,5 года спустя, в апр. 1912 переведен на Тобольскую кафедру. Это было явное понижение, поводом к которому послужила история с сектой иоаннитов в Воронцовском монастыре епархии. Недоброжелатели владыки сумели раскрутить скандал. Однако через 1,5 года в окт. 1913 он получил ответственное высокое назначение, став архиеп. Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Св. Синода. Закрыл дело по обвинению Г. Е. Распутина в хлыстовстве, называл его «Божьим человеком». Скончался от болезни почек, похоронен на родине в Вятской губ. Характеризуя деятельность владыки, митр. Мануил (Лемешевский) писал: «На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений».
Соч.: Святой Киприан Карфагенский и его учение о церкви. Казань, 1888; Жизнь без Бога. Публичное богословское чтение. Казань, 1903; 22 окт. 1905 в Казани. Казань, 1905; Отчего душа болит. Богословское чтение. Симферополь, 1905; Поучение, сказанное в Бердянском соборе в дек. 1907 в день освящения и открытия памятника Государю Императору Александру II // Прибавление к «Церковным ведомостям». 1907. № 51–52; Историческая памятка о Таврической епархии. Симферополь, 1909; Псковские речи и поучения. Тобольск, 1912; Праздник жизни. Тобольск, 1913; Публичные богословские чтения. Тобольск, 1913; Хула на Духа Святаго. Казань, 1913; О нравственных условиях научного образования. Тифлис, 1914.
Лит.: [Б. а.]. Алексий (Молчанов Алексей Васильевич) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Некролог // Исторический вестник. 1914; № 7; Некролог // Московские ведомости. 1914. № 117; Новый Экзарх Грузии Алексий. Биогр. очерк. Тифлис, 1914; Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. BioBibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 1. Erlangen, 1979.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ Сергей Владимирович)
, Патриарх Московский и всея Руси (27.10.1877–4[17].04.1970), председатель Тульского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в Москве, сын камергера Высочайшего Двора В. А. Симанского. В 1888 поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в основанный М. Н. Катковым и П.М. Леонтьевым Лицей Цесаревича Николая (в пору его обучения директором Лицея был В. А. Грингмут), по окончании которого в 1896 поступил на юридический ф-т Московского ун-та. Окончив ун-т (1899) со степенью кандидата прав, отслужил положенный срок в гренадерском Самогитском полку и в 1900 поступил в Московскую ДА, где 9 февр. 1902 принял постриг, рукоположен во иеродиакона, а 21 дек. 1903 — во иеромонаха. рукополагал его еп. Арсений (Стадницкий), оказавший на молодого инока огромное влияние. Окончил МДА (1904) со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова)»), назначен инспектором Псковской ДС. 16 сент. 1906 назначен ректором Тульской ДС с возведением в сан архимандрита. Учеба в Лицее Цесаревича Николая, своего рода кузнице монархических кадров (его в разное время окончили гр. В. Ф. Доррер, кн. А. Н. Лобанов-Ростовский, А. Н. Волжин, С. А. Володимеров) не пропало даром, в Туле архим. Алексий принял активное участие в деятельности право-монархического движения, был избран председателем местного отдела СРН. Он поддерживал тесные связи со своим лицейским учителем, лидером московских монархистов В. А. Грингмутом, а когда тот скончался, специально приехал, чтобы отслужить заупокойную литургию в храме Скорбященского монастыря в 20-й день его кончины (служил соборне с протоиереями И. И. Восторговым, И. И. Соловьевым и Х. К. Максимовым). С дек. 1911 ректор Новгородской ДС и настоятель Антониева монастыря в Новгороде. 28 апр. 1913 хиротонисан во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии. В 1918 был арестован, но скоро выпущен на свободу. 1 нояб. 1920 вновь арестован по обвинению в тайном освидетельствовании мощей, почивавших в Новгородском Софийском соборе, перед их официальным вскрытием. Приговорен трибуналом к 5 годам лишения свободы, но амнистирован в связи с окончанием гражданской войны. В 1921 назначен еп. Ямбургским, вик. Петроградской епархии. В июне 1922 после ареста митр. Вениамина (Казанского) назначен временно управляющим Петроградской епархией. Под давлением властей, угрожавших расстрелять митр. Вениамина, снял с прот. Введенского и его сторонников запрет и признал Высшее Церковное Управление «Живой церкви». Однако уже 24 июня, осознав допущенную ошибку, отказался возглавить епархиальное управление обновленцев и оставил управление епархией. 21 окт. 1922 арестован и сослан в Казахстан в г. Каркалинск. В 1926 вернулся в Ленинград, 7 апр. возведен в сан архиепископа, назначен на Тихвинскую, затем Хутынскую кафедру (одновременно управляющий Новгородской епархией). С мая 1927 — постоянный член Временного Патриаршего Св. Синода. 18 мая 1932 возведен в сан митр. Старорусского. С к. 1932 по 11 авг. 1933 — митр. Новгородский, с 5 окт. 1933 — митр. Ленинградский, с 1943 — митр. Ленинградский и Новгородский. Находился в Ленинграде всю блокаду, награжден медалью «За оборону Ленинграда». Участвовал в исторической встрече иерархов с И. В. Сталиным и в Соборе 8 сент. 1943, который избрал митр. Сергия (Страгородского) Патриархом. 2 февр. 1945 на Поместном Соборе избран Патриархом. Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, с 1949 — доктор богословия. Совершил несколько паломничеств и визитов в православные страны. Будучи в Сербии, совершил панихиду по митр. Антонию (Храповицкому) на его гробнице, сделав тем самым первый шаг к примирению с Русской Православной Церковью За рубежом, но ответных шагов не последовало. Патриарху Алексию пришлось пережить не только церковное возрождение в последнее 10-летие жизни Сталина, но и период новых гонений во время хрущевской «оттепели». Сам он так характеризовал отличие сталинской эпохи от хрущевской: «В начале моего патриаршества из десяти кандидатов в епископы я выбирал девять, а они (т. е. советские органы) — одного, теперь они дают девять, а я подбираю одного». Но, как справедливо замечено, его 25-летнее Патриаршество «не породило новых расколов, но многих объединило, несмотря на тяжелый советский плен, в котором оставалась Церковь, и психологию пленников, усвоенную значительной частью послевоенного духовенства». Погребен в Троице-Сергиевой Лавре.
Соч.: «Видно, не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний» / Публ. док. М. И. Одинцова // Исторический архив. 2000. № 1; Житие митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 2; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 1–4. М., 1948–1964; Слово архиепископа Алексия при поминовении о. Иоанна Кронштадтского. Тула, 1909.
Лит.: Одинцов М. И., Буевский А. С. Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000 (библиогр.); Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 1. Erlangen, 1979.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН Анемподист Яковлевич)
, архиеп. Владимирский и Суздальский (2.11.1859–дек. 1919), духовный писатель, деятель право-монархического движения. Родился в семье дьячка с. Успенское Славяносербского у. Екатеринославской губ. Закончил Екатеринославскую ДС, Московскую ДА (1885) со степенью кандидата богословия. С 1896 преподаватель Херсонского ДУ, с июля 1890 назначен противоштундистским миссионером в г. Херсоне. В 1891 защитил диссертацию «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого» на степень магистра, после чего в 1892 стал помощником смотрителя Бахмутского ДУ, а с сент. 1894 — Екатеринославским епархиальным миссионером. В сент. 1901 переведен в Чернигов преподавателем ДС. Овдовев, в марте 1902 принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В авг. назначен инспектором Ставрополькой ДС, в сент. 1903 — возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской ДС. 30 мая 1904 хиротонисан во еп. Сумского, вик. Харьковской епархии. С июля 1905 — еп. Елисаветградский, вик. Херсонской епархии, с авг. — еп. Чистопольский, 1-й вик. Казанской епархии и ректор Казанской ДА. За сочинение «Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия» в марте 1910 ему была присвоена степень доктора церковной истории. В янв. 1912 назначен на самостоятельную кафедру — еп. Саратовским и Царицынским, где повел борьбу с лжеучением иером. Илиодора (Труфанова). 30 июля 1914 переведен на Владимирскую и Суздальскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Особую заботу проявлял о призрении вдов и сирот духовенства. Будучи монархистом по убеждениям, поддерживал тесные связи с правым движением. В 1913 опубликовал одну из самых известных своих работ «Мораль Талмуда», которая сделала его имя весьма уважаемым в среде правых. Он проанализировал моральные нормы иудейской книги, показав фундаментальную антихристианскую направленность Талмуда. Приветствовал Совещание Нижегородское (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 нояб. 1915), на которое даже прислал свой доклад. В телеграмме в адрес совещания владыка писал: «Посылаю мой привет и благожелания монархическому съезду и буду молить Бога, чтобы Он благословил успехом занятия съезда во славу Св. Церкви, на благо Родины и на радость нашему Возлюбленному Монарху». Имел репутацию «распутинца», хотя нет сведений о его близости к Г. Е. Распутину, известно только, что владыка подарил ему книгу с посвящением «великому старцу».
Сам архиеп. Алексий после Февральской революции опровергал сведения о своих связях с Распутиным, 18 марта в газете «Новое время» он даже утверждал: «Распутина и распутинство я всегда ненавидел и несколько лет боролся с ним». Тем не менее 8 мая Чрезвычайный съезд духовенства и мирян Владимирской епархии единогласно постановил: «Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена “Союза русского народа” и связанного с Распутиным, за деспотическое управление и дерзкое обращение с духовенством... Архиепископ Алексий настраивает против нового правительства, читая свои проповеди, в которых называет новое правительство проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны». Владыка уехал на родину в Екатеринославскую епархию. Затем перебрался в Киев, поселился в Киево-Печерской лавре и начал борьбу против митр. Владимира (Богоявленского). Стал во главе так называемой «Всеукраинской Церковной Рады», препятствовавшей возвращению митр. Владимира в Киев. В дек. объявил себя «украинцем» и выступил в газете «Киевлянин» с открытым письмом: «Когда горит дом, когда пламя охватило его со всех сторон, когда мы видим, что спасти его мы не можем, то мы тогда спасаем то, что есть в доме самое дорогое для нас. Для меня в “этом доме” самым дорогим является моя родина — Украина, и ее счастью я решил отдать остаток своей жизни. Обвиняют меня в несочувственном отношении к деятельности Всероссийского Собора. Я этого не скрываю и открыто говорю, что теперь не время заниматься изобретением пышных нарядов для нашей Церкви. В самом деле, в чем протекают самые важные моменты соборной деятельности? В восстановлении патриаршества, “надевании белых клобуков”, на одном из которых, не погрешив против истины, можно было сделать надпись: “На память от Керенского”. И так бесцветно, безыдейно, бессодержательно деятельность Собора протекает тогда, когда кругом льется кровь, когда по городам и селам, по деревням идет грабеж, насилие, убийства». Архиеп. Алексий не добился желаемого. Более того, после мученической кончины митр. Владимира он был запрещен в служении, однако борьбы не прекратил. Как писал митр. Мануил (Лемешевский), «имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига не удалась». Митрополитом Киевским был избран Антоний (Храповицкий). Архиеп. Алексий скончался от паралича сердца в маленьком монастыре под Новороссийском, принеся покаяние, примирившись с Матерью-Церковью и приобщившись Св. Таин. Отпевал его архиеп. Евлогий (Георгиевский), который в своих воспоминаниях описал обстоятельства похорон.
Соч.: Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. (Магист. дисс.). М., 1889; Шалопутская община. М., 1891; Опыт православного противоштундистского катехизиса. Екатеринослав, 1899; Изд. 3-е. Казань, 1912; Южнорусский необаптизм, известный под именем штунды. Ставрополь, 1903; Византийские церковные мистики XIV в. (прп. Григорий Палама, Николай Кавасила и прп. Григорий Синаит). Казань, 1906; Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия. Казань, 1909; Христианство и коммунизм. Казань, 1909; О любви к Отечеству. Речь на молебне. Казань, 1910; Аскетическое богословие. Казань, 1911; Послание к царицынской пастве... по поводу лжеучения иеромонаха Илиодора. Саратов, 1912; Самовоспитание и его средства: Очерк Христианской педагогики. Саратов, 1913; Полн. собр. соч. Т. 1: Ст. богословско-философского и церковно-исторического содержания. Саратов, 1913; Т. 2: Слова и речи. Саратов, 1914; Мораль Талмуда // Голос Церкви. 1913. Дек.; Прибавление к «Церковным ведомостям». 1913. № 44; Пг., 1915; Воинствующий ислам. М., 1914; Антихрист. М., 1914; Саратов, 1914; Придет ли Антихрист? М., 1999.
Лит.: Голостенов М. Е. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич) // Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993; Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Париж, 1954; М., 1994; Степанов А. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич) // Святая Русь. Энциклопедия Русского Народа. Русский патриотизм. Гл. ред., сост. О. А. Платонов, сост. А. Д. Степанов. М., 2003; Труды Всероссийского Монархического Совещания в г. Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций с 26 по 29 нояб. 1915. Пг., 1916; Цыпин В., прот. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 1. Erlangen, 1979. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204, 1917, 5 ст., 1 от., Д. 102.

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008