АЛИ ибн Абу Талиб
Али ибн Абу Талиб
четвертый халиф Арабского халифата (656 – 661), деятель раннего ислама из мекканского рода хашим племени курейш; убит сектантами хариджитами. Али возвеличен мусульманским преданием как двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда; шииты объявили Али первым имамом. См. Шиизм.
АЛИ ибн Абу Талиб
Арабский халиф, правивший в 656-661 гг. Род. ок. 599 г. † 23 янв. 661 г.
Отец Али, Абу Талиб, и отец пророка Мухаммада, Абдаллах, были родные братья. После смерти родителей Мухаммад несколько лет воспитывался в семье своего дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада, вследствие удачной женитьбы, напротив, пошли на лад, он взял к себе на воспитание Али - самого младшего из своих двоюродных братьев. Как известно, у пророка не было сыновей, и он всегда питал к Али поистине отцовские чувства. Когда последнему исполнилось девять лет, он принял мусульманство. В дальнейшем Али был активным и неизменным участником всех событий ранней истории ислама и всех битв, которые пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. В бою ему обычно поручали самые трудные участки, и Али, отличавшийся могучим сложением и замечательной храбростью, всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды. В 624 г. Мухаммад выдал за Али свою младшую дочь Фатиму. Согласно легенде, молодые первое время жили очень бедно. Чтобы купить подарок своей невесте, Али пришлось продать кольчугу. В их доме была одна только кожаная подстилка. На одном ее конце они спали, а на другом Фатима месила лепешки.
Близкое родство с Мухаммадом и личные заслуги обеспечили Али выдающееся место в мусульманской общине. Многие считали, что после смерти пророка именно он должен был стать во главе правоверных. Однако халифом тогда избрали Абу Бакра. Умирая, тот назвал своим преемником Умара. По кончине Умара Али вновь был одним из главных претендентов на халифат и лишь немного уступил своему сопернику Усману. С этим халифом у Али не сложились отношения. И хотя открытыми врагами они не стали, их взаимная неприязнь была всем хорошо известна. Поэтому Али ничего не сделал для Усмана в то время, когда мятежники сорок дней осаждали его дом. А когда халиф был убит, он согласился в июне 656 г. принять после него власть. Эта поспешность сильно повредила Али в глазах мусульман и в дальнейшем имела для него очень дурные последствия, поскольку враги сразу обвинили нового халифа в сговоре с убийцами его предшественника. Али так и не удалось до конца отвести от себя эти обвинения, поскольку, не имея сил расправиться с убийцами Усмана, он всех их отпустил безнаказанными.
Приняв бразды правления, Али достаточно быстро установил порядок в Медине. Его власть, хотя и не без труда, признали в Египте, Ираке и Йемене. Только правитель Сирии и Палестины Муавийа ибн Абу Суфайн отказался присягать новому халифу как человеку, запятнавшему себя связью с убийцами, и объявил себя мстителем за Усмана. Много недовольных Али было и в самой Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где сильную агитацию против халифа вела любимая жена пророка Аиша. В августе 656 г., когда разрыв с Муавийей сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Талхой ибн Убайдаллахом, аз-Зубайром ибн ал-Аввамом и Аишей. Они отправились в Басру и возмутили ее жителей. По их призыву здесь были схвачены и перебиты все участники убийства Усмана. Между тем соседняя Куфа приняла сторону Али. Горожане влились в войско халифа, и когда тот подошел к непокорной Басре, под его началом было около 12 тыс. человек. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. Талха был убит уже в первой схватке. Аз-Зубайр бежал. Оставшись без полководцев, басрийцы стали отступать, но были остановлены Аишей, которая наблюдала за битвой, сидя в паланкине на рыжем верблюде. Только после того, как верблюду поранили ноги, и он упал, басрийцы были окончательно опрокинуты.
Таким образом власть Али упрочилась. В январе 657 г. он перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата, его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тыс. армия. В апреле он выступил в поход на Сирию, возле Ракка переправился через Евфрат и встретился с Муавийей неподалеку от селения Сиффин. Здесь обе армии простояли друг против друга около месяца. Решительная битва началась только 19 июня и продолжалась девять дней с перерывами на ночь и для молитв. 27 июня успех стал как будто клониться на сторону Али. Но к этому времени оба войска были измотаны до такой степени, что находились на грани физического истощения. Один из участников битвы рассказывал позже: "Мы были покрыты пылью и кусали друг друга и дошли до того, что стояли, глядя друг на друга, и не мог ни один человек из двух войск броситься на противника и сразиться с ним". Поэтому, когда Муавийа предложил заключить мир, воины сразу перестали сражаться - все ждали ответа Али. После короткого раздумья он сказал: "Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит". Начались переговоры. После долгих пререканий пришли к соглашению, что решение спора будет передано третейским судьям. Муавийа и Али обещали им подчиниться, какое бы постановление они не приняли. После этого армии разошлись.
С военной точки зрения Сиффинская битва кончилась вничью, но в политическом отношении она была явно проиграна Али, ибо подписанием договора он поставил под сомнение свое бесспорное право на халифат. Благодаря этому Муавийа, до этого рассматривавшийся как простой мятежник, был поставлен вровень со своим противником. Сторонники Али не могли этого не понимать. Если до этого армия дружно поддерживала халифа, то теперь в ней произошел раскол. При подходе к Куфе значительная часть войска (от 8 до 12 тыс.) отделилась от Али и устроила сходку в селении ал-Харура. На ней было решено, что коль скоро Али не проявил достаточной твердости и упустил власть из своих рук, то следует после победы над Муавийей созвать совет и избрать нового халифа. Эта группа отколовшихся получила сначала название харуритов, но в дальнейшем их последователей стали именовать хариджитами (от глагола хараджа - "выйти", "восстать"). Спустя несколько лет хариджиты образовали самостоятельное течение в исламе со своим оригинальным учением (одно из главных положений этого учения заключалось в том, что власть халифа не может быть наследственной, но должна передаваться наиболее достойному из членов общины). Али стоило немалого труда уговорить этих воинов вернуться вместе с ним в Куфу, однако раскол между хариджитами и халифом так и не был преодолен.
В январе 658 г. двое арбитров (по одному от каждой стороны) встретились в Думат ал-Джандал. Они долго совещались, однако так и не смогли прийти к какому-либо согласованному решению. В марте совещания были со скандалом прерваны, и военные действия возобновились. Но прежде чем выступить против Муавийи, Али пришлось подавлять возмущение своих бывших сторонников-хариджитов. Известие о неудачном исходе переговоров всколыхнуло эту партию. Хариджиты укрепились в городке ан-Нахраван, избрали своим предводителем Абдаллаха ибн Вахба ар-Расиби и решили начать борьбу против халифа, передавшего на людской суд дело, предопределенное Аллахом. Раздосадованный Али двинулся на непокорных. Обладая большим численных перевесом (хариджитов насчитывалось не более 3 тыс.), он одержал в июле 658 г. победу и предал мятежников поголовному истреблению. Однако это была воистину "пиррова победа", так как после побоища в ан-Нахраване наиболее рьяные защитники прав Али на халифат стали его самыми заклятыми врагами, более непримиримыми и жестокими, чем сам Муавийа. К тому же после победы пыл остальных сторонников Али угас, и многие из них разошлись по домам. Мусульманские историки пишут, что причиной этого было общее разочарование знати в своем халифе, ибо тот упорно старался править в духе первоначального ислама. Когда однажды Али спросил своего советника ал-Аштара, почему прежние соратники охладели к нему и уходят к Муавийе, тот будто бы ответил: "Ты управляешь людьми и обращаешься с ними согласно праву, и уравниваешь низкого с благородным, и нет у тебя преимущества в положении благородного над низким? А Муавийа поступает с состоятельными и благородными людьми иначе: привлекает души людей, склонных к бренному миру, а ведь мало кто не тяготеет к нему..." И в самом деле, Али был даровитый поэт и оратор, воин непререкаемой храбрости, но он не обладал ни талантом правителя, ни умением привлекать к себе сердца сторонников.
Война тем временем продолжалась. В июне 658 г. один из деятельных сподвижников Муавийи, Амр ибн ал-Ас, вторгся в Египет и без труда овладел этой важной провинцией. Сразу после этого начался отпад персидских областей. Али так и не удалось собрать войско для похода в Сирию, и в 659 г. Муавийа перешел в наступление. Его отряды стали совершать набеги на Ирак, которые Али отражал с большим трудом. Муавийа почувствовал, что враг слабеет, и объявил себя в Иерусалиме халифом. В ноябре 660 г. он отправил в Аравию отряд под командованием Бусра ибн Арта. Тот без боя овладел Мединой и Меккой, вторгся в Йемен и заставил его жителей присягнуть Муавийи. Хотя через некоторое время Али удалось вернуть Мекку, этот эпизод еще больше уронил его авторитет.
Между тем хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, поклялись убить обоих виновников раскола мусульманской общины - и Али, и Муавийю. 22 января 661 г. трое заговорщиков во главе и Ибн Мулджамом спрятались в мечети Куфы. Когда утром Али провозгласил призыв к молитве и вошел внутрь здания, хариджиты бросились на него и нанесли несколько тяжелых ран. Вечером 23 января халиф скончался.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004
Али ибн Абу Талиб
погиб в 40/661)–выдающийся политический и общественный деятель, двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, его ближайший сподвижник, четвертый Праведный халиф. Его также называли Абу Хасаном, Абу Турабом и Хайдаром. Пророк Мухаммад назвал его Муртадой–заслужившим довольство, избранным. Еще одним именем, которым назвал его пророк в одном из хадисов, было Маула (это слово имеет много значений, например, хозяин, любимый). Во время своего халифата, Али получил титул Амир аль–Муминин (глава правоверных). Его отцом был Абу Талиб, матерью Фатима бинт Асад, дедом Абд аль–Муталлиб. С малых лет Али ибн Абу Талиб находился возле пророка Мухаммада. Он был одним из первых принявших Ислам людей. Али принял религию в 10 лет и всю свою жизнь отдал служению идеалам Ислама. Пользовался уважением, братской любовью пророка, которому он был предан. Али не отлучался от пророка Мухаммада на протяжении всего мекканского периода его жизни. Накануне хиджры, мекканцы попытались убить пророка. Однако когда они вошли в его дом, обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял его место и отвлек внимание заговорщиков. Сам же пророк уже выехал в направлении Медины. Мекканцы не убили Али и отпустили его. После этого он тоже уехал в Медину и был рядом с пророком во всех его делах. Первым боевым испытанием для Али была битва при Бадре (2 г.х.), где он был знаменосцем. Непосредственно перед битвой он сразился один на один с одним из лидеров мекканских язычников Валидом ибн Мугирой и убил его. Затем он поспешил на помощь Абу Убайде, который оказался в сложном положении и убил его противника. Али в немалой степени способствовал победе мусульман в этом сражении. За героизм его прозвали "Лев Аллаха". Пророк подарил ему меч с раздвоенным лезвием, который назывался «Зульфикар». После победы при Бадре ему, в качестве военного трофея, были переданы меч, щит и один верблюд. После битвы при Бадре, Али женился на Фатиме–дочери пророка Мухаммада. От этого брака на свет появились его трое сыновей–Хасан, Хусайн и Мухсин, и двое дочерей–Зайнаб и Умм Кульсум. В битве при Ухуде (3 г.х.), в ходе которой мусульмане потерпели неудачу, Али защищал пророка от бойцов противника, которые пытались убить его. В этом сражении он получил ранения, но остался жив. В 6 году хиджры Али особо отличился в сражениях с иудеями в оазисе Хайбар, которые вынашивали планы нападения на мусульман. Только благодаря его самоотверженности и полководческому таланту мусульмане сумели одержать победу и захватить этот оазис. Али был знаменосцем мусульманской армии, которая завоевала Мекку в 8 году хиджры. После того, как мусульмане взяли город под полный контроль, пророк Мухаммад, вместе с ним, сокрушил идолов Каабы. В 8 году хиджры, после взятия Мекки, против мусульман выступили несколько племен, в числе которых были племена Хавазин и Сакиф. В решающем сражении, мусульмане с большим трудом сумели вырвать победу. В этой битве Али также способствовал победе и уверенно сражался, когда казалось, что мусульмане вотвот потерпят поражение. Али был рядом с пророком Мухаммадом до самой его смерти. Когда Абу Бакр был избран первым Праведным халифом, он был занят подготовкой похорон пророка. Али отличался не только своими боевыми качествами, но и мудростью, и ученостью. Все свои лучшие качества он проявлял и после смерти пророка, всеми силами способствуя укреплению Халифата и развитию мусульманского общества. В период правления второго Праведного халифа Омара, Али был одним из самых доверенных и приближенных ему людей. Омар часто советовался с ним по различным государственным вопросам и оставлял его вместо себя, если он по каким-то причинам выезжал из Медины. В тот период Али исполнял обязанности верховного кадия (судьи) Халифата. Непосредственно перед своей смертью, Омар назвал Али одним из шести кандидатов на должность главы государства. Однако на Совете "шести" халифом был избран Осман. В период правления третьего Праведного халифа Османа, Али продолжал свою деятельность в качестве верховного судьи (кади), и был одним из самых доверенных и приближенных людей халифа. В конце правления Османа в Халифате вспыхнул мятеж анархистов. Они прибыли в Мекку и убили его. Али, в период осады дома Османа, всеми доступными ему способами, пытался отвести от него опасность и вел тяжелые переговоры с мятежниками. Он даже отправил двоих своих сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа. В результате убийства Османа политическое положение в Халифате осложнилось и установилось фактическое безвластие. В этих тяжелых условиях, Али было предложено возглавить государство. Несмотря на то, что он долго отказывался от власти, в конце концов, вынужден был уступить, так как в противном случае ситуация в Халифате могла полностью выйти изпод контроля. Таким образом, в 35/656 году Али стал четвертым Праведным халифом. Али пришел к власти в самый трудный и тяжелый период Халифата. В государстве уже фактически началась гражданская война и, несмотря на все его усилия, он не мог остановить этот процесс. Народ и сподвижники пророка, возмущенные убийством Османа, требовали от Али немедленного наказания мятежников. С другой стороны и мятежники обладали достаточными военными силами, и справиться с ними было не так просто. Поэтому Али оказался между двух огней и пытался решить проблему постепенно. Первым делом он попытался заручиться доверием всех сподвижников и лидеров провинций. Однако, в 36 году, Басре произошли события, которые перечеркнули все надежды Али на урегулирование положения в государстве. Туда начали стекаться представители различных сил, которые выступали с требованиями мести за убийство Османа. Там же находилась жена пророка Мухаммада–Аиша, которая прибыла туда с караваном из Мекки. Для того чтобы не допустить беспорядков, Али выступил со своей армией в Басру. Но он не хотел кровопролития и провел переговоры с Аишой, а также другими влиятельными сподвижниками–Тальхой и Забайром. Казалось, что конфликт решится мирным путем. Однако находившиеся в городе мятежники, участвовавшие в убийстве Османа, не были заинтересованы в мирном исходе конфликта и спровоцировали между сторонами обычный бытовой конфликт, который привел к крупной битве, которая была названа "Верблюжьей" (Джамаль). Несмотря на победу в этом сражении войск Али, политическое положение в государстве после этой победы еще более осложнилось. Против власти Али также выступили различные группы в Египте, Ираке. Однако самое серьезное сопротивление халиф Али встретил в лице правителя Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна из рода Омейядов, который к тому времени превратился в достаточно влиятельного и популярного человека. Он отказался признавать Али в качестве халифа. В ответ Али двинулся на него и стороны сошлись в решающем сражении при Сиффине в 37 году. Армия Муавии оказалась в сложном положении и стала терять свои позиции. Тогда сирийцы нанизали на кончики копий листы Корана и призвали Али к Божьему суду. Али пошел им навстречу и тоже склонился к мирному решению проблемы на третейском суде. Однако этот суд окончился безрезультатно. Более того, недовольные этим решением часть сторонников Али отошли от него и образовали секту хариджитов, которые выступили как против Али, так и против Муавии. В 38 году Али выступил против хариджитов и разгромил их в битве при Нахраване. Однако этот разгром не решил проблемы ликвидации этой мятежной группировки. Более того, хариджиты стали популярными среди определенной части общества в Халифате. Представители этой группировки проникли во все сферы общественной и политической жизни. Немало их было и в армии самого халифа Али. Постепенно они стали использовать тактику партизанской борьбы, заговоров, совершать террористические и диверсионные акции. Эта проблема превратилась в серьезный дестабилизирующий фактор для многих поколений последующих мусульманских правителей. Воспользовавшись расколом в лагере Али, Муавия перешел к активным действиям. В 38 году его полководец Амр ибн аль–Ас захватил Египет. В 39 году сирийцы уже атаковали Ирак. В 40 году войска Муавии вошли в Хиджаз и Йемен. Но затем армия халифа Али сумела остановить это наступление и отбросить сирийцев назад. Но в ходе боев они получили известие о трагической гибели халифа Али ибн Абу Талиба, который пал от руки хариджитского убийцы Ибн Мулджама, который отомстил, таким образом, ему за поражение при Нахраване. После этого, сторонники Али присягнули его сыну Хасану. Но Хасан ибн Али понимал, что расклад сил в государстве складывается не в его пользу. Поэтому он начал вести переговоры с Муавией о передаче власти последнему. В результате, Муавия в 41 году хиджры приехал в Куфу. Аль–Хасан передал все свои полномочия новому халифу и вместе со своим братом аль–Хусайном уехал в Медину. Этим событием завершился период правления Праведных халифов, и государство стало монархическим. Пришедший к власти Муавия основал династию Омейядов, которые оставались у власти почти 100 лет. Али ибн Абу Талиб был одним из самых больших знатоков Корана, тафсира, хадисов, фикха. Всем этим наукам он научился непосредственно у пророка Мухаммада, который высоко ценил Али как способного и грамотного человека. Али знал наизусть весь Коран и был одним из секретарей пророка, который записывал и запоминал полученные Мухаммадом от Бога Откровения (вахй). Даже став руководителем государства он не оставлял занятий наукой и поощрял ее развитие. В частности он основал школу в Медине. Преподавателем арабского языка в этой школе он назначил Абу Асвада адДуали, коранических наук–Абд арРахмана ас–Сулами, естественных наук–Кумейла ибн Зияда. Находясь у власти, Али продолжал выдавать правовые предписания (фетвы). Али также обладал многими личными положительными качествами. Он был храбр, бесстрашен, стойко переносил все тяготы и лишения в своей жизни. Никогда не падал духом и не терял надежды. Он всегда целеустремленно шагал вперед и добивался своей цели. Так было, как в период жизни пророка Мухаммада и первых трех халифов, так и в период его правления Халифатом, когда несмотря на всю сложность и неоднозначность политического положения, Али продолжал бороться до последнего, пока не был сражен предательским ударом хариджитского убийцы. В шиизме личности Али и его потомкам придается особое значение. Он рассматривается как единственный законный наследник пророка Мухаммада, который получил от него ясное указание на руководство общиной. В шиизме Али–знаток и передатчик эзотерических знаний, руководитель, полномочия которого даны ему самим Богом. И в дальнейшем руководство (имамат) переходит исключительно от одного его потомка к другому. Шииты считают Али своим первым непогрешимым имамом. В среде «крайних» шиитов Али даже рассматривается в качестве воплощения самого Бога. Все указанные положения шиизма отвергаются суннитами.