АЛЯБЬЕВ Александр Александрович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг-Коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией, дал сыну хорошее домашнее воспитание. Образование свое А. закончил в Московском университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах. В 1823 году уволен в отставку подполковником. К этому же времени относится появление первых его романсов: ""Вечерком румяну зорю"", ""Соловей"" и других. Еще раньше он написал, вместе с Маурером и Верстовским, музыку к водевилю ""Новая шалость, или Театральное сражение"". В 1822 году в большом театре в Петербурге шла в первый раз комическая опера А. ""Лунная ночь, или Домовые"", в двух действиях. В репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен ""Польский"", сочиненный А., а в следующем году шел водевиль ""Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты"" с увертюрой и прочей музыкой А. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым : ""Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"" и ""Хлопотун, или Дело мастера боится"". Музыку к ним А. написал в сотрудничестве с Верстовским . В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева, ""Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки"", с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем . В том же году А. был арестован по делу о нанесении им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть Времева произошло от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен. Высочайше утвержденным 1 декабря 1827 года мнением государственного совета А. был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск (""Исторический Вестник"", 1908 года, апрель, ""К биографии А."" А.В. Безродного). Этот случай описан в романе Писемского ""Масоны"" (Лябьев). В ссылке А. занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения А., кроме романсов. Церковные сочинения А. в церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Через несколько времени А. был помилован, но ему был воспрещен въезд в столицы. Запрещение это было еще в силе в 1840 году, но вскоре затем было снято. Возвратившись в Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор. Для концерта в пользу нищих А. написал, например, гимн благотворительности на патриотические стихи Ф.Н. Глинки для оркестра, хора и для голоса соло; в том же концерте была исполнена написанная А. ""Песнь на смерть Лаврова"" (артиста московского театра). Опера А. ""Аммалат-Бек"" на сюжет повести А.А. Марлинского вовсе не увидела света рампы. Рукопись ее хранится в московской консерватории. Опера ""Кавказский пленник"" также, по-видимому, относится к позднейшему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с романсами А. Это - ряд сольных вокальных номеров в куплетной форме романсов А.; эти номера чередуются с мелодекламацией и с небольшими инструментальными интермедиями, весьма бесхитростными по музыкальному изобретению, но пытающимися охарактеризовать то или другое сценическое положение, начиная с интродукции, рисующей лунную ночь в горах Кавказа, и кончая номерами, иллюстрирующими бегство пленника и гибель черкешенки в реке. Хоров в ""Кавказском пленнике"" вовсе нет. Значение А. в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. Музыка в его водевилях состоит, кроме увертюр и инструментальных интермедий, большею частью из куплетов, запеваемых на один мотив; оперы примитивны по форме, не отличаясь по существу от водевилей. В романсах, имеющих почти всегда ту же куплетную форму, А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы, задушевны и порою не лишены русского национального характера. Декламация естественна и довольно выразительна. Фортепианное сопровождение, простое по гармонии, написано звучно, но не разнообразно, хотя в нем зачастую сказываются намерения иллюстрировать текст (""Вечерний звон"", ""Зимняя дорога"" с подражанием колокольчику, ""Черкесская песня"" и пр.). В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел. Первое издание романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99, Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А. Максимович , ""Голоса украинских песен"", в аранжировке А., Москва) и оперу ""Кавказский пленник"". Популярность романсов А. была очень велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: ""Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder"" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы А.: ""Соловей"", ""Песнь бедняка"", ""Луч надежды"" и ""Вечерком румяну зорю"". ""Соловей"" распевался всюду. Его пели Полина Виардо , Аделина Патти, Марчелла Зембрих. На него писались вариации, между прочим - Глинкой для фортепиано. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию. Гр. Тимофеев.
Источник: Биографический словарь. 2008
Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.
Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера - «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения - романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни - Н. Огарева.
Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, - писал Одоевский в одной из своих статей. 24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...
...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей... - писал Дельвиг.
...»Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный»... Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России - кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов - Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.
С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе - вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера - 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) - 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина - 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи - «Кабак, Изба, Деревенский сторож», - впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
— род. в Москве, 30-го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие-то неприятности заставили его в двадцатых годах выйти в отставку, а в тридцатых — провести некоторое время в ссылке в Тобольске. Таковы скудные биографические сведения об Алябьеве, композиторская деятельность которого в истории русской музыки имеет несомненное значение, несмотря на дилетантский характер. Хотя эта деятельность более известна, чем жизнь Алябьева, тем не менее, отдельные эпизоды ее рассказываются биографами неодинаково. Большинство из них (Перепелицын в своей "Истории музыки в России", Рубец в "Биографическом лексиконе русских композиторов", Энциклопедические словари Березина и Брокгауза-Ефрона) повторяют, перефразируя, биографию Алябьева, написанную A. H. Серовым в "Энцикл. Слов., состав. рус. учен. и литер.", тогда как имеются сведения, сообщаемые в "Летописи, русского театра" П. Арапова, которому, как современнику Алябьева, можно больше доверять. Вслед за Серовым большинство ошибочно повторяет, что, "увлекшись громадным успехом оперы А. Н. Верстовского "Аскольдова могила", Алябьев написал большую четырехактную оперу "Лунная ночь", которая упала с первого представления и, по возобновлении, также не имела успеха". В этих словах, если признать достоверность свидетельства Арапова, нет ни йоты правды. "Аскольдова могила" была дана в первый раз в Москве, 15-го сентября 1835 г., а в Петербурге — 27-го августа 1841 года. Между тем, для двухактной комической оперы Алябьева "Лунная ночь или домовые" Арапов с П. А. Мухановым написали либретто и она была поставлена с большим успехом 19-го июня 1822 года, в бенефис Сандуновой. По словам Арапова, это был первый дебют Алябьева на музыкальном поприще. "Музыка этой оперы, — говорит летописец нашего театра, — замечательна, в особенности увертюра и дуэт: "Так поцелуй в любви залог!", который пел Самойлов с Ивановой, также романс, ария и хоры. Капельмейстер Кавос отдавал справедливость мастерской оркестровке молодого композитора". В 1824 г., в бенефис танцовщицы Истоминой (8-го января) был поставлен переделанный Араповым французский водевиль: "Путешествующая танцовщица актриса, или три сестры невесты", для которого Алябьев написал увертюру и музыку. В следующем году, он, вместе с Шольцом и Верстовским, написал музыку к трехактной опере-водевилю Писарева: "Забавы Калифа, или шутки на одне сутки". Насколько достоверно утверждение Серова, что Алябьев написал также музыку к оперетке Загоскина "Деревенский философ", что он начал, но не окончил оперу "Аммалат-Бек", что, наконец, сочинял музыку к другим водевилям в сотрудничестве с Верстовским, А. Маурером и графом М. Ю. Виельгорским, — неизвестно. Известно только, что Алябьев много писал романсов и был автором нескольких сочинений духовной и полковой музыки. Романсы составили славу Алябьева и перешли в потомство. Из романсов особенную популярность приобрел "Соловей", неоднократно исполнявшийся Виардо-Гарсиа и Патти в сцене вокального урока в опере "Севильский Цирюльник" и в концертах; эффектное переложение этого романса для фортепиано сделано Листом. В свое время были очень любимы романсы: "Вечерний звон" и "Вечерком румяну зорю". Собрание романсов Алябьева, в числе 70-ти, появилось в Москве, в 1859 г., с портретом автора, в издании Грессера. Остальные произведения Алябьева не были напечатаны.
П. Арапов, "Летопись русского театра", стр. 320, 352 и 372. — В. Морков, "Исторический очерк русской оперы", стр. 66, 73 и 90. — Энциклопедический Словарь, сост. русс. учен. и литер., т. III (статья А. Н. Серова). — А. И. Рубец, "Биогр. лексикон русс. композ. и музык. деятелей". С.-Петербург 1886 г., стр. 3. — П. Д. Перепелицын, "История музыки в России", стр. 160—161. — Н. М. Лисовский, "Музыкальный календарь-альманах на 1890 г.", стр. 36 ("Словарь композиторов"). — Энциклопедический Словарь Брокгауза-Ефрона, т. II, стр. 597.
С. Тр.
{Половцов}
Алябьев, Александр Александрович
— известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих очень любимых в свое время песен и романсов; род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою как любитель, по природному влечению к искусству. В двадцатых годах А. познакомился с известным композитором А. Н. Верстовским, в сотрудничестве с которым написал музыку к водевилю Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение". Пьеса и музыка имели успех. После этого первого успеха на сцене А. сотрудничал во многих других водевилях Верстовского, А. Маурера и графа М. Ю. Виельгорского. Поселившись в Москве, он продолжал ревностно заниматься любимым искусством. А. сочинил также музыку к оперетте Загоскина "Деревенский философ". Громадный успех оперы "Аскольдова могила" Верстовского побудил А. написать большую четырехактную оперу "Лунная ночь", которую постигла, однако, полная неудача. Он также написал, но не окончил оперу "Аммалат-Бек" на сюжет повести Марлинского. За одно несчастное происшествие А. был сослан на время в Тобольск, где не покидал музыкальных занятий и написал много сочинений духовной и полковой музыки. Умер в 1852 г. Наибольшею известностью А. обязан двум-трем из своих многочисленных романсов, написанных в мелодическом стиле. Хотя мелодии А. имеют достоинство непринужденности и часто отзываются чем-то близким к русской народной музыке, но с более строгой критической точки зрения вся композиторская деятельность А. немногим поднимается выше уровня дилетантизма. Для своей эпохи романсы А. были довольно значительны при совершенной тогда еще невозделанности поля русского композиторства; в настоящее же время эти мелодии, иногда довольно счастливые, уже отжили свой век. Из романсов А. всего более известен его "Соловей", достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Виардо-Гарсиа и Аделиной Патти (в сцене вокального урока в опере "Севильский цирюльник" Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьески Фр. Листом. Очень любимы были также в свое время романсы: "Вечерком румяну зорю" и "Вечерний звон". В собрании романсов, изданных у Грессера в Москве в 1859 г. (с портретом автора), помещено 70 вокальных пьес, в том числе все романсы А., доставившие ему известность. Но, вероятно, многие из его мелких произведений не вошли в это собрание, так же как никогда не были напечатаны его труды в области драматической, военной и церковной музыки.
{Брокгауз}
Алябьев, Александр Александрович
— композитор. Род. в Москве 30 августа 1802, ум. там же в 1852 [по надписи на его могиле (Москва, кладбище Симонова монастыря), род. 4 августа 1787, ум. 22 февраля 1851.]. Служил в военной службе; благодаря своей запальчивости попал под суд, был разжалован и сослан в Тобольск, затем прощен, после чего остаток жизни провел в Москве, где похоронен в Симоновом монастыре. А. писал (отчасти в сотрудничестве с Верстовским, М. Виельгорским и Маурером) музыку к водевилям Хмельницкого и других авторов, как, напр., "Деревенский философ", "Путешественница-танцовщица-актриса, или 3 сестры невесты" (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки" (1825, вместе с Шольцем и Верстовским), "Новая шалость" и др. Все они в свое время имели большой успех, точно также как и опера А. "Лунная ночь или домовые", впервые поставленная в 1822 на Петровском театре в Москве и выдержавшая множество представлений. Кроме того, А. написал еще оперу "Кавказский пленник". Сочинения эти теперь совершенно забыты, чего нельзя сказать о романсах А. Их около ста; в свое время они были в высшей степени популярны; многие из них охотно поются еще и теперь, особенно в провинции. Поверхностность музыкального образования и общий современный, невысокий уровень музыкальных вкусов, над которым, при всей своей талантливости, А. подымался очень мало, наложили на музыку А. печать дилетантизма. К достоинствам лучших его романсов относится наивная искренность выражения и элементарная ясность мелодии; изложены они в высшей степени просто. Европейскую известность приобрел романс А. "Соловей", который, между прочим, вставлялся певицами Виардо, Патти и Зембрих в сцену урока пения в "Севильском Цирюльнике", а также появился в транскрипциях Листа, Глинки и др. Романсы и песни А. недавно вновь изданы в 4 томах (111 №№) П. Юргенсоном.
(Э.)
{Риман}
Алябьев, Александр Александрович
композитор; р. 1802, † 1852 г.
{Половцов}
Алябьев, Александр Александрович
(1802—1852) — композитор эпохи "дилетантского романса" в России. Еще в молодости написал оперу "Лунная ночь или домовые" (1822), выдержавшую много представлений; другая опера А. — "Кавказский пленник". Помимо опер, А. писал музыку к водевилям ("Деревенский философ", "Забавы калифа" и др.), но главное значение его — в области романса, каковых им было написано ок. 100: они искренни, мелодичны, просты по изложению, пользовались большой популярностью и являются звеном в развитии русского романса доглинкинской эпохи. Один из романсов А. — "Соловей" приобрел европ. известность: его пели знаменитые певицы Виардо, Патти и другие. Ф. Лист сочинил на этот романс виртуозное фортепианное переложение (транскрипцию).
Алябьев, Александр Александрович
(род. 15.VIII.1787 в Тобольске, ум. 6.III.1851 в Москве) — рус. композитор. Получил домашнее муз. образование, впоследствии (после Отечественной войны 1812) занимался в Петербурге у И. Миллера. Служил в армии, участвовал в Отечественной войне. В 1823 вышел в отставку и, переехав спустя некоторое время в Москву, посвятил себя музыке. В 1825 был арестован по ложному обвинению и в конце 1827 выслан в Сибирь. В 1832 получил разрешение выехать для лечения на Кавказ. В 1833 переехал в Оренбург, в конце 30-х гг. вернулся в Москву, где провел последние годы жизни. А. — один из основоположников национального лирического романса и камерно-инструментальной музыки. Мелодическая основа его произв. связана с рус. народным творчеством.
Соч.: оперы, в т. ч. комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" (1823), "Аммалат-Бек" (1847); балет "Волшебный барабан, или Следствие “Волшебной флейты”" (1827); музыка к 20 водевилям; Симфония (1850), Увертюра и др. произв. для симф. и дух. орк.; Тема с вариациями для скр. и орк.; фп. квинтет, 3 квартета, 2 фп. трио, Квартет для 4 фп. и др.; св. 150 песен, в т. ч. "Соловей", "Вечерний звон", "Зимняя дорога", "Иртыш", "Нищая", "Черкесская песня", вок. анс., хоры без сопр.; сб. укр. песен и др.