Аллегория

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Аллегория
1) развернутое сравнение; 2) в изобразительном искусстве – олицетворение отвлеченных понятий, свойств и качеств в виде определенного персонажа, существа или предмета.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АЛЛЕГОРИЯ
термин в теории риторики для обознач. пространного, разверн. сравнения. Образное представл. абстракт. понятий и взаимоотнош. вещей появ. в изобразит. иск-ве (Апеллес) и в лит-ре со времени Гомера (Гесиод, Архилох, Алекей); особенно часто А. встреч. у рим. поэтов Вергилия, Горация и Овидия. Первым полностью аллегорич. произв. явл. «Психомахия» Пруденция, заимств. из к-рой были широко распростр. в ср. века.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АЛЛЕГОРИЯ
греч. allegoria – иносказание), изображение отвлеченной идеи или понятия посредством зримого образа. В живописи, скульптуре, графике выражается, как правило, человеческой фигурой с определенными атрибутами – поясняющими предметами (например, Правосудие – богиня Фемида с повязкой на глазах и весами в руках). Известны также сложные аллегорические композиции («Аллегория живописи» Я. Вермера Делфтского, ок. 1675) и циклы (фрески «Аллегория доброго правления» и «Аллегория дурного правления» А. Лоренцетти, Палаццо Публико в Сиене, 1337–39). В Голландии 17 в. были популярны натюрморты типа «vanitas» («суета сует»), напоминавшие о скоротечности земного существования; аллегории пяти чувств (например, Слух – композиция с нотами и музыкальными инструментами; встречались и пародийные изображения, например, у А. ван Остаде, представлявшего Слух в виде орущего пьяницы, Осязание – в виде драки крестьян и т. п.).
Аллегорические изображения появились уже в античную эпоху (месяцев и времен года). Широко применялись в средневековом искусстве (особенно популярны были аллегории Пороков и Добродетелей; например, Тщеславие – женщина, смотрящаяся в зеркало); мастерами эпохи Возрождения, барокко, классицизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

АЛЛЕГОРИЯ
(греч. Аllegoria — иносказание) — один из способов художественного отражения реальности и оформления в искусстве, когда образное во-площение обретает иное смысловое знание (например, изображение поэзии в виде крылатого коня, а Справед-ливости и Правосудия — в виде женской фигуры с весами в руках). Аллегорический образ имеет два смыс-ловых слоя: поверхностный и глубинный. При этом содержание внешнего слоя не совпадает с содержанием глубинного, но является средством его обнаружения. Средствами создания аллегории в искусстве являются олицетворение и метафора. По своей функции аллегория близка к символу, но в отличие от него ее смысловое знание более однозначно и раскрывается путем использования содержащихся в ней явных и скрытых намеков.
Аллегория использовалась в древнеегипетских рисунках, иллюстрировавших басенные сюжеты, и в еги-петской демотической литературе (басни из жизни животных, включенные в текст мифологического содер-жания), в древнееврейской литературе (притчи, приписываемые царю Соломону), в античной живописи Апеллеса (2-я половина IV в. до н.э.), в эпических поэ-мах Гесиода (VII в. до н.э.), в лирике Архилоха, Алкея, в произведениях римских поэтов Вергилия, Горация, Овидия. Первой западноевропейской аллегорической поэмой является «Психомахия» («Сражение за душу») христианского поэта античности Пруденция (вторая половина IV в.н.э.).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

АЛЛЕГОРИЯ
греч. allеgoria – иносказание), развернутая метафора. Обычная метафора служит для ассоциативного сравнения двух явлений, как правило, представляющих разные сферы жизни. Она может превратиться в метафору развернутую, если автором в каждой из этих двух сфер будут найдены ряды родственных явлений. Тогда метафора меняет функцию: из простого стилистического приема, локально проявляющегося в тексте, она превращается в важное композиционное средство, организующее систему образов произведения. В этом случае каждый образ должен быть «прочитан» как метафора, логически связанная со всеми другими метафорами в тексте.
Например, автор может дать в одной фразе описание солнца, подразумевая описание человеческой жизни, – и в тексте появится простая метафора. А если он захочет ее развернуть, то должен будет поступить как У. Шекспир в сонете № 7, где видовые явления, связанные с родовым явлением солнца (восход, зенит и закат), метафорически обозначают соответствующие видовые явления, связанные с жизнью человека (рождение, зрелость и старость). В результате установления родовых и видовых соответствий появляется аллегория: ребенку люди радуются, как восходу солнца, зрелым человеком любуются, как солнцем в зените, от старика все отворачиваются, как от меркнущего светила.
Применяя аллегории, писатели объясняют читателям свое отношение к тем или иным явлениям жизни на примерах, доступных всем. В литературе существует ряд исторических жанровых форм, предписывающих авторам использовать аллегории. Наиболее известным жанром, относящимся к этому ряду, является басня.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

АЛЛЕГОРИЯ
Как правило, под аллегорией понимают «литературный прием или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе». В аллегории присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно «смысловой план первичен: образ фиксирует уже какую-либо заданную мысль» [36, 20]. В «Поэтическом словаре» А. Квятковского аллегория определяется как «изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа» [33, 16-17]. Восприятие аллегорической образности предполагает рационалистическое вычленение смысла, своего рода освобождение «идеи» из «телесной», живописной натуры «предметности» образа, что тем самым делает аллегорию принципиально противоположной символу, не рассчитанному на подобную интеллектуальную операцию и не имеющему, в отличие от аллегории, жестко определенного значения или комплекса значений. Противопоставление аллегории и символа было актуализировано в эстетике и практике символизма. Ж. Мореас в статье «Символизм» (1885, 1886) писал, что хотя «символистская поэзия пытается одеть идею в осязаемую форму», в то же время «никогда не доходит до познания Идеи-в-себе» [48, 106-107]. Аллегория и может быть понята как познанная до конца Идея-в-себе. Символ же, рассмотренный на фоне аллегории или эмблемы, предстает в виде бесконечной смысловой «перспективы», не имеющей некоего концептуального семантического «дна». Согласно известной поэтической формуле С. Малларме из его сонета «Гробница Эдгара По», «идее не дано отлиться в барельеф». Первичность смыслового плана аллегории может быть осмыслена и как заданная семантическая концептуализация в процессе создания аллегорической образности. Художнику предстояло в процессе творчества как бы «одеть», «обрядить» в образную фактуру уже готовые и сформированные идеи. Символ, напротив, ориентирован на формирующуюся концептуализацию в самом процессе творчества, причем логика и смысл этого формирования как бы скрыты и независимы от интеллектуальных усилий автора-творца. «Настоящий символ, — пишет М. Метерлинк, — рождается помимо воли самого автора» [42, 136]. Лит-ра: А. Квятковский. Поэтический словарь. – М., 1966; Л. Щ. Аллегория // Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987; А. Е. Махов. Аллегория // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. – М., 2008; Жан Мореас. Манифест символизма // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; М. Метерлинк. [О символе] // Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Под ред. Н. П. Михальской и Б. И. Пуришева. – М., 1981; Французский символизм: Драматургия и театр. – С.-Петербург, 2000; З .Г. Минц. Модернизм в искусстве и модернист в жизни // З. Г. Минц. Поэтика русского символизма. – С.-Петербург, 2004.  

Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.

Аллегория
греч. ????????? — иносказание), в экзегетике — метод толкования текстов Св. Писания, выходящий за рамки их буквального понимания.
Аллегорический метод интерпретации текстов зародился в Древней Греции в философии досократиков, отрицавших буквальное понимание мифологии, и достиг расцвета в комментариях стоиков к поэмам Гомера и Гесиода. Игнорируя ист. контекст этих произведений, комментаторы видели в их героях персонификации физических или психических явлений, а эпизоды их трактовали как аллегорические изложения позднейших филос. концепций. В сочинениях Филона Александрийского А. широко применяется в толковании книг ВЗ (события свящ. истории переосмысливаются как перипетии жизни души, стремящейся познать себя и Бога). Согласно Филону, А. не была достоянием только языческой философии, но практиковалась также в раввинистических школах Палестины. Авторы НЗ нередко трактуют цитаты из ВЗ аллегорически. Само слово А. встречается в Гал 4, 24, где Агарь и Сарра означают Израиль и Церковь.
Традиция аллегорического толкования текстов НЗ и ВЗ была выработана представителями Александрийской богословской школы (Климент Александрийский, Ориген и др.). Ориген преимущественно следовал концепции Филона; он говорил о трех смыслах Писания: телесном, или буквально-историческом, душевном, или нравственно-назидательном, и духовном, т.е. аллегорическом. Ориген указывал на А. как на наиболее адекватный способ интерпретации Писания.
Отношение представителей различных богосл. школ к аллегорическому методу было неоднозначным. Так, Ириней Лионский связывал А. с еретическими учениями гностиков, которые, по его мнению, прибегают к ней потому, что не понимают подлинного смысла Писания или имеют намерение исказить его. Правомерность аллегорического понимания библ. текстов стала предметом длительной полемики между александрийской и антиохийской экзегетическими школами, начало которой было положено в IV в. выступлением Евстафия Антиохийского против крайнего аллегоризма Оригена.
История экзегетики знает множество случаев совмещения толкователями аллегорического метода с др. способами интерпретации Писания. Так, в комментарии к Песни Песней Амвросий Медиоланский говорит, что образ Невесты символизирует одновременно и Церковь Христову (в этом случае устанавливается связь типологического характера), и человеч. душу с ее стремлением к Жениху-Христу (классическая А.). В произведениях Августина, экзегетическая концепция которого складывалась под влиянием проповедей Амвросия, А. также используется наряду с др. экзегетическими приемами. Позднеантичные и ср.-век. авторы (начиная с Илария Пиктавийского, Иоанна Кассиана, Руфина Аквилейского) приняли оригеновскую классификацию 3 смыслов Писания и выделили внутри дух. смысла 2 аспекта — собственно А. и анагогию (от греч. ??????? — восхождение). Так сформировалась концепция 4 уровней смысла Писания буквального, т.е. прямого значения текста (основа для всех др. смыслов); аллегорического, когда одни события рассматриваются как обозначения др. событий (напр., образы ВЗ относятся к жизни Иисуса Христа); морального, который касается жизни каждого христианина; анагогического, который относится к эсхатологическим или вечным реалиям (ср. Фома Аквинский, Summa theologiae I a 1, 10; Данте, Пир II, 1) Эта схема выражена в знаменитом двустишии Николая Лирского (ок. 1336): «Littera gesta docet, quid credas allegoria, moralis quid agas, quo tendas anagogia» («Буква учит фактам; тому, во что надо верить, учит аллегория; мораль учит тому, что надо делать; тому, к чему надо стремиться, учит анагогия»).
Протест. экзегетическая концепция, осн. принципом которой является понимание Писания «из самого Писания», отрицает аллегорический метод. Традиция Католической Церкви допускает принципиальную возможность аллегорического толкования Писания и в наст. время.
Лит-ра: Бычков В.В. Aesthetica Patrum. М., 1995, с. 35–52, 215–251; Нестерова О.Е. Типологическая экзегеза: Спор о методе // Альфа и Омега 4 (1998), 62–77; Сочинения древних христианских апологетов / Ред. А.Г. Дунаева. СПб., 1999, с. 463–480; Grant R.M. The Letter and the Spirit. L., 1957; PОpin J. Mythe et allОgorie: Les origines grecques et les contestations judОo-chrОtiennes. P., 1958; Formen und Funktionen der Allegorie / Hrsg. W. Haug. Stuttgart, 1979.
Ю. Иванова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
269.11 кб

Картина Яна Вермеера делфтского «Аллегория живописи» («Живописец в мастерской»). Основные проблемы и

Дмитриева Анна Алексеевна
Статья посвящена картине «Аллегория Живописи» («Живописец в мастерской») голландского художника XVII в. Яна Вермеера. Автор исследует проблему иконографии этого и других произведений Вермеера.
Читать PDF
187.31 кб

Аллегория и Аллография: к проблеме музыкального иносказания

Якобидзе-гитман А. С.
Несмотря на то, что рассуждения о метафизической природе музыки, которыми испокон веков занимались философы, зачастую носят аллегорический характер, сам термин «аллегория» применительно к музыке используется и в философии, и в нау
Читать PDF
241.27 кб

Аллегория познания

Макарова Нина Ильинична
В статье анализируются особенности пейзажа в картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза».
Читать PDF
8.31 мб

Эволюция культовой скульптуры: от камня к монументу. Часть 2. Каменная драматургия. Аллегория, гроте

Дубровская Ольга Сергеевна
Sculpture is a repository of historical memory. At different times its subjects fluctuated between the «divine» and "secular. Sometimes sculpture was an object of worship, sometimes a luxury product.
Читать PDF
151.57 кб

Урок-диспут: фантастическая аллегория в романе Веркора «Люди или животные»

Бухтоярова Нина Сергеевна
Автор статьи актуализирует «проблему фашизации человеческого сознания» и предлагает один из вариантов урока по роману Веркора «Люди или животные?», посвященного этой проблеме.
Читать PDF
271.54 кб

2012. 04. 014. Нивергелт М. Парадигма, интертекст или остаточная аллегория? Гийом де дегильвилль и п

Махов А. Е.
Читать PDF
374.34 кб

Миф и аллегория в повести О. Барфилда «Нетерпеливый источник»

Матвеева А. С.
Рассматривается вопрос о соотношении мифа и аллегории в философской концепции английского писателя Оуэна Барфилда на примере повести «Нетерпеливый источник».
Читать PDF
138.24 кб

Аллегория (эссе Хорхе Луиса Боргеса)

Р. Г. Назиров
Читать PDF
245.25 кб

Аллегория в испанской сентиментальной повести и куртуазной поэзии XV В.

Пастушкова Наталья Александровна
В статье проводится сравнительный анализ испанской сентиментальной повести Диего де Сан Педро «Любовный плен» и небольшой поэмы Хорхе Манрике «Замок любви» с точки зрения использования аллегории.
Читать PDF
405.83 кб

"вечное зерно" как аллегория жизни и смерти в поэтической парадигме Н. И. Тряпкина

Рыжкова-Гришина Л.В.
В статье рассматривается натурфилософская тема жизни и смерти в творчестве Н.И. Тряпкина (1918 - 1999), русского и советского поэта, лауреата Государственной премии России по литературе 1992 года.
Читать PDF
360.54 кб

Аллегория повествования (об одном иконографическом мотиве в повести И. А. Бунина «Суходол»)

Грякалова Наталия Юрьевна
На примере трансформации иконографического мотива рассмотрена одна из форм репрезентации визуального в структуре художественного повествования. Икона св.
Читать PDF
2.43 мб

Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» как роман-аллегория о Боге и Дьяволе

Крупенина Мария Игоревна
Из всех произведений Ч. Диккенса только один герой Оливер Твист ребенок, который остался ребенком до конца романа.
Читать PDF
0.00 байт

«Субъективная аллегория»: к вопросу о роли личного начала в интерпретации текста

Топорова Анна Владимировна
В настоящей статье анализируется функционирование аллегории в проповедях знаменитого итальянского проповедника и общественного деятеля XV в. Джироламо Савонаролы.
Читать PDF
0.00 байт

«Королева фей» Эдмунда Спенсера как «Пространная аллегория»: от эмблем и кончетто - к символу

Халтрин-Халтурина Е. В.
Цель статьи проанализировать аллегорическую манеру письма Спенсера на материале известного образца аллегорической литературы поэмы «Королева фей».
Читать PDF
0.00 байт

Гротеск и аллегория как особенности творчества Бориса Виана (на примере сборника рассказов "Les Lure

Минасян София Витальевна
Статья посвящена исследованию творчества Бориса Виана. На примере рассказов "Трали-вали" ("Les Lurettes fourrйes") рассмотрена ключевая роль гротеска и аллегории, наиболее полно отражающих авторскую индивидуальность писателя.