пещера в Испании. С. отроги Пиренеев, к ю. от г. Сантандер.
В 1875 г. Марселино де Саутуола обнаружил в ней стоянку древнего человека, а в 1879 г. - пещерную живопись палеолита. На потолке различными красками изображено стадо бизонов и других животных (длина фигур - до 2,25 м).
АЛЬТАМИРА
АЛЬТАМИРА
Источник: Археологический словарь. 1996
АЛЬТАМИРА
Altamira) - пещера вблизи моря в пров. Сантандер (Испания) до 280 м дл. (с рядом зал); стены пещеры покрыты многочисл. реалистическими изображениями животных, замечательно выполненными черной и цветными красками. В одном зале потолок па площади 14 м2 разрисован изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, как полагают, - замаскированных колдунов. Живопись А. относят к мадленской эпохе. У входа в пещеру и вдоль стен были обнаружены скопления отбросов пищи и кам. орудия, а под ними - культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени. Лит.: Ефименко П. П., Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Cartailhac E. et Breuil H., Les peintures et gravures murales des cavernes pyr?n?ennes. Altamira, "L´anthropologie", 1904, t. 15, No 6, p. 625-44.
Альтамира
пещера близ моря в Кантабрийских горах (Испания), где исследовавший ее в 1875 г. испанский археолог Марселино Саутуола открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных (зубров, кабанов и т.п.), выполненные черной, красной и желтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамире послужило началом изучения пещерной живописи палеолита (См. Палеолит). Живопись Альтамиры относят к мадленской культуре (См. Мадленская культура). У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними культурные напластования солютрийского и раннемадленского времени. См. Первобытное общество.
АЛЬТАМИРА
(altamira), наиболее значительная и по художественному богатству, и по трагической роли в историографии проблем палеолитическая «картинная галерея». Расположена на северных отрогах Пиренеев к югу от г. Сантандер (Испания); открыта в 1869–1870 гг. В 1875 г. впервые осмотрена антикваром-любителем Марселино де Саутуолой, который обнаружил здесь следы стоянки древнего человека. Только в 1879 г. была замечена громадная многокрасочная роспись на потолке бокового зала. Эта «фреска» изображала целое стадо бизонов и других зверей (длина фигур — до 2,25 м) верхнепалеолитической фауны. Последующую трагедию обусловили догматические представления эволюционизма о «бессмысленности» ледниковой доистории. Поэтому на Всемирном археолого-антропологическом конгрессе 1880 г. в Лисабоне под руководством Э.Картальяка при полной поддержке Г. де Мортилье «пещера Сантандера» без всякого ее обсуждения и рассмотрения была сочтена новоделом и даже преднамеренной фальсификацией, исполненной для дискредитации эволюционистской науки. Реабилитация и более того — «культ А.» относятся к началу 20 в. (см. Искусство палеолита, Брейль). Сейчас древность «фрески» А. по радиоуглеродному методу определяется примерно в 15 500 лет.
Источник: Археологический словарь. 1990
АЛЬТАМИРА
altamira), пещера в Кантабрийских горах (Испания) с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (эпоха Мадлен, 15–10-е тыс. до н. э.). Обнаружена в 1868 г.; в 1875 г. исследована испанским археологом Марселино де Саутуола, нашедшим в ней каменные орудия, а в 1879 г. – множество изображений животных. Саутуола назвал Альтамиру «Сикстинской капеллой наскального искусства». Опубликованная в 1880 г. книга археолога не получила признания среди ученых; лишь после того, как в пещерах Франции были открыты другие образцы искусства палеолита, живопись Альтамиры признали подлинной. Сначала доступ посетителей в пещеру не ограничивали; позднее, заметив, что это вредит сохранности уникальных росписей, свободное посещение запретили. В 1964 г. в подземном помещении Национального археологического музея в Мадриде немецкими учеными была создана точная копия пещеры.
Альтамира тянется под землей почти на 380 м, но основные изображения (быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов) находятся недалеко от входа в пещеру в т. н. «главном зале» длиной 18 м. Прекрасно переданы облик и повадка каждого зверя: животные то спокойны, лениво отдыхают, то грозно нападают, прыгают, подобрав ноги и выставив вперед рога. Первобытные мастера, использовав естественную неровность стены, сумели виртуозно передать объем и движение. Безупречно владея линией, уверенно и без поправок, одним движением руки, древние художники обводили черным контуром грузную тушу бизона или стройный силуэт оленя.
Изображения зверей имели для первобытного человека магическое значение: нанося на стену фигуру пронзенного копьем кабана или бизона, древний живописец обеспечивал племени удачу на охоте. Изображения поверженных зверей повторялись на стенах пещеры снова и снова многими поколениями первобытных мастеров, как бесконечно повторяется священный обряд; поэтому роспись в целом представляет собой беспорядочное скопление нависающих над головой крупных изображений, между которыми нет ни сюжетных, ни композиционных связей и которые часто накладываются друг на друга. Росписи исполнены яркими минеральными красками (охра, марганец, каолин, лимониты, гематиты), которые смешивались с водой или животным жиром. Изобразительная достоверность и жизненная сила настенной живописи Альтамиры стали классическим примером монументального первобытного «реализма».
Альтамира тянется под землей почти на 380 м, но основные изображения (быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов) находятся недалеко от входа в пещеру в т. н. «главном зале» длиной 18 м. Прекрасно переданы облик и повадка каждого зверя: животные то спокойны, лениво отдыхают, то грозно нападают, прыгают, подобрав ноги и выставив вперед рога. Первобытные мастера, использовав естественную неровность стены, сумели виртуозно передать объем и движение. Безупречно владея линией, уверенно и без поправок, одним движением руки, древние художники обводили черным контуром грузную тушу бизона или стройный силуэт оленя.
Изображения зверей имели для первобытного человека магическое значение: нанося на стену фигуру пронзенного копьем кабана или бизона, древний живописец обеспечивал племени удачу на охоте. Изображения поверженных зверей повторялись на стенах пещеры снова и снова многими поколениями первобытных мастеров, как бесконечно повторяется священный обряд; поэтому роспись в целом представляет собой беспорядочное скопление нависающих над головой крупных изображений, между которыми нет ни сюжетных, ни композиционных связей и которые часто накладываются друг на друга. Росписи исполнены яркими минеральными красками (охра, марганец, каолин, лимониты, гематиты), которые смешивались с водой или животным жиром. Изобразительная достоверность и жизненная сила настенной живописи Альтамиры стали классическим примером монументального первобытного «реализма».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007