Алтарь

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

алтарь
Пс 50.21)-см. жертвенник.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АЛТАРЬ
(от лат. altus — высокий) — восточная часть храма за иконостасом, где в христианских храмах располагался жертвенник — стол (престол) для совершения таинств.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Алтарь
центральное место масонского храма; прямоугольное или трапециобразное возвышение, на котором находится Библия, Конституция Великой Ложи, масонские документы и символические предметы.

Источник: Словарь масонских терминов

Алтарь
античное понятие, обозначавшее приспособление, которое ставилось на жертвенник для сжигания жертвы, посвященной богу; позднее алтарем стали называть сам жертвенник вместе с приспособлением.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Алтарь
лат. - высокий) - у древних народов место в виде возвышения для жертвоприношений. Позже - восточная часть христианского храма, место, где находится престол. В православной церкви алтарь отделен от остальной части храма иконостасом.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Алтарь
в античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников, в православном храме восточная часть здания, отделенная алтарной преградой, с XV в. - иконостасом.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АЛТАРЬ
возвышение, часто рукотворное, на котором приносились жертвы; сооружалось из камня, земли. Алтари богов возвышались в храмах, на площадях, в священных рощах; устроенные под открытым небом, они достигали огромных размеров. Алтари героев обычно бывали низкими.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

АЛТАРЬ
Часть храма за Царскими вратами, обычно возвышенная и отделенная от остальной части преградой, иконостасом. По учению православной церкви, алтарь знаменует собой мир, где обитает Бог, а также место, откуда Христос проповедовал и шел на казнь. Поэтому алтарь считается самым святым местом в храме. Входить в него могут только священнослужители. Мирянам вход в алтарь через Царские врата запрещен.

Источник: Основы православной культуры. 2011

АЛТАРЬ
жертвенник; Пс 50:21, Быт 8:20) — особого рода строение, приспособленное исключительно к принесению жертв по Иудейскому закону. Хотя жертвы приносились и прежде потопа, но слово жертвенник встречается в первый раз только по выходе Ноя из ковчега. Жертвенники были различных форм и в начале очень грубого устройства, так как были, вероятно, ни что иное, как четвероугольные глыбы камней, или земляная насыпь. (см. Жертвенник).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

АЛТАРЬ
природн. или искусств. сделанное возвыш. для жертвопринош. умершим, героям или богам; жертв. дар ставился, высыпался, выливался или сжигался. Существуют различ. художеств. испол. А.: от простых сооруж. из камней или земляных насыпей до А. из мрамора с архитект. украшен. (напр., Пергамский А.). А. мог устраив. вне храма, но чаще всего наход. внутри. А. существ. также в частных домах и обществ. зданиях. Традиция антич. алтарной архитектуры нашла продолж. в раннехрист. жертв. столе, предназнач. для евхаристии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Алтарь
(лат. возвышенное место) – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Изначально А. назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название «А.» распространилось на всю эту отделенную часть. Последняя потому отгораживается от остального помещения, что символизирует запредельный, нетварный, Небесный мир. В древности вход в А. был запрещен всем мирянам, в настоящее время – только женщинам.

Источник: Краткий православный словарь.

Алтарь
(греч. bomos, лат. altaria — возвышение, место жертвоприношений), природное или искусственно сделанное возвышение для жертвоприношения умершим, героям или богам; жертв, дар ставился, высыпался, выливался или сжигался. Существуют различные художественно исполн. А.: от простых сооружений из камней или земляных насыпей до А. из мрамора с архитектурными украшениями (например, Пергамский А.). А. мог устраиваться вне храма, но чаще всего находился внутри. А. существовали также в частных домах и обществ, зданиях. Традиция античной алтарной архитектуры нашла продолжение в раннехристианском жертв, столе (лат. mensa), предназначавшемся для евхаристии.

Источник: Словарь античности. 1989

Алтарь
греч. bomos, berna, лат. altaria, от altus - высокий) - возвышение, место жертвоприношений богам, героям, а также умершим, устраивавшееся в "священных местах". Жертвенный дар ставился, высыпался, выливался или сжигался на них. Античные алтари имели самые разные размеры, от крошечных, до монументальных построек; существовали в храмах, общественных зданиях, частных домах, могли устраиваться вне храма.
В христианском храме алтарем (по-гречески - вимой) являлось место, возвышавшееся над полом храма на высоту одной - трех ступеней, где происходили главные богослужебные церемонии. Здесь в алтарном пространстве, отделенном священной (алтарной) преградой, помещались престол и жертвенник. Мирянам вход в алтарное пространство ограничен и полностью оно доступно только клиру. Алтарь представлялся византийцу троном Господа, огни алтаря - звездами, фимиам - дуновением и благоуханием Св. Духа.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Алтарь
лат. altaria, от altus — высокий).
1) Культовое сооружение, находящееся в передней (восточной) части христиан, храма, в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней, на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. В христианстве а. превратился в вещественный символ возвышения и жертвенности, на нем устанавливались священные культовые предметы — свечи, крест, распятие и др., на него клались богослужебные книги, что вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтарей (вместо горизонтальной она стала сооружаться под углом 30—45° и была снабжена невысокой (7—10 см) балюстрадой — ограждением по нижнему краю этой крышки), чтобы книга или распятие не соскальзывали.
2) Вся вост. часть храма, отделенная алтарной перегородкой.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Алтарь
(в переводе с латыни означает «высокий жертвенник») – 1) в древности представлял собой особого рода строение, наилучшим образом приспособленное для принесения жертв, предписанных иудейским законом. Люди приносили жертвы Богу и до потопа, но только после выхода Ноя из ковчега, слово «алтарь» стали заменять словом «жертвенник». Иудейские жертвенники для приношения всесожжения имели различную, часто очень грубую форму, нередко представляя собой груду камней или земляную насыпь; 2) в православном храме алтарь занимает главную восточную часть помещения. В нем находится престол. В древности алтарем называли сам престол, однако, после того как восточную часть храмов стали отделять от основного помещения иконостасом, название распространилось на всю отделенную часть. Помимо престола, в алтаре находятся жертвенник и священническая или епископская кафедра. Пространство за престолом называют горним местом. Кроме того, в алтаре, как правило, находится ризница. По христианской традиции входить в алтарь могут только мужчины.

Источник: Православная энциклопедия.

АЛТАРЬ
(лат. аlta ara — высокий жертвенник) — 1) у древних народов — возвышенное место на открытом воздухе для жертвоприношений или вознесения молитв богам; 2) восточная (самая важная, святая) часть христианского храма, отделенная от остальной части храма иконостасом. Древнейшие алтари представляли собой искусственное возвышение (земляные или из природного камня). В Древней Греции и Риме соору-жались монументальные алтари в виде здания с колоннами, лестницами, мраморными рельефами. В древнем и средневековом Китае алтарь был также священным сооружением, так как служил местом вознесения молитв Небу и Земле и, в соответствии с космологическими представлениями китайцев, имел форму круглой в плане многоступенчатой террасы. Алтарь буддийско-го храма представляет собой расположенное против входа в глубине храма возвышение со статуями божеств. В мировой художественной культуре многие ал-тарные картины, гравюры или барельефы представля-ли собой шедевры искусства. Например, «Вознесение Марии» Тициана, «Гентский алтарь» братьев ван Эйков, «Снятие с креста» Рубенса и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Алтарь
лат. место жертвоприношений)
   место принесения жертвы богам, героям или умершим. Дары оставляли, возливали или сжигали. А. мог иметь разл. архит. оформление: от простых земляных насыпей и оград из камней до монумент, построек. А. устраивали на священном участке, в обществ, сооружении, доме, в храме, но часто - вне его. Такие А. ставились напротив храма (Афины, Дидима, Приена) или играли роль самостоятельного сооружения, как грандиозные А. Зевса в Пергаме и Мира в Риме. А. Зевса (180 - 157), посвящ. Зевсу и Афине в честь победы над галлами, - монументальное П-образное сооружение с круговым фризом по внеш, стороне (битва богов и гигантов), широкой лестницей на верхний ярус, обнесенный колоннадой, где находился меньший фриз, обрамляющий внутр. дворик (история Телефа, мифического основателя города). А. Мира Августа (13 - 9) был посвящен победе Рима и присоединению Испании и Галлии, ежегодно на нем приносили жертвы богу Янусу. А. Мира представлял собой четырехугольное сооружение с входами с вост. и зап. Внутри, где было место жертвоприношения, шел трехчастный фриз: растительный орнамент, персонификация моря, свящ. пейзаж по обеим сторонам от изобр. Аполлона. Снаружи был двухчастный фриз: раст. орнамент, мифолог, сцены с фигурами-персонификациями Италии и Рима, и торжественная процессия к алтарю - Август с сенаторами и жрецами, боги и герои: Арес, Эней.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

АЛТАРЬ
от лат. alta ara – возвышенное место, высокий жертвенник), в древности: священное место, стол для жертвоприношений богам; обычно земляной или каменный куб с углублением, располагавшийся перед храмом. В эпоху эллинизма и позднее в Древнем Риме возводят роскошные алтари в виде грандиозных архитектурных сооружений (алтарь Зевса в Пергаме, ок. 181–159 гг. до н. э.).
В христианской церковной архитектуре алтарем называют восточную часть храма, отделенную от молящихся алтарной преградой. В Западной Европе и Византии алтарная преграда представляла собой невысокую мраморную балюстраду; на Руси с 14 в. она превращается в стену из икон – иконостас. В алтаре совершается одно из церковных таинств – Причащение (Евхаристия; от греч. eucharistia – благодарение). Христос на Тайной вечере (последнем ужине с апостолами) преломил с ними хлеб и разделил чашу с вином, сказав: «Хлеб есть Тело мое, которое за вас предается… чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Совершаемое по завету Спасителя причащение верующих хлебом и вином делает их сопричастными крестной жертве Христа. Алтарем называют также стол (престол) для приготовления Святых даров – освященного хлеба и вина, чудесно претворяемых в Плоть и Кровь Христову. В древнерусских храмах композиции со сценой Евхаристии (причащения апостолов) помещали обычно над престолом в апсиде. Престол символизирует собой Гроб Господень и – одновременно – место пребывания Бога в Раю, его трон. Поэтому алтарная часть христианского храма всегда обращена к востоку, где в Иерусалиме находится Гроб Господень. Алтарь мыслится как образ Неба на земле, Рая, к которому указывает путь христианское вероучение.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Алтарь
евр. мизбеах) обыкновенно означает жертвенник (по латыни altare означает возвышение), чем выше от земли, тем ближе к Богу; поэтому и искали возвышенных мест, чтобы приблизиться к божеству. На алтаре приносили в жертву то, что могло умилостивить богов: животных, растения и даже собственных детей. Патриархи строили жертвенники Господу частью для принесения жертв, частью в воспоминание о каком-либо событии и частью для общественных богослужений. Первый алтарь, о котором упоминает Библия, построил Ной после потопа В Исх. 20:24 и далее Иегова приказывает построить жертвенник: «Сделай Мне жертвенник из земли и принеси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где я положу память имени Моего, Я приду к тебе, и благословлю тебя». Если жертвенник строился из камней, то эти камни не должны были отесываться, и лестницу к нему приставлять запрещалось. Срав. Втор. 27:5-7. В скинии и храме находились 2 жертвенника: жертвенник для всесожжении и жертвенник курения. Жертвенник всесожжения представлял из себя ящик из дерева ситтим, обитый медью, 71/2 ф. (2,5 м) в длину и ширину и 41/2 ф. (1,5 м) в высоту. На 4 его углах находились возвышения-»роги»; чтобы переносить его, на четырех углах были прикреплены медные кольца, в которые вдевались шесты. Он ставился на внешнем дворе перед скинией, к востоку. Все принадлежности для жертвоприношения были сделаны из меди и состояли из угольницы, в которую выгребали пепел, который падал через решетку, лопаток и чаши, в которой сохраняли кровь для кропления жертвенника. На жертвеннике горел постоянными огонь (Лев 6:12,13), чудесно зажженный (Лев. 9:24), который заботливо поддерживался. Здесь ежедневно утром и вечером сжигались в жертву агнцы, и другие животные, приносимые по закону и добровольно: жертвы заклания, хлебные и возлияния. К алтарю убегал тот, кто искал убежища (Исх. 21:14; 3Цар. 1:50; 2:28,30). Жертвенник в храме Соломона был больше, именно 30 ф. (10 м) в длину и ширину и 15 ф. (5 м) в высот (2 Пар. 4:1). Говорят, что он был обложен толстыми медными листами и наполнен камнями; помост к нему был сделан с восточной стороны. Он часто называется медным жертвенником. Жертвеник курения представлял собою маленький стол, сделанный из дерева ситтим и обложенный золотом, 11/2 фута в длину и ширину и 3 фута в высоту (Исх. 30; 37:25 и дал.). Четыре рога, которые возвышались на 4-х углах и золотой венец вдоль верхнего края украшали этот жертвенник. На углах были сделаны золотые кольца, в которые вдевали шесты, чтобы переносить его. Он ставился в святом, перед входом в святое святых между золотым светильником и столом для хлебов предложения. Священники возжигали на нем фимиам утром и вечером (Лук. 1:9,11). Кроме этих двух жертвенников, в Библии упоминаются несколько других. Так, по повелению Моисея, Иисус Навин построил жертвенник из неотесанных камней на горе Гевал для принесения жертв благодарения и всесожжения после покорения Иерихона и Гая; кроме того, он поставил каменные памятники, на которых написал список с закона Господня (И. Нав. 8:30-32). Большой по виду жертвенник соорудили колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино близ Иордана, не для жертвоприношений, но во свидетельство для них и потомства, что они принадлежат Господу и его народу (И. Нав. 22:10-34). Гедеон построил жертвенник, который назвал Иегова Шалом (Господь мир — Суд. 6:24). Далее говорится о жертвенниках, построенных Иегове Самуилом (1 Цар. 7:17), Саулом (1 Цар. 14:35), Давидом (2 Цар. 24:18-25), о жертвеннике на Кармиле, который Илия построил из 12-ти камней (3Цар. 18:30-32). Жертвенники (алтари) «постыдным идолам» (Иер. 11:13) ставились часто в рощах, в садах, на высотах под деревьями и т.д. (3Цар. 12:32; 14:23; 4 Цар. 16:4; 17:10; 23:12; Суд. 6:25; 2 Пар. 28:2; Иер. 7:31). Один жертвенник в Афинах имел такую надпись: «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Из слов ап. Павла и по свидетельству греческих писателей известно, что жители в Афинах ставили жертвенники неведомым богам. Это они делали особенно тогда, когда грозили бедствия, чтобы не навлечь на себя немилости неведомых богов.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

АЛТАРЬ
(лат. «возвышенное место») – восточная, главная часть храма, в которой находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей и в наземных базиликах в передней части, отгороженной низкой решеткой или колоннами от остального пространства, ставилась, как святыня, каменная гробница (саркофаг) с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии – претворение хлеба и вина в Тело и Kровь Христовы. Само название свидетельствует о том, что уже в древности алтари христианских храмов устраивались на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Первоначально алтарь состоял из престола, который помещался в центре алтарного пространства, кафедры (седалища) епископа и скамей для духовенства (Горнее место), располагавшихся против престола у стены в полукружии алтарной апсиды. Предложение (жертвенник) и сосудохранилище (ризница) были в отдельных помещениях (приделах) справа и слева от алтаря. Затем предложение стало помещаться в самом алтаре, слева от Горнего места, если смотреть со стороны престола. Вероятно, в связи с этим изменились и названия святых мест алтаря. Престол в древности всегда назывался жертвенником или трапезой, а название «престол» относилось к архиерейскому седалищу на Горнем месте. С перенесением предложения, на котором совершается приготовление хлеба и вина для Таинства Евхаристии, в алтарь оно стало называться в устной традиции жертвенником, престол (архиерейское седалище) стал именоваться Горним местом, а собственно престолом стали называть жертвенник (трапезу).
В наши дни в соответствии с древнейшими традициями в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие – апсида. Посредине алтаря помещается святой престол. Вплотную к середине апсиды алтаря против престола сооружается возвышение. В кафедральных архиерейских соборах и во многих приходских храмах на этом месте стоит кресло для епископа как знамение престола (трона), на котором невидимо восседает Вседержитель. В приходских храмах в полукружии апсиды возвышения и кресла может и не быть, но в любом случае место является знамением того Небесного Престола, на котором незримо присутствует Господь, и называется поэтому Горнее место. Горнему месту обязательно кадят во время богослужений; проходя, кланяются, осеняя себя крестным знамением; на Горнем месте непременно возжигается свеча или лампада. Прямо перед Горним местом позади престола помещается обычно семисвечник, который в древности был подсвечником для семи свечей, а ныне чаще всего является разветвленным на семь ветвей от одного высокого столпа светильником, в котором находятся семь лампад, возжигаемых при богослужении. Справа от Горнего места и слева от престола расположен жертвенник, на котором совершается проскомидия. Около него обычно стоит стол для поданных верующими просфор и записок с именами людей о здравии и о упокоении. Справа от престола, чаще всего в отдельном помещении, располагается сосудохранилище и ризница, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды, облачение духовенства. Иногда ризница может находиться в отдельном от алтаря помещении. Но в таком случае справа от престола всегда имеется стол, на который полагаются ризы священнослужителей, приготовленные для богослужения. По сторонам семисвечника, с северной и южной сторон престола, принято поставлять на древках выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Kрест с образом Распятия Христова (с южной). Справа или слева от престола помещается умывальник для омовения рук священнослужителей перед литургией и омовения уст после нее и место, где возжигается кадило. Перед престолом, справа от Царских врат у южных дверей алтаря, принято ставить кресло для епископа. Алтарь, как правило, имеет три окна, знаменующих несозданный троический свет Божества, или два раза по три (вверху и внизу), или три вверху и два внизу (в честь двух естеств Господа Иисуса Христа), или четыре (во имя Четвероевангелия). Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии как бы повторяет собою ту прибранную, устланную, готовую горницу, где состоялась Тайная вечеря, поэтому он содержится в особенной чистоте, устилается коврами, по возможности всячески благоукрашается.
В православном Типиконе и Служебнике алтарь часто называется святилищем. Это, как полагают, происходит оттого, что древние учители Церкви часто именовали алтарь ветхозаветным названием «Святое Святых». Действительно, Святое Святых Моисеевой скинии и Соломонова храма (см. Храм Соломонов), как хранившие в себе ковчег Завета и другие великие святыни, духовно прообразуют собою христианский алтарь, где происходит величайшее Таинство Нового Завета – Евхаристия, хранятся в дарохранительнице Тело и Kровь Христовы. Употребление учителями Церкви понятия «Святое Святых» в применении к православному алтарю сближает его с ветхозаветным святилищем не по подобию устройства, а имея в виду особую святость этого места.
Действительно, святость этого места настолько велика, что еще до отделения Западной (Римо-Католической) Церкви от полноты Православия сформировалась традиция, запрещающая вход в алтарь кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Исключение делалось иногда только для диаконисс, а впоследствии для инокинь в женских монастырях, где они могли входить в алтарь для уборки и возжигания светильников. Впоследствии с особого архиерейского или иерейского благословения в алтарь было дозволено входить иподиаконам, чтецам, а также алтарникам из благоговейных мужей или инокинь, в обязанности которых входит уборка алтаря, возжигание светильников, приготовление кадила и т.п. На Руси в древности в алтаре не принято было держать иконы с изображением каких-либо святых жен, кроме Богородицы, а также иконы, на которых имелись изображения людей, не причисленных к лику святых (например, воинов, стерегущих Христа, или мучивших святых страдальцев за веру и т.п.).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Алтарь
лат. altare, altar, от alta ara — высокий жертвенник) — камень, плита или иное возвышение, предназначенное для совершения жертвоприношений.
Время появления А. в рел. культах неизвестно. А. для принесения жертв, совершения возлияний и воскурений с целью умилостивления богов или поминовения предков существовал в большинстве культов политеистических религий (политеизм). В дохристианских религиях А. имел вид стола, столба или колонны.
В текстах ВЗ упоминается А. в виде возвышения из земли (Исх 20, 24), отдельно взятого камня (Быт 28, 18), сооружения из камней (Исх 20, 25). В храме Соломона находились два А.: жертвенник всесожжений, сделанный из меди (2 Пар 4, 1), и жертвенник курений — деревянный стол, покрытый золотом, т.н. «золотой жертвенник» (Исх 30, 1–5; 37, 25–28; 3 Цар 7, 48). В НЗ в сравнении с ВЗ символическое значение А. снижается, поскольку н.-з. жертва освящается без А. Новая Жертва — Иисус Христос — освящает Своих учеников Самим Собой (ср. Ин 17, 19). В текстах апост. посланий термин А. прямо не используется, ап. Павел говорит о причащении Тела и Крови Христовых, не упоминая об А. (1 Кор 10, 16–17). Смысл слов «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр 13, 10) не вполне ясен, по-видимому, автор Послания к евреям говорит о превосходстве н.-з. культа, развивая основную тему послания. В Откровении Иоанна Богослова говорится о небесной скинии, а понятия А. и «храм» отождествляются с Царством Бога и Агнца (Откр 21, 22 и др.).
В христ. храме А. — место совершения таинства Евхаристии, т.е. место реального присутствия Христа и как Жертвы, и как Первосвященника. В зап. церк. традиции под А. понимается стол, за которым совершается Евхаристия. В вост. церк. традиции термин А. (в широком смысле) относится ко всему пространству, где находится престол, отделенному в ряде литург. обрядов алтарной преградой или иконостасом от прочей части храма (соответствует пресвитерию в зап. традиции); А. в узком смысле слова именуется обычно «престолом».
Историческое развитие христианского А. С самых ранних времен христиане использовали трапезные столы (mensa) для молитвенных собраний в память о Тайной вечере. Но в силу того, что на этих собраниях также совершалась память о крестной жертве Иисуса Христа, эти трапезные столы получили название А. и со временем стали предназначаться исключительно для храмовых богослужений. В первые три века истории христианства А. представляли собой, как правило, деревянные переносные столы, реже использовались каменные неподвижные А. Неподвижные А. получили распространение в IV в., когда камень и железо стали преимущественным материалом, использовавшимся для их изготовления. Хотя Эпаонский собор в Бургундии (517) запретил деревянные А., их отдельные образцы просуществовали вплоть до XII в. Почитание мучеников дало новое направление в истории развития типов А. В силу укоренившейся в церк. традиции связи А. и мощей, церкви и А. стали воздвигать над местами захоронений мучеников. Поскольку не все новые церкви могли быть построены над гробницами мучеников, мощи или частицы мощей стали помещать в А. (получившая широкое распространение на Востоке практика разделения и перенесения мощей стала общераспространенной также и на Западе). Это породило новые типы А.: появились полые кубические А. с дверцей на передней или задней части для доступа к реликварию, а также массивные кубические А., которые воздвигались над гробницами мучеников и святых; для доступа к мощам, находившимся под А., служили специальные крипты, называвшиеся confessio (досл. исповедание). В А., сохранявших форму столов, мощи помещались либо в основание главной опоры, либо в выдолбленную нишу в алтарной доске (mensa). В эпоху высокого Средневековья возобладал обычай положения мощей в алтарную доску. В 1596 канон. правило обязало иметь ковчежец с мощами в каждом А. Переоборудованные из саркофагов или имеющие их форму А. стали появляться только в XVI в. и получили широкое распространение в церк. архитектуре барокко и рококо. Переносные деревянные А., используемые миссионерами, упоминаются не ранее VI в., переносные каменные А. стали широко употребляться только в XIV в.
В первых христ. храмах III–IV в. существовал лишь один А. На Западе несколько А. в храме появились в V–VI вв. Первоначальной причиной этого стала необходимость обеспечить должное почитание мощей различных святых. В VII в. распространение практики вотивных месс и рукоположения монахов стали дополнительными факторами устройства в зап. храмах нескольких А., особенно в силу того, что сохранялось правило ежедневного служения только одной мессы на А. К кон. Средневековья наряду с главным А. в западных храмах устраивалось несколько боковых А., напр. кафедральный собор Магдебурга и храм Пресв. Девы Марии в Данциге (совр. Гданьск) имели по 48 А. Древний принцип существования только одного А. в храме сохранялся на Западе в значении наличия главного А. в каждой катол. церкви.
Пространство, отделявшее верующих от алтаря, было в дальнейшем обозначено посредством канцеля (cancellus) — низкой балюстрады, разграничивавшей пресвитерий (где находился клир) и неф (где находились миряне), а также скульптурного или живописного изображения Распятия с предстоящими Богородицей и св. Иоанном Крестителем. Развитие этой тенденции на Востоке привело к появлению иконостаса, практически скрывшего А. от взоров молящихся. На Западе А. оставался открытым, однако со временем канцель превратился в монументальное сооружение с колоннами и архитравом, украшенным скульптурами. Канцель в осн. исчез из церк. архитектуры в эпоху барокко, его рудиментом в совр. храме является алтарная преграда (balaustra).
С XVI в. дарохранительница (tabernaculum) стала неотъемлемым компонентом А. К сер. XVIII в. положение дарохранительницы, возвышавшейся над А., стало общепринятой нормой, а в 1863 Конгрегация обрядов запретила все иные формы дарохранительниц. В эпохи Возрождения и барокко особенное распространение получили алтарные картины и ретабло, украшавшие А. С IV в. над А. часто сооружался киворий (алтарная сень); впоследствии это стало нормой при сооружении главных А. кафедральных соборов.
Инструкция по должному применению Конституции о священной Литургии Sacrosanctum Concilium, опубликованная Конгрегацией обрядов 26.09.1964, предписывала такое расположение А., чтобы месса могла совершаться священником лицом к молитвенному собранию. Однако окончательное решение этого вопроса оставлялось на усмотрение местных церк. властей. Статуи и другие худож. произведения инструкция рекомендовала располагать в отдалении, чтобы они не отвлекали внимание от самого А. Инструкция определяла как предпочтительное место хранения Св. Даров специальную Евхаристическую часовню или же отдельный А. Восстановление практики литург. сослужения нескольких священников сняло необходимость сооружения малых (боковых) А. В соответствии с Римским миссалом 1969, на А. должна совершаться только Евхаристическая литургия. Для совершения Литургии слова предусмотрен амвон.
Литург. нормы предписывают, чтобы А. был покрыт по меньшей мере одним покровом, а на А. (или вблизи него) находились свечи и крест.
Типология А. А. называется неподвижным (постоянным), если он прочно крепится к полу и потому недвижим, напротив, передвижной А. (напр. petra sacra) может быть перемещен в другое место. В вост. литург. традиции эквивалентом передвижного А. является антиминс. Согласно ККП, в каждом храме должен быть неподвижный А., в других местах, предназначенных для совершения священнодействий, — неподвижный или передвижной А. (CIC 1235 § 2).
Папскими А. являются главные А. пяти Римских патриарших базилик, а также главные А. базилик Св. Франциска и Ангельской Божией Матери (Санта Мария дельи Анджели) в Ассизи (Италия). Для совершения богослужений на этих А., предназначенных специально для Римского епископа, требуется особое разрешение. А. исповедания (altare confessionis) называется папский А. в базилике Св. Петра в Ватикане.
ККП 1983 запрещает помещать под А. тело усопшего (не провозглашенного блаженным или святым); в противном случае мессу на таком А. совершать нельзя (CIC 1239 § 2). Это требование не распространяется на те случаи, когда в криптах, расположенных под А., могут находится человеческие захоронения.
Освящение А. С кон. V в. церк. каноны предписывали совершать освящение А. В ККП говорится о том, что неподвижные А. должны быть освящены (dedicanda sunt), а переносные — освящены или благословлены (dedicanda aut benedicenda), согласно обрядам, предписанным в литургических книгах (CIC 1237 § 1). Неподвижный А. освящается епарх. епископом, однако в исключительных случаях освящение может совершить делегированный епископом священник. Благословение А. совершает ординарий или же делегированный им священник. В чин освящения А. входит специальная молитвенная формула, обряд помазания А. священным миром и окаждение А. В наст. время соблюдается древняя традиция положения под неподвижным алтарем мощей святых (CIC 1237 § 1). Вместе с тем Чин освящения церкви и алтаря (Ordo dedicationis ecclesiae et altaris) напоминает, что не мощи святых облагораживают А., но сам А. наделяет благородством гробницы святых, поскольку достоинство А. состоит в том, что он является местом Трапезы Господней и символизирует Самого Христа.
Художественное оформление А. Внешние стороны А. часто украшаются элементами накладного декора (колонками, полуколоннами или пилястрами), декоративными филенками, реже — орнаментом, крайне редко — скульптурным рельефом. Частым атрибутом декоративного убранства А. являются надписи: монограммы имени Иисуса Христа IHS, монограммы из греч. букв А и н (ср. Откр 1, 8), реже — монограммы имен святых, чьи реликвии находятся внутри А. Скульптура и живопись играет особую роль в оформлении пространства вокруг А. — апсидной стены, дарохранительницы, пресвитерия. С оформлением алтарного пространства связаны специальные жанры, в т.ч. алтарная картина. В наст. время традиция оформления А. развивается в сторону б?льшей строгости и лаконичности, поскольку ничто не должно отвлекать молящегося от совершаемого на А. таинства. В устройстве вост. храма важное композиционное и символическое значение имеет иконостас.
Лит-ра: Чукова Т.А. Алтарные преграды в зодчестве домонгольской Руси // Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995, с. 273–287; Беляев Л.А. Христианские древности. СПб., 2000; Bishop E. The Christian Altar // Liturgica historica. Ox., 1918, p. 20–39; Braun J. Der christliche Altar in seiner geschichtlichen Entwicklung. MЯ., 1924. 2 Bd.; DACL 3, 3155–89; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 490–553; Diekmann G. The Place of Liturgical Worship // Concilium 2 (1965), 67–107; Bouyer L. Liturgy and Architecture. Notre Dame (Ind.), 1967; NCE 1, 343–51; NCE 16, 7–8; Napier C. The Altar in the Contemporary Church // Clergy Review 57 (1972), 624–632; NDDC, 13–14.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
329.49 кб

На алтарь Отечества… дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг

Ткачёва Галина Анатольевна
На основе архивных материалов Министерства обороны, впервые вводимых в оборот, рассмотрены проблемы мобилизации дальневосточников, численность и состав призывников, количество потерь в годы Великой Отечественной войны.
Читать PDF
105.56 кб

СТЕПАНОВА ЕПИСТИНЬЯ ФЕДОРОВНА 1882–1969 ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ МАТЬ, ПОЛОЖИВШАЯ НА АЛТАРЬ РОДИНЫ ДЕВЯТЕРЫХ

Шпилянский Эдуард Маркович
Читать PDF
205.08 кб

«Алтарь Мероде» Робера из Кампена

Гаврилова Татьяна Алексеевна
В статье анализируется триптих «Алтарь Мероде».The article analyzes the triptych "The Altar of Merode".
Читать PDF
389.86 кб

Алтарь Святой Магдалины в Тифенбронне. История изучения и вопросы типологии

Белякова Ольга Юрьевна
Статья посвящена историографическому обзору материалов преимущественно немецких исследователей, связанных с известным произведением первой половины XV века алтарём святой Магдалины в Тифенбронне, по сей день находящимся в церкви б
Читать PDF
70.02 кб

Немецкий средневековый алтарь и архитектура собора: к вопросу о происхождении алтарных форм

Белякова Ольга Юрьевна
На примере алтаря святой Магдалины в Тифенбронне (первая половина XVI в.) в статье рассматривается феномен алтарной формы, характерной не только для Германии, но и других европейских стран указанного периода.
Читать PDF
205.19 кб

«Искреннее приношение свободного художника на алтарь брачного союза с трудовым государством»: случай

Круглова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются исторические и теоретические основания квалификации композитора С. Прокофьева как конформиста.
Читать PDF
261.49 кб

Алтарь мира в Риме: материалы к пособию для современного гида

Лунгина Дарья Андреевна, Чистосердов Михаил Сергеевич
Статья отражает современные тенденции в музеологии и научных направлениях, связанных с историко-культурным туризмом.
Читать PDF
1.75 мб

"Алтарь Доброй Судьбы" И. В. Гете: автономная форма в парковой среде

Федотова Елена Дмитриевна
«Алтарь Доброй Судьбы» был создан И.В. Гете в 1777 году в садике своего дома в Веймаре. Он исповедален, в нем воплотились философские мысли автора о природе, человеческой жизни, магии искусства, творческой силе художника.
Читать PDF
607.63 кб

МИСТЕРИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНАХ В. Я. БРЮСОВА «АЛТАРЬ ПОБЕДЫ» И «ЮПИТЕР ПОВЕРЖЕННЫЙ»

Золина Дарья Валерьевна
В статье исследуются мистериальные мотивы в «античных» романах В. Я. Брюсова «Алтарь Победы» и «Юпитер поверженный». Выявлены основные мистериальные мотивы «нисхождения» и «восхождения», раскрывающие духовный путь героя.
Читать PDF
102.85 кб

Алтарь победы

Караяни Александр Григорьевич
На примере вклада отечественной психологии в решение оборонных задач в годы Великой Отечественной войны анализируется прикладной потенциал психологической науки.
Читать PDF
147.73 кб

Семантика «Рубежей» в посвящениях главных алтарей Петропавловского храма г. Ярославля

Лётин В. А., Лётина Н. Н.
В статье рассматривается многоуровневая реализация так называемой семантики «рубежей» на примере Петропавловского храма г. Ярославля.
Читать PDF
535.65 кб

Публикация: «в современных учебных заведениях им зажжена лампада знания перед алтарем вечной истины»

Карпук Дмитрий Андреевич
В деле возрождения в 1946 г. Ленинградских духовных академии и семинарии огромная заслуга принадлежит выпускнику дореволюционной столичной академии митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию (Чукову).
Читать PDF
0.00 байт

А.А. МАСЛОВ. РЯДОМ С АЛТАРЕМ ПРЕДКОВ

С. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Лицом к алтарю

Василий Ермаков
Читать PDF
96.90 кб

Немецкие створчатые алтари последней четверти XV В. : изображения на оборотной стороне и их назначен

Василенко Наталья Владимировна
Автор исследует изображения на оборотной стороне немецких створчатых алтарей, их функции и место в общей иконографической программе памятников.

Похожие термины:

  • АЛТАРЬ МИРА АВГУСТА

    решение о строит. алтаря было принято сенатом в 13 до н.э. после победонос. возвращ. Августа из Галлии и Испании. 30.01.9 до н.э. состоялось торжеств. освящ. алтаря, постр. на Марсовом поле в Риме. Алтарь, во
  • ПЕРГАМСКИЙ АЛТАРЬ

    Большой алтарь Зевса (180 г. до н. э.) в г. Пергам. Ныне в Берлине. Опоясан грандиозным горельефным фризом, где с драматическим пафосом и динамикой изображена битва богов с гигантами.
  • Алтарь створчатый

    алтарь, состоящий из двух (диптих), трех (триптих) или нескольких (полиптих) створок со священными изображениями — живописными либо в виде скульптурных рельефов. Появился в IX в.; получил широкое рас
  • АЛТАРЬ УБИЕВ

       • Ara Ubi?rum,          первоначально алтарь, устроенный убиями, может быть, в честь Августа; впоследствии около алтаря возникло селение; оно находилось или близ Кельна (Colonia Agrippinensis), или, по Укерту,
  • ЖЕРТВЕННИК, АЛТАРЬ

    Быт 8:20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковч
  • Коган, Алтар Хунович

    Профессор кафедры патофизиологии 1-й Московской медицинской академии с 1967 г.; родился 5 июля 1919 г.; окончил с отличием Фрунзенский медицинский институт в 1942 г., кандидат медицинских наук, профессор;
  • Алтарная преграда

    невысокая преграда, отделяющая пресвитерий от остального пространства храма.
  • Алтарная сень

    надалтарная сень на алтарях старого типа – навес на четырех колоннах над дарохранительницей.
  • АЛТАРНИЦА

    чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: "КТИТОРСКАЯ".
  • Алтарная часть храма

    присвитерий та часть храма, в которой во время богослужения находится духовенство. В алтарной части храма установлен алтарь.
  • Мастер Литомержицкого Алтаря

    Mistr Litomerickeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по одному из главных своих созданий — многочастному алтарю церкви в г. Литомержице. Точных данных о времени, месте рождения и смерти маст
  • Мастер Тршебоньского Алтаря

    Mistr Trebonskeho oltare) Анонимный чешский живописец, названный так по главному произведению — многочастному алтарю, написанному для монастырской церкви г. Тршебонь в Южной Чехии (ок. 1380). Работал, по-видимо